Роль дидактической игры во всестороннем воспитании и обучении детей.
консультация по обучению грамоте на тему
Консультация для воспитателей поможет развивать коммуникативные навыки дошкольников посредством дидактических игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya_dlya_vospitateley.docx | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль дидактической игры во всестороннем воспитании и обучении детей.
Прежде чем раскрывать роль дидактической игры в умственном воспитании детей дошкольного возраста, напомним о задачах умственного воспитания. Основными из них являются:
- формирование системы научных знаний о природе и обществе;
- развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда;
- воспитание познавательных интересов, любознательности;
- формирование речи: пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.
Все названные задачи решаются успешно с помощью дидактических игр. Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления, отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира. В игре у детей систематизируются, углубляются знания о Родине, о Российской Армии, о людях разных профессий, о труде российских людей, о людях разных национальностей.
Дидактическим играм всегда придавалось большое значение в развитии у детей умственной активности. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребенок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Научными исследованиями доказана большая эффективность использования дидактических игр в целях воспитания умственной активности и самостоятельности мышления детей. Так, отмечается, что дидактические игры представляют собой действенное средство воспитания умственной активности у детей младшего дошкольного возраста. Наиболее эффективными педагогическими условиями, способствующими развитию умственной активности являются: формирование у детей эмоционально –положительного отношения к предстоящей умственной деятельности посредством поэтапного введения дидактических задач, облегченных в игровую образную форму; создание игровых мотивов, определяющих отношение детей к умственной деятельности. В исследованиях доказана также зависимость между активностью и интересом. Активизируя мышление, игра воздействует на эмоции детей: ребенок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного и быстрого решения, одобрения его воспитателем, а главное – от самостоятельности в решении задачи. Большое значение поэтому дидактические игры приобретают в формировании таких важных качеств самостоятельного мышления, как умение пользоваться знаниями, искать и находить способы решения задач, делать правильные умозаключения. Выявлена закономерность в развитии умения самостоятельно мыслить у детей седьмого года жизни. Сначала неуверенность в решении умственных задач, неумение логически рассуждать, потребность в помощи взрослого (вопросы, советы), затем самостоятельный поиск, нахождение разных вариантов решения, логическое рассуждение. Показано значение словестных дидактических игр в воспитании индивидуальных качеств ребенка в его умственной деятельности, в характере, как игра помогает преодолевать отрицательные стороны поведения ребенка и формировать необходимые для дальнейшей учебной деятельности качества: быстроту, гибкость мышления, уверенность в своих силах, самообладание и др.
Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Задачи многих дидактических игр и состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, такие игры как «Назови одним словом» или «Назови три предмета».
В процессе многих игр дети упражняются в правильном звукопроизношении. В дидактических играх мышление и речь находятся и развиваются в неразрывной связи. Например, в игре «Угадай, что мы задумали» необходимо уметь ставить логично вопросы, на которые дети отвечают только двумя словами: «да» или «нет». С помощью логической постановки вопросов ребенок находит тот предмет, который загадан. Активизируется речь при общении детей в игре, решении спорных вопросов. При этом у них развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Большое значение дидактические игры имеют в нравственном воспитании детей.
Как известно, задачами нравственного воспитания являются:
- формирование нравственного сознания, овладение нравственными представлениями и понятиями;
- формирование нравственного поведения;
- формирование нравственных чувств и отношений;
У детей дошкольного возраста формируются конкретные нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных, нравственных качествах личности человека, об отрицательном отношении к аморальным проявлениям: хитрости, трусости, лживости, лености и т.д.
В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит правилам игры. «Овладеть правилом – это значить овладеть своим поведением, научиться управлять им, научиться подчинять его определенной задаче».
Но не только правила игры способствуют формированию нравственного поведения детей. Большое значение в нравственном воспитании имеет также содержание игр.
В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение ребенком культурно – гигиенических навыков, культуры поведения. Это хорошо известные игры: «Уложи куклу спать», «Завтрак куклы», «День рождения Машеньки (куклы)», «Оденем куклу на прогулку» и др. Название игр направляет внимание воспитателя на то, чтобы дети, играя, усваивали культурно-гигиенические навыки, нормы поведения, чтобы у них развивались положительные взаимоотношения.
В работе с детьми старшего возраста дидактические игры решают несколько иные задачи- воспитание у детей нравственных чувств и отношений, уважение к людям труда, защитникам нашей Родины, к людям разных национальностей, любовь к Родине, ее столице – Москве, родному краю, к спортсменам, борющимся за честь страны, воспитывать желание быть похожими на них, брать на себя их роль в творческих сюжетно – ролевых играх.
Формируются также социальные качества личности ребенка, такие, как коллективизм, доброта, способность к сопереживанию, потребность в общении со сверстниками, готовность оказывать помощь более слабым, неуверенным в своих силах товарищам, вырабатываются навыки согласованной совместной деятельности.
Дидактические игры используются и в целях трудового воспитания. Однако и здесь содержание дидактических игр должно обеспечивать формирование у детей уважения к трудящемуся человеку, интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре «Кто построил этот дом?» дети узнают о том, что, прежде чем строить дом, архитекторы –проектировщики работают над чертежом, затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. При этом воспитывается у детей интерес к людям этой профессии - ребята играют в строителей домов, мостов, железных дорог.
Некоторые навыки труда дети приобретают при изготовлении наглядного материала для дидактических игр. Старшие дошкольники отбирают иллюстрированный, природный материал, изготавливают карточки, фишки, коробки, настольные игры для детей младших групп. Если ребята сами готовят атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся. Так, наряду с готовыми (серийного производства) играми можно изготовить вместе с детьми полезные для работы материалы. Это, кроме того, хорошее средство воспитания первоначального трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда.
Значение дидактических игр в физическом воспитании детей необходимо рассматривать с их оздоровительного влияния на организм ребенка. Известно, что игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем определенное напряжение нервной системы.
Двигательная активность детей во время игры повышает умственную деятельность, развивает мозг ребенка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, изобразительной деятельности, т.е. к будущему обучению в школе.
Коллективная деятельность – игра детей, также является сама по себе мощным оздоровительным фактором.
Для физического развития особенно важны игры, где движения сочетаются со словом: дети что –то прячут, ищут, двигаются в соответствии с сигналом. Все это создает радостное настроение, повышает эмоциональный тонус. И наконец, положительная оценка выполнения детьми игрового задания вызывает у ребенка положительный отклик, что также отражается на его самочувствии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактической игры во всестороннем воспитании детей
В публикации раскрывается ценность дидактической игры, как воспитательного средства, использование дидактических игр в нравственном, трудовом и эстетическом воспитании детей....
Презентация на тему: "Роль дидактической игры во всестороннем воспитании и обучении детей"
К.Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, какой не может сравниться ни с чем другим. Он писал: «Игра есть свободная деятельность...
Статья на тему : "Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста."
В данной статье приведена классификация дидактических игр, дано их подробное описание :характерные особенности, дидактические задачи,правила, игровое действиеи т.д....
Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей
В данной статье приведена классификация дидактических игр...
Доклад "Роль дидактической игры во всестороннем воспитании и обучении детей"
Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного возде...
Роль дидактической игры во всестороннем воспитании и обучении детей.
консультация для родителей и воспитателей...
Дидактическая игра, как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В настоящее время, дидактические игры являются одним из средств обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него в...