Кружок "Домисолька"
материал по музыке (подготовительная группа)

Донгак Аржаана Анатольевна

кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domisolka.docx728.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin\Downloads\IMG_20231015_230147_884.jpg

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка

Программа составлена на основании:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», ст.2 п.9; с изменениями, вст. в силу 25.07.2022);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р);
  • Приказ Министерства просвещений Российской Федерации от 27.07.2022  №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (разд. VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
  • Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утв. на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07.12.2018, протокол №3);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 №882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ.
  • Устав МБДОУд/ с. «Сайзанак» Шекпээр Барун-Хемчикского  кожууна.

Направленность Программы:.В эстетическом воспитании детей важная роль отводится искусству музыки, а именно вокалу. Вокальное искусство приобрело большую популярность и является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно-богатой личности.

Актуальность программы

Наблюдая за детьми в ДОУ, я заметила, что у детей не достаточно сформирована музыкальная культура, дети замкнуты, двигательная и вокальная активность слабая. Поэтому, появилась актуальная необходимость в разработке дополнительной программы, которая поможет в работе с детьми, нуждающимися в дополнительном развитии вокально-творческих способностей.

Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства,  обеспечивает укрепление физического, психического и психологического здоровья.

 Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) воспитанники осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения воспитанника, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы воспитанник, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, и была разработана программа дополнительного образования детей кружка «Голосок», направленная на духовное развитие воспитанников.

 Новизна программы заключается в применении   инновационных средств музыкального воспитания, здоровьесберегающих технологий  в сочетании с традиционными   музыкально-педагогическими   средствами. Программой предусмотрено регулярное участие детей в различных музыкальных интернет-конкурсах и фестивалях.

Адрестат программы учащиеся в возрасте 5-7 лет

Обеъем программы 34(1 ч)

Формы обучения занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально. 

Уровень ДООП- базовый

Формы реализации ДООП

- музыкальные занятия;

- репетиции;

- творческие отчеты.

Используемые методы и приемы обучения:

- наглядно – слуховой (аудиозаписи)

- наглядно – зрительный (видеозаписи)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

- практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- методические игр

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку

Режим занятий: Программа реализуется в течение 9 месяцев, согласно Уставу МБДОУ д\ с. «Сайзанак» Шекпээр Барун-Хемчикского кожууна с 1 сентября по 25 мая/,  не включая каникулярное время /осенние, зимние, весенние/. Программа рассчитана на 1 год обучения учащихся 5-7лет

 Цель и задачи программы

Цель: создание условий для развития певческих способностей детей в условиях дополнительного образования в ДОУ, формируя интерес ребенка к эстетической стороне действительности.

Задачи: 

Образовательные: 

-  формировать основы певческой, сценической и общемузыкальной культуры (умение правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон, петь выразительно, передавая характер, настроение, интонации песни, а также свое отношение к музыкальному образу, содержанию песни);

-  учить навыкам сольного и ансамблевого исполнения.

Развивающие: 

-  развивать способы певческих умений: правильную осанку, правильное певческое дыхание, четкую дикцию и артикуляцию, чистое интонирование отдельных фраз, напевное и отрывистое пение, слаженность пения;

-  развивать музыкальные способности и музыкально-слуховые представления через целостное и дифференцированное восприятие средств выразительности песен (музыкальных — темп, регистр, динамика, ритм, ладовое чувство, тембр; немузыкальных — выразительные мимика, жесты, движения, поза исполнителя).

Воспитательные: 

-  поддерживать интерес к восприятию песен, содействовать эстетическому наслаждению при их слушании и исполнении;

-  побуждать к сопереживанию содержания песни, к эмоциональной отзывчивости; побуждать к песенному творчеству и самовыражению (песенной импровизации своего имени, импровизации интонаций (просьбы, гнева), импровизации песни, танца, марша).

 Планируемые результаты

Ожидаемые результаты

     В результате освоения программы вокального кружка «Домисолька» дети смогут:

1. Владеть начальными исполнительскими навыками (правильное положение корпуса, спокойный короткий вдох, свободный продолжительный выдох, пение на мягкой атаке, без напряжения, плавно, напевно или отрывисто в зависимости от музыкального образа песни, выразительная чистая интонация и дикция, правильная артикуляция, пение сольно и в ансамбле, с аккомпанементом и без него).

2. Увлеченно и заинтересованно слушать песни, определять их характер, жанр, лад, темп, ритм, тембр, высокие и низкие звуки, направление движение мелодии.

3. Эмоционально реагировать на содержание и характер песни, различать и называть песни, прослушанные в течение года.

4. Выражать свои впечатления о прослушанной песне в эстетических суждениях, художественных движениях под музыку, в рисунке.

5. Проявлять творческую самостоятельность в исполнении песен и песенных импровизациях.

6. Более уверенно ощущать себя в качестве певцов в концертных выступлениях.

Содержательный раздел

1.Вводное занятие.

Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара. Прослушивание голосов.

2.Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения.

Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

3. Звукообразование. Музыкальные штрихи  

Введение: понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Музыкальные штрихи: легато, стаккато, крещендо, диминуэндо. Формирование вокального звука( в прикрытой позиции, академическая и народная манеры пения)

4.Формирование правильных навыков дыхания.

Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку   певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака. Дыхательные упражнения по системе В. Емельянова, А.Н.Стрельниковой, Л.Серебряной.

5.Дикция и артикуляция.

Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, упражнения по системе В.В.Емельянова, Л.Серебряной, а также традиционные вокальные упражнения.

6.Ансамбль. Унисон.

Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни.

7.Музыкально – исполнительская работа.

Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов- пение форте и пиано, анализ исполнения.  

8.Ритм.

Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию по губам», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии с помощью музыкально- шумовых инструментов.  

9.Музыкально-сценическое  движение.

Развитие самовыражения через движение и пение. Умение изобразить настроение в различных движениях   для создания художественного образа. Игры на раскрепощение. Работа над актёрскими навыками в пении.

10. Работа над репертуаром.

Соединение муз. материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически сложных мест, разучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом   произведения.

11.Концертная деятельность.

Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.  

12. Итоговые занятия, творческие отчёты.

Отбор лучших номеров. Творческие отчеты. Выступления для родителей. Анализ выступления.  

           2.2.    Учебный план

п/п

         Разделы

Общее

количество часов

В том числе

Практических

Теоретических

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

1

2

7

3

Звукообразование. Музыкальные штрихи

3

2

4

4

Формирование правильных навыков дыхания

3

2

3

5

Дикция и артикуляция

3

            2

3

6

Ансамбль. Унисон

3

2

3

7

Музыкально-исполнительская работа

3

2

3

8

Ритм

3

3

4

9

Музыкально-сценическое движение

2

2

1

10

Работа над репертуаром

11

6

6

11

Концертная деятельность

1

8

-

12

Итоговые занятия, творческие отчеты

1

4

-

                      ИТОГО                                     35                                               35                                              35

2.3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ на январь – май 2024г.

 

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма организации деятельности

Приемы и методы организации учебного процесса

Форма подведения итогов по теме

всего

теория

практика

Тема блока ««Звучие голос».

1

Знакомство с детьми. Введение.

1

0,5

0,5

Беседа, лекция, практическая работа

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка.

Анализ практической деятельности.

2

Знакомство с голосовым аппаратом

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

3

Детские песни в нашей жизни.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

4

Детский фольклор. Музыкальная  игра «Заинька»

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

5

Песенки из мультфильмов. Пение любимых песен.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

6

В гостях у сказки. Музыкальная игра «Колобок»

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

7

Колыбельные песни. Импровизация «Баю-бай»

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

8

Раскрепощение певца.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

9

Музыкальные игры и загадки. Игра «Весело-грустно»

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

10

Формы и жанры вокальной музыки.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

11

Детские песни в исполнении эстрадных певцов.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

12

Импровизация

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

13

Развитие умения петь по фразам.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

14

Движение мелодии вверх и вниз.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

15

Ноги сами в пляс пустились. Игра «Ритмический рисунок.»

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

16

 Краски музыки и голоса. Разнообразие голосов.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

17

Разнообразие  голосов. Музыкальная игра «Кто поёт?»

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

18

Выступления на празднике

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

19

Хороводные песни и шутки. Музыкальные игры.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

20

Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Обобщающее занятие

Тема блока «Весёлые нотки»

21

Знакомство с нотной грамотой.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

22

Нотная грамота.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

23

Волшебная страна звуков.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

24

Мелодии и ритмы.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

25

 Гамма.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

26

 Импровизация «Лесенка»

1

0,5

0,5

Коллективная работа, работа в микрогруппах, индивидуальная форма деятельности.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Обобщающее занятие

Тема блока «»Первый концерт

27

Музыкальные загадки.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

28

Сценическое движение.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

29

Веселей, встречай  друзей. Герои сказок.

1

0,5

0,5

Коллективная работа, работа в микрогруппах, индивидуальная форма деятельности.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

30

Музыкальная игра «Я-солист». Вокально-хоровая работа.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа, индивидуальная форма деятельности.

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

31

Праздничное настроение.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

32

Культура поведения на сцене.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Анализ практической деятельности

33

Выступление на празднике.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Обобщающее занятие

34

Пение любимых песен.

1

0,5

0,5

Беседа, практическая работа.

Коллективная работа

Словесный метод (беседа), наглядный метод. Физкультминутка

Обобщающее занятие

35

Итоговое выступление

35

35

35

Формы аттестации и оценочные материалы

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

Виды контроля: вводный, текущий, промежуточный, итоговый.

Вводный контроль проводится в форме диагностирования и тестирования.

Формами текущего, промежуточного и итогового контроля служат наблюдение, опрос, выступления на школьных мероприятиях и других концертных площадках.

Форма предъявления результатов – открытые занятия, сольные, ансамблевые и хоровые выступления, конкурсы, отчетный концерт.

Формы и способы проверки результата

Система ежегодного мониторинга развития музыкальных способностей и артистизма, проявления интереса к занятиям и исполнительской деятельности в процессе освоения программы представлена в таблице

№1,№2 ,№3 Приложения №1 к программе.

Главный показатель – личностный рост каждого ребенка, его творческая самореализация в вокально-исполнительской деятельности, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.

Проверка эффективности данного курса осуществляется через открытые занятия, родительские собрания, отчетные и тематические концерты, конкурсы, фестивали, где обучающиеся имеют возможность само реализоваться, демонстрируя свое вокальное и хоровое мастерство.

Подведение итогов реализации программы проводится путем участия детей в школьных мероприятиях, концертах, фестивалях и конкурсах.

Способы фиксации результата: дневник достижений обучающихся, индивидуальная карточка учета динамики личностного развития ребенка, портфолио обучающихся.

Методическое обеспечение

             В методическую основу реализации данной программы вошли основные дидактические принципы. Это принципы доступности, наглядности, постепенного перехода от простого к сложному.

Условия для творческой самореализации обучающихся

К созданию эффективных условий для выявления, поддержания и развития способностей учащихся, к которым мы относим в соответствии с полисистемной моделью самореализации личности С.И. Кудинова педагогические, психологические и социальные условия.

Педагогические условия подразумевают организацию занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому в силу своих внутренних возможностей, каждый из воспитанников работает в своём темпе и со свойственным только ему характером исполнения. В связи с этим большая часть занятий проходит в индивидуальном порядке с постепенным приобщением к ансамблевому  музицированию. Зачастую ребёнок сам ведёт поиски верного штриха и характера исполнения, музыкальный образ педагога может не соответствовать представлениям обучаемого, поэтому в студии развиты отношения сотрудничества с переосмыслением роли педагога, как грамотного наставника, сопровождающего деятельность ребенка.

К психологическим условиям относятся развитие музыкальных способностей детей (интонационного слуха, чувства ритма, эмоциональной отзывчивости), развитие музыкально-психических процессов (музыкальное восприятие, художественно-образное мышление, творческое воображение), создание благоприятной ситуации для развития творческих и артистических способностей детей.

Социальные условия предполагают организацию межличностных отношений в студии таким образом, чтобы учащимся было комфортно заниматься и не испытывать давления со стороны сверстников и педагога. В нашей студии очень распространены отношения преемственности, которые позволяют активно взаимодействовать всем возрастным группам между собой без ущемления интересов младших детей. Выпускники студии часто берут на себя роль шефов и вводят вновь пришедших во внутреннюю жизнь студии. Такая форма работы помогает малышам чувствовать в старшеклассниках работы и поддержку, а старшим – попробовать себя в роли наставников и преподавателей. Мнение каждого из воспитанников важно на занятиях, решения о проведении концертов и выбор номеров происходит на общих собраниях всех участников.

Форма организации и форма проведения занятий

Основной формой обучения в студии является групповое и индивидуальное занятие. Во время его проведения педагог использует различные методы обучения, комбинируя теорию с практикой.

Следующая форма организации обучения – выступление. На выступлениях дети учатся владеть эмоциями, повышают самооценку, совершенствуют полученные навыки и умения.

Посещение концертов, как форма учебного занятия способствует расширению музыкального кругозора детей, дает возможность познакомиться с новыми исполнителями.

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса творческого объединения

По определению дидактики методом обучения является совокупность приемов и способов, при помощи которых педагог, опираясь на сознательность и активность ученика, вооружает его знаниями, умениями и навыками и, вместе с тем, способствуют его воспитанию и развитию.

Методы обучения в студии строятся на общепринятых дидактических и специальных вокальных методах.

 В музыкально-образовательном процессе используются следующие

методы обучения:

  1. общедидактические (методы сравнения, наглядно-слуховой показ, словесные);
  2. методы музыкального образования (метод моделирования художественно-творческого процесса, метод создания проблемно- творческой ситуации, музыкально-игровые методы, метод музыкально- диалогического общения, метод размышления о музыке);
  3. воспитательные методы (метод поощрения, метод убеждения, метод создания «ситуации успеха»);
  4. узкоспециальные вокальные методы обучения (эмоционально- образный метод, метод пластического интонирования, метод вокализации, концентрический метод, фонетический метод, метод показа и подражания, метод мысленного или внутреннего пения, метод сравнительного анализа);

Используемые в студии специальные вокальные методы обучения объединяют в себе познавательные процессы с практическими умениями.

Эмоционально-образный метод основан на принципе естественной саморегуляции. Художественные представления вызывают саморегуляцию голосового аппарата и рождают соответствующее звучание. Вокальные ощущения при этом анализируются и запоминаются.

Концентрический метод, нацелен на выработку навыка в управлении работой голосовых складок в различных регистрах.

Фонетический метод, позволяет опереться на речевой опыт обучаемых, привлечь четкие речевые стереотипы, что весьма существенно, так как певческая фонация формируется на основе речевой, хотя и резко отличается от неё.

Метод показа и подражания применяется на первом этапе вокальной работы, так как с помощью подражания начинающий певец сможет целостно организовать голосовую функцию и сознательно закрепить то, что непроизвольно возникает. При повторных воспроизведениях удачных моментов во время пения, внимание поющего направляется на запоминание мышечных, вибрационных и слуховых ощущений, возникающих в этот момент. Из-за того, что метод показа направляется лишь на раскрытие сущности певческого приема, опираясь на слуховое восприятие, его можно применять только на первом году вокального обучения.

Метод мысленного или внутреннего пения один из основных в практической вокальной работе. Использование мысленного пропевания даже на первом этапе вокального обучения имеет смысл. В подобном случае этот метод выполняет роль активизации слухового внимания, направленного на восприятие и запоминание звукового эталона. Он подготавливает почву для более успешного вокального обучения, но не подменяет вокальную тренировку, так как научиться правильно интонировать и воспроизводить звук можно только в процессе самого пения.

Метод сравнительного анализа используется с первых уроков, когда поющий должен дать свои первые эстетические оценки певческому звуку. Сравнивая различные образцы звучания голоса, поющий учится понимать и дифференцированно воспринимать отдельные компоненты вокального исполнения, отличать правильное звукообразование от неправильного. Благодаря протекающим при этом аналитическим умственным операциям у него активно развиваются мыслительные способности, вокальный слух и художественный вкус.

Вокально-интонационная работа

Воспитание и развитие вокально-хоровых навыков должно всегда находиться в центре внимания. На первых порах укрепляются вокально- хоровые навыки на одноголосных песнях и песнях с элементами двухголосия. Хорошее, чистое унисонное пение базируется на правильных вокальных навыках, создаёт самые благоприятные условия для перехода к многоголосию. Переход от унисона к двухголосию должен совершаться постепенно, путём воспитания гармонического слуха обучающихся, на материале самого разнообразного песенного репертуара и специальных упражнений. В репертуаре могут быть песни с разными видами двухголосия (подголосочное, каноническое, имитационное, гармоническое).

Успех работы зависит и от правильного дыхания, а если говорить точнее, от правильного выдыхания. Длительный выдох, умение экономно расходовать выдыхаемый воздух, распределять его на целую фразу в пении – важная задача в выработке навыков певческого дыхания. Непременным условием правильного певческого дыхания является сохранение при выдохе вдыхательной установки, т.е. не следует допускать резких и больших движений грудной клетки при выдохе и вдохе. Одна старинная мудрость гласит: «Пойте хорошо, дышите удобно!» Бывает так, что длинное дыхание появляется само собой, как только у ребёнка пропадает комплекс нехватки дыхания, страх, что его не хватит. Спокойное, естественное дыхание создаёт условия для «опёртого» звука. Такой звук воспринимается на слух как красивый, полный, достаточно сильный и цветной.

Овладение вокально-хоровыми навыками, можно сравнить с обучением языку. Дети учатся музыкально говорить, т.е. петь, осваивая на собственном опыте интонационно-ритмические особенности музыкального языка. В ходе овладения музыкальной речью школьники усваивают ряд элементарных музыкальных понятий, знакомятся с хоровыми партитурами, приёмами сольмизации. Особое внимание необходимо уделять вопросам интонации и ансамбля. Поэтому рекомендуется учить произведения без сопровождения, что в большой мере способствует стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля и т.д.

Развитие музыкального интеллекта

Значительное место в обучении и воспитании обучающихся занимают пояснения руководителя. Краткие пояснения полнее раскрывают перед детьми содержания песен современных композиторов, особенности старинных народных песен и связь их с эпохой, в которую они создавались, помогают глубже понять и осознать высокие художественные качества классических произведений. Из пояснений дети узнают о жизни и творчестве композиторов, об эпохе, в которую они жили и творили, о характере и особенностях их музыкального языка.

Сценическая хореография

Данный раздел включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей младших школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову, поэтому детям легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Занятия в данном разделе предполагают решение следующих задач:

  • развитие        двигательных        способностей        детей        гибкости, подвижности, выносливости);
  • развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, координации движений);
  • развитие воображения (способность к пластической импровизации).

Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на роботов или кукол, необходимо работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. Жест не должен быть самоцелью: он лишь досказывает то, что невозможно в данной ситуации объяснить словами.

Работа над выразительностью жестов включает в себя игры, упражнения, этюды. В этюдах дети могут проявлять индивидуальность в выборе жестов и мимики. Педагог может рассказывать, вызывая нужные эмоции, подсказывать, но как можно меньше показывать, чтобы не выработать штампы, лишенные эмоциональной окраски.

Разучивание музыкальных произведений

Разучивание музыкальных произведений происходит в несколько этапов: ознакомление и разбор музыкального текста, разучивание (впевание), подготовка концертного исполнения. Во время разучивания и знакомства с произведением обучающиеся вместе со мной в индивидуальном порядке осваивают вокальную мелодию, ритмический рисунок, добиваются точного исполнения штрихов и оттенков. При подготовке концертного исполнения основной акцент смещается на артистизм, сценические движения, целостность восприятия произведения, фразировку и постановку дыхания.

Концертно -исполнительская деятельность

Особое значение в жизни и работе студии имеют выступления. Концертные выступления активизируют коллектив, повышают ответственность за выполнение выученных произведений, прививают навыки выразительного, вдохновенного исполнения песен перед слушателями.

Самым интересным и любимым видом деятельности воспитанников студии является концертная и конкурсная деятельность, которая и является целью всех занятий и подготовительных репетиций. Она проходит в нескольких направлениях:

1.Собственно концертная деятельность , ансамбля и солистов. Это самая благодатная форма концертной деятельности, поскольку даёт известную свободу в выборе репертуара учащимся и, в то же время, даёт возможность воспитанникам самореализоваться перед одноклассниками и преподавателями. На этих концертных выступлениях принято показывать первоначальные варианты исполнений, выставлять на суд зрителей различные композиции, использовать для выступлений самый разнообразный репертуар.

2.Тематическая концертная деятельность. Эти концертные выступления направлены на подготовку школьных тематических мероприятий. Например, подготовка цикла концертов, патриотического характера. В этом случае обучающиеся заранее готовят произведения, соответствующие требованиям темы мероприятия.

3.Сольная концертная деятельность. Это выступления солистов на сельских мероприятиях, в ДК, на открытых площадках района и в рамках проведения конкурсных мероприятий. Также этот вид деятельности предполагает подготовку сольных программ воспитанниками с последующим её публичным исполнением.

Конкурсная деятельность. Это самый сложный вид деятельности, который получается не у всех воспитанников. Подготовка конкурсных номеров длится не один месяц. Работа над конкурсным выступлением включает в себя: разучивание и репетиции концертного варианта произведения, работа над сценическими движениями и театральным мастерством исполнителя, длительные занятия с элементами тренинга, направленные на умение солиста контролировать процесс исполнения на сцене, воспитание волевых качеств, работа с аппаратурой, проецирование непредвиденных ситуаций на сцене.

  1. Условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:

Учебный кабинет, где будут проходить занятия,   соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41.

Число посадочных мест: 30

Актовый зал:

Расположение : 2 этаж

Площадь: 88 м2

Также в кабинете музыки, где проходят занятия, должно быть достаточное количество стульев, удобных для пения сидя, доска с нотными линейками, шкафы для учебных пособий, наглядный материал - нотный материал, видео - и аудио пособия, методический материал, детские музыкальные инструменты (ДМИ), фонограммы, музыкальный центр, фортепиано, компьютер, записи фонограмм в режимах «+» и «-».

Кружок

«Домисолька»

Учащиеся

5-7 лет

Учебные пособия для обучающихся

  • Печатный раздаточный материал.
  • Песенник. Рисунки на асфальте. Сост. Такун Ф., ШершуновА., М.: Изд. «Современная музыка», 2002.
  • Сборники песен В.Шаинского, Ген. Гладкого, Ю.Чичкова, М.Дунаевского, Е. Крылатова, А. Рыбникова, Р. Паулса.
  • «Молодежная эстрада», «Молодежный меридиан» журналы
  • «Энциклопедия юного музыканта» М.,1986
  • «100 великих композиторов» М.,1999.
  • А.Кленов «Там, где музыка живет» М.,1986
  • Сборник «хунчугеш » А.С.Таанов