Музыкально-творческий проект «Широкая Масленица»
проект по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В рамках проекта предпологается приобщение детей к истокам народной культуры, ее духовным, нравственным и эстетическим ценностям через проведение праздника Масленица.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shirokaya_maslennitsa.docx | 37.47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждений детский сад «Калинка»
Музыкально-творческий проект
«Широкая Масленица»
Музыкальный руководитель: Гончаренко Н.В.
г. Новый Уренгой
2023г.
Музыкально-творческий проект «Масленица»
Вид проекта: музыкально-творческий.
по продолжительности – краткосрочный
(2х недельный - с 20февраля по 26 февраля 2023 года).
Участники проекта: музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, воспитатели 2 младших, средних, старших, подготовительных групп, родители воспитанников.
Срок реализации: краткосрочный (20 февраля – 26 февраля 2023 года).
Направление деятельности проекта: социально - гумманитарный
Актуальность: необходимость патриотического воспитания дошкольников через приобщение к традиционной русской культуре в учебно-воспитательном процессе детского сада.
Цель проекта: приобщение детей к истокам народной культуры, ее духовным, нравственным и эстетическим ценностям.
Задачи:
- пробудить интерес к обрядовым русским праздникам;
- обогатить духовный мир детей, их представление о древней народной культуре;
- обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица»;
- вызвать у детей эмоциональное сопереживание празднику и народному искусству, связанному с ним.
Подготовительная работа по художественной литературе:
- изучение литературного фольклора – сказки, пословицы, поговорки по теме «Масленица»;
- заучивание народных закличек на Масленицу, понимание их жанровых особенностей и смыслового значения;
- знакомство с пословицами и поговорками праздника, уточнение и закрепление их жанровых и языковых особенностей;
- развитие у детей интереса к народной литературе, пониманию смысла различных образных выражений, воспитание любви к устному народному творчеству.
- беседы с детьми во время рассматривания различных иллюстраций на темы народных гуляний, праздников, а также с изображениями бытовой крестьянской утвари.
Подготовительная работа по музыке:
- слушание русских народных масленичных песен« А мы масленицу дожидались», «Весенняя», «Эх масленица, да ты красавица», «Ой, блины», «масленичных» частушек, народных наигрышей.
- разучивание масленичных частушек;
- освоение хороводов, танцев, подвижных игр.
Подготовительная работа по изобразительному искусству:
- рисование по теме«Масленица пришла»;
- изготовление куклы «Масленица».
Материал и оборудование: презентация «Широкая Масленица»; спортивное оборудование — мешки, канат.
Деятельность дошкольников в процессе проекта
Развитие речи: беседы на тему «Праздник Масленицы в жизни русского народа. Прошлое и настоящее».
Музыкальная деятельность: разучивание закличек, песен.
Ручной труд: коллективное изготовление куклы Масленицы.
Игровая деятельность: музыкальные подвижные игры «Солнце», «Горелки»; игры-аттракционы «Бег в мешках», «Перетягивание каната».
Работа с родителями: подбор рецептов блинов; выпуск стенгазеты с фотографиями детей «Я пеку блины».
Ожидаемые результаты проекта
Для детей:
1. Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
2. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
3. Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
4. Расширение кругозора детей.
5. Обеспечение развития у детей любознательности, кругозора, эстетическую восприимчивость, стремление изучить традиции родной страны.
6. Развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения.
7. Развивать творческую самостоятельность детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные, танцевальные импровизации.
Для педагогов:
- самореализация, повышение творческого потенциала.
Для родителей:
- оптимизация детско-родительских отношений;
- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.
Методы и формы организации проекта:
- рассматривание картин и иллюстраций, беседы о народном празднике;
- слушание музыкальных произведений и песенного фольклора, посвященного празднику;
- подвижные игры, сюрпризные моменты;
- проведение развлечения «Широкая Масленица».
Используемая литература:
Материалы из периодических изданий
1. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений.-М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.
3. Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992
4. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.
5. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
6. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
7. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
8. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2000г.
9. «Весенние праздники, игры, забавы для детей», Москва «Творч. центр»
1998 г. В. М. Петров
10. «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях», Л. И. Мельникова, Москва 2000 г.
11. «Фольклор-музыка-театр» С. И. Мерзлякова, Москва 1999 г.
12. «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М. Б. Зацепина, Москва 2005 г.
13. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников» М. А. Давыдова, Москва 2007 г.
14. «Народные игры в детском саду», Л. А. Лялина, Москва 2008 г.
15. «Бабушкины забавушки», Л. Н. Капранова, Ростов-на-Дону 2008 г.
16. «Календарные и народные праздники в детском саду», Г. А. Лапшина, Волгоград 2001 г.
Сценарий проведения праздника
на улице (спортивном участке)
«Широкая Масленица»
Ход мероприятия:
1 скоморох: Эй, веселей собирайся, народ,
Нынче масленица в гости идёт!
Спешите, спешите, спешите,
Друзей с собой захватите!
2 скоморох: Тары-бары, тары-бары,
Выходите во дворы!
Будем пляски начинать,
Будем Масленицу встречать!
1 скоморох: Масленицу широкую открываем
И веселье начинаем!
Уж ты, Зимушка-зима, все дороги замела,
Все дороги, все пути – ни проехать, ни пройти!
2 скоморох: Мы по кругу все пойдём,
Дружно спляшем и споём.
Русский хороводный танец «А мы Масленицу дожидаем».
1 скоморох: Ты катись, весёлый бубен,
Быстро, быстро по рукам (передают бубен)!
У кого весёлый бубен,
Тот сейчас станцует нам!
Аттракцион – «Бубен».
2 скоморох: Ой, слышите, кто-то кричит «Ау, ау!»,
Кто-то попал в беду!
В сугроб кто-то провалился,
В снег зарылся.
Ой, так это же Снеговик, давайте его вытащим (бросает канат и вытягивает Снеговика).
Снеговик: Здравствуйте, ребята!
К вам я в гости торопился
Да в сугроб вот провалился!
Я весёлый Снеговик,
Я не мал и не велик.
На опушке зимой
Меня слепил народ лесной.
Ребята, а зачем я сюда спешил?
Что-то важное сообщить решил…
А, вспомнил!
Приглашаю всех вас в лес,
Полный сказок и чудес!
А ну на саночки садитесь
И с горы скорее мчитесь!
Аттракцион – «Санки» (2 раза). (снеговик прощается и уходит)
1 скоморох: К нам на праздник, не шутя,
Вихри снежные крутя,
Из далёка-далека
Баба Яга бежит сюда
Баба Яга: Ох, ох, застыли ноги,
Долго были они в дороге,
По сугробам, буреломам,
Еду к детям я знакомым.
Кости старые размять,
Себя людям показать!
Баба-Яга: Здорово, ребятки! Поклон вам, люди добрые! А меня-то вы узнали? Верно, касатики мои, она самая – Баба-Яга – костяная нога! Я теперь другая и совсем – совсем не злая. Хочу, ребятки с вами поиграть.
Эстафета « Бег в мешках»
Баба-Яга: Ребятушки, касатики мои, а ведь я зашла-то к вам по делу.
Скоморох 1: По какому делу?
Баба-Яга: Я ведь домовенка своего Кузеньку потеряла. Вы его не видели?
Скоморох 2: Да, нет Баба-Яга, к нам он не заходил.
Баба-Яга: А мне сорока на хвосте принесла весточку, как будто Кузьма мой у вас прижился.
Скоморох 2: Ну, что ты, Баба-Яга, мы его не видели, но давай поищем вместе.
Все ищут Кузю. Баба-Яга громко зовет его.
Баба-Яга: Кузенька, не пугай нас, покажись яхонтовый мой. Ну, что тебе у чужих людей делать-то?
Появляется Кузя.
Кузя: Чего раскричались, расшумелись? Тут я! Не дадут отдохнуть по- человечески.
Баба-Яга: Кузенька, пойдем домой, я крендельков напекла, пирожков.
Кузя: Не пойду! Не хочу я твоих крендельков, хочу блинов.
Баба-Яга: Пойдем со мной, коли хочешь, я и блинов напеку!
Кузя: Не хочу уходить! Мне здесь весело. Здесь пляшут, в игры разные играют, и я хочу. Мне здесь нравится.
Баба-Яга: Ребятки, поиграйте с Кузей.
А ну-ка, силачи, тяните канат!
Померяться силушкой каждый рад!
Игра « Перетягивание каната».
Баба-Яга: Ставьте ушки на макушки,
Наши парни и подружки,
Все, кто стар и молодой,
Спляшем с бабушкой Ягой!
Танец «Бабушка, испеки оладушки».
Входит Зима
Зима: Это кто же здесь и пляшет, и играет,
А Зимушку не приглашает?
С вами я в снежки играла?
Дети: Да!
Зима: Вас на саночках катала?
Дети: Да!
Зима: Бабу снежную лепила?
Дети: Да!
Зима: Ничего не позабыла?
Дети: Нет!
Скоморох 1: Ай-да, Зимушка-зима!
Зима славная была!
Но пришла пора проститься,
Да, с весною подружиться.
Зима: Я – зима, Весны сестричка,
Снега, стужи мастерица,
Весне я место уступлю,
Но очень уж играть люблю.
Скоморох 2: Давайте, ребятки проводим Зимушку, поиграем с ней напоследок.
Хороводная игра «Варежки передавайте».
Все встают в круг, звучит веселая музыка. Скоморохи начинают игру, передавая детям две варежки в разных направлениях, дети варежки передают дальше. Внезапно музыка останавливается и те, у кого варежки остались, выходят в круг и танцуют. Остальные им хлопают, пританцовывают. Игра продолжается несколько раз.
После игры Баба-Яга и Кузя незаметно уходят.
Зима: А мы Масленицу величаем,
Весну красную закликаем.
Хоровод « Приходи весна».
Во время хоровода-песни входит Весна.
Скоморох 1: Здравствуй, Весна-красна!
Весна: Здравствуйте, люди добрые!
Здесь ли все поют, играют
И меня, Весну, встречают?
Дети: Да!
Весна: Очень я в игры люблю играть, да песни распевать.
А я к вам ни одна пришла, я медведя привела.
Входит медведь.
Весна: А с медведем мы будем играть.
Игра с медведем «Бой на мешках»
Весна: А с медведем мы будем играть.
Игра с медведем «Бой на мешках»
Входит Баба-Яга и Кузя. Они несут чучело Масленицы.
Баба-яга идет с блинами.
Кузя (кричит): Расступись, честной народ,
Масленица к нам идет.
Скоморох 2: А мы Масленицу ожидали,
Молоко с киселем не хлебали.
Вот и Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор выступает.
Скоморох 1: Здравствуй, Масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая.
Баба-Яга: А какая же Масленица без блинов горячих да румяных.
Дети поют песню «Мы давно блинов не ели».
Весна: Давайте, ребятишки,
С Масленицей прощаться,
Отправимся на улицу на горках кататься.
Да блинами угощаться.
Звучит песня «Прощай Масленица».
Все цепочкой выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по проекту "Широкая Масленица".
В данном материале представлена итоговая презентация работы по проекту "Масленица"....
Образовательный проект "Широкая масленица"
Цель: повышение интереса к традициям русского народа(праздник Масленица). Задачи: 1.Познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленица. ".Развивать художественно-творческую деятельность.3. Фор...
Методическая разработка сценария фольклорного праздника "Масленица хороша- широка её душа!" для детей старшей и подготовительной групп детского сада - финальный этап проекта «Широкая Масленица».
В сценарий праздничного концерта "Масленица хороша- широка её душа!" включены народные песни, игры и хороводы, основанные на русском народном фольклоре. В продолжение всего праздника и...
Проект "Широкая Масленица!" В рамках "Городской педагогической гостиной" по распространению педагогического опыта. Презентация к проекту с описанием празднования народного праздника по дням недели.
Проект "Широкая Масленица" продолжался в течение трёх месяцев с декабря по февраль. В мероприятии участвовали все группы детского сада,педагогический состав и родители наших воспитанников. В...
Музыкально-творческий проект "Широкая масленица"
Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры, самореализовать себя как личность любящую свою Родину и вс...
Музыкально-творческий проект «Широкая Масленица»
Музыкально-творческий проект «Широкая Масленица»...
Музыкально-творческий проект "Широкая Масленица"
Проект для создания условий повышения интереса к традициям русского народа - празднику Масленицы...