Консультация для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях по ФГОС"
консультация по музыке

Конссультативный материал для воспитателей разных возрастных групп детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx26.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                         Консультация для педагогов
Роль воспитателя на музыкальных занятиях

            и праздниках (по ФГОС)

                                                                     

          Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема взаимодействия воспитателей и специалистов.
           А проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя – одна из самых важных: от ее решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.


Нередко воспитатель считает своей обязанностью лишь присутствовать на музыкальном занятии – с целью поддержания дисциплины.
       Но осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большей активности.
      Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и чтобы не происходило на занятии, ребенок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.


       Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия.

       Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.



Ведущая роль музыкального руководителя на музыкальном занятии ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

          Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия.
Особенно важно участвовать воспитателю в работе
с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне.
      Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии.

В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима.

       *Воспитатель показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем,
     * Исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары,
      * Осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего     программного материала.

        Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова.
        Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно.

         Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами.
        При проведении музыкально-ритмических движений с детьми
младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры.
В старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь.
Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал.


Педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

2. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

3. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

4. Разучивать движения с отстающими детьми.

5. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

6. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

7. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.).

8. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

9. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

10. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

11. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

12. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

13. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

14. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

15. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

16. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам.

17. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.




Роль воспитателя на музыкальном занятии.

        Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно  участвовать в процессе обучения детей.


* При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, правильную артикуляцию движения, высоту звуков. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения).

* Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности.

* При совершенствовании разучиваемой песни, подпевает в «трудных местах».

* Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном пении (исключение – пение с детьми раннего и младшего возраста)


При проведении музыкально-ритмических движений и игр:


1. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей.
В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)


2. Дает четкие, точные, эстетичные эталоны движений (исключение – упражнения на развитие творческой активности детей).


3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов.
В старшем дошкольном возрасте знакомые пляски, танцы дети исполняют самостоятельно.


4. Корректирует исполнение движений отдельными детьми во время танца, упражнения, игры.


5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения.


6.
Берет одну из ролей в сюжетной игре.


7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т. е. «топтание на месте».
В разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.


8.Воспитатель направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.


9. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.


10. Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а проговаривает текст в ритме песни с детьми.


11. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.

С музыкальным руководителем ребенок встречается не так часто: всего дважды в неделю на музыкальном занятии и по мере надобности на индивидуальном порядке.  
Если полученная информация от музыкального руководителя не подкрепляется в группе или дома, то она быстро забывается, в силу возрастных особенностей детей и плохо усваивается.
Поэтому очень важно, чтобы от одного занятия до другого с детьми в группе периодичски повторялся музыкальный материал, полученный в музыкальном зале.
Это и движения, и пение, и, быть может, даже игра на музыкальных инструментах.


      Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.
Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя.


Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:


* Воспитатель сидит с безучастным видом.

* Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).


Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне них.
В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку.
Таким образом, музыка входит в быт ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.


Организационные вопросы на музыкальном занятии:

1.На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми,
на ногах – чешки.

2.Начиная
со средней группы детей необходимо строить, чередуя
мальчика и девочку.

Что касается 1 и 2 младших групп, то они, в силу возраста, в зал заходят «стайкой» и от них пока не требуется какого-то четкого построения (полукругом, кругом, линией).
Но к середине 2 младшей группы (после Нового года), необходимо строить детей чередуя девочка- мальчик и уже выстраивать их в полукруг, а к концу года дети уже делают хоровод и элементарные движения в парах и движения по кругу.


3.На занятие следует приходить за 2-3 минуты до начала, чтобы
построиться и настроить детей на занятие.

4.Воспитатель с собой приносит тетрадь и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т д.

5. Во время занятия
не покидать зал, чтобы не пропустить какой либо материал.

6. Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, игр,
петь песни и т д.

7.Следить за правильным выполнением детьми движений.

8.В свободной деятельности закреплять материал, полученный на
занятии.


Активность воспитателя зависит от:


1.
От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании

3. От того, новый или старый материал.


       Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»


Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми.


Как проявляется заинтересованность воспитателя на музыкальном занятии? 

       Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель.
Понятно, что дисциплина – это важнейший фактор, но не стоит забывать и о том, что в музыкальном зале мы занимаемся эстетическим воспитанием детей.
      Представьте, что вы ребенок, вам все интересно, и вы вместе с детьми весело поете песни, задорно танцуете, вдумчиво слушаете музыку… И делаете это не как повинность, а с душой, но не забываете, что идет педагогический процесс, который необходимо контролировать.


--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Праздники и развлечения

       Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада. Поэтому праздник – это общее дело!
      Но у каждого своя роль, свои обязанности.
И бывает очень трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что
успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.

Итак: 
* на праздник дети одеваются нарядно и по своему желанию, если костюмы не определены в сценарии праздника.

* в группе необходимо соблюдать праздничную атмосферу: украсить групповую комнату, повесить красочные плакаты, включить соответствующую музыку и т. д.

* Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.

* При подготовке к празднику задействовать по возможности всех детей: постараться каждому найти какую-либо роль или стихотворение.
Во время разучивания с детьми стихов, ролей контролировать правильное произношение, ударение в словах, соблюдение пунктуации. 
Героев назначает музыкальный руководитель, а вот
монтажи распределяют воспитатели самостоятельно.

* На самом празднике обязательно присутствовать обоим воспитателям. 

*
Перед утренником ведущий должен разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.

       Основная задача ведущего – тщательно готовиться к выполнению своих обязанностей. Ведущий должен хорошо знать программу утренника, должен знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.

       На утреннике ведущий должен держаться свободно, естественно. Он не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно.

Утренник должен быть проведен в хорошем темпе. Растянутость выступления и паузы - утомляют детей.

       Во время праздника детей руками не трогать, а чтобы их перестроить, нужно просто сказать им об этом.

Ведущей необходимо произносить текст эмоционально, громко, внятно, не боясь гостей, поддерживая доброжелательную обстановку на празднике. Во время исполнения детьми танцев, хороводов выполнять движения вместе с ними.

       По окончании праздника необходимо ведущему научиться организованно заканчивать праздник! После угощения - поблагодарить гостя (взрослый персонаж, попрощаться с ним, обязательно напомнить по какому поводу все собрались в зале собрать всех детей и организованно выйти из зала (за исключением новогодних праздников, когда дети фотографируются с Дедом Морозом).


Воспитатель, не выступающий в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы.
Он поет и танцует вместе с детьми.

Воспитатель так же должен хорошо знать программу и весь ход праздника и отвечать за порученный ему участок работы (подготавливает атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевает детей, при необходимости поправляет костюмы).


Если родителям поручается сшить или украсить костюм, приготовить атрибуты, родители должны принести их заранее, чтобы воспитатели могли проверить их, иначе на празднике может случиться, что резинки на шапочках петрушек - порвутся, атрибуты сломаются и т. п.

Родители тоже могут принять участие в подготовке праздников: помочь в украшении помещения, оформления стенной газеты, изготовлении костюмов, в исполнении небольших ролей или чтении стихов, исполнении музыкальных номеров со своими детьми.


Объявление о празднике вешается заранее, чтобы родители точно знали когда и во сколько утренник.

Перед утренниками – воспитатели должны помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты (желательно на место).

                               

                                                                                                                      Интернет ресурсы:
                                                                                                             Сайт «Инфоурок»

                                                                                                   Сайт «Маам. ру»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях. Праздники в ДОУ по ФГОС"

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя. Роль воспитателя на музыкальных занятиях. Проведение праздников с учтом ФГОС....

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках"(по ФГОС)

Консультация помогает наладить совместную работу музыкального руководителя и воспитателя....

Консультация для педагогов "Воспитатель на музыкальном занятии"

Консультация для педагогов "Воспитатель на музыкальном занятии"...

- Консультация Тема: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях».

Тема: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях»....

Консультация музыкального руководителя для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"

Консультация музыкального руководителя для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"...

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"

Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Роль воспитателя на музыкальных занятиях"...