Консультация для родителей на тему: «Система детского музыкального воспитания Карла Орфа»
консультация по музыке

Халилова Севиль Эскендеровна

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребёнка к миру прекрасного. Способности ребёнка развиваются в процессе активной музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить её с самого раннего детства, учитывая изменения возрастных степеней – задача педагогов. Система музыкального развития детей Карла Орфа давно получила признание во всем мире. На сегодняшний день это одна из самых прогрессивных методик музыкального воспитания

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему: «Система детского музыкального воспитания Карла Орфа»

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребёнка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию.

Современные педагогические коллективы детских садов стремятся повысить качество дошкольного образования. Это связано с конкуренцией между садами и возрастающими запросами родителей.

Музыкальные руководители г. Симферополя в своей работе используют основную программу Н. А. Ветлугиной. Но в современном мире существуют не основные инновационные программы. Педагогическая инновационная технология – это качественно новая совокупность форм, методов, способов обучения и воспитания, которое существенно изменяет результат педагогического процесса. Каждый музыкальный руководитель выбирает индивидуально дополнительно к основной программе не основные программы детского музыкального воспитания и в дальнейшем использует их в своей работе.

Система музыкального развития детей Карла Орфа давно получила признание во всем мире. На сегодняшний день это одна из самых прогрессивных методик музыкального воспитания. В отличие от программы музыкальных школ она основана на глубоком знании природы детского восприятия, тонком подходе к формированию музыкального мышления, привитие навыков не через насилие, а путем увлекательного открытия и самостоятельного творчества.

Это своеобразная «игра в музыку», коллективное музицирование через пение, импровизацию и игру на простейших неклассических музыкальных инструментах.

В чем особенности методики и почему занятия по Орфу эффективно способствуют развитию музыкального мышления детей?

Принципы методики:

- приобщение всех детей к музыке, независимо от их способностей;

- развитие природной музыкальности;

- раскрепощение индивидуальных творческих сил.

Карл Орф был убежден, что для детей нужна своя, особая музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе. Она должна быть доступна переживанию в детском возрасте и соответствовать психике ребенка. Это не просто музыка, а музыка неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и еще чем-то звенеть. Ее Орф назвал «элементарной музыкой», предназначенной для творческого самовыражения детей.

Дети должны не только слушать и воспроизводить сочиненную другими музыку, но и, в первую очередь, создавать и исполнять свою - детскую элементарную музыку.

Основу музыкального материала составляет фольклор разных народов мира. Музыкальный материал включает в себя: песни, танцы, ритмомелодические упражнения, речевые декламации, инструментальные пьесы.

На занятиях используются музыкальные, в том числе специальные Орф-инструменты, благодаря которым развиваются все необходимые навыки музицирования и импровизации:

Металлофоны

Ксилофоны

Стеклофон

Глокеншпиль

Клавесы

Треугольники

Пальчиковые тарелочки

Бубен

Барабан

Коробочки различных размеров

Кастаньеты

Маленькие литавры

Трещотки

Маракасы

В пятитомном учебном пособии «Шульверк» (в переводе на русский язык это название означает школа действия, школа творения, то есть, нацеливает на активное действие, сотрудничество) Карл Орф детально излагает свою методику, которая стимулирует детское коллективное элементарное музицирование. Музыкальная импровизация детей является основным методом музыкального воспитания в «Шульверке».

«Шульверк» – это антология музыки для детей, впервые изданная более 40 лет назад. Она собрана и отобрана Орфом для пения и танцев с аккомпанементом ансамбля орфовских инструментов. Каждая небольшая

пьеса из «Шульверка» представляет собой простейшую партитуру доступную в исполнении даже маленьким детям. Орф очень заботился о качестве материала, с которым дети соприкоснутся впервые, поэтому основу «Шульверка» составил южно-немецкий фольклор. Интерпретация фольклора – вот одна из основных идей русского «Шульверка».

Принципы педагогической концепции Карла Орфа.

Иные, чем в авторитарной системе, взаимоотношения детей и педагога, поиск новых путей общения друг с другом средствами музыки и танца – это тоже идеи «Шульверка». «Шульверк» Орфа не является учебником в традиционном смысле. Его с полным правом можно назвать дидактической концепцией, декларирующей особый, творческий подход к обучению музыке. В «Шульверке» Орф предлагает творить не только ребенку, но и педагогу.

«Шульверк» предоставляет выбор методики самому педагогу. Сегодня во всём мире работает большое количество педагогов, использующих принципы «Шульверка» Орфа.

Основные принципы педагогики Карла Орфа:

креативность;

вариативность;

коммуникативность.

Под принципами мы понимаем основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения, теоретической программы.

Креативность предполагает творческий подход к преподаванию музыки детям. Творит педагог, творит ребенок. Малышу предлагают сочинить мелодию, придумать простое движение, подобрать рифму. Для детей это очень важно: «я – сам поэт и композитор».

Вариативность подразумевает различные варианты, «вариации» при выполнении задания, разучивания песни или танца. Внесение новых, интересных элементов позволяет заинтересовать детей, избавляет от скучного, однообразного повторения.

Коммуникативность – важное качество, необходимое каждому в наше непростое время. На занятиях дети учатся общаться между собой, договариваться.

Важным моментом в педагогике К. Орфа является соединение таких видов деятельности, как пение, движение, слушание с игрой, занятиями в оркестре. Как правило, все эти виды деятельности проходят одновременно, не мешая, а взаимодополняя друг друга.

Таким образом, принципы педагогической концепции Карла Орфа способствуют решению задач музыкального воспитания, обучения и развития детей, в частности развития музыкальных и творческих

способностей на практике, и помогают педагогу творчески воплощать их в работе с детьми.

Проводя занятия по методике Карла Орфа, мы ставим перед собой следующие задачи:

Сочетание креативного и имитационного методов, определяемое целями каждого занятия;

Развитие чувства ритма, слуха, тактильных ощущений;

Развитие у детей коммуникативных навыков, умения договариваться, согласовывать свои действия;

Развитие чувства ответственности, умения взять инициативу на себя;

Привитие умения слушать друг друга и себя не только во время музицирования;

Развитие способности радоваться успеху другого, помогать другому;

Развитие музыкальности детей, их эмоционального мира, восприятия музыки, создание слушательского опыта;

Освоение игры на ударных инструментах, инструментах детского оркестра;

Исполнение песен, попевок, сочинение мелодий на основе заданного текста;

Приобретение навыков игры в ансамбле (музицирование).

Главная задача таких занятий – помочь детям в эстетической игре войти в мир музыки, ощутить и пережить её чувственно, создать предпосылки к формированию творческого мышления, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.

В своей работе мы часто играем с детьми на детских музыкальных инструментах. Интерес детей к орфовским инструментам неиссякаем. Они хотят играть на них всегда. Дети любят слушать тембры различных инструментов. Игра в оркестре развивает слух, чувство ритма, умение играть в ансамбле. Игра в ансамбле с дирижером учит малышей быть внимательными, терпеливыми, учит уважению друг к другу.

Особое, очень важное внимание в концепции Орфа мы уделяем музицированию с аккомпанементом «звучащих жестов» (термин Г. Кеетман). Звучащие жесты – это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы ногами, щелчки пальцами. Пение и танцы с аккомпанементом звучащих жестов позволяют организовать элементарное музицирование в любых условиях, при отсутствии других инструментов. Звучащие жесты являются не просто носителями определенных тембров – их использование вносит движение в освоение детьми ритма. Этот подход является важным методическим моментом, так как ритм осознается и осваивается только в движении. Воспитание чувства ритма, и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием звучащих жестов обладают очень высокой эффективностью.

Шумовые ударные инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, особенно в работе с маленькими детьми. Например, вот как мы озвучиваем сказку «Теремок». Мы начинаем рассказывать детям сказку. Предлагаем детям подобрать для каждого персонажа инструмент. Делаем список действующих персонажей, например: теремок – ложки, стук в дверь – деревянная коробочка или два кубика, мышка – треугольник, лягушка – бубен, зайка – ксилофон, свободная спонтанная игра. Волк – рубель, медведь – барабан, «теремок развалился» – тутти (знак игры всех инструментов). Озвученную таким образом сказку инсценируем, вариантов обыгрывания сказки несколько.

Голоса детей также используются подобно инструментальным тембрам для создания различных звуковых эффектов: игры голосовым аппаратом (глиссандрирование, шипение, кряхтение, цоканье языком), возгласы, игры с фонемами, фонемными слогами (цынцы-брынцы, дили-дон), огромный арсенал звуковых средств с первых же занятий образует активный инструментальный словарь ребенка. Эти звуки легко используются детьми в озвучивании сказок, стихов и в качестве аккомпанемента к движениям. Использование музыкальных инструментов по Карлу Орфу обогащает тембровый и ритмический слух детей.

Оркестр детских музыкальных инструментов постоянно пополняется нами с помощью детей, педагогов и родителей. У нас есть самодельные бутылочки, коробочки, в которые насыпана различная крупа (рис, пшено, горох и т.п.). Шумовой оркестр – это игра, где есть место для фантазии, возможны разные варианты оркестровки.

Именно активное общение с музыкой является самым главным смыслом и итогом занятия. Мы поем, играем, двигаемся, придумываем, изменяем, слушаем свое исполнение и исполнение других.

Музыкально-педагогическая система «Шульверк» создана Карлом Орфом более полувека назад, получила признание и распространении в более чем 40 странах мира. И я надееюсь, что эта система заслужит любовь и вызовет тёплый отклик в сердцах детей, родителей и педагогов нашего детского сада.