«Путешествие в осенний лес»
план-конспект занятия по обучению грамоте на тему
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_osenniy_les.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №10»
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности 5-6 лет
«Путешествие в осенний лес»
Воспитатель:
Румсевич А.А.
Алексин, 2014 г.
Цель:
- Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять знания детей о гласных звуках.
- Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.
- Познакомить детей с новым словом «артикуляция».
- Продолжать учить определять количество слогов в слове.
- Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.
- Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ.
- Учить составлять предложение.
Развивающие:
- Развивать речь, внимание, мышление.
- Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Методические приёмы:
- Музыкальное сопровождение.
- Словесный (вопросы, объяснение).
- Наглядный (картинки, показ артикуляции).
- Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук», «Чудесный мешочек»).
- Практический (упражнения).
- Наблюдение за работой детей, советы.
Оборудование:
Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь»: «Про следы», Три желания», знаки-символы звуков (звуковички), кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, большая картинка с изображением игрушек, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, нарисованная корзина с грибами, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.
Раздаточный материал: карточки (осенние листья) с картинкой и схемой, касса букв и слогов, фишки для звуко-буквенного анализа, природный и бросовый материал для выкладывания букв.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (осень)
- Назовите приметы осени? (желтеют листья...)
- Закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (фон - звуки осеннего леса)
Осень в лесу!
Заходим в осенний лес!
Много здесь вокруг чудес!
Вот берёзки золотые шумят
Под берёзками грибочки стоят
В корзинку прыгнуть хотят!
(в этот момент появляется корзинка)
- Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!
- Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь»: песенка «Про следы»)
- Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!
- Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)
- Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.
- Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)
- Звуковички так дружно сидят в корзинке, помогите узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук)
- Что нам помогло узнать звуковичков?
- Правильно, по положению губ. А по другому, ребята, это называется АРТИКУЛЯЦИЯ. Новое для вас слово, вместе повторим это слово.
- Это, ребята, работа органов речи при произнесении звуков. Вспомним, какие органы речи помогают нам произносить звуки?
- Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)
Пальчиковая гимнастика:
Звуки ГОЛОСА польются,
Их читаем, как поём, (плавным движением руки дети показывают, как льются звуки)
Звуки ГЛАСНЫМИ зовутся,
В каждом слове их найдём.
А, О, У, Э, И, Ы – (дети загибают пальцы)
ГЛАСНЫЕ пропели мы.
- Каким цветом обозначаются гласные? (красным) Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!
- Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)
- Ребята, Маша оставила в корзине «Волшебные конверты». Возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет)
- Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!
- Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы - пишем и видим)
Игра «Найди пару»
- Посмотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Давайте их соберём в один букет. Возьмите по одному листочку.
- А листики необычные, с картинками на обратной стороне.
- Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.
- А сейчас мы потанцуем с листочками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.
- Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облако; индюк, эскимо))
- Алина и Кирилл, какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)
- Вероника и Настя, почему вы не нашли себе пару? (названия картинок начинаются с разных звуков)
- Ребята, почему нам не повстречалась картинка, название которой бы начиналось со звука [ы]?
(звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)
Игра «Найди звук»
- Ветерок принёс нам ещё листочки. (на столах)
- А как называется явление природы, когда листья опадают, летят, летят и кружатся?
- Правильно! Это листопад.
- Звуковички заскучали и хотят с вами поиграть, проходите за столы.
(дети парами садятся за столы)
- С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим - [э], ... [и], ... [ы] .
- На ваших листочках изображены картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)
- Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующую клеточку.
- Каким цветом?
Следить за осанкой детей.
Игра «Раздели слово на слоги»
(Одного ребёнка воспитатель вызывает к доске: в слове «игрушки» найти звук [и], обозначить фишками на схеме место звука в слове)
- Определим с вами, слово «игрушки» длинное или короткое слово?
- Докажите! Что нужно сделать?
- Правильно! Разделить слово на части, или слоги. Сколько слогов?
(дети хлопками определяют количество слогов в слове)
- Ребята, как ещё узнать сколько слогов в слове?
- Молодцы!
Игра на развитие мелкой моторики рук «Выложи букву»
- Ребята, переверните листья, какие они на ощупь?
- Предлагаю вам выложить любую букву на бархатистых листочках для Звуковичков из природного и бросового материала, который вы видите на столе. (на тарелочке лежат пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т. д.)
Физкультминутка «Дождик».
- Ребята, вернёмся с вами в лес, может, встретим Машу и Мишу. (дети выходят на ковёр)
- Ой, смотрите, закапал дождь. (ладошки в стороны, поочерёдно
Капля раз, капля два прыгая с ноги на ногу)
Очень медленно сперва (тоже самое)
А потом, потом, потом (руки сгибаются в локтях)
Всё бегом, бегом, бегом (бег с ускорением на месте)
Мы зонты свои раскроем (остановиться, руки в разные стороны)
От дождя себя укроем. (изображается над головой вид «зонтика»)
Звукобуквенный анализ слова АУ.
- Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, возможно, она заблудилась.
- Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие? (звуки [а] и [у])
- Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)
- Правильно! Это слово АУ.
- Произнесём это слово тихо..., а теперь громко...
- Никто не откликается.
- В таком случае, выложим это слово с помощью фишек и букв. (дети садятся за столы)
- Слово обозначим длинной полоской, вы выкладываете у себя на столе, а я - на доске.
- Сколько слогов в слове АУ? (2)
- Верно!
- Из скольких звуков состоит это слово?
- Какой первый звук?
- Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?
- Какой второй звук в слове АУ? (воспитатель вызывает ребёнка)
- Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы протяжно поёте каждый звук в слове.
- А теперь обозначим звуки буквами. (воспитатель вызывает ребёнка)
- Открываем кассу букв. Какой буквой обозначим первый звук?
- Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.
- Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и Миши.)
- Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается, они грибы собирали, вот и набрали целую корзину.
- Они так рады встрече и хотят поиграть с вами, предлагают разгадать ребус.
- Что это? (картинки: кукла, мяч, корзинка с грибами)
- Кто это? (Маша, Медведь)
- А сейчас я добавлю буквы, посмотрим что же получится?
У И .
А У .
- Что у нас получилось? (Предложения: У Маши мяч и кукла. А у Миши корзина с грибами.)
- Предложение - это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.
- Попробуем поменять слова в предложении. (дети сами меняют слова и читают предложения)
- Молодцы, ребята!
Итог занятия.
- Какие звуки мы вспомнили?
- С каким новым словом познакомились?
- Чем звуки обозначаются на письме?
- Чем звуки отличаются от букв?
- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?
- Что вызвало трудности?
Рефлексия.
- Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные. Посмотрим.
- Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостный смайлик, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивый смайлик, а если совсем трудно – грустный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес"
"путешествие на паровозике"...
Осенний праздник в средних группах "Путешествие в осенний лес"
"Путешествие в осенний лес" праздник в средних группах...
Интегрированная образовательная деятельность на тему"Путешествие в осенний лес" в рамках тематической недели "Осени прощальные мотивы"
Интегрированная образовательная деятельность на тему «Путешествие в осенний лес» в рамках тематической недели «Осени прощальные мотивы».Программное содержание:1. Здоровье. Сохранять и укреплять физиче...
Сценарий осеннего праздника для второй младшей группы "Путешествие в осенний лес"
Сценарий осеннего развлечения разработан для младших дошкольников с учётом возрастных особенностей детей....
Конспект интегрированного занятия "Чтение стихов об осени. Путешествие в осенний лес" .
Это занятие для детей второй младшей группы....
Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)
Сценарий осеннего праздника "Путешествие в осенний лес" (разновозрастная группа)...
Осенний праздник для детей 2 младшей группы "Осеннее путешествие в осенний лес"
Сценарий раскрывает встречу детей с Осенью. В доступной форме дети знакомятся с осенним временем года. В прцессе праздника дети просматривают кукольный спектакль. Цель праздника: воспитывать ком...