Проект для ЛОИРО
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Данный материал подготовлен исходя из опыта работы по "Образовательной системе "Школа 2100"", (" Детский сад 2100")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_dlya_loiro_2.doc | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ДПО « Ленинградский областной институт развития образования»
Факультет дошкольного и начального образования
Кафедра психологии и педагогики детства
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ И УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
КПК: « Современные педагогические технологии развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка- дошкольника».
Выполнил: | Абрамова Олеся Владимировна Воспитатель МДОУ № 7 «Ласточка» Д. Низино, Ломоносовский район |
Руководитель: | Бурим Надежда Владимировна Старший преподаватель кафедры |
Санкт-Петербург
2013 год
Введение
Я начала работать над темой: «Использование игровых приёмов и упражнений при ознакомлении со звуками и буквами в подготовительной группе» в 2007 году. Считаю эту тему актуальной, так как в настоящее время нашим детям читать неинтересно. Существуют более простые способы получения информации - телевизор, компьютер. Дети знают художественные произведения со слов родителей, воспитателей, педагогов. Часто от родителей учеников начальной школы можно услышать выражение « читают из-под палки». Это наводит на мысль о том, что: как ребенок подготовлен к школе будет зависеть успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Поэтому в своей работе стараюсь использовать различные дидактические игры и упражнения.
Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра созвучна природе ребёнка. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребёнок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками.
В условиях игр совершенствуется умение детей общаться друг с другом, выражать свое отношение к поступкам сверстников, обосновывать свои действия и поступки, отстаивать собственное мнение. Развивается умение в деликатной форме выражать несогласие с предложением сверстника, его действиями по распределению ролей, обязанностей, игрушек. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый мир приключений. Игра- это потребность растущего детского организма. В игре развиваются силовые качества ребенка: тверже рука, гибче тело, вернее глаз; развиваются сообразительность, находчивость, инициатива, организационные навыки, умение взвешивать обстоятельства. Для ребят дошкольного возраста игровая деятельность имеет исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра - серьёзная форма воспитания.
Игры, способствующие развитию воспитания, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: Л. А. Венгером, А.К. Бондаренко и др. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игровые моменты детям нравятся более или менее.
При проведении игр, по моему мнению, необходимо помнить следующее:
- Каждая игра должна содержать элемент новизны.
- Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра- дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится.
- Игра – не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое - это не только методическое богатство воспитателя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей в непосредственно образовательной деятельности.
- Эмоциональное состояние воспитателя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто её проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть с детьми.
- Игра – средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих положительных и отрицательных качествах.
Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а ещё лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто, как проявил себя в игре, и как можно было избежать негативной ситуации.
Наш детский сад программу « От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., целью которой является всестороннее развитие ребенка, подготовка к обучению в школе, обеспечение безопасности. В своей работе я парциально использую комплексную программу развития и воспитания « Образовательная система « Школа 2100»». Эта система направлена на такое развитие и воспитание ребенка, результатом которого является такая подготовка к школе, которая позволит ему не только изучать школьные предметы, но и осознать самого себя (« я есть»), свои возможности и индивидуальные особенности (« я такой»), уметь общаться и сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
Эти две программы, используемые в образовательном процессе в качестве основной и парциальной, используют игровые технологии обучения. И, что немаловажно, направлены на развитие личности ребенка-дошкольника. Также программы предусматривают оборудование предметно-пространственной развивающей среды в групповых помещениях.
Предметно-игровая среда в группе организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). (см. приложение)
Проблема, её актуальность: Как повысить эффективность усвоения материала при подготовке к школе и обучению грамоте детей подготовительной группы?
Цель: повышение мотивации детей к изучению звукобуквенного состава слова путем использования игровых приемов и упражнений.
Задачи:
-развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка с использованием игровых приемов.
-формирование представлений о соотношении между звуками и буквами.
- формирование у детей первоначальных навыков письма и чтения с помощью игры.
Вид проекта: информационно- игровой.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, социализация.
Методы и приёмы: наглядные, практические, словесные.
Предполагаемый результат: дети всесторонне развиты, пополнив свой жизненный опыт благодаря игровой деятельности. У них появился интерес к творчеству. Использование игровых ситуаций вносит разнообразие в непосредственно- образовательную деятельность и способствует улучшению качества знаний.
Этапы реализации проекта
I этап- организационно- подготовительный.
Цель: подготовить базу для решения основной цели проекта.
- подбор программно-методического обеспечения. За основу была принята образовательная система « Школа 2100» (предшкольное образование). Приобретены пособия на каждого ребенка « По дороге к Азбуке» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова, части 3,4).
- проведен тщательный подбор оборудования и материалов для практической деятельности: цветные карандаши (красный, синий, зеленый); индивидуальные конверты со звуковыми карточками для выкладывания слогов; наглядный и раздаточный материал (карточки по развитию речи и ознакомлению с окружающим) (сост. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова).
- Пополнена и модернизирована развивающая среда: на каждого ребенка предусмотрено учебно-игровое пособие, разработанное Б.Б. Филькенштейн и ООО « Оксво»- « Умные кубики» (для составления слогов, слов, развитие мелкой моторики рук и первоначальных навыков письма), математический планшет (для выкладывания буквы или ответа на загадку), развивающие игры В.В. Воскобовича (коврограф « Ларчик»).
- Проведены консультации для родителей с целью: научить применять игровые методы и приемы работы с ребенком для закрепления полученных знаний и умений в домашних условиях.
- Проведен мониторинг по выявлению уровня знаний в индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов на начало года. В связи, с чем составлен перспективный план работы на год для улучшения качества знаний детей, для повышения интереса к образовательной деятельности. (см. приложение)
II этап- основной.
Цель: реализация поставленных задач.
- На основе пособий « По дороге к Азбуке» продумана структура непосредственно- образовательной деятельности:
- Подготовительный этап: повторение пройденного материала.
- Тема: знакомство с новым звуком.
- Основное содержание (последовательно выполняемые задания в тетрадях- пособиях, физминутка).
( при каждом знакомстве со звуком и буквой используются « Умные кубики» или « Математический планшет»).
- Результат деятельности (что дети могут в итоге).
- Непосредственно- образовательная деятельность строится в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом.
- Включение развивающих игр в режимные моменты.
- Проведена работа по обобщению и распространению опыта, а именно: подготовлены открытые занятия- консультации для воспитателей МДОУ с использованием новых технологий. (см. приложение)
III этап- заключительный.
Цель: обобщить результаты работы, наметить перспективу в дальнейшей работе.
Промежуточная диагностика (в середине года) не предусмотрена программой « От рождения до школы», но можно в данный момент сделать следующие выводы: дети появился интерес к наблюдению за особенностями слов, их использованием в речи. Тот материал, который подается в сравнении, сопоставлении побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов. Использование игровых приёмов и упражнений в реализации программ способствует активной деятельности детей. Они с интересом участвуют в образовательных моментах, не переутомляются, т.к. виды деятельности регулярно сменяют друг друга. Ко всему прочему у ребят формируются умения и навыки, необходимые для успешного обучения чтению и письму в начальной школе.
По мнению большинства педагогов и психологов, игра - наш незаменимый помощник в обучении и воспитании дошкольников.
Считаю тему этого проекта актуальной и буду продолжать работать над ней, так как « любовь к языку можно привить только через интерес к нему».
Создание условий для самостоятельной деятельности детей
( центры развивающей среды)
название | Оборудование, материалы, пособия |
Календарь природы | Стенд с использованием термометра (заменитель), карточки, обозначающие дни недели, месяцы, даты, сезонные изменения в одежде людей и т.д. |
Учимся строить | Строительный конструктор с блоками среднего и крупного размера, макет паркинга, виды наземного, воздушного, водного транспорта. |
Мы - будущие хозяйки | Инвентарь - кухонный, муляжи фруктов, овощей, хлебобулочных изделий, гастрономия; бытовая техника (газовая плита, тостер, утюг); посуда разного размера и назначения, столовые приборы. Уголок куклы Барби, атрибуты, необходимые для сюжетно-ролевых игр: « Парикмахерская», « Больница». |
Центр художественного творчества | Восковые и акварельные мелки, цветные мелки, гуашь, акварель, фломастеры, цветные карандаши, пластилин, цветная и белая бумага,картон, природный материал для творческой деятельности, кисти, ватные палочки, стеки, ножницы, трафареты, репрдукции картин, книжки-раскраски и т.д. |
Мы любим и знаем свой город | Картотека слайдов, иллюстрирующих достопримечательности Санкт-Петербурга и его окрестности, фотоматериалы, заметки из журналов и газет о деревне Низино. Карта нашего государства, мира, глобус. |
Безопасность | Информация по правилам дорожного движения, дидактические игры, пазлы, конструктор « Городской транспорт» |
Наша лаборатория | Стол для проведения экспериментов, стеллаж для пособий и оборудования, передники, материалы для изучения, экспериментирования. Доп. Оборудование: лупы, микроскоп, безмен, весы, воронки и т.д. |
Учимся считать | Мозаики различной формы и размера, головоломки, лото, математический планшет, палочки Кюизенера с пособиями, блоки Дьенеша с пособиями, игры-шнуровки и т.д. |
Наша библиотека | Книги и печатные издания по темам, энциклопедии, фильмоскоп с подборкой диафильмов и т.д. |
Учимся грамоте | Коврограф с комплектом букв и цифр, картотека предметных и сюжетных по изучаемым лексическим темам, материалы для звукового и слогового анализа и синтеза (разноцветные фишки, « Умные кубики», карточки для выкладывания схемы предложений, для звукового анализа слов). Пособия для развития дыхания, дидактические игры и т.д. |
Театр | Ширмы, одежда и атрибуты для ряженья, пальчиковый, теневой театры, маски, зеркало, грим |
Физкультурный центр | Спортивно-оздоровительный уголок (канат, веревочная лестница, кольца, боксерская груша). Спортивный инвентарь: мячи различных размеров, массажные мячики, обручи, гимнастические палки, кегли, скакалки, массажные коврики и мн.др. |
Приложение
Перспективный план работы в подготовительной к школе группе.
Месяц | Задачи | Тема занятия | Дидактические игры |
Сентябрь | 1. Выявление артикуляторных и акустических характеристик звука. 2. Выделение звука в звуковом ряду. 3. Определение звука в слове (в начале, в середине, в конце). | 1.Буква А, звук [а]. 2.Буква Я, звук [й' а]. 3.Буква О, звук [о]. | 1.«Будь внимательным» 2. «Хлопни, если услышишь». 3. «Кто больше?». |
Октябрь | Задачи те же, что и в сентябре. | 4.Буква Ё, звук [й' о]. 5.Буква У, звук [у]. б.Буква Ю, звук [й'у]. 7.Буква Ы, звук [Ы.]. | 1. «Любопытный». 2. «Услышь и назови». 3. «Доскажи словечко». 4. «Буква потерялась». |
Ноябрь | 1 .Выявление артикуляторных и акустических характеристик звука. 2.Выделение звука в звуковом ряду. 3. Установление количества повторяющихся звуков. 4. Подбор слов на заданный звук. | 8.Буква И, звук [и]. 9.Буква Э, звук [э]. 10. Буква Е, звук [й' э] 11. Звукобуквенный анализ слов. Определение ударного слога, закрепление знаний о том, что буквы я, ё, ю, е обозначают два звука. |
2. «Слово потерялось». 3. «Скажи, как я». 4. «Лукошко». |
Декабрь | 1. Выявление артикуляторных и акустических характеристик звука. 2. Выделение звука в звуковом ряду. 3. Подбор слов на заданный звук и к готовой схеме. | 12. Буква М, звук [м]. 13. Буква Н, звук [н.]. 14. Буква Р, звук [р.]. 15. Буква Л, звук [л]. | 1. «Скажи правильно». 2. «Математический планшет (выложи знакомые буквы)». 3. «Слово потерялось». 4. «Ребусы». |
Январь | 1 .Выявление артикуляторных и акустических характеристик звука. 2.Выделение звука в звуковом ряду. 3. Сопоставление звука с другими, фонетически схожими с ним звуками. | 16.Буква Г, звук [г]. 17.Буква К, звук [к]. 18.БукваС, звук [с]. | 1. «Узнайте звук». 2. «Наоборот» (подбор антонимов). 3. «Сказка про двух братьев», (образование существительных). 4. «Слоговое лото». |
Февраль |
4. Сравнение слогов, а затем слов по звуковому составу. | 19. Буква 3, звук [з]. 2О. Буква Ш, звук [ш]. Сочетание - ши. 21.Буква Ж, звук [ж]. Сочетание - жи. 22.Буква Д, звук [д]. |
2. «Найдите лишнее слово». 3. Загадки, шарады. 4. «Словечко-словечко». |
Март |
3. Изменение слов путем замены одних звуков другими, с помощью перестановки звуков и слогов, их дополнение или исключение | 23. Буква Т, звук [т]. 24. Буква Ь, её значение. 25. Буква П, звук [п]. 26. Буква Б, звук [б]. |
4. «Кто в домике живет» |
Апрель |
3. Образование новых слов посредством выделения звуковых и слоговых фрагментов из других слов. | 27. Буква В, звук [в]. 28. Буква Ф, звук [ф]. 29. Буква Ч, звук [ч]. Сочетания - ча, чу. 30. Буква Щ, звук [щ]. Сочетания - ща, щу. Знакомство с тем, что ч, щ — всегда мягкие согласные. | 1.«Найди букву» (орфографическое лото). 2.«Кубики Азбука». (Кроссворд). 3. «Прочитай по первым буквам». 4. «Расшифруй слова». |
Май |
| 31 .Буква Ц, звук [ц]. 32.Буква X, звук [х]. 33. Буква Ъ, разделительное значение. 34. Закрепление пройденного. | 1.«Цепочка слов». 2.«Слово потерялось». 3.Игра-путешествие «Страна Азбука». |
Развитие речи и обучение грамоте.
Тема: Закрепление пройденного: звуки, буквы, слоги, слова,предложение.
( Конспект открытого занятия для учителей начальной школы)
Цели:
1. Закреплять умение:
- дифференцировать понятия «звук» и «буква»;
- различать твердые, мягкие, гласные и согласные звуки;
- конструировать слова;
- производить звукобуквенный анализ слов;
- Упражнять детей в чтении слогов и слов, четко проговаривать звуки в словах, способствовать речевому развитию детей;
- Упражнять детей в составлении коротких предложений с применением пройденных правил;
- Развивать чувство юмора, логическое мышление;
- Формировать навыки самоконтроля.
Материалы: четыре игрушки, карточки с заданиями, буквы для коврографа, раздаточный материал для обозначения звуков и схем.
Ход занятия.
- Сегодня мы с вами совершим волшебное путешествие в загадочную страну. А как она называется? Её название надо расшифровать (по первым буквам прочитать слово на доске):
АРБУЗ
ЗЕБРА
БАТОН
УТКА
КНИГА
АИСТ
- Правильно, Азбука! Вход в эту страну охраняют два стражника : ? и ! Мы должны ответить на их вопросы, тогда они нас пропустят. Готовы? Тогда слушаем их внимательно.
-Чем буквы отличаются от звуков?
-О чем это говорится (о звуках или буквах)? Их можно читать (звуки), слышать (звуки), видеть (буквы), выкрикивать (звуки), шептать (звуки), вырезать (буквы), петь (звуки), рисовать (буквы), лепить (буквы).
-Для чего нужны буквы?
-Назовите гласные звуки?
-Чем гласные отличаются от согласных?
- Молодцы, справились с этими испытаниями, и теперь ворога в волшебную страну «Азбуку» открыта.
- У нас присутствуют игрушки - посланцы жителей этой страны. Они здесь неспроста - у каждой из них задание для нас. Итак,
I. Задание:
- Выложите слово «Азбука» на коврографе. (выкладываем)
- Сколько букв? Сколько слогов? Куда поставим ударение? (ответы детей)
- Вторая игрушка нам подмигнула, значит, следующее задание у нее.
II Задание:
- Составьте схему этого слова. (тетрадь)
-Для начала разомнем пальчики.
(пальчиковая гимнастика) (составили)
- Теперь поменяйтесь тетрадочками, проверьте друг друга. А на коврографе нам эту схему выложит ... (ребенок)
- Умницы справились, теперь отдохнем.
(Физминутка)
- Третья игрушка подняла руку – следующее задание у нее.
III. Задание.
(На доске) Звуки потерялись, они составляют один слог. Нужно его найти.
Бел-КА Пал -КА Бул - К А Вил - К А
- Но что же дальше нам делать? Осталась четвертая игрушка, может она нам подскажет?
IV. Задание:
- Составьте предложение с одним из этих слов и его схему, следуя трем правилам:
- Первое слово пишется с большой буквы.
- Слова пишутся раздельно.
- В конце предложения ставится. ? !
- Мы справились со всеми заданиями и прошли все препятствия в волшебной стране, под названием «Азбука». И вспомнили все, что узнали за этот год. Вы очень понравились жителям этой страны - буквам и звукам, и в следующем году они вас ждут снова. А напоследок они приготовили вам
сюрприз - анекдот. Но просят вас посочувствовать его герою. Что мы произносим, когда пугаемся? (Ой!) А когда все заканчивается хорошо? (Ух,повезло!). - Летел Заяц на самолете.
- Но, к сожалению, самолет стал терять высоту.
- К счастью, они летели еще недостаточно высоко.
- К несчастью. Заяц выпал из самолета.
- К счастью, Заяц увидел, что падает на стог сена.
- К несчастью, из него торчали вилы.
- К счастью. Заяц на них не попал.
- К несчастью, он упал со стога.
- К счастью, Заяц мягко приземлился.
- Какие слова помогали вам понять, что происходит с Зайцем? (к счастью, к несчастью)
- Звуки и буквы не сомневались, что вы справитесь и поэтому передали для вас угощенье.
Конспект открытого занятия для МО по
предшкольному образованию «Сюжетно-
дидактическая игра в образовательном
процессе».
Игра-путешествие «Спешим на выручку».
Подготовила и провела воспитатель
МДОУ №7 «Ласточка»
д. Низино Ломоносовского района
Абрамова О.В.
2008 год
Цели и задачи:
- Закрепление счета в пределах 20, умения выделять первый звук в слове, составлять слова по первым буквам.
- Систематизация знаний детей о творчестве К.Чуковского, А. Барто.
3. Развитие смекалки, внимания, слуха, чувства юмора.
4.Учить замечать небылицы, нелогичные ситуации, объяснять их, развивать умение отличать реальное от выдуманного.
5.Вызвать у детей позитивное отношение друг к другу, создать комфортную атмосферу, развивать чувство коллективизма.
Материалы:
Герои-игрушки из мультфильма «Смешарики», Незнайка.
Дидактический материал: картинки с цветами.
Атрибуты для составления слов-отгадок: шарф, конфета, альбом, фломастер.
Коврограф, буквы
Воспитатель. - Ребята, сегодня по телевизору, во время мультфильма «Смешарики», объявили, что у них произошла неприятность: пропала Нюша. Копатыч, Пин и Каркарыч растерялись - без неё истории не интересны. Они послали сигнал бедствия. Я предлагаю вам совершить путешествие в их страну и помочь отыскать Нюшу. Готовы?
( Считалочкой выбираем шофёра, двигаемся по стрелочке «цепочкой»)
Воспитатель.- Первым мы встречаем какого героя? ( Копатыча). Почему вокруг него цветы? (ответ детей - садовник.)
Воспитатель. - У него записка: « Ребята, помогите, надо отгадать, о ком идёт речь:
Я - Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок .. .(командир)
Уронили зайку на пол, Оторвали зайке лапу. Всё равно его не брошу - Потому что он хороший. ( Мишка)
Вдруг из подворотни
Страшный великан
Рыжий и усатый ...(таракан)
Я люблю свою кроватку.
Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости. ( Лошадка)
Воспитатель.- Ну что, Копатыч, мы справились с заданием? Ребята, мне кажется, что он улыбается веселее. А ты нам дашь подсказку, где искать Нюшу? (у героя-шарфик)
Воспитатель.- Следующий, кого мы встречаем - Пин. А чем он знаменит? (он конструирует, любит математику). Он предлагает нам игру « Летели гуси», а проигравший должен будет проскакать на правой ноге вокруг стола.
(Дети и воспитатель играют)
Воспитатель. - Мы помогли тебе, Пин? Что ты нам за это дашь? (конфета)
-Двигаемся дальше. Кто это? ( Каркарыч) Какое, интересно, у него задание? Он предлагает нам назвать предметы, начинающиеся на звук «м».
-Какие ягоды ты больше всего любишь?
(-Малину.)
-Какие у тебя любимые фрукты?
(-Мандарины, манго.)
-Что ты из еды очень любишь?
(-Макароны, мороженое.)
-Чем ты любишь заниматься?
(-Музыкой.)
-На чем ты любишь ездить?
(-Машина, мотоцикл, метро.)
Воспитатель. - Молодцы! Каркарыч дал нам альбом и направляет нас к неопознанному сидящему объекту.
(Под платком сидит Незнайка)
Воспитатель.- Ребята, почему Незнайка? Он разве из этого мультфильма? ( Нет.) Значит, он нам что-то приготовил. Посмотрим? Здесь написано какое-то стихотворение и вопрос: - Так бывает или нет?
У нас в переулке есть дом с чудесами. Сходите, взгляните - увидите сами. Под белою шторкой на первом окошке Лежат и на солнышке греются кошки. В соседнем окошке, на радость ребятам. Пять рыбок серебряных плавают рядом. А в этом окошке - поют канарейки. А в этом - вьюнки зеленеют на рейке. А в этом окошке собака большая Спокойно лежит, никому не мешая. Вот девочка с куклой сидит на окошке, А рядом играет старик на гармошке, Здесь мальчик читает весёлые книжки.
Здесь бабушка вяжет носки для мальчишки.
Но знает Володя какое-то слово,
Он шепотом скажет его и готово!
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет,
А рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихоньку их у мальчишки.
Теперь во дворе мы не знаем покоя.
Какое же слово? Какое? Какое?
(ответы детей, за каждое услышанное несоответствие дети получают фишки)
Воспитатель. - Так, что дальше? Незнайка дал нам фломастер. Но что нам делать с этими предметами? (предположения детей) - Смешарики тоже не знают. Давайте подумаем. А, что, если нам составить по первым буквам слово. (Используя коврограф, выкладываем слово, читаем его)
- Получилось слово « шкаф». Значит, Нюша в шкафу, но в каком? Сколько шкафов у нас в группе? (4) Но можно открыть только один шкаф, если не угадаем, Нюшу мы не спасём. В котором будем искать? Все герои этого мультфильма нам подсказывают.
( предположения детей - смотрят на один и тот же шкаф). Но на нём висит замок и дано ещё одно задание: надо ответить на несколько вопросов:
- Какое сейчас время года?
- -Какой месяц?
-Какой день недели?
- Замочек открылся!
(В шкафу сидит игрушка Нюша с угощением.)
Воспитатель. - Наше путешествие подошло к концу, мы справились со всеми заданиями, нашли Нюшу. А теперь я предлагаю пригласить всех Смешариков к нам в гости. Вы согласны? (ответы детей)
Дети и воспитатель возвращаются, обсуждают путешествие
Список литературы
- Программа развития и воспитания в детском саду/ сост. В.И.Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А.Ноткина и др. - СПб.: Акцидент,1996.
- План-программа образовательно-воспитательной работы в детском
саду: Методическое пособие для воспитателей/ сост. Н.В.Гончарова и др.; под ред. З.А.Михайловой. - СПб: Акцидент, 1997. - Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ/ под науч.ред. А.А.Леонтьева. - М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.
- Кислова Т.Р. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей/ под науч.ред.
Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой. Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2003. - Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие/ Л.Е.Журова/ под ред. Н.В.Дуровой. - М.: Школьная Пресса, 2002.
- Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические
рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. - М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004. - Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать. - М.: Знание, 1994.
- Сухин И.Г. Мойдодыр, Черномор, Снеговик и др.: Литературные
викторины для дошкольников и младших школьников. - М.: Новая школа, 1996. - Занимательное азбуковедение: Книга для родителей, учителей и милых детей/ авт.-сост. В.В.Волина. Изд. 2-е, испр. - М.: Просвещение, 1994.
Консультации для родителей
Вашему сыну или дочери исполнилось 6 лет. Перед вами встаёт вопрос, как подготовить ребенка к школе, когда начать такую подготовку, чтобы ему не был трудным переход от семьи или детского сада к школе. Вы, конечно, заметили, что в этом возрасте у ребенка появляются новые интересы и запросы: «Что тут написано? Какая это буква? Как пишется моё имя?» Часто неожиданно для вас он пишет на бумаге, на песке буквы, цифры. Зная несколько букв, он пытается самоучкой или при помощи старших братьев и сестер читать и писать отдельные слова. Все это вам следует учесть, вовремя удовлетворить и направить желание ребенка на то, чтобы овладеть основами грамоты и счета. Надо помочь ему в этом путем посильных для него занятий, чередующихся с игрой и практической деятельностью. Как советуют психологи, обучение ребенка и подготовку его к школе следует вести в бодром тоне, в игровой, занимательной форме, раскрывая перед ним окружающий мир, взаимоотношения людей, их занятия, труд, отдых. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо- это перевод звуков речи в буквы, а чтение- это перевод букв в звучащую речь. Для того чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь состоит из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы.
Игры- звукоподражания:
- -Ты слышал, как жужжат пчелы? Попробуй пожужжать также - ЖЖЖ. А теперь давай поговорим на пчелином языке, как будто мы две пчелки.
Вот так: «Давай друЖЖЖить! Ты где ЖЖЖивешь? А я ЖЖЖиву в этом ЖЖЖилище, приходи ко мне в гости, я угощу тебя медовыми пироЖЖЖками и мороЖЖЖеным».
Выделение звука в слове.
-Игра «Кто внимательный?»
- Найди одинаковый звук в словах: ужи, стрижи, ежи, снежинка, жук,
лыжи. - Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ж] в словах: кошка, ножницы, цапля, лыжи, чемодан, щетка, замок, вешалка, ежик, лиса, мыши, жук, волк, карандаш, крыша, ужи, щит.
- «Кто больше?». Назови животных, в названии которых есть звук [ж],
или придумай любое слово с этим звуком. - «Буква потерялась». Я (з)ык, (з)онт,(з)ве(з)да, (з)убр, (з)ебра, (з)убы.
- Игра «Нагружаем машину». В этой игре можно использовать рисунок, выполненный ребенком.
- Положи в красную машинку слова, в которых есть звук [м], а в синюю - звук [н].
Когда ваш ребенок узнает звуки, можно приступать к чтению слогов. Как только он начнет сливать любую согласную букву с любой гласной, он освоил основной принцип чтения. Но не торопитесь давать ему в руки детскую книгу: пусть прочитает подписи под картинками, ведь они очень простые и написаны крупным шрифтом.
У самого ребенка слова никак не складываются в предложения, смысл только что прочитанного слова тут же теряется, потому что все внимание пока поглощено процессом соединения звуков. Переход от чтения отдельных слов к чтению текста
должен быть специально подготовлен. И здесь вам снова помогут игры- с их помощью ребенок одолеет технические сложности чтения.
-«Помоги Мишутке»
Мишутка хочет подарить бабушке на День рождения ее любимое
малиновое варенье. Банки все подписаны, но Мишутка ещё не умеет
читать.
МАЛИНА МЕД ВИШНЯ СЛИВА
-Шарады
Начало-голос птицы,
Конец - на дне пруда.
А целое в музее
Найдете без труда. (Картина)
-Загадки.
Закутан ребенок во сто пеленок. (Капуста)
Используя скороговорки, чистоговорки, считалки вы закрепляете правильное произношение звуков, отрабатываете дикцию, способствуете и развитию голосового аппарата, темпа речи.
Не сожалейте о времени, потраченном на игры и забавы «в ущерб серьезной подготовки к школе», потому что быть готовым к ней - не значит уже сегодня владеть всем тем, что потребуется для школьной жизни. Быть готовым к школе - значит, быть готовым всему этому научиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья для Всероссийской научно-практической конференции в ЛОИРО (2015 год)
В данной статье я рассказала о работе с детьми. обладающими определенными способностями в направленни физического развития, описала методы и приемы работы. рассказала о способах организации кружка для...
Публикация в сборнике статей научно-практической конференции ЛОИРО "Теоретические и прикладные вопросы образования детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС" от 25.04.2016
Публикация в сборнике статей ЛОИРО. Текст статьи, удобный для чтения, предоставлен в разделе Логопедия "Волшебные дорожки"...
Публикация в сборнике статей научно-практической конференции ЛОИРО "Традиционные и инновационные технологии в образовании детей с ОВЗ" от 13.11.2017
Представлен конспект НОД "Путешествие в космос", опубликованная в статье ЛОИРО. Конспект, удобный для чтения, можно прочитать в разделе Логопедия....
Публикация в сборнике статей научно-практической конференции ЛОИРО "Коррекционно-педагогические технологии в сопровождении детей с ОВЗ" от 13.11.2018
Публикация в сборнике статей научно-практической конференции ЛОИРО "Коррекционно-педагогические технологии в сопровождении детей с ОВЗ" от 13.11.2018Итоговое открытое занятие в подготовитель...
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...