Музыкально-творческий проект «Широкая Масленица»
проект по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Гончаренко Нелли Викторовна

 В рамках проекта  предпологается приобщение детей к истокам народной культуры, ее духовным, нравственным и эстетическим ценностям через проведение праздника Масленица.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shirokaya_maslennitsa.docx37.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждений детский сад «Калинка»

Музыкально-творческий проект

«Широкая Масленица»

Музыкальный руководитель: Гончаренко Н.В.

г. Новый Уренгой

2023г.

Музыкально-творческий проект «Масленица»

Вид проекта: музыкально-творческий.

по продолжительности – краткосрочный                    

 (2х недельный - с 20февраля по 26 февраля 2023 года).

Участники проекта: музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, воспитатели 2 младших, средних, старших, подготовительных групп, родители воспитанников.

Срок реализации: краткосрочный (20 февраля – 26 февраля 2023 года).

Направление деятельности проекта:  социально - гумманитарный

 

Актуальность: необходимость патриотического воспитания дошкольников через приобщение к традиционной русской  культуре в учебно-воспитательном процессе детского сада.

Цель проекта: приобщение детей к истокам народной культуры, ее духовным, нравственным и эстетическим ценностям.

Задачи:

  • пробудить интерес к обрядовым русским праздникам;
  • обогатить духовный мир детей, их представление о древней народной культуре;
  • обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица»;
  • вызвать у детей эмоциональное сопереживание празднику и народному искусству, связанному с ним.

Подготовительная работа по художественной литературе:

  • изучение литературного фольклора – сказки, пословицы, поговорки по теме «Масленица»;
  • заучивание народных закличек на Масленицу, понимание их жанровых особенностей и смыслового значения;
  • знакомство с пословицами и поговорками праздника, уточнение и закрепление их жанровых и языковых особенностей;
  • развитие у детей интереса к народной литературе, пониманию смысла различных образных выражений, воспитание любви к устному народному творчеству.
  • беседы с детьми во время рассматривания различных иллюстраций на темы народных гуляний, праздников, а также с изображениями бытовой  крестьянской утвари.

Подготовительная работа по музыке:

  • слушание русских народных масленичных песен« А мы масленицу дожидались», «Весенняя», «Эх масленица, да ты красавица», «Ой, блины», «масленичных» частушек,  народных наигрышей.
  • разучивание масленичных частушек;
  • освоение хороводов, танцев, подвижных игр.

Подготовительная работа по изобразительному искусству:

  • рисование по теме«Масленица пришла»;
  • изготовление куклы «Масленица».

Материал и оборудование: презентация «Широкая Масленица»; спортивное оборудование  — мешки, канат.

Деятельность дошкольников в процессе проекта

Развитие речи: беседы на тему «Праздник Масленицы в жизни русского народа. Прошлое и настоящее».

Музыкальная деятельность: разучивание закличек, песен.

Ручной труд: коллективное изготовление куклы  Масленицы.

Игровая деятельность: музыкальные подвижные  игры  «Солнце», «Горелки»; игры-аттракционы «Бег в мешках»,  «Перетягивание каната».

Работа с родителями: подбор рецептов блинов; выпуск стенгазеты с фотографиями детей «Я пеку блины».

Ожидаемые результаты проекта

Для детей:

1. Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

2. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

3. Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

4. Расширение кругозора детей.

5. Обеспечение развития у детей любознательности, кругозора, эстетическую восприимчивость, стремление изучить традиции родной страны.

6. Развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения.

7. Развивать творческую самостоятельность детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.

Для педагогов:
- самореализация, повышение творческого потенциала.
Для родителей:
- оптимизация детско-родительских отношений;
- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.

Методы и формы организации проекта:

- рассматривание картин и иллюстраций, беседы о народном празднике;

- слушание музыкальных произведений и песенного фольклора, посвященного празднику;

- подвижные игры, сюрпризные моменты;

- проведение развлечения «Широкая Масленица».

Используемая литература:

Материалы из периодических изданий

1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.

3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992

4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.

5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.

6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.

7. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006

8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.

9. «Весенние праздники, игры, забавы для детей», Москва «Творч. центр»

1998 г. В. М. Петров

10. «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях», Л. И. Мельникова, Москва 2000 г.

11. «Фольклор-музыка-театр» С. И. Мерзлякова, Москва 1999 г.

12. «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М. Б. Зацепина, Москва 2005 г.

13. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников» М. А. Давыдова, Москва 2007 г.

14. «Народные игры в детском саду», Л. А. Лялина, Москва 2008 г.

15. «Бабушкины забавушки», Л. Н. Капранова, Ростов-на-Дону 2008 г.

16. «Календарные и народные праздники в детском саду», Г. А. Лапшина, Волгоград 2001 г.

Сценарий проведения праздника

на улице (спортивном участке)

«Широкая Масленица»

 

 

Ход мероприятия:

1 скоморох: Эй, веселей собирайся, народ,

Нынче масленица в гости идёт!

Спешите, спешите, спешите,

Друзей с собой захватите!

2 скоморох: Тары-бары, тары-бары,

Выходите во дворы!

Будем пляски начинать,

Будем Масленицу встречать!

1 скоморох: Масленицу широкую открываем

И веселье начинаем!

Уж ты, Зимушка-зима, все дороги замела,

Все дороги, все пути – ни проехать, ни пройти!

2 скоморох: Мы по кругу все пойдём,

Дружно спляшем и споём.

Русский хороводный танец «А мы Масленицу дожидаем».

1 скоморох: Ты катись, весёлый бубен,

Быстро, быстро по рукам (передают бубен)!

У кого весёлый бубен,

Тот сейчас станцует нам!

 Аттракцион – «Бубен».

2 скоморох: Ой, слышите, кто-то кричит «Ау, ау!»,

Кто-то попал в беду!

В сугроб кто-то провалился,

В снег зарылся.

Ой, так это же Снеговик, давайте его вытащим (бросает канат и вытягивает Снеговика).

Снеговик: Здравствуйте, ребята!

К вам я в гости торопился

Да в сугроб вот провалился!

Я весёлый Снеговик,

Я не мал и не велик.

На опушке зимой

Меня слепил народ лесной.

Ребята, а зачем я сюда спешил?

Что-то важное сообщить решил…

А, вспомнил!

Приглашаю всех вас в лес,

Полный сказок и чудес!

А ну на саночки садитесь

И с горы скорее мчитесь!

Аттракцион – «Санки» (2 раза). (снеговик прощается и уходит)

 

1 скоморох: К нам на праздник, не шутя,

Вихри снежные крутя,

Из далёка-далека

Баба Яга бежит сюда

Баба Яга: Ох, ох, застыли ноги,

Долго были они в дороге,

По сугробам, буреломам,

Еду к детям я  знакомым.

Кости старые размять,

Себя людям показать!

 

Баба-Яга: Здорово, ребятки! Поклон вам, люди добрые! А меня-то вы узнали? Верно, касатики мои, она самая – Баба-Яга – костяная нога! Я теперь другая и совсем – совсем не злая.  Хочу, ребятки с вами поиграть.

Эстафета « Бег в мешках»

Баба-Яга: Ребятушки, касатики мои, а ведь я зашла-то к вам по делу.

Скоморох 1: По какому делу?

Баба-Яга: Я ведь домовенка своего Кузеньку потеряла. Вы его не видели?

Скоморох 2: Да, нет Баба-Яга, к нам он не заходил.

Баба-Яга: А мне сорока на хвосте принесла весточку, как будто Кузьма мой у вас прижился.

Скоморох 2: Ну, что ты, Баба-Яга, мы его не видели, но давай поищем вместе.

Все ищут Кузю.  Баба-Яга громко зовет его.

Баба-Яга: Кузенька, не пугай нас, покажись яхонтовый мой. Ну, что тебе у чужих людей делать-то?

Появляется Кузя.      

Кузя: Чего раскричались, расшумелись? Тут я! Не дадут отдохнуть по- человечески.

Баба-Яга: Кузенька, пойдем домой, я крендельков напекла, пирожков.

Кузя: Не пойду! Не хочу я твоих крендельков, хочу блинов.

Баба-Яга: Пойдем со мной, коли хочешь, я и блинов напеку!

Кузя: Не хочу уходить! Мне здесь весело. Здесь пляшут, в игры разные играют, и я хочу. Мне здесь нравится.

Баба-Яга: Ребятки, поиграйте с Кузей. 

А ну-ка, силачи, тяните канат!

Померяться силушкой каждый рад!

Игра  « Перетягивание каната».

Баба-Яга: Ставьте ушки на макушки,

Наши парни и подружки,

Все, кто стар и молодой,

Спляшем с бабушкой Ягой!

Танец «Бабушка, испеки оладушки».

Входит Зима

Зима: Это кто же здесь и пляшет, и играет,

А Зимушку не приглашает?

С вами я в снежки играла?

Дети: Да!

Зима: Вас на саночках катала?

Дети: Да!

Зима: Бабу снежную лепила?

Дети: Да!

Зима: Ничего не позабыла?

Дети: Нет!

Скоморох 1: Ай-да, Зимушка-зима!

Зима славная была!

Но пришла пора проститься,

Да, с весною подружиться.

Зима: Я – зима, Весны сестричка,

Снега, стужи мастерица,

Весне я место уступлю,

Но очень уж играть люблю.

Скоморох 2: Давайте, ребятки проводим Зимушку, поиграем с ней напоследок.

Хороводная игра «Варежки передавайте».

Все встают в круг, звучит веселая музыка. Скоморохи начинают игру, передавая детям две варежки в разных направлениях, дети варежки передают дальше. Внезапно музыка останавливается и те, у кого варежки остались, выходят в круг и танцуют. Остальные им хлопают, пританцовывают. Игра продолжается несколько раз.

После игры Баба-Яга и Кузя незаметно уходят.

Зима: А мы Масленицу величаем,

Весну красную закликаем.

Хоровод « Приходи весна».

Во время хоровода-песни входит Весна.         

Скоморох 1: Здравствуй, Весна-красна!

Весна: Здравствуйте, люди добрые!

Здесь ли все поют, играют

И меня, Весну, встречают?

Дети: Да!

Весна: Очень я в игры люблю играть, да песни распевать.

А я к вам ни одна пришла, я медведя привела.

Входит медведь.

Весна: А с медведем мы будем играть.

Игра с медведем  «Бой на мешках» 

Весна: А с медведем мы будем играть.

Игра с медведем  «Бой на мешках» 

Входит Баба-Яга и Кузя. Они несут чучело Масленицы.

Баба-яга идет с блинами.

Кузя (кричит): Расступись, честной народ,

Масленица к нам идет.

Скоморох 2: А мы Масленицу ожидали,

Молоко с киселем не хлебали.

Вот и Масленица на двор въезжает,

Широкая на двор выступает.

Скоморох 1: Здравствуй, Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая.

Баба-Яга: А какая же Масленица без блинов горячих да румяных.

Дети поют песню  «Мы давно блинов не ели».

Весна: Давайте, ребятишки,

С Масленицей прощаться,

Отправимся на улицу на горках кататься.

Да блинами угощаться.

Звучит песня «Прощай Масленица».

Все цепочкой выходят из зала.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по проекту "Широкая Масленица".

В данном материале представлена итоговая презентация работы по проекту "Масленица"....

Образовательный проект "Широкая масленица"

Цель: повышение интереса к традициям русского народа(праздник Масленица). Задачи: 1.Познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленица. ".Развивать художественно-творческую деятельность.3. Фор...

Методическая разработка сценария фольклорного праздника "Масленица хороша- широка её душа!" для детей старшей и подготовительной групп детского сада - финальный этап проекта «Широкая Масленица».

В сценарий  праздничного концерта "Масленица хороша- широка её душа!" включены народные песни, игры и хороводы, основанные на русском народном фольклоре. В продолжение всего праздника и...

Проект "Широкая Масленица!" В рамках "Городской педагогической гостиной" по распространению педагогического опыта. Презентация к проекту с описанием празднования народного праздника по дням недели.

Проект "Широкая Масленица" продолжался в течение трёх месяцев с декабря по февраль. В мероприятии участвовали все группы детского сада,педагогический состав и родители наших воспитанников. В...

Музыкально-творческий проект "Широкая масленица"

Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовать себя как личность любящую свою Родину и вс...

Музыкально-творческий проект «Широкая Масленица»

Музыкально-творческий проект «Широкая Масленица»...

Музыкально-творческий проект "Широкая Масленица"

Проект для создания условий  повышения интереса к традициям русского народа - празднику Масленицы...