Статья "Индивидуальная работа по развитию математических представлений и способностей у детей старшего дошкольного возраста"
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Богданова Нина Александровна

Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений. Не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в это области весьма скромны).

         Задачи воспитателя детского сада, проводящего занятия по математике, - включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала. Для этого прежде всего надо хорошо знать индивидуальные особенности детей, отношение их к таким занятиям, уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала. Индивидуальный подход в проведении занятий по математике дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.

       

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_no_1.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Индивидуальная работа по развитию математических представлений и способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила

Воспитатель ГБДОУ №43

Богданова Нина Александровна

г. Колпино Санкт-Петербург


        Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений. Не следует думать, что развитое логическое мышление – это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в это области весьма скромны).

        Задачи воспитателя детского сада, проводящего занятия по математике, - включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала. Для этого прежде всего надо хорошо знать индивидуальные особенности детей, отношение их к таким занятиям, уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала. Индивидуальный подход в проведении занятий по математике дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества.

        В соответствии с индивидуальными особенностями всех детей группы и в целях удобства планирования и организации занятий воспитатель для себя может разделить детей на несколько подгрупп.

        К одной подгруппе можно отнести тех детей, у которых замечается большая активность и интерес к занятиям, а также творческий характер применения полученных знаний и умений. Таким детям следует предоставлять возможность шире проявлять свой интерес, развивать этот интерес, для чего давать им более сложные задания, предъявлять к их ответам повышенные требования. Воспитание самостоятельности и активности детей в процессе занятий по математике – важное условие подготовки их к успешному обучению к школе.

        К другой подгруппе отнесем тех детей, активность которых внешне не проявляется. Они не поднимают рук, но, так как всегда внимательны, отвечают правильно и умеют найти верное решение предложенной задачи. Но некоторые из них затрудняются в придумывании задач, стараются прибегнуть к аналогии. В таких случаях рекомендуется развивать инициативу, поощрять начинания ребят, укреплять уверенность в своих силах.

        Третью подгруппу составляют дети, у которых замечается ложная активность. Индивидуальная работа с отстающими детьми приносит положительные результаты тогда, когда ребят систематически упражняют в счетных навыках в повседневной жизни, а не только на занятиях по математике. Индивидуальная работа невозможна без проникновения в их мир, в переживания каждого ребенка, без понимания его настроения.

        При работе с детьми большое внимание должно уделяться индивидуальной работе вне занятий, в свободные отрезки времени. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Дидактические игры оправдывают в решении задач индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время, так как систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку.

        Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.

        Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

- игры с цифрами и числами;

- игры – путешествия во времени;

- игры на ориентирование в пространстве;

- игры с геометрическими фигурами;

- игры на логическое мышление.

        К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница», «Исправь ошибку», «Убираем цифры», «Назови соседей» дети учатся свободно оперировать числами и сопровождать словами свои действия. Такое разнообразие игр помогает детям усвоить программный материал.

        Вторая группа математических игр служит для знакомства детей со временем, с днями недели, с названием месяцев года. Такие игры, как «Живая неделя», «Назови скорее», «Сколько времени?», «Назови пропущенное слово», «Круглый год», «Двенадцать месяцев» помогают детям быстро усвоить временные понятия.

        В третью группу игр входят игры на ориентирование в пространстве. Задачей этих игр является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи этих игр дети овладевают умением определять словом положения того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: «Найди похожую», «Расскажи про свой узор», «Мастерская ковров», «Художник», «Путешествие по комнате». Играя в эти игры, дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

        Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: «Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?» (поверхность крышки стола, лист бумаги). При работе с детьми можно использовать такие игры, как «Составь квадрат», «На что похожи?», «Составь прямоугольник, треугольник», «Танграм», «Геометрическая мозаика».

        Дидактические игры на развитие логического мышления в дошкольном возрасте у детей начинают формировать элементы логического мышления, то есть формируют умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры, как «Найти нестандартную фигуру, чем отличаются?», «Мельница». Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

        В заключении хочу сказать, что все полученные детьми знания и умения подготавливают их к усвоению более сложных математических задач на следующей ступени развития. А это значит, что, формируя элементарные математическ4ие представления в детском саду, мы готовим ребенка к изучению математики в школе.


Литература.

  1. Дурова Н.В., Новикова В.П.  Развивающие упражнения для подготовки детей к школе. – М.: Школьная Пресса, 2009.
  2. Новикова В.П. Математика в детском саду. 6-7 лет. Конспекты занятий. – М.:  Мозаика – Синтез, 2008.
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду. / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.
  4. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений. – М.: ВАКО, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект НОД по развитию математических представлений «Приключения муравьишки» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию математических представлений с использованием ИКТ для старшей возрастной группы...

Степ-аэробика как средство развития и совершенствования координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка раздела  общеобразовательной программы дошкольного образованияОбразовательная  область «Физическое развитие»Выполнила: инструктор по физической культуре Ю.А. Чибриков...

"Развитие образных представлений и творческих проявлений детей старшего дошкольного возраста в музыкально-ритмических движениях"

В методической разработке собран обширный методический материал с подробными перспективными планами, конспектами занятий, развлечений, праздников по теме материала....

Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через интегрированные подходы к экологическому и художественно-эстетическому образованию ________________________________________

Как показывает практика работы, дети глубже усваивают полезную информацию, при условии ее проникновения во все виды деятельности: игровую, практическую, театрализованную, музыкальную, изобразительную....

Доклад к педсовету «Индивидуальная работа по развитию математического представления и способностей у детей дошкольного возраста»

Доклад к педсовету«Индивидуальная работа по развитию математического представления и способностей у детей дошкольного возраста»...

Презентация «Индивидуальная работа по развитию математического представления и способностей у детей дошкольного возраста»

Презентация «Индивидуальная работа по развитию математического представления и способностей у детей дошкольного возраста»...