развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 2 общеразвивающего вида»
Занятие по развитию чувства ритма
(старшая группа)
Сафронова Людмила Юрьевна,
Музыкальный руководитель МКДОУ
Мишкино 2024 г.
Открытое занятие по развитию чувства ритма у детей
старшего дошкольного возраста
Музыкальнаялогоритмика - это одно из направлений музыкально–ритмического развития детей. Она включает в себя три составные части: слово, движение и музыка. Можно сказать, что это развитие речи средствами музыки. Ведь слово тоже имеет ритмическую основу, а речь имеет музыкальную составляющую.
Особую роль в логоритмике играют музыкально–ритмические движения. Музыка и движения благотворно влияют на здоровье детей. Музыкально–ритмические движения помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление.
Цель – Развитие чувства ритма у детей через синтез музыки, движений и речи.
Задачи
Обучающие: Формировать у детей тембровый слух и метроритмические навыки, используя игровые ситуации.
Развивающие: Развивать образное мышление, создавая творческую атмосферу,
учить детей воспроизводить ритмический рисунок по образцу, по модулям;
развивать общую и мелкую моторику, дыхание, певческие навыки, воображение и ассоциативно-образное мышление;
развивать слуховые и телесные ощущения, активное восприятие музыки.
Воспитывающие:
Воспитывать взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу.
Материал. Детские музыкальные инструменты, шапочки для героев сказки «Теремок», ритмические карточки, минидекорации (двери с «ритмическими замками», дом для сказки «Теремок»).
Музыкальный материал: Чайковский «Баба Яга» в записи, закличка «Солнышко», «Солнечная капель» музыка С.Соснина, фонограмма музыки для танца.
Предварительная работа: Знакомство с творчеством Чайковского П.И., разучивание песни «Солнечная капель», работа с ритмическими карточками по программе «Ладушки».
Ход занятия.
Звучит музыка (Баба Яга).
Дети под музыку входят в зал цепочкой и образуют полукруг, стоят до окончания музыкального произведения.
Музыкальный руководитель поёт: «Здравствуйте, дети»
Дети отвечают. «Здравствуйте»
(затем дети здороваются с гостями, гости отвечают)
Музыкальный руководитель:
Сегодня у нас необычное занятие. Вы когда входили в зал слышали музыку. Какое это произведение? Правильно. Это Баба Яга, а кто его сочинил? (П.И. Чайковский). А теперь расскажите, какая была музыка, какую Бабу Ягу изобразил композитор? (ответы детей) (м.р. подводит к тому, чтобы дети назвали это произведение сказочным, и предлагает отправиться в сказку).
Музыкальный руководитель:
Чтобы нам не было страшно, и никто не потерялся по дороге, берем, друг друга за руки и отправляемся в путь. Дети выполняют ритмичные движения (шаги) под пение педагога.
Мы сейчас пойдем направо (идут змейкой направо)
Дружно - раз, два, три!
А потом пойдем налево (идут змейкой налево)
Дружно - раз, два, три!
В центре круга соберемся (идут в круг)
Дружно - раз, два, три!
И на место все вернемся (идут из круга)
Дружно - раз, два, три!
Музыкальный руководитель.
Мы пришли с вами к сказочному замку, а ворота замка закрыты, а для того, чтобы их открыть, что надо сделать? Правильно, постучать, но постучать необычно, мы же с вами в сказке. Посмотрите, на воротах нарисована ритмическая цепочка, интересно, для чего? (ответы детей) У меня в моем волшебном мешочке есть инструменты. (достает барабан) Сейчас кто-нибудь из вас поможет нам открыть ворота в сказочный замок.
Ребенок играет ритмический рисунок. (исполнение ритмической цепочки на музыкальных инструментах)
Варианты:
а) проговаривать на слоги «ТА и ТИ»
б) прохлопывать;
в) проигрывать на инструментах (ложки, бубен, коробочка, рубель, барабан, металлофон, треугольник)
Музыкальный руководитель. Ворота открылись, и мы с вами очутились в замке. В замке холодно и сыро, даже руки замерзли, надо их согреть, давайте все вместе подуем на руки.
А сейчас мы с вами позовем солнышко, пусть оно заглянет к нам в окошко и согреет нас. (закличка «Солнышко»). Какой же инструмент из моего мешочка поможет нам позвать солнышко? (металлофон)
Музыкальный руководитель. Солнышко осветило нам замок, и посмотрите, еще одна дверь, а на ней тоже нарисован ритмический рисунок. Давайте так же откроем эту дверь с помощью другого инструмента, (бубен) и узнаем, что же там, за дверями… педагог вызывает ребенка, чтобы воспроизвести ритм. Мы с вами попали в комнату вокальной музыки и нам надо спеть какую-либо песню. Мы знаем песенку про весеннюю капель, давайте её споём.
Музыкальный руководитель. Ребята, вы так хорошо пели, что от нашей веселой песенки открылась следующая дверь, давайте заглянем за нее и посмотрим, что же прячется за этой дверью. А за дверью оказалась театральная гостиная, но артистов тут нет, а значит, нам с вами стать предстоит стать актерами.
(исполнителей ролей можно выбрать при помощи считалки, так как детям всем хочется принять участие в инсценировке).
Музыкальный руководитель. Сейчас мы с вами наденем шапочки героев, возьмем в руки инструменты, и с их помощью расскажем сказку «Теремок». Итак, стоит в поле теремок…
Сказка «Теремок»
теремок – ложки,
стук в дверь – деревянная коробочка или два кубика,
мышка – треугольник,
лягушка – бубен,
зайка – ксилофон (свободная спонтанная игра)
волк – рубель,
медведь – барабан,
«теремок развалился» – все инструменты) .
Музыкальный руководитель.
А теперь пора возвращаться нам в детский сад, но пешком мы не пойдем, а вспомним, как мы катались зимой на санках и поедем назад на санях с бубенчиками пока снег в лесу еще не растаял. Взяли в руки вожжи и поехали… (озвучиваем стихотворение шумовыми инструментами и голосом)
Едем, едем на лошадке,
По дорожке зимней, гладкой:
Цок, цок, цок. Цок, цок, цок. (языком)
Санки скрипят. Бубенчики звенят.
Дятел стучит. Вьюга свистит.
Белка на елке орешки все грызет, (хлопки в ладоши)
Рыжая лисичка зайчика стережет. (потереть ладошки)
Ветер, стужа. Ветер, стужа.
Снег пушистый кружит, кружит…(ш-ш-ш)
Ехали мы ехали, наконец, доехали:
С горки – У-ух! В ямку бух!
Приехали!
Музыкальный руководитель.
Вот мы и дома, а на улице светит солнышко, поют птицы, весна пришла, скажите мне ребятки, где мы с вами сегодня побывали? Что вам запомнилось?
Ответы детей.
Молодцы, ребята, давайте поаплодируем себе. А я приготовила маленькие скрипичные ключики, которые помогут вам открыть двери в волшебный мир музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.
Музыкально-ритмические навыки составляют основу упражнений с музыкальными заданиями. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического строения музыкальных произведений, учат разбираться в мн...

Роль развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста.
Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры. Приобщая детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка, ...

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-двигательной деятельности
Введение Актуальность проблемы. Ритм, как определенное чередование долгих и коротких длительностей – один из первоисточников, первоэлементов музыки, и одно из основных ее выразительных средств. В...

Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности
В данной статье представлен мой опыт работы по данной теме.Цель работы - помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально - ритмических сп...

Мастер - класс "Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста"
Мастер - класс для воспитателей ДОУ...

Игры на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
Игры на развитие ритма позволяют добиться более эффективных и ускоренных результатов в развитии фонематического восприятия у дошкольников....
Проект «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»
Проект «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»...