«Знакомство с растением Зимнего сада - Геранью. Создание сказки «Как Герань помогла Гале выздороветь»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Петухова Светлана Михайловна

конспект занятия по обучению грамоте. Звук, буква Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_rasteniem_zimnego_sada_-_geran.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Знакомство с растением Зимнего сада - Геранью. Создание сказки «Как Герань помогла Гале выздороветь»

Цель: познакомить с растениями зимнего сада, в частности с геранью. Познакомить с историей герани. Закрепить знание о букве Г (звуке Г), называть слова с заданным звуком, определять место звука в слове. Упражнять в слитном чтении слов с данными звуками. Закрепить знания  о структуре сказки, развивать умение составлять сказку. Развивать связную речь.

Оборудование: иллюстрации «Герань», комнатное растение герань, картинка цветущего растения, изображение буквы Г, изображение Голубой планеты, предметные картинки, карточки с текстом для чтения, альбомные листы, материал для рисования.

Методы и приемы:

I. Методы организации и осуществления деятельности. 
1. Аспект восприятия и передачи информации: 
• словесные: беседа, рассказ 
• наглядные: демонстрация, иллюстрация 
• практические: упражнения 
2. Аспект мышления: 
• репродуктивные (воспроизведение): действия по образцу. 
3. Аспект управления: 
• работа под руководством педагога 
• самостоятельная работа: творческая работа 
  II. Методы стимулирования и мотивации деятельности 
• интереса к учению: творческие задания, загадки, 
• долга и ответственности: единые требования и контроль над их выполнением, поощрение и порицание, разъяснение общественной и личной значимости знаний, умений и навыков. 
  III. Методы контроля и самоконтроля 
• устный: фронтальный и индивидуальный опрос, наблюдение за ребятами 
• практический: проверка умений и навыков 
  IV. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю 
• метод личного примера 
• убеждения: инструктаж 
 V. Методы регулирования и стимулирования поведения и деятельности 
• поощрение, замечание, наказание, создание ситуации успеха и доверия, поддержка положительных проявлений. 

Ход занятия:

Педагог приглашает детей в круг

- Добрый вечер. Я рада новой встрече с вами. Какое у вас настроение? (ответы) Тогда начнем нашу зарядку.

Дети выполняют упражнения: разогревают ладони, массируют пальцы, снимают напряжение с рук.

-Садимся на места.

Проверяй, скорей, дружок:

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Карандаши, тетрадка?

Все ль тихонечко сидят

И внимательно глядят?

- Сегодня мы продолжаем наше путешествие по Голубой планете. Кто живет на Голубой планете? На какой звук начинается имя мальчика? (Г). Расскажите мне про этот звук (согласный, звонкий, может быть мягким и твердым).

Давайте покажем Гоше, как мы научились читать.

Детям предлагаются карточки для чтения. Педагог направляет, помогает.

- Замечательно. Теперь и Гоша сможет так же научиться читать. У Гоши есть знакомая девочка Галя. У нее есть очень красивый цветок. А какой, попробуйте догадаться.

Мой цветок бывает разным –
Белым, розовым и красным.
Шапки крупные соцветий
Знают взрослые и дети.
А ещё меня все тут
“Журавлиный нос” зовут. (герань)

Если дети затрудняются, педагог загадывает еще несколько загадок.

Приятный запах в домике.
Сказать откуда? Глянь-
В горшке на подоконнике
Душистая... (Герань). 

- Конечно, это герань (показывает иллюстрацию и комнатное растение) Расскажите мне про герань, какая она? (варианты ответов). Что бы вы хотели узнать про герань? (ответы детей)

Далее следует рассказ педагога о происхождении герани.

У многих цветоводов дома растёт простое и неприхотливое растение – герань. А знаете ли вы, что герань – это прославленный лекарь, способный бороться со многими недугами?

Название «герань» греческого происхождения, в переводе означает «аист». Наверное, это связано с тем, что её плоды чем-то напоминают птицу с длинным клювом. В разных странах герань называют по-своему. Например, у немцев она – «аистиный нос», у англичан – «журавельник», в Болгарии – «здравница», а в наших российских деревнях можно услышать название «журавлик».

Герань, в том виде, каком мы знаем её сейчас, вывел известный английский садовод Джордж Традескан. Она была его любимейшим детищем, каждый новый сорт он называл то бабочкой, то ангелом. Вершина его мастерства – королевская герань. Она сразу же стала, если так можно выразиться, фавориткой короля, так как быстро излечила его от бессонницы. Соцветия герани источают аромат, который успокаивает расшатанные нервы и помогает уснуть.

Мужчины же клали листья герани за обшлага рукавов. Помимо красоты и аромата, которые щедро дарила герань, она также являлась своеобразным оберегом от вшей и блох. Придворные лекари научились делать из сока герани, в сочетании с различными маслами, целебные бальзамы и мази, при помощи которых они лечили ожоги, раны, язвы, воспаления. Помогла герань и нашему императору Петру Первому, который долгое время страдал от болей в стопе в связи с вросшим в палец ногтем. Один из заморских лекарей, увидев это, сделал ему подарок – бутылочку с маслом герани. Несколько компрессов избавили Петра Первого от хромоты и болей.

 Использование пахучих компрессов вытягивали гной из ран и заживляли язвы на теле. Всего лишь две-три капли масла герани, закапанные в нос, избавляли от насморка, введённые в ухо – успокаивали боль в нём. Несколько капель масла, нанесённые на виски, помогают бороться с головной болью, хандрой, плохим настроением.

Священники считали герань «чистым» средством для борьбы с нечистыми силами.

В средневековье в Европе герань ставилась на окна как отпугивающее мух и комаров средство, а заодно и как защита от чёрной магии.

У всех народов и во все века герань по праву считалась природным стимулятором, удаляющим яды, снимающим стресс, успокаивающим головную боль. И поныне она не теряет своего заслуженного звания домашнего лекаря. Герань очищает воздух, благотворно воздействует на нервную систему человека. Запах герани убаюкивает и успокаивает.

Вопросы по тексту.

- Галя  очень любит сочинять сказки, и ей хотелось бы сочинить сказку про себя и про то, как герань помогла ей справиться с болезнью. Можем ли мы Гале помочь? Давайте вспомним, как строится сказка?

Попробуем составить алгоритм написания сказки.

1 Сказка начинается с присказки.

Что же такое присказка?

    2. Сказка начинается с главного героя - Кто он?

   . Выбрав главного героя, необходимо ответить на вопрос -  Какой он?

И такой необязательный вопрос из предыстории – А откуда он взялся?

3. Далее идет развитие сюжета.

4. Кульминация. Что случилось с главным героем?

- Перед тем как сочинять сказку, нужно немного отдохнуть.

Проводится физминутка.

- Как назовем нашу сказку?

- Кто главный герой в нашей сказке? (Герань и Галя) Какие они?

Давайте теперь попробуем сочинить про Герань  и Галю сказку.

Все, что вы будете говорить,  буду записывать, а потом мы это оформим как книжку – малышку.

Дети сочиняют сказку, педагог записывает за ними. После составления сказка прочитывается педагогом, дети вносят изменения.

Сказку мы сочинили интересную. Но чего-то не хватает. Чего? (варианты ответов) Все детские книги имеют иллюстрации, а у нашей книги не будет….Жаль. Мы можем это исправить? Как?

Педагог предлагает детям нарисовать иллюстрации к своей сказке.

Итог занятия. О чем мы сегодня узнали?  Кто сегодня был самым активным? А кто самым внимательным? Давайте вернем герань к себе домой, пусть будет со своими друзьями (дети возвращают растение в зимний сад). О каком растении вы бы хотели еще узнать?

-Спасибо всем за работу и до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с растением Зимнего сада – Фиалкой узамбарской. Создание сказки «Как фиалка помирила Федю и Дашу»

конспект занятия для старших дошкольников по обучению грамоте. Звук, буква Ф...

Знакомство с Олимпийскими зимними видами спорта через организацию физкультурных досугов в детском саду.

Знакомство с Олимпийскими зимними видами спорта через организацию физкультурных досугов в детском саду....

Сказка пятая, про девочку Галинку и волшебное окошко

В сказке рассказывается о том, как  хорошо, когда никто не капризничает, и как важно любить природу и свою бабушку....

Сценарий экологической сказки « Как мы помогли Родничку»

В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства э...

Сценарий кукольного театра в детском саду. Средний возраст " Сказка о том ,как друзья - зверята помогли зайцу"

Сценарий кукольного театра в средней группе. "Сказка о том, как друзья - зверята помогли зайцу."...

алгоритм создания сказки в детском саду

Материал предназначен для воспитателей, и педагогов детского сада. Подробное сопровождение о создании сказки вместе с детьми на занятиях....

Музыкально-экологическая сказка "Как Тучка помогла детям спасти природу". Авторы: Колесова Ольга Александровна (воспитатель), Демиденкова Елена Вячеславовна (музыкальный руководитель), ГБОУ Школа №1995 г. Москвы

Замечательный русский писатель М.Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать ...