Звуковая карусель: 1. Гласные буквы и звуки.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Если условно разделить всю работу по общей теме "Звуки речи", то можно выделить в подготовке к ОГ два этапа:
* на первом этапе формируем умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, отрабатываем четкую артикуляцию звуков, уточняем их звучание. Без этих умений невозможно научить детей устанавливать последовательность звуков в слове;
* на втором этапе развиваем у детей умение последовательно вычленять и сочетать звуки в слова различной слоговой структуры - именно эти процессы лежат в основе формирования навыков письма и чтения.
Для анализа дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye_zvuki_i_bukvy.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Мы учим, вы повторяйте.
- Звук «А» – гласный звук, потому что, когда мы его произносим нам во рту ничего не мешает. Звук мы слышим и произносим.
Обозначаем красным квадратом.
2. Буква А а - гласная буква, она имеет один звук. Букву мы видим, пишем, читаем, делаем.
В букву А дощечку вбили, чтоб держала ноги шире.
Поиграйте с детьми.
- Игра «поймай звук»
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «А»: перечисляются любые звуки в хаотичном порядке.
- «С какого звука начинается слово?»
Найти из разного количества картинок, те которые начинаются со звука «А». Придумай свои слова, которые начинаются с этого звука.
- Найди звук «А» в своем имени и в именах близких тебе людей. Объяснить в какой позиции находится звук в слове.
- «Назови лишнее слово»
Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука)
Аня, август, осень, апельсин;
Дым, сыр, мак, сом.
Ира, ива, утка, Инна.
Игры детей с буквами:
- «Счетные палочки» дети выкладывают из счетных палочек букву. Обратить внимание на разные способы выкладывания одной и той же буквы.
- «Вычеркивалки» в любом тексте (в книге, газете, в журнале) найти букву А и зачеркнуть её.
- «Найди букву» Из множества букв (разрезной азбуки, набора магнитных букв, на кубиках и т.д.) найти, показать и назвать данную букву.
- Звуковой анализ ряда звуков
А У - первый звук А, второй звук У, всего два звука. (УА, АУ)
Мы учим, вы повторяйте.
1. Звук «У» – гласный звук, потому что когда мы их произносим нам во рту ничего не мешает. Звук мы слышим и произносим.
Обозначаем красным квадратом.
2. Буква У у - гласная буква, она имеет один звук. Букву мы видим, пишем, читаем, делаем.
У сучок в любом лесу, ты увидишь букву У.
Поиграйте с детьми.
- Игра «поймай звук»
Хлопни в ладоши, когда в услышишь звук «У»: перечисляются любые звуки в хаотичном порядке.
- «С какого звука начинается слово?»
Найти из разного количества картинок, те, в названии которых слышится
звук «У» в разных позициях слова. Придумай свои слова, в названии
которых слышится этот звук.
- Найди звук «У» в своем имени и в именах близких тебе людей. Объяснить в какой позиции находится звук в слове.
- «Назови лишнее слово»
Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука)
Улитка, карандаш, труба, капуста.
Дом, усы, петух, стул.
Кубики, книга, кенгуру, утка.
Игры детей с буквами:
- «Счетные палочки» дети выкладывают из счетных палочек букву. Обратить внимание на разные способы выкладывания одной и той же буквы.
- «Вычеркивалки» в любом тексте (в книге, газете, в журнале) найти букву У и зачеркнуть её.
- «Найди букву» Из множества букв (разрезной азбуки, набора магнитных букв, на кубиках и т.д.) найти, показать и назвать данную букву.
- Звуковой анализ ряда звуков
А И У - первый звук А, второй звук - И, третий - У всего три звука.
УА, ИА, АИУ, ИУА, УИА.
- Плавное пропевание звуков друг за другом на одном выдохе: АИУ, ИУА, УИА.
Мы учим, вы повторяйте.
1. Звук «О» – гласный звук, потому что когда мы их произносим нам во рту ничего не мешает. Звук мы слышим и произносим.
Обозначаем красным квадратом.
2. Буква О о - гласная буква, она имеет один звук. Букву мы видим, пишем, читаем, делаем.
У этой буквы нет конца, до того она кругла
До того она кругла, покатиться бы могла.
Поиграйте с детьми.
- Игра «поймай звук»
Хлопни в ладоши, когда в услышишь звук «О»: перечисляются любые
звуки в хаотичном порядке.
- «С какого звука начинается слово?»
Найти из разного количества картинок, те, в названии которых слышится
звук «О» в разных позициях слова. Придумай свои слова, в названии
которых слышится этот звук.
- Найди звук «О» в своем имени и в именах близких тебе людей. Объяснить в какой позиции находится звук в слове.
- «Назови лишнее слово»
Прослушать ряд слов и назвать лишнее.
Бревно, чайник, ножик, осень.
Торт, пушка, обруч, письмо.
Робот, крот, овощи, лиса.
Игры детей с буквами:
- «Слепи букву» из пластилина дети лепят букву О. Можно вырезать из бумаги, сделать из цепочки.
- «Вычеркивалки» в любом тексте (в книге, газете, в журнале) найти букву У и зачеркнуть её.
- «Найди букву» Из множества букв (разрезной азбуки, набора магнитных букв, на кубиках и т.д.) найти, показать и назвать данную букву.
Мы учим, вы повторяйте.
1. Звук «И» – гласный звук, потому что когда мы их произносим нам во рту ничего не мешает. Звук мы слышим и произносим.
Обозначаем красным квадратом.
2. Буква И и - гласная буква, она имеет один звук. Букву мы видим, пишем, читаем, делаем. Буква И наискосок примеряла поясок
Снизу вверх его тянула
К правой ножке вверху пристегнула.
Поиграйте с детьми.
- Игра «поймай звук»
Хлопни в ладоши, когда в услышишь звук «И»: перечисляются любые
звуки в хаотичном порядке.
- «С какого звука начинается слово?»
Найти из разного количества картинок, те, в названии которых слышится
звук «И» в разных позициях слова. Придумай свои слова, в названии
которых слышится этот звук.
- «Назови лишнее слово»
Прослушать ряд слов и назвать лишнее.
Пирожки, ивы, три, шарф.
Кубики, кит, батон, носки.
Паук, вилки, малина, книга.
Спички, иглы, нитки, сосиски.
- Звуковой анализ ряда звуков
А У - первый звук А, второй звук У, всего два звука.
АОУ, ИУА, ОИУ и т. д, ребенок плавно пропивает звуки друг за
другом
Игры детей с буквами:
- «Слепи букву» из пластилина дети лепят букву И. Можно вырезать из бумаги, сделать из цепочки.
- «Вычеркивалки» в любом тексте (в книге, газете, в журнале) найти букву И, обвести её красным карандашом.
- «Найди букву» Из множества букв (разрезной азбуки, набора магнитных букв, на кубиках и т.д.) найти, показать и назвать данную букву.
- «Звуко-буквенный ряд» взрослый называет ряд звуков, ребенок выкладывает ряд выученных букв.
Мы учим, вы повторяйте.
1. Звук «Ы» – гласный звук, потому что когда мы их произносим нам во рту ничего не мешает. Звук мы слышим и произносим.
Обозначаем красным квадратом.
2. Буква Ы ы - гласная буква, она имеет один звук. Букву мы видим, пишем, читаем, делаем. Ах, бедняжка буква Ы
Ходит с палочкой, УВЫ!
Поиграйте с детьми.
- Игра «поймай звук»
Хлопни в ладоши, когда в услышишь звук «Ы»: перечисляются любые
звуки в хаотичном порядке.
- «Найди звук в слове»
Найти из разного количества картинок, те, в названии которых слышится
звук «Ы». Определить нахождение звука «Ы» в слове в середине и в конце, т. к. вначале слова этот звук не стоит.
- «Измени слово»
Добавить звук «ы»: стол, слон, кот, конфета, гриб и т. д.
Убрать звук «ы»: зубы, корзины, усы, камыши, шары и т. д.
- Звуковой анализ ряда звуков
А У - первый звук А, второй звук У, всего два звука.
АОУ, ИУА, ОИЫ, ИЫУАО и т. д. ребенок плавно припевает звуки друг за
другом и выкладывает ряд нужных букв.
Игры детей с буквами:
- «Слепи букву» из пластилина дети лепят букву Ы. Можно вырезать из бумаги, сделать из цепочки, из разной крупы.
- «Вычеркивалки» в любом тексте (в книге, газете, в журнале) найти букву Ы, обвести её красным карандашом.
- «Найди букву» Из множества букв (разрезной азбуки, набора магнитных букв, на кубиках и т.д.) найти, показать и назвать данную букву.
- «Звуко-буквенный ряд» взрослый называет ряд звуков, ребенок выкладывает ряд выученных букв.
Мы учим, вы повторяйте.
1. Звук «Э» – гласный звук, потому что когда мы их произносим нам во рту ничего не мешает. Звук мы слышим и произносим.
Обозначаем красным квадратом.
2. Буква Э э - гласная буква, она имеет один звук. Букву мы видим, пишем, читаем, делаем. Эхо! Эхо! Вот потеха
Это эхо, каждый раз передразнивает вас.
Поиграйте с детьми.
- Игра «поймай звук»
Хлопни в ладоши, когда в услышишь звук «Э»: перечисляются любые
звуки в хаотичном порядке.
- «Найди звук в слове»
Найти из разного количества картинок, те, в названии которых слышится
звук «Э» в разных позициях слова. Придумай свои слова, в названии
которых слышится этот звук.
- «Назови лишнее слово»
Прослушать ряд слов и назвать лишнее.
Эстрада, алоэ, обувь, электрик.
Поэт, вагон, экскаватор, экипаж.
Экскурсовод, кран, каланхоэ, рэкет.
Этажерка, Эва, аэропорт, стол.
- Звуковой анализ ряда звуков
А У - первый звук А, второй звук У, всего два звука.
АОУ, ИЭИУ, ОУЭИА, ЭИЫУАО и т. д. ребенок плавно припевает звуки
друг за другом и выкладывает ряд нужных букв.
Игры детей с буквами:
- «Слепи букву» из пластилина дети лепят букву Э. Можно вырезать из бумаги, сделать из цепочки, из разной крупы.
- «Вычеркивалки» в любом тексте (в книге, газете, в журнале) найти букву Э, обвести её красным карандашом.
- «Найди букву» Из множества букв (разрезной азбуки, набора магнитных букв, на кубиках и т.д.) найти, показать и назвать данную букву.
- «Звуко-буквенный ряд» взрослый называет ряд звуков, ребенок выкладывает ряд выученных букв.
Мы учим, вы повторяйте.
- Звуки А, О, У, И, Э, Ы – гласные звуки, потому что когда мы их произносим нам во рту ничего не мешает.
Обозначаем красным квадратиком.
- Поиграйте с детьми.
- Игра «поймай звук»
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук А (О, У, И, Э): перечисляются звуки
- Выделить в каждом слове гласный звук.
Мак, рак, лук, машина, торт, кабан, лиса, жираф.
- Придумай свои слова со звуками А, О, У, И, Э и определить где находится звук в слове (в начале, середине, в конце слова)
Например: Капуста – звук У находится в середине слова.
- Прослушать ряд слов и назвать лишнее (начинающееся с другого звука):
Аня, август, осень, апельсин;
Оля, уши, овощи, окна;
Ира, ива, Инна, утка;
Осень, усики, улитка, уши.
- Закончить предложение одним словом; назвать первый звук в каждом из этих слов.
Солдат стреляет из ……(автомата). Наступила золотая ….(осень).
У зайца длинные….(уши). В огороде выросли ….(овощи)
Ученик учит …(уроки). Мише купили новую …(игрушку)
- Произнести начало слова, а ребенок договаривает последний слог: называет последний звук:
Кенгу….(ру), сапо…(ги), моло…(ко), ру..(ка).
- Выполнить звуковой анализ из ряда звуков
А У И – 1-гласный, 2-0 гласный, 3- И гласный, всего три звука.
3. Учим буквы А, О, Ы, И, У, Э.
Выкладывать буквы из палочек, лепить из пластилина, находить в заголовках газет.
Запись букв на листе в клетку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра "Гласные буквы и звуки"
Закреплять знания о гласных звуках и буквах; учить соотносить звук и букву. Закреплять умение называть слова с заданным звуком и определять место звука в слове....
Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"
Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...
Конспект занятия: "Гласные буквы и звуки" подготовительная группа
Занятие по развитию речи и начала грамоты. Диференциация гласных звуков и букв....
Презентация проекта "В мире гласных букв и звуков"
Возраст детей 5-7 лет - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. В современной педагогике существует ряд проблем готовности ребенка к школе, ...
Рекомендации для родителей по теме "Гласные буквы и звуки"
Для детей подготовительного к школе возраста...
Рекомендации для родителей по теме "Гласные буквы и звуки"
Для детей подготовительного к школе возраста...
Памятка. Гласные буквы и звуки.
Очень часто встречаю детей, которые путают понятия гласная буква и гласный звук. Я объясняю тему гласных букв и звуков буквально на пальцах. У нас 2 ладошки. На них 10 пальцев. Гласных букв тоже 10. О...