Импровизация на музыкальных занятиях у дошкольников
методическая разработка по музыке

Мосягина Инна Викторовна

Импровизация на музыкальных занятиях у дошкольников играет ключевую роль в их художественном и эмоциональном развитии. Этот процесс помогает детям свободно выражать свои мысли и чувства, развивает их творческое мышление, слух и мелко-моторные навыки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл improvizatsiya_na_muzykalnyh_zanyatiyah_u_doshkolnikov.docx17.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Импровизация на музыкальных занятиях у дошкольников

Мосягина Инна Викторовна

Музыкальный руководитель

СПб ГБУЗ «Детский санаторий «Солнечное»

Курортный район, Санкт-Петербург

Импровизация на музыкальных занятиях у дошкольников играет ключевую роль в их художественном и эмоциональном развитии. Этот процесс помогает детям свободно выражать свои мысли и чувства, развивает их творческое мышление, слух и мелко-моторные навыки. Ниже рассматриваются несколько аспектов и методов импровизации, которые могут быть использованы в музыкальных занятиях с детьми.

1. Создание музыкальной среды

Для успешной импровизации важно создать подходящую атмосферу. Это можно сделать, используя разнообразные музыкальные инструменты, такие как маракасы, укулеле, бубны и другие, а также элементы звукоподачи, например, шумовые инструменты (перкуссия). Обстановка должна быть расслабляющей, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уверенно.

2. Игры на импровизацию

2.1 "Музыкальный фонарь"

Этот игровой метод включает в себя использование цветных карточек или фонариков, которые символизируют различные музыкальные стили или настроения. Когда педагог показывает карточку, дети должны реагировать на неё, импровизируя под заданный стиль. Например, на карточке с изображением солнца можно играть радостно и весело, а на карточке с облаком – тихо и задумчиво.

2.2 "Звуки природы"

Организация занятия, во время которого дети могут создавать звуки, имитирующие природу – ветер, дождь, гром – способствует развитию фантазии. Дети могут использовать голос, предметы и инструменты, чтобы попытаться создать соответствующие звуки, что способствует развитию понимания музыкальных тем и ритмов.

3. Поддержка и поощрение творчества

Важно поддерживать инициативу детей и поощрять их самовыражение. Музыкальный руководитель может задавать открытые вопросы, например: "Как бы ты описал весну с помощью музыки?" или "Какой инструмент лучше всего передает настроение осени?". Это поможет детям чувствовать себя увереннее и экспериментировать с новыми музыкальными идеями.

4. Интеграция других искусств

Импровизация может быть объединена с другими видами искусства, такими как рисование, танец и театр. Например, во время музыкальной импровизации дети могут одновременно рисовать то, что они чувствуют под действием музыки. Это создаст полное погружение в процесс творчества и поможет детям лучше понять свои эмоции и состояния.

4.1 "Музыка и движение"

Музыкальный руководитель может предложить детям импровизировать музыку, используя инструменты или просто голоса, в то время как другие дети будут танцевать или выполнять свободные движения. Это развивает чувство ритма и координацию, способствует более глубокому пониманию музыкального произведения через физическое выражение.

4.2 "Музыкальная сказка"

Дети могут создавать музыкальные фрагменты, иллюстрирующие разные моменты в сказке. Педагог читает сказку, и на определённых моментах дети импровизируют звуки или мелодии, которые, по их мнению, подойдут к событию. Это не только развивает музыкальные навыки, но и прокладывает путь к развитию аналитического и креативного мышления.

5. Коллективное творчество. Работа в группах

Импровизация в группах способствует не только музыкальному, но и социальному развитию детей. Совместная работа над музыкальными фрагментами помогает детям учиться взаимодействовать, слушать друг друга и согласовываться в процессе творчества. Создание музыки в группе развивает чувство единства и сотрудничества, где каждый участник добавляет свою идею к общей композиции, будь то ритм, мелодия или отдельный звук. Это позволит детям учиться слушать друг друга и учитывать идеи сверстников.

5.1 "Музыкальная группа"

Дети могут быть разделены на группы, каждая из которых будет представлять свой музыкальный стиль, например, джаз, классика, народная музыка и т.д. Они могут импровизировать мелодии, которые отражают этот стиль, а затем делиться своими работами с остальными группами.

5.2 "Динамическое взаимодействие"

Музыкальный руководитель может использовать метод "захвата", когда один ребенок начинает импровизацию, а другие по очереди подхватывают его идеи и добавляют что-то своё. Это создает уникальные музыкальные композиции и стимулирует развитие доверия и уважения к творчеству других.

6. Разнообразие музыкальных стилей

Знакомство с различными музыкальными стилями и традициями поможет детям расширить свои представления о музыке. Педагог может включать элементы фольклора, джаза, классической музыки и многих других жанров, стимулируя детей к импровизации в различных стилях.

Импровизация на музыкальных занятиях для дошкольников является мощным инструментом для их комплексного развития, не только способствует развитию музыкальных навыков, но и помогает формировать уверенность в себе, воображение и социальные навыки. Она дает возможность детям не только научиться музыке, но и развивать чувствительность, эмоциональную восприимчивость и творчество. Создавая разнообразные условия для личного и коллективного самовыражения, музыкальный руководитель способствует формированию уверенности в себе у детей, развитию их креативности и коммуникативных навыков. Такие занятия не только обогащают их музыкальный опыт, но и делают процесс обучения увлекательным и незабываемым. Важно помнить, что каждая детская импровизация уникальна, и главное — создать пространство, где дети могут свободно выражать себя и наслаждаться процессом.

Импровизация в музыкальном образовании детей является важным инструментом, который позволяет развивать креативные способности и навыки самовыражения. Она способствует не только освоению музыкальных техник, но и созданию глубокой эмоциональной связи с музыкой. В результате дети учатся слушать друг друга, сотрудничать, а также выражать свои мысли и чувства через музыку. Каждое занятие, основанное на импровизации, открывает перед детьми новые горизонты. Они могут экспериментировать со звуками, ритмами и мелодиями, находя уникальные способы донести свои эмоции и идеи. Педагоги, внедряя элементы импровизации в учебный процесс, создают пространство для необъятной свободы творчества и самовыражения, что крайне важно для гармоничного развития ребёнка.

Рекомендации по внедрению импровизации в музыкальные занятия

Создание безопасной атмосферы: важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно и уверенно при выполнении импровизационных заданий. Это может быть достигнуто через позитивную обратную связь и поддержку со стороны педагога.

Регулярные занятия: интегрирование импровизации в постоянные занятия поможет детям привыкнуть к этому процессу и достичь больших успехов.

Использование разнообразных инструментов: предоставление детям различных музыкальных инструментов и средств выражения (например, перкуссия, хоровое пение) позволит им экспериментировать и находить свои уникальные способы импровизации.

Разнообразие форматов: использование различных форматов, таких как сольная импровизация, работа в малых группах и общественные выступления, помогает развивать навыки взаимодействия и уверенность в своих силах.

Обратная связь и рефлексия: обсуждение выполненных импровизаций, анализ и рефлексия происходящего помогут детям лучше понять свои достижения и области для улучшения.

Импровизация – это не только способ создания музыки, но и мощный превосходный инструмент для формирований у детей уверенности, настойчивости и творческого мышления. Будучи вовлечёнными в процесс импровизации, дети могут открывать мир музыки уникальным образом, что способствует их всестороннему развитию как личностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие для дошкольников

Музыкальное занятие в игровой форме знакомит детей с нотной грамотой....

Использование логоритмических заданий на музыкальных занятиях с дошкольниками

Логопедическая ритмика - одно из звеньев коррекционной педагогики. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее осно...

Вокально-хоровые навыки и начало их формирования на музыкальных занятиях с дошкольниками

Вначале идет работа над выработкой напевности звучания на основе элементарного овладения певческим дыханием, которое существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнени...

Развитие танцевальной импровизации на музыкальном занятии.

В помощь музыкальным руководителям, которые ведут платные танцевальные кружки....

Средства музыкальной выразительности на музыкальных занятиях с дошкольниками

У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства....

Применение игровыых приемов и музыкальных игр на музыкальных занятиях с дошкольниками. (Из опыта работы)

       Основное назначение музыкально-дидактических игр — фор­мировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношен...

Конспект музыкального занятия Ознакомление дошкольников со средствами музыкальной выразительности

Этот материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям. Дети слушают классическую музыку, показывают свои знания о композиторах, названии музыкальных произведений, а также знания средств ...