Использование ИКТ в НОД по образовательной области "Коммуникация"
статья по обучению грамоте на тему
Основные принципы использования ИКТ для развития речи дошкольников и обучения грамоте и примерный перечень компьютерных программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в НОД по образовательной области «Коммуникация»
В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества без информационно-коммуникационных технологий.
Особое внимание уделяется использованию ИКТ в образовательной деятельности с дошкольниками в области «Коммуникация». Мультимедиа дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации, звука. Детей привлекает новизна данной деятельности. В группе создается обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить эмоции от увиденного своими словами, с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому.
К набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями необходимо отнести следующее:
1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука позволяет воссоздавать реальный предмет или явление;
2. Использование компьютера позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению;
3. ИКТ вовлекают детей в воспитательно-образовательный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
4. Обучение с применением компьютера способствует формированию у детей рефлексии. Учебные программы дают возможность наглядно представить результат своих действий, возможность исправить ошибку, если она сделана.
Использование ИКТ в образовательной деятельности в области «Коммуникация» позволяет:
- предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что
вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
- ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый
материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
- поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности.
А ведь ещё К.Д. Ушинский говорил:
« Учите ребёнка каким – нибудь
известным ему пяти словам – он
будет долго и напрасно мучиться, но
свяжите двадцать таких слов с
картинками, он усвоит на лету».
Используя ИКТ, необходимо внимательно подойти к критериям отбора нововведений, учитывая интересы и потребности развития самих детей, рассматривая самые разнообразные комбинации соотношений, изменения в содержании воспитательно-образовательном процессе детского сада.
Я хочу представить систему работы с использованием ИКТ, её применение в образовательной области «Коммуникация».
1.Использование развивающих компьютерных программ.
В настоящее время на рынке мультимедийных программных продуктов ассортимент развивающих программ для дошкольников достаточно широк. Но не все из них способствуют развитию и формированию психических процессов ребенка, его умственных способностей, раскрытию творческого потенциала. Из всего многообразия программных продуктов, мною были выбраны развивающие программы мультимедийного издательства «Новый Диск». Они могут быть эффективно использованы в дошкольном образовании с целью развития ребенка.
Программно-методический комплекс (ПМК) по «Развитию речи». Он включает в себя диск с программой и методическое пособие для образовательного учреждения.
ПМК используется в работе образовательной деятельности по развитию речи и подготовке к обучению грамоте.
Программа является многопользовательской, адаптирована для использования с интерактивной доской, предназначена для эффективного речевого развития детей от 3 лет посредством интерактивных возможностей:
- использование программы способствует развитию у детей слухового восприятия,
- формированию навыков звукового анализа и синтеза, правильного произношения звуков, слогов, слов;
- развитию умения связано говорить, самостоятельно строить предложения;
- наличие несколько уровней сложности в каждом задании позволяет осуществлять индивидуализацию обучения;
Программа включает следующие разделы:
- неречевые звуки: Знакомство со звуками предметного мира и мира природы.
- звукоподражание: Знакомство со звуками животного мира.
- речевые звуки: Развитие навыков распознавания и правильного
произношения звуков русского языка.
- развитие связной речи: обучение построению предложений (от
словосочетания до текста)
5. специальный «Интерактивный раздел» позволяет создавать свои
задания и дидактические материалы, делать подписи и рисунки поверх учебного материала, выводить на печать.
Работа с программой предполагает многообразные формы деятельности детей: речевая, познавательная, практическая.
Использование данного ПМК в образовательной деятельности по развитию речи вызывает не только широкий положительный отклик у детей, а также способствует усвоению речевого материала на высоком уровне.
Б). Программа «Готовимся к школе с Зайкой Всезнайкой!» разработана при активном участии профессиональных педагогов и детских психологов. В процессе создания игры учитывались пожелания родителей, учителей и непосредственно детей, что позволило добиться максимальной эффективности использования образовательного продукта.
Кроме компьютерного диска с заданиями в продукции содержатся наглядные пособия-карточки с яркими картинками, песенками, которые помогают ребенку быстрее закрепить изученный материал.
«Зайка–Всезнайка» прививает ребенку навыки самостоятельных ответов, способствует развитию фонематического слуха, устной речи, пополняет словарный запас.
2.Интерактивный DVD.
Это замечательный продукт из серии «Чудо-малыш - Учись как в сказке», состоит из 5-ти интерактивных DVD дисков. Предназначена для детей от 9-ти месяцев до 7 лет.
Интерактивные диски DVD комплектуются аудиодиском с записью текстов сказок. После каждого мультфильма-сказки предлагаются интерактивные упражнения, соответствующие возрасту ребенка.
«Чудо- малыш» не только раскрывает перед ребенком удивительной мир сказки («Сказка о рыбаке и рыбке», «Заячья избушка» и др.), но и предоставляет широкие возможности для запоминания её содержания.
Благодаря предложенным заданиям, воспитатель может провести большую словарную работу, работу над формированием грамматически правильной речи в рамках данного текста с использованием фрагментов иллюстраций к произведению.
Детям очень нравится красочное изображение сюжетов любимой сказки на экране, и они с большим желанием отвечают на вопросы по содержанию литературного произведения, пересказывают сказки, опираясь на ту схему, которую предлагают авторы этого учебного материала.
Интерактивный DVD. Готовимся к школе. Учим буквы.
Данная программа серии «Готовимся к школе» для детей старше 3 лет поможет ребятам выучить русский алфавит. Интерактивная DVD-игра превратит учебу в увлекательное путешествие по сказке!
Обучающая программа разработана на основе красочного мультфильма о веселых зверюшках. Мудрый Филин помогает капризному Зайчику спастись от Лисы и Волка. Пусть к спасению – замечательное знание алфавита. Только так зайчик сможет найти дорогу домой в сказочном лесу и позвать на помощь Маму-зайчиху и Медведя. Помогая зайчишке, дети выучат буквы, научатся складывать из них слова, а также писать печатными буквами и прописью.
Особенности продукта:
Знакомство с буквами
Составление слов
Интерактивные игры
Определение уровня знаний ребенка
Веселые герои, сказочный сюжет
Красочная анимация, приятный музыкальный фон
3.Система мультимедийных презентаций - одна из составляющих использования ИКТ в образовательной деятельности. Умелый педагог может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения детей в образовательную деятельность. Причем презентация может стать своеобразным планом, логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе образовательной деятельности. Используя презентации в работе с детьми теперь не так часто нужно использовать традиционный наглядный материал, который иногда не соответствует размерам или вовсе не найти (по теме). По сравнению с традиционными формами обучения презентация позволяет расширить возможность, подготовиться к деятельности интересней. Чередование демонстрации красочного материала и беседы с детьми помогают в большей мере добиться поставленных целей в образовательном процессе.
Презентации, составленные интересно и разнообразно, позволяют приобщить детей к миру нового и интересного, не выходя за рамки групповой комнаты.
Также можно составить презентации с использованием элементов игры.
Из предложенных иллюстраций, которые появляются на экране, дети должны выбрать ту иллюстрацию, которая соответствует правильному ответу. Если ребенок находит правильный ответ, то данная картинка или вращается или раздается звук аплодисментов, который можно наложить на презентацию. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.
4. Компьютерные игры.
Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.
В чем же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми?
Они открывают новые возможности использования педагогических приемов традиционной педагогики:
1. Подбирать материал разной степени сложности, учитывая зону ближайшего развития ребенка;
2. Делать “видимыми” проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые при традиционном обучении, показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.
3. Посмотреть на работу педагога с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить себя новыми знаниями и умениями.
В процессе использования компьютерных игр решаются следующие задачи:
- Развитие интеллектуальной сферы детей: развитие мышления, памяти, внимания, формирование предметных знаний, умений, навыков.
- Развитие мотивационной сферы: формирование потребности в знаниях, способах познания;
- Развитие волевых качеств: формирование целеустремленности, умения владеть собой, уверенности в своих силах.
- Развитие эмоциональной сферы.
- Формирование учебной деятельности в целом.
Компьютерная игра для ребенка почти всегда удовольствие, он играет с увлечением и воспринимает игру как отдых. Именно этот факт делает компьютерные игры незаменимым наставником, воспитывающим и образовывающим ребенка, без лишних нравоучений не вызывая протеста или скуки. А значит, навыки и взгляды, которые возникли благодаря игре, останутся в активной памяти надолго.
В своей работе с дошкольниками по развитию речи, как составляющую часть образовательной деятельности, можно использовать компьютерные игры серии «Маленький Гений» издание БУКА.
Содержание этой продукции очень разнообразно, вызывает положительный отклик у воспитанников, раскрывает огромный выбор тренировочных упражнений в форме игры, которые позволяют закрепить у детей навыки словообразования, грамматически правильной, связной речи.
Так, используя упражнения «Соберем игрушки», закрепляется в речи детей умение использовать предлоги.
Упражнение «Кто, где живет?» - способствует формированию грамматически правильной структуры речи.
Упражнение «Кому, что нужно для работы» - способствует развитию связной речи дошкольника.
Также возможно подобрать интерактивные игры для закрепления определенной лексической темы.
Подводя итоги работы по внедрению ИКТ в образовательный процесс ДОУ, можно сделать вывод, что:
- Компьютерные технологии помогают закреплять знания, умения, навыки детей, решать познавательные и творческие задачи.
Использование ИКТ дает возможность моделировать различные ситуации; осуществлять контроль и подводить итоги. Оценка результатов деятельности ребенка осуществляется с помощью мультипликационных образов, заведомо исключается отрицательная оценка с целью создания ситуации успеха и формирования у детей положительного настроя на преодоление затруднений.
Но, несмотря на то, что компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, нельзя забывать о норме. При частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к такой деятельности. И каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны. Компьютер не заменяет педагога, а только дополняет его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства»
Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства» Цель: Создание...
Конспект непосредственно-образовательной области "Страна счастья" с использованием дидактического пособия "Волшебный парашют". Образовательная область "Физическая культура".
Конспект НОД для старшей группы....
Использование нетрадиционных техник рисования в образовательной области «Художественное творчество» в рамках новых образовательных стандартов.
Использование нетрадиционных техник рисования в образовательной области «Художественное творчество» в рамках новых образовательных стандартов. Я хочу раскрыть значимость использования нетр...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с участием детей второй младшей группы на тему «Рассказывание сказки «Теремок» с использованием мультимедийных средств в рамках образовательной области «Коммуникация»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с участием детей второй младшей группы на тему: "Рассказывание сказки "Теремок" с использованием мультимедйных средств в рамках образовательной об...
Конспект образовательной деятельности с использованием ЭОР и здоровьесберегающих технологий Образовательная область «Физическое развитие» Тема: «Со спортом дружить – здоровыми быть!» Старшая группа
Конспект образовательной деятельностис использованием ЭОР и здоровьесберегающих технологийОбразовательная область «Физическое развитие»Тема: «Со спортом дружить – здоровыми быть!»Старшая группа...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАНИЕ" ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Математика является одним из важных и в то же время наиболее сложных для усвоения детьми учебных предметов, поэтому в современной педагогике и психологии значительное внимание уделяется проблеме подго...