Консультация для воспитателей "Как сделать обучение грамоте интересным и непосредственным?".
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Материал представляет дидактические игры, которые в игровой форме позволяют не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, букв и чтения, развить фонематический слух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_sdelat_obuchenie_gramote_interesnym_i_neposredstvennym.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
"Дидактические игры на занятиях по обучению грамоте"
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном детстве. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха, фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых представлениях о звуковом составе слова.
Представленные дидактические игры позволяют в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, букв и чтения, развить фонематический слух. Важны для воспитания звуковой культуры речи детей, подготовки их к обучению грамоте, способствуют общеречевому развитию дошкольников.
Педагог может использовать их как на занятиях, так и во время индивидуальной работы и в самостоятельной деятельности каждого ребенка. Наборное полотно может быть мобильно, как например, в игре “Волшебные лучики”, может применяться на занятиях по обучению грамоте и на занятиях по математике. Тренажер для развития речевого дыхания может стать элементом экологического уголка.
“Раз ступенька, два ступенька”, (для детей 5 – 7 лет) .
Цель: Учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой).
Дидактический материал: (оборудование): наборное панно в виде ступенек, касса букв. Красные квадраты, обозначающие гласные звуки, синие – твердые согласные звуки, зеленые – мягкие согласные звуки. Предметные и сюжетные картинки, графические схемы предложений.
Методика проведения:
1 вариант. Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и показывают на слоговой линейке.
2 вариант. Педагог выставляет картинку в верхнее окошко и предлагает детям выполнить звуковой анализ слова.
3 вариант. Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова, по предлагаемой картинке педагогом. Затем обозначают каждый звук буквой.
4 вариант. В верхнее окошечко выставляется сюжетная картинка. Педагог предлагает детям составить по ней предложение. Затем дети считают количество слов в нем и выставляют графическую схему предложения.
“По волнам звуков и букв” , (для детей 6 – 7 лет).
Цель: Учить основам звукового анализа, помочь запомнить буквы. Развивать фонематический слух.
Дидактический материал: (оборудование): Плоскостные изображения двух корабликов. Первый кораблик красного цвета с опущенным парусом, символизирует гласные звуки (при произнесении которых воздушная струя не встречает преграды). Второй кораблик с двумя поднятыми парусами сине – зеленого цвета и колоколом на борту. Это символ согласных звуков (при произнесении которых воздушная струя встречает преграду “надувая паруса”), колокол – звонкие звуки, синий парус – твердые звуки, зеленый парус – мягкие звуки. Набор магнитных букв.
Методика проведения: Можно использовать эту игру на занятиях по обучению грамоте в течение знакомства с буквами, а также применять для индивидуальной работы в свободное время или для закрепления пройденного материала.
1 вариант: На занятиях по обучению грамоте, во время знакомства с очередной буквой, дети делают анализ ее звучания, дают характеристику звука определяя, гласный или согласный и формируют из них “волны” для корабликов.
2 вариант: Педагог называет звук, предлагает ребенку обозначит его буквой, найти нужный кораблик, объясняя свой выбор.
“Тренажер для развития речевого дыхания” .
Цель:Развивать речевое дыхание, закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Дидактический материал: (оборудование). Пластмассовая основа (сушилка для белья), которая подвешивается на уровне роста ребенка и оформляется в соответствии со временем года. Зима – сугроб, снежинки. Лето – полянка, цветы, насекомые. Весна – кустик, листики, птички. Осень – тучка, желтые листики.
Методика проведения: В зависимости от времени года педагог моделирует ситуацию (Зимняя вьюга закружила снежинки, бабочки полетели к цветочкам, ветерок сорвал желтые листочки, прилетели перелетные птицы и т. д.) Ребенок дует на легкие фигурки, подвешенные к тренажеру, делая глубокий вдох и плавный выдох. Или несколько выдохов следуя инструкции педагога. Упражнение продолжается не больше 3 – 5 минут.
Следует иметь в виду, что во всех играх, развивающих дыхание, как и при дыхательной гимнастике, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох – с сужением ее. Дети приучаются вдыхать в процессе речи, только через рот, а не через нос.
“Волшебные лучики” , (обучение грамоте).
Цель: Обучать слоговому чтению.
Дидактический материа:л (оборудование): Наборное полотно с изображением солнца, касса букв.
Методика проведения:
1 вариант. В кармашки на концах лучей ставятся гласные буквы, в центр – согласные. Дети читают прямые и обратные слоги.
2 вариант. В кармашки ставятся карточки со слогами. Дети читают слова.
3 вариант. Дети самостоятельно подбирают буквы, слоги и прочитывают их.
“Волшебные лучики” , (развитие элементарных математических представлений).
Цель: Учить решать арифметические действия на сложение и вычитание, сравнивать количество предметов и делать цифровую запись (больше, меньше, равно). Составлять и решать арифметические задачи.
Дидактический материал: (оборудование). Наборное полотно с изображением солнца, карточки с цифрами и знаками: больше, меньше, равно.
Методика проведения:
1 вариант. В кармашки ставятся карточки с цифрами. Педагог предлагает детям сложить их в сумму, вычесть или сравнить.
2 вариант. Дети самостоятельно выбирают цифры и знаки, заполняют карманчики. И придумывают арифметические задачи в соответствии с примерами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи"
В консультации приводятся примеры использования нетрадициоонного материала для обучения детей грамотеИспользование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из залогов ...
Консультация для родителей по обучению грамоте
Памятка для родителей. Что нужно помнить при обучении дошкольника грамоте....
Консультация "Подготовка дошкольников к обучению грамоте в ДОУ" (презентация)
Наиболее эффективным для использования возможностей ребенка в освоении грамоты считается старший дошкольный возраст. Этот период получил название периода «языковой одаренности», в котором ...
Консультация для родителей по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, т.к. является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной.Поэтому при по...
Презентация к консультации для родителей по обучению грамоте
Помочь родителям воспитанников овладеть знаниями об обучении грамоте, для закреплений знаний детей полученных в детском саду....
Консультация "Подготовка детей к обучению грамоте"
Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько он к ней подготовлен. Хорошо развитая речь детей является одним из показателей готов...
Консультации для родителей по обучению грамоте в подготовительной группе
В консультациях даны рекомендации для родителей по подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте. Материал будет полезен родителям, учителям-логопедам, воспитателям детского сада....