Роль распевки на музыкальных занятиях в ДОУ
план-конспект занятия по музыке

Расстригина Наталия Геннадьевна

Любое музыкальное занятие должно начинаться с распевания. Оно должно выполнять ряд необходимых функций. Задача музыкального руководителя - сделать процесс распевания интересным, увлекательным для маленьких детей, но при этом не превращать его только в игру, сохранить образовательную, обучающую функцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_raspevki_na_muz._zanyatiyah.docx290.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль распевки на музыкальных занятиях в ДОУ

Расстригина Наталия Геннадьевна

Музыкальный руководитель

МБДОУ «ЦРР – детский сад №134»

г.Чебоксары

Аннотация: Любое музыкальное занятие должно начинаться с распевания. Оно должно выполнять ряд необходимых функций. Задача музыкального руководителя - сделать процесс распевания интересным, увлекательным для маленьких детей, но при этом не превращать его только в игру, сохранить образовательную, обучающую функцию.

Ключевые слова: Пение, интонация, звуковысотный слух, диапазон голоса, распевание

Цель: описание игровых приемов, используемых в процессе распевания детей.

Задачи:

1.Настроить детей на рабочий лад. Собрать внимание.
2.Подготовить певческий и артикуляционный аппараты к пению.
3.Развить звуковысотный слух, поработать над чистотой интонации и расширить диапазон голоса.

4. Проучить сложные моменты изучаемых произведений.

Список используемой литературы:

1. Овчинникова Т. С. Логопедические распевки.- Санкт-Петербург : ООО "ИПЦ "КАРО", - 2009.

2. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет.- Москва:  «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1987

3. Мерзлякова С. И., Учим детей петь /5-6 лет/, песни и упражнения для развития голоса –Москва: ТЦ «Сфера», 2019

4.Метлов Н.А. Музыка – детям. - Москва:  «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 1985

 

Пение – основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Правильно подобранный и художественно исполненный песенный репертуар помогает успешному решению этой задачи. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. Однако, разучивая репертуар с целью его использования на праздничном утреннике, дети исполняют песни приблизительно. Интонируют  - приблизительно, т.к. нет осознанного восприятия и воспроизведения определенных мелодических оборотов. Приблизительно передают содержание песен, порой не понимая его смысла. Поэтому использую в своей работе с детьми упражнения на развитие музыкального слуха и голоса. Песни – упражнения способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата, т.к. построены на коротких, повторяющихся мелодиях и попевках. Усваивая упражнения, дети учатся правильно воспроизводить в пении разнообразные виды мелодического движения и интонационные обороты, встречающиеся в песенном репертуаре.

Распевка служит для приведения в готовность – разогрева вокального аппарата, настройки дыхательной системы, при этом таким вокальным упражнением может быть и часть какой-нибудь песни.

В разных методиках по развитию певческого навыка говорится о распевке, как о вокальном упражнении. Большое внимание придаю в распевке на музыкальных занятиях таким аспектам, как эмоции и выразительность, благодаря этому у детей механически возникает чистая интонация и ритмичность. Феномен голоса – это, в первую очередь, работа различных мышц человеческого организма, а для развития мышц требуется постепенное увеличение нагрузки на них. В данном случае речь не об их росте, как в спортзале, а о приобретении ими соответствующей эластичности и тренировке нервной системы – мышца должна «отозваться» на реакцию нервной системы в строго дозированном объёме, иначе – фальш в голосе, пестрота тембра, перенапряжение и усталость».

В формате музыкального занятия в ДОУ, распевке придаётся не очень большое значение. Наблюдая за детьми, обратила внимание, что им не интересны распевки, которые ограничиваются только лишь интервально-интонационным пропеванием. Дети дошкольного возраста чаще всего хотят не только показать свои интонационные возможности, но и возможности, касающиеся таких аспектов, как мимика, жесты, образность.

Собираем внимание.

Прежде чем начать работать над каким-то произведением, ставить какую-то задачу, необходимо настроить детей на рабочее настроение, собрать их внимание. Для этого используем игру «Регулировщик». Руководитель – регулировщик, который стоит на музыкальном перекрестке. Воспитанники – музыкальные машинки, готовые ехать по жесту регулировщика. «Регулировщик» поднимает руки – «машины» готовы (жест внимания). Регулировщик повел руку вверх – машины набирают воздух (вдох). Регулировщик повел руку вниз – машины поехали (запели). Регулировщик показывает внизу – машины поехали тихо, поднял руки выше – машины поехали громко. Регулировщик опустил руки вниз – машины остановились (закончили петь).

Этой игрой решаем несколько задач:

1.Собираем внимание детей.

2. Приучаем к жестам дирижера.

Подготавливаем певческий и артикуляционный аппарат к пению.

Выбираем небольшой, наиболее сложный отрывок в любой песне, и прорабатываем его различными способами (по фонопедическому методу В.В.Емельянова):
1. Пропеваем, «сидя в автомобиле» (вибрация губами, соблюдая звуковысотность, характер исполнения);

2. Пропеваем, «сидя на лошадке» («процокать» мелодию, стараясь губами формировать слова песни);

3. «Выдуваем» мелодию (пропевать мелодию, выдувая при этом воздух);
4. Пропеваем, «сидя на слоне» (пропевать мелодию с хорошо открытым ртом, но звук направлять не в рот, а в нос).
Этой игрой мы так же решаем несколько задач:

1. Разогреваем артикуляционный аппарат.

2. Прорабатываем сложные отрывки в произведении.

Развиваем звуковысотный слух, работаем над чистотой интонации и расширяем диапазон голоса.

Для решения этих задач нам понадобятся распевки. Но петь распевки на слоги детям скучно и неинтересно, поэтому включаем распевки со словами, желательно найти картинки на каждую распевку, рассказывать детям какие-то истории на тему. Картинки надо стараться подбирать такие, где действующие герои широко раскрывают рот. В этом случае у детей возникает зрительный образ, интерес, и достичь поставленной цели (открыть рот) будет проще.

http://allaevtodjeva.ucoz.net/lisa_i_vorobej.jpg

Лиса: Тихо – тихо подкрадусь, до тебя я доберусь!

Воробей: Не поймаешь ты меня, вижу, рыжая, тебя!

http://allaevtodjeva.ucoz.net/risunok5.jpg

http://allaevtodjeva.ucoz.net/kot_i_myshka.jpg

Кот: Спускайся, не бойся, не трону тебя!

Мышка: Ах, серый хитрец, не обманешь меня!

http://allaevtodjeva.ucoz.net/risunok2.jpg

 http://allaevtodjeva.ucoz.net/belochki.jpg

Прыг да скок, прыг да скок, с ветки делаю прыжок,

Сверху вниз я лечу и тебя догнать хочу!

http://allaevtodjeva.ucoz.net/risunok4.jpg

http://allaevtodjeva.ucoz.net/strekoza_i_rybka.jpg      

Стрекоза: Что сидишь ты там на дне? Выходи летать ко мне!

Рыбка: Ах, летать я не могу, просто плаваю в пруду      

 http://allaevtodjeva.ucoz.net/risunok3.jpg   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. "Роль воспитателя на музыкальном занятии. Роль ведущего на утреннике

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИРОЛЬ ВЕДУЩЕГО НА УТРЕННИКЕ      Музыкального руководителяЕ. Ю. Пономаренко  Большинство воспитателей понимают, как важно приви...

"Распевки на музыкальных занятиях"

Научить детей слышать движение мелодии вверх и вниз. Петь чисто, точно попадать на первый звук (нижнее до 1)....

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ РОЛЬ ВЕДУЩЕГО НА УТРЕННИКЕ

Большинство воспитателей понимают, как важно прививать дошкольнику любовь к музыке, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, песню. И стремятся к тому, чтобы песни, музыкальные игры, хороводы в...

"Что такое музыкальное занятие и роль воспитателя на музыкальном занятии"

Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям....

Консультация для педагогов ДОО "Роль воспитателя на музыкальном занятии, празднике и развлечении.Виды и формы музыкальной деятельности"

В мвтериале представлено описание функций воспитателя на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях; роли ведущего на мероприятии и взаимодействие с участниками процесса, а так же подготовки дете...

Картотека "Распевки на музыкальном занятии"

Распевки на музыкальном занятии...