"Сборник игр для развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по обучению грамоте ( группа) на тему
Предварительный просмотр:
.
Практические задания и игры на развитие фонематического слуха
«Услышишь — хлопни».
Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
«Кто больше?»
Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.
Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).
Цели: развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.
«Нужное слово».
Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.
Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
«Зоркий глаз»
Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.
Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
«Чудесный художник»
Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука (СНОСКА: Обозначение звуков см. в цветном приложении).
«Запоминайка».
Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.), например:
сад—сани
сок—шок
сумка—суп—сапоги
шапка—сын—шуба
При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.
«Бусы»
Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.
Ход игры. После слов ведущего:
- Рассыпались бусы... Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов), например:
на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука — ... на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло — ...
«Повтори и прибавь»
Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] —
жук
жук, жаба
жук, жаба, ужи
жук, жаба, ужи, ежи и т. д.
«Сложи звуки».
Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.
«Скажи наоборот».
Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.
Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О —...(О, И) У, О, А — А, О, У Э, Ы,И—... (И,Ы, Э)
2 вариант — с твердыми согласными звуками
ПА — АП | АП — ПА |
ПО — ...(ОП) | ОП—...(ПО) |
ПУ — ... (УП) | ЫП — ... (ПЫ) |
ПЭ— ...(ЭП) | УП—...(ПУ) |
ПЫ — ... (ЫП) | ЭП — ... (ПЭ) |
3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками
ПА — ПЯ | ПЯ — ПА |
ПУ — ... (ПЮ) | ПИ — ... (ПЫ) |
ПЭ—...(ПЕ) | ПЮ—...(ПУ) |
ПО—...(ПЁ) | ПВ— ...(ПО) |
ПЫ — ... (ПИ) | ПЕ — ... (ПЭ) |
Некоторые виды практических заданий и игр, направленных на закрепление образа буквы, развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики
«Сложи букву».
Вариант 1: выкладывание букв из палочек, геометрических фигур (по образцу, по памяти).
Вариант 2: карточки с буквами разрезаются на несколько частей, перемешиваются, и ребенку дается задание сложить знакомые буквы.
«Узнай букву».
Вариант 1: узнавание и обводка букв, написанных точками.
Вариант 2: нахождение знакомых букв в ряду правильно и неправильно написанных.
«Прятки»
Карточки с буквами частично закрываются «заборчиком», и дети должны узнать буквы по тем частям, которые остались видны.
«Путаница»
Узнавание букв, написанных с наложением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.
Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.
В данной работе собран и систематизирован материал по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...
Презентация на тему: "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста".
Учимся различать близкие по звучанию слова....
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является успешное развитие фонематического слуха....
Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"
В консультации описаны основные этапы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей детей компенсирующей группы "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с ТНР"
Многие родители полагают, что достаточно выучить рано с ребенком буквы, и он будет грамотно читать и писать. Однако получается так не всегда, если у ребенка есть нарушение фонематической системы, то п...