Музтерапия.
консультация по музыке

Луцкина Евангелина Валерьевна

Музыкальная терапия в движении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz_terapiya.docx32.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей (Луцкина Е.В.)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В ДВИЖЕНИИ.

В настоящее время для педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии.  Известно,  что 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач. В связи с этим последнее время образовательные учреждения активно внедряют инновационные подходы к развитию детей. Одним из таких новшеств является музыкальная терапия, позволяющая корректировать поведение, формировать когнитивные и социальные навыки у воспитанников. Эта нетрадиционная, ещё малоизученная  методика демонстрирует высокую эффективность при обучении дошкольников вне зависимости от их возраста и состояния здоровья. Она может стать эффективным методом лечения детских неврозов, которые сегодня всё больше поражают дошкольников;

Музыкальная терапия – это исцеление музыкой, то есть как особую форму работы с детьми с использованием музыки в самом разнообразном виде, как один из нетрадиционных методов, который ещё мало изучен, но очень эффективен. Позитивные эмоции, возникающие у ребенка при прослушивании мелодий, оказывают благотворное влияние на его физиологическое и психологическое здоровье.

Музыкотерапия в основном реализуется посредством прослушивания мелодий, игры на инструментах, пения. Нередко ее методы сочетают с танцевальными упражнениями.

Основной целью использования музыкотерапии в ДОУ является развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевых качеств воспитанников.

Задачи музыкотерапии:

 - формирование творческих способностей у детей;

 - развитие эмоционального интеллекта;

 - расширение когнитивных возможностей;

 - тренировка общей и мелкой моторики.

Например, для оздоровления и укрепления органов дыхания полезна игра на духовых инструментах, для развития мелкой моторики – на клавишных. При отсутствии у воспитанников навыков самообладания рекомендовано прослушивание спокойной расслабляющей мелодии или естественных звуков природы.

Действие музыки на организм основано на том, что нервная система наряду с мышечной способны воспринимать ритм.Когда мозг анализирует услышанный ритм, в организме человека работают те же моторные системы, что при совершении движений, что объясняет уникальную способность человека как вида двигаться в такт. В мозге движение, ритм и эмоция очень тесно друг с другом связаны.

Формы музыкальной терапии :

Музыкотерапия применяется в индивидуальной и групповой форме.

Каждая из этих форм может быть представлена в трёх видах музыкотерапии:

Пассивная музыкотерапия – слушание музыки(используется в работе с дошкольниками имеющими нарушение зрения, речи и имеющими эмоционально-личностные проблемы)

Активная музыкотерапия – используется в разных вариантах (ритмотерапия,танцетерапия, сказкотерапия (йога-сказки, сказки-шумелки, психотерапевтические сказки),  игротерапия, вокалотерапия, нестандартные оркестры, драматизация лечебных спектаклей,  психогимнастические этюды и упражнения) с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы.

Интегративнаямузыкотерапия – рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.

Кинезитерапияразвивается как самостоятельная методика и основана на связи музыки и движения, включает в себя: хореографию, коррекционную ритмику и танцетерапию.Она даёт положительный эффект у детей  с нарушением речи, зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата.

Использование музыкотерапии при речевых нарушениях способствует:

-улучшению общего эмоционального состояния детей

-улучшению исполнения качества движений (развивается выразительность, ритмичность, координация, плавность, восприятие, представления, происходит стимулирование речевой функции, нормализуются тембр, темп, ритм, выразительность интонации.

Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. Отдельные элементы музыки имеют прямое влияние на различные системы человеческого организма.

Ритм. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса - то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции.

ТональностьМинорные тональности обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные - поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа.Также очень важны такие характеристики, как диссонансы - дисгармоничное сочетание звуков - они возбуждают, раздражают, и консонансы - гармоничное сочетание звуков - они, напротив, успокаивают, создают приятное ощущение. Так, например, рок-музыка может действовать разрушающе на мозг.Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы. Она подавляет нервную систему,увеличивает содержание адреналина в крови.На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.

Седативная(релаксационная) функция связана с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, ребенок успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы.

Стимулирующая функция, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональных возможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. При этом используется мажорная, ритмичная, танцевальная музыка.

На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).

Например, детям очень нравится упражнение «Танец пяти движений»,где дети, импровизируюпод разные мелодии, превращаются в рыбок, бабочек, в сломанные игрушки, пробираются сквозь лесную чащу.

Также очень популярен метод вокалотерапии, особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. В работе с детьми, занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент ( напр.«Верьте в чудеса», «Если добрый ты…»).

Использование приема музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизировать свои мини-пьесы, сказки-шумелки, в которых они отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением (напр, практическое задание«Моё настроение».

Цель: Выразить своё настроении с помощью музыки.

На столиках расположены музыкальные инструменты. Дети выбирают музыкальный инструмент и с помощью звучания передаёт своё настроение).спользованием музыки в самом разнообразном виде.

Виды активной (интегративной) музыкотерапии ритмотерапия,танцетерапия, сказкотерапия, игротерапия, вокалотерапия, нестандартное музицирование, драматизация лечебных спектаклей,  психогимнастика и т.д.  Цель -  коррекция психоэмоциональных состояний у детей, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы. Даёт положительный эффект у детей  с нарушением речи, зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата, при  расторможенности, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания.

При речевых нарушениях способствует:  улучшению общего эмоционального состояния детей; улучшению исполнения качества движений (развивается выразительность, ритмичность, координация, плавность, восприятие, представления); происходит стимулирование речевой функции, нормализуются тембр, темп, ритм, выразительность интонации.

Таким образом, оптимизация и модернизация системы музыкально- оздоровительной работы ДОУ посредством внедрения интегральной музыкотерапии обеспечит каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, создаст условия для гармоничного развития, эмоционального благополучия и своевременного всестороннего развития каждого ребенка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музтерапия.

Консультация для родителей "Музтерапия"....

Презентация "Интегративная музтерапия в ДОУ"

Презентация по интегративной музтерапии в ДОУ....

Презентация-отчёт "Музтерапия на практике"

Результат на старшей группе...