Папка по музыкальному развитию
план-конспект занятия по музыке (средняя группа)

Переверкина Вероника Александровна

конспекты по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnoe_razvitie.docx47.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Алтай

БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж

имени В. А. Сластёнина »

Музыкальные игры в старшей группе

                                                                                                                   

                                                         

Подготовила студентка 31В группы

  Переверкина Вероника

г. Горно-Алтайск, 2024

Конспект музыкальной игры «Солнышко и тучка»

Цель: совершенствование умения правильно определять музыку разного характера и настроения.

Образовательные задачи:

• формировать умения выражать эмоции и характер музыкального произведения через игровые карточки;

• закреплять умение давать характеристику настроению музыки;

Развивающие задачи:

• развивать слуховое внимание, ладовое чувство и восприятие;

• развивать чувство принадлежности к сообществу детей в детском саду;

Воспитательные задачи:

• воспитывать интерес к музыке;

Материал и оборудование: карточки тучка и солнышкомузыкальные произведения «Песенка Мамонтенка»«Улыбка»«Детская полька»«Веселый крестьянин»«Болезнь куклы»,

Ход игры:

Вводная часть:

-Сегодня на пути мне встретился почтальон и передал письмо, написанное для вас. Хотите узнать, что там написано?

-Да

- «Здравствуйте, ребята, пишет Вам письмо Ежик, мне дали важное задание, но без вашей помощи я не справлюсь. Вам надо будет мне помочь, определить музыку по настроению. Я слышал, что вы уже справлялись с таким заданиям, поэтому обратился именно к вам».

-Ребята, мы поможем Ежику?

-Да, конечно!

- А какие настроения музыки вы знаете?

-Веселая, грустная, печальная, радостная, плачущая, праздничная.

-Да, ребята, вы верно назвали настроения музыки.

Основная часть:

-Я вижу, что вы всё знаете о музыке! А теперь давайте поможем нашему Ежику. Я раздам вам карточки, на них изображены разные настроения: веселое и грустное. Все получили карточки? Посмотрите, на карточку с солнышком. На ней изображено веселое настроение, покажите мне карточку с солнышком. Это настроение мы можем назвать – веселое, радостное, смешное, праздничное. Повторите мне эти слова. А еще есть грустное настроение, это тучка. Его мы можем назвать и другими словами- печальное, унылое, плачущее. Давайте все вместе повторим эти слова. Покажите мне карточку с этим настроение. Отлично! Вы правильно показали. Когда вы прослушаете музыку, вы должны поднять карточку с настроением этой музыки, главное, не выкрикиваем, а все вместе поднимаем карточку после того как закончит звучать музыка. Ну что, вы готовы помочь?

-Да!

-Давайте послушаем музыку и определим ее настроение музыки.

Включаю «Песенка Мамонтенка» В. Я. Шаинский

Дети показывают грустную тучку

-Почему вы показали грустную тучку?

-Музыка была печальной, грустной.

-Как мы еще можем сказать по-другому?

-Унылая и плачущая.

-Правильно, это музыка передала нам грустное настроение. Готовы к следующей музыке, чтобы помочь Ежику?

-Да!

Включаю «Улыбка» В. Я. Шаинский, дети показывают солнышко.

-Почему вы показали солнышко?

-Музыка была веселая.

-Да, а как мы можем еще сказать, какой она была?

-Радостная, добрая, позитивная.

-Хорошо, ребята, вот мы узнали настроение этой музыки.

Далее включаю еще 3 музыкальных произведения : «Детская полька» М. Глинка; «Болезнь куклы» П. И. Чайковский; «Веселый крестьянин» Р. Шуман.

Дети внимательно слушают, показывают карточки, я задаю вопросы, дети отвечают, описывают настроение музыки, подбирают слова, чтобы описать настроение.

Заключительная часть:

-Ну, что ребята, вы справились со своим заданием, помогли Ежику определить настроение музыки, сегодня я вечером напишу ему обратное письмо, как вы выполнили его задание и помогли ли мы ему. Кто напомнит какие настроения мы нашли в музыке?

- Грустное, печальное, весёлое, радостное, праздничное.

Хорошо, вам было трудно выполнять задание?

-Нет, было легко определить настроение музыки.

- Молодцы, думаю в следующий раз к вам тоже обратятся за помощью и вы с легкостью выполните его. Спасибо за занятие, можете идти играть!

Конспект музыкально-дидактической игры на развитие музыкального слуха «Веселые матрешки» для старшей группы

Цель: развивать у детей звуковысотный слух.

Образовательные задачи: продолжать развивать музыкальные способности (звуковысотный слух); учить различать звуки по высоте в пределах октавы-септимы, замечать изменения в силе звучания мелодии (громко, тихо).

Развивающие задачи: развивать музыкальную память, представление детей о различной высоте звука (громко, тихо); развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление; развивать умение сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь к музыкальному искусству и формировать интерес к музыке.

Материалы и оборудование: карточки с изображением матрешек трех величин по числу играющих, металлофон.

Ход:

В.: Матрешка пестрая, красивая, забавная

Со всех сторон нарядная.

В косу волосы убраны

У русской красавицы,

И она всем нравится.

В. : Верно это матрешки. Ребята, посмотрите, какие красивы матрешки, изображены на карточках. Но матрешки не простые, а самые веселые. Они очень любят танцевать. Одни танцуют только, когда играют низкие звуки, другие же только когда высокие, а другим больше нравится плясать под средние звуки. Ребята, посмотрите перед вами лежат по 3 матрешки. Какие они?

Д. : Красивые, нарядные, яркие…

В. : Чем они отличаются друг от друга?

Д. : Цветом…

В. : Да, одна матрешка, красного цвета, она танцует только под высокие звуки. Покажите мне матрешку, синего цвета, она танцует под средние звуки, а матрешка, зеленого цвета, предпочитает только низкие звуки.

В. : Сейчас я сыграю на металлофоне один звук. Вы послушайте, какой он высоты. И в соответствии с этим звуком затанцует одна из матрешек. Слушаем внимательно (звучит звук).

В. : Какая матрешка танцует под этот звук?

Д. : Зеленого цвета.

В. : Верно, а почему вы так решили?

Д. : Потому что играли низкие звуки, а она танцует под это звуки.

В. : Верно, слушаем дальше…

(слушают звуки несколько раз)

В. : Молодцы ребята, правильно определяли высоту звука, и наши матрешки весело потанцевали. Внимательней всех была Мирослава, она не сделала ни одной ошибки, остальным надо быть более внимательней.

Конспект музыкального занятия «Драматизация сказки «Теремок»

Цель: развитие и совершенствование ладового чувства, посредством прослушивания мелодий и отгадывания образов героев.

Задачи:

Образовательные задачи:

·        формировать умение сопоставлять музыку с героями сказки «Теремок»

·         совершенствовать умение детей различать характер музыки.

 

Развивающие задачи:

·        развивать слуховое внимание, память и восприятие

·        стимулировать речь детей путем подбора прилагательных, характеризующих сказочных персонажей;

 

Воспитательные задачи:

воспитывать интерес к музыке

воспитание желания активно участвовать в играх

 

 

Словарная работа: весёлая, быстра, грозная, плясовая, скачущая, крадущаяся, тяжелая  (характер музыки)

Материал и оборудование: карточки героев сказки «Теремок», теремок с карманами, куда вкладываются карточки , музыкальные произведения «Выход Лисы», «Выход Волка», «Выход Медведя», «Выход Мышки», «Выход Лягушки»

 

 

Ход игры

Вводная часть:

Ребята, подойдите ко мне,  внимательно меня послушайте и и попробуйте отгадать мою загадку.

Где-то в поле он стоит,

Из трубы дымок летит.

Заяц, мышь, лиса, лягушка,

Волк и косолапый мишка

Дружно, весело живут,

Хором песенки поют.

Отвечай скорей, дружок,

Это сказка …  (Теремок)

-Правильно, молодцы

- Ребята, а кто мне скажет, кто написал эту сказку «Теремок»?

-Это русская народная сказка.

- Давайте вспомним всех героев этой сказки  (Показываю каточки с героями сказки)

-В сказке были: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь

-Вижу вы всех героев знаете и помните.

 

Основная часть:

- А давайте мы с вами поиграем с вами в очень интересную музыкальную игру, которая тоже называется «Теремок». Я принесла вам карточки с героями этой сказки и сам теремок.

-Посмотрите на теремок, как вы думаете для чего здесь карманы?

-Для того чтобы класть туда героев сказки

-Молодцы. А сколько карманов всего, посчитайте?

- Пять

-Верно, а героев?

- Шесть

-Значит один из героев не поместиться в теремок. Кто? Это мы узнаем позже. Сейчас я вам объясню правила игры  и что нужно делать.

 - Я  буду включать мелодию, рисующую образ того или иного героя

А вы ребята внимательно слушайте, не болтайте и не выкрикиваете. Тот кто догадался молча поднимает руку.

- (Имя ребенка) повтори, пожалуйста, что нужно делать? (Ребенок повторят)

 

-(Включаю музыку «Выход Мышки)

Ребенок поднимает руку и говорит: «Это мелодия мышки»

- Правильно, а как ты узнал? Какая была музыка?

-Музыка была веселая, скачущая, быстрая.

-Ребята, все согласны, что это мышка?

-Да

(Предлагаю ребенку вложить мышку в карман теремка)

-А что представили, когда услышали эту мелодию? Что мышка делала?(Ответы детей)

-А давайте сейчас под музыку покажем движения мышки. Будем имитировать движения пальцами по коленям. (Включаю музыку, дети повторяют движения под музыку)

 

- Следующий герой

-(Включаю музыку «Выход Лягушки»)

Ребенок поднимает руку и говорит: «Это мелодия лягушки»

- Правильно, а как ты узнал? Какая была музыка?

-Музыка была веселая, квакающая.

-Ребята, все согласны, что это лягушка?

-Да

(Предлагаю ребенку вложить лягушку в карман теремка)

-А что представили, когда услышали эту мелодию? Что лягушка делала?(Ответы детей)

-А давайте сейчас под музыку покажем движения лягушки. Будем имитировать будем прыгать как лягушки . (Включаю музыку, дети повторяют движения под музыку)

 

- Следующий герой

-(Включаю музыку «Выход Зайца» )

Ребенок поднимает руку и говорит: «Это мелодия зайца»

- Правильно, а как ты узнал? Какая была музыка?

-Музыка была веселая, скачущая, стремительная.

-Ребята, все согласны, что это зайца?

-Да

-А что представили, когда услышали эту мелодию? Что заяц делал?(Ответы детей)

(Предлагаю ребенку вложить зайца в карман теремка)

-А давайте сейчас под музыку покажем движения зайца. Встанем сделаем руки как у зайки и будем скакать на месте. (Включаю музыку, дети повторяют движения под музыку)

 

- Следующий герой

-(Включаю музыку «Выход Лисы» )

Ребенок поднимает руку и говорит: «Это мелодия лисы»

- Правильно, а как ты узнал? Какая была музыка?

-Музыка была хитрая, крадущаяся, изящная

-Ребята, все согласны, что это лиса?

-Да

-А что представили, когда услышали эту мелодию? Что лиса делала?(Ответы детей)

(Предлагаю ребенку вложить лису в карман теремка)

-А давайте сейчас под музыку покажем движения лисы. Встанем сделаем руки как у лисы и будем красться. (Включаю музыку, дети повторяют движения под музыку)

 

- Следующий герой

-(Включаю музыку «Выход Волка» )

Ребенок поднимает руку и говорит: «Это мелодия волка»

- Правильно, а как ты узнал? Какая была музыка?

-Музыка была грозная, устрашающая, сердитая

-Ребята, все согласны, что это волк?

-Да

-А что представили, когда услышали эту мелодию? Что волк делал? (Ответы детей)

(Предлагаю ребенку вложить волка в карман теремка)

-А давайте сейчас под музыку покажем движения волка. Встанем сделаем руки как у волка и будем грозно идти. (Включаю музыку, дети повторяют движения под музыку)

 

- Следующий герой

-(Включаю музыку «Выход Медведя » )

Ребенок поднимает руку и говорит: «Это мелодия медведя»

- Правильно, а как ты узнал? Какая была музыка?

-Музыка была тяжелая, неторопливая, низкая

-Ребята, все согласны, что это медведь?

-Да

-А что представили, когда услышали эту мелодию? Что медведь делал?(Ответы детей)

-Смотрите, мишке не хватило места в нашем теремке, что же нам делать?

-Нужно построить новый теремок (Я отгибаю закрытую от детей часть теремка, специально подготовленную для медведя)

-Вот теперь нашлось место для медведя

(Предлагаю ребенку вложить медведя в карман теремка)

-А давайте сейчас под музыку покажем движения лисы. Встанем в позу медведя и буем переваливаясь ходить. (Включаю музыку, дети повторяют движения под музыку)

 

Заключительная часть:

-Ребята, во что мы сегодня с вами играли?

-В игру «Теремок»

-А что мы делили в этой игре?

-Отгадывали по мелодии образ героев сказки

- А какая мелодия вам больше всего запомнилась или понравилась? (ответы детей)

Ребята, вы очень хорошо справились этой игрой. В следующий раз мы поиграем в другую интересную игру.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыкальному воспитанию

«Бабушкины гуси»

Цель: создавать условие для развития музыкальных способностей детей.

Образовательные задачи:

- Обогащать музыкальные впечатления детей

- Формировать умение вести беседу о музыке, высказываться о её характере

- Формировать умение согласовывать свои движения с характером и темпом музыки

Развивающие задачи:

- Развивать интерес к музыке и желание её слушать

- Развивать творческое воображение, чувство ритма, ориентирование

Воспитательные задачи:

- Воспитывать в детях активность, инициативность, умение договариваться

Материал:

Утка, Киска – игрушка, бабушка – театральная кукла, шапочка для петушка.

Предварительная работа:

Разучивать:песню-попевку «Киска» Ю.Забутова, Д.Муратова, р.н.п. «Два веселых гуся», игровые действия игры «Горошина», р.н.игре «Гуси», танцевальные движения к танцу «Два веселых гуся».упражнять ребят в выполнении прямого галопа, дробного шага. Слушатьпьесу «Утки идут на речку» Д.Львова-Компанейца.

Ход занятия.

Дети входят в зал.

Педагог.Как красиво вокруг, летают бабочки, цветут цветы.

Солнце жарко припекает, а когда это бывает?

Дети.Летом.

Педагог.Ребятки, а вам нравится лето?

Ответы детей.

Педагог.За что вы любите лето?

Ответы детей.

Давайте сходим в гости к бабушке Ане.

На чем отправимся?

Дети предлагают любой знакомый вид транспорта.

Музыкально-ритмическое упражнение прямой галоп«Смелый наездник» Р.Шуман и «Поскоки»

Дети и педагог едут к бабушке.

Педагог.Вот и бабушка нас встречает. Только что-то она грустная.

Давайте спросим, что у нее случилось.

Дети спрашивают.

Бабушка.Да у меня гуси пропали. Один белый, другой – серый. С утра их ищу. Вы моих гусей не видели, ребятки? Помогите мне моих гусей поискать. Вместе-то мы их быстро найдем.

Педагог.Поможем бабушке, ребятки?

Слышите, сюда кто-то идет. Не гуси ли это?

Звучит пьеса «Утки идут на речку» Д.Львова-Компанейца

Дети.Нет, не гуси. Это утка с утятами.

Педагог.Как вы догадались?

Дети высказываются о характере музыки.

Педагог показывает утку-игрушку.

Педагог.Правильно, молодцы. Ребята, давайте спросим у утки, может она видела наших гусей. Один – белый, другой – серый.

Утка.Нет, не видела. Вон кошка гуляет, может она знает, где гуси.

Появляется Кошка.

Педагог.Кисонька-мурысонька, ты где была?

Кисонька-мурысонька, что делала?

Кошка.По двору ходила, мышек ловила!

Педагог.А молочка хочешь? Тогда мы тебя накормим.

Ребята протягивают в ладошках воображаемое молочко. Киска «пьет» молочко.

Дети поют песню-попевку «Киска» Ю.Забутова, Д.Муратова.

Кошка.Я поела, песню спела, и поспать я захотела.

Ложится и засыпает.

Игра «Кот и мыши» Т.Ломовой

Педагог.Кисонька, ты гусей не видела? Один – белый, другой – серый.

Киска.Нет, не видела. Вон петушок гуляет, у него спроси.

Игра «Горошина» В.Карасева

Педагог.Петушок, ты наших гусей не видел?

Курочка.Нет, не видел.

Педагог.Всех мы расспросили – никто гусей не видел! Что же делать?

Ребята, а давайте все вместе песню споем и гусей позовем! Может быть, они услышат?

Дети поют р.н.песню «Два веселых гуся».

Появляются гуси на экране.

Гуси.Га-га-га! Мы здесь, мы здесь!

Педагог.Где же вы были? Мы вас повсюду ищем.

Гуси, гуси!

Гуси.Га-га-га!

Педагог.Есть хотите?

Гуси.Да-да-да!

Педагог.Ну, летите же домой.

Гуси.Серый волк под горой, не пускает нас домой!

Появляется Волк-ребенок.

Волк.Не пущу, не пущу, я и сам поесть хочу.

Педагог.Давайте, ребята, с Волком поиграем, а потом его напугаем.

Русская народная игра «Гуси»

Игра повторяется 2-3 раза.

Педагог.Ребятки, давайте напугаем Волка. Потопаем, похлопаем, скажем: «Уходи, Волк! И гусей отпусти!»

Дети прогоняют Волка.

Педагог.Ура, мы прогнали волка и спасли гусей.

Всем нам весело, сейчас пустимся в веселый пляс.

Танец «Два веселых гуся»

Педагог (держит в руках бабушку-куклу). Спасибо вам, ребята, вы нашли

моих гусей.

Педагог.Бабушка, нам с ребятами пора отправляться в детский сад.

Мы обязательно придем к тебе в гости.

Дети выполняют музыкально-ритмическое упражнение «Паровоз» Г.Эрнесакса


Конспект музыкально-дидактической игры

Прогулка

Цель: закрепление длительностей нот

Задачи:

Образовательные:

-продолжать закреплять длительности нот;

Воспитательные:

- приобщаться к коллективной организованности, слаженности действий;

Развивающие:

-развивать чувство ритма.

Оборудования: музыкальные инструменты по числу играющих ( молоток, барабан, бубен, ксилофон, колокольчик, металлофон, музыкальные тарелки и т.д)

Ход:

В: Девочки и мальчики, вы хотите отправиться со мной на прогулку?

Ответы детей

В: Мы с вами отправимся на необычную прогулку, мы будем гулять, но помогут нам в этом музыкальные инструменты.

В: Сейчас, раздам вам музыкальные инструменты, но потом можно будет поменяться инструментами. Согласны?

Д: Да

В: Идём на прогулку. Вот мы и с вами спускаемся по лестнице.

(Медленные удары молоточком по столу)

А теперь мы вышли на улицу.

Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали

(Частые удары по барабану или молоточком по столу)

Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошёл дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень.

(Ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, ударять в тарелки, колокольчиком передавать редкие капли дождя)

Испугались ребята такой погоды и побежали домой

(Быстрые и ритмичные удары)

В: Ребята, вам понравилась наша необычная прогулка?

Ответы детей

В: Может, мы с вами придумаем новые события, которые происходили с нами на «прогулке».  Можете поменяться инструментами и двигаться во время игры.

Дети вместе с воспитателем придумают новые события

Конспект музыкально-дидактической игры

Прыг, прыг, скок

Цель: развитие чувства ритма

Задачи:

Образовательные:

-продолжать обучать ритмическим движениям;

Воспитательные:

- приобщаться к коллективной организованности, слаженности действий;

Развивающие:

-развивать чувство ритма.

Оборудование: барабан

Ход:

Воспитатель в роли зайки, входит в группу

Зайка: Здравствуйте, ребята!

(Дети здороваются)

З: Узнали меня, кто я?

Д: Да, зайка!

З: Скучно мне стало одной в лесу .

Услышала я детские голоса и смех, тоже захотелось мне поиграть!

Ребята, можно я с вами поиграю?

Дети: Да!

Я к вам пришла не с пустыми руками. Угадайте, что это у меня в руке?

Показывает барабан

Дети: Это барабан

З: Правильно,  хотите со мной поиграть?

Дети: Да, хотим

З: Нам нужно выбрать с помощью считалочки зайчика

Выбирают зайчика

З: Я отдам зайчику свой барабан, он будет сидеть в кругу и стучать по барабану.

А мы с вами возьмёмся за руки и будем петь мою любимую песенку

Что ты, заинька, сидишь? Что ты заинька молчишь? (идут по кругу)

Раз прыжок, два прыжок! Прыг, прыг, скок! (останавливаются и хлопают в ладоши)

Зайка, зайка не молчи, в барабан ты постучи! (зайчик прыгает вперёд, стучит на барабане простой ритм, дети повторяют за ним, хлопая в ладоши)

Затем выбирается новый «Зайчик»

Игра повторяется несколько раз

З: Ребята, вам понравилась игра?

А вы знаете, как мне понравилось!

Вы все такие весёлые, умные, красивые!

Я к вам в гости  ещё раз приду!

Дети прощаются с зайкой.

Конспект музыкально-дидактической игры

Волшебные картинки

Цель: определение жанра музыкальных произведений

Задачи:

Образовательные:

-учиться определять жанры музыкальных произведений;

Воспитательные:

-воспитывать любовь к музыке;

Развивающие:

-развивать музыкальный слух.

Оборудования: на каждого ребёнка по 3 картинки, изображающие пляшущих, поющих, марширующих детей.

Ход:

Дети сидят за столом. Перед каждым ребёнком лежат 3 картинки с изображением марширующих, поющих, танцующих детей.

В: Дети, хотите поиграть?

Ответы детей

В: Сегодня мы с вами будем играть в очень интересную игру.

Но для начала я включу музыку, а внимательно послушайте! И угадайте какая музыка звучала?

(Включаю марш)

В: Какая музыка звучала?

Д: Марш

В: Правильно! Это марш, под эту музыку можно маршировать.

Давайте мы тоже с вами будем маршировать.

Дети маршируют

(Включаю пляску)

В: А сейчас какая музыка звучала?

Дети: Весёлая

В: Правильно, весёлая музыка, значит это пляска, под эту музыку можно плясать, танцевать.

Давайте и мы с вами потанцуем!

Дети танцуют

(Включаю песню)

В: Какая музыка звучала?  

Дети: Песня, дети пели!

В: Да, правильно! Дети пели.

В: Перед вами на столах лежат 3 картинки. Они не простые, а волшебные. Они помогут вам определить жанр музыки: марш, пляска, пение. Посмотрите на них внимательно.

В: Увидели, что на них изображено?

Дети: На картинке дети маршируют, танцуют и поют

В: Сейчас включу музыку, вы внимательно послушайте.

Вам нужно угадать какая музыка звучит?

Если догадаетесь к какому жанру относится музыка – маршу, пляске или песне, поднимите соответствующую картинку.

(включаю музыку)

Повторяем 2 раза, включаю музыку в разной последовательности)

В: Ребята, вы все умницы! Всё правильно угадали. Вы очень внимательные!

Вам понравилась наша  игра?

Ответы детей

Конспект музыкально-дидактической игры «Помоги музыкальным инструментам найти свой дом». Игра для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: Закрепить и систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов.

Оборудование: бумажные домики для инструментов, карточки с музыкальными инструментами.

Ход игры.

Дети сидят на ковре. - Ребята, сегодня я вас приглашаю посетить необычную страну. Вы спросите, что в ней необычного? Всё, начиная с жителей этой страны. В эту страну не купишь билет на самолёт, туда не ходят поезда – потому что этой страны нет ни на одной географической карте. А вот если ты любишь и знаешь музыку – попасть легко. Стоит только в руки взять любой музыкальный инструмент, заиграть, и ты уже в этой стране. Догадались?

Конечно, это прекрасная страна под названием Музландия, а музыкальные инструменты её жители.

Посмотрите, многие инструменты нам знакомы. Давайте назовём их. (Ответы детей) - Музыкальные инструменты ждали нас в гости, готовились, волновались, суетились, и вот беда – все перепутались. Теперь они ждут помощи от нас. Наша задача помочь им найти свои домики. Ведь на земле у каждого есть свой дом. У собаки – конура, у лисички – нора У совы - дупло, а у малиновки - гнездо.

Ну, а в этих домиках живут музыкальные инструменты.

Их очень много, они все разные. Но мы-то с вами знаем, что их можно разделить на 4 группы. Дети перечисляют основные группы инструментов: духовые, струнные, клавишные, ударные. Затем делятся на 4 подгруппы, каждая команда заполняет свой домик. - Вот мы и помогли жителям страны Музландия. А нам пора возвращаться домой. Но мы обязательно ещё вернёмся сюда. В заключении игры, можно сыграть на инструментах любую знакомую пьесу.

Конспект музыкально-дидактической игры для старших дошкольников «Музыкальные молоточки»

Цель: выявить качество усвоения игровых действий и правил, а так же восприятия трёх ритмических рисунков, в музыкальном развитии ребёнка старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с музыкально-дидактическим упражнением и песней - зачином «Музыкальные молоточки»;
- способствовать воспроизведению своей мелодии голосом, развитию музыкального слуха;
- учить правильно держать в руке молоточек, в соответствии с текстом выполняя точные ритмические удары по пластине металлофона, тем самым извлекая нужный звук (долгий, короткий);
- совершенствовать восприятие трёх ритмических рисунков
Развивающие:
- содействовать овладению детьми игровыми действиями и правилами;
- развивать фантазию, память, мышление, творческую активность; смекалку;
Воспитательные: воспитывать интерес к окружающей природе, природным явлениям.
Материал:
- металлофоны с музыкальными молоточками для каждого ребёнка(3);
- загадки об окружающем мире природы: (о дятле, бобре, дожде и граде);
- сюжетные цветные картинки-отгадки (3);
- картонная кукла: матушка-природа;
Инструмент для педагога: фортепьяно,3 карточки с разным ритмическим рисунком звуков.

Ход игры

Педагог (музыкальный руководитель): ребята, давайте на минутку закроем глаза, и представим себе, что вы находитесь на природе: гуляете по полянке на краю леса (звучит релакс - музыка, по выбору педагога). В лесу, на свежем воздухе гулять очень полезно для здоровья! Можно так же услышать множество разных звуков. Каких? Как вы думаете?
- шелест листьев;
- журчание ручья;
- треск сучьев;
- голоса разных птиц (например, дятла, кукушки и т.д.)
Педагог выслушивает детей, добавляя другие ответы.
Сегодня к нам в гости пришла необычная кукла. А зовут ее матушка Природа (взаимодействие с куклой)

Как вы думаете, где же она живёт?
Ответы детей:
- в лесу;
- в доме на опушке;
- около речки;
- в чаще леса.
Педагог поясняет: а всё потому, что она очень любит изучать разные голоса птиц и звуки окружающего нас мира.
Матушка природа сочинила разные песенки-ритмы о птицах, животных, явлениях природы, и предлагает их вам спеть и сыграть на нашем знакомом музыкальном инструменте (показывает детям)

- на каком?
(на металлофоне)

- Но прежде, чем их спеть и сыграть, нужно отгадать интересные загадки. Вы готовы? (ответ детей)
А помогут ещё нам в этом сюжетные картинки.

Педагог загадывает детям первую загадку:
Не поёт, не урчит.
Носом в дерево стучит.
Тук-тук-тук.
Тук-тук-тук
Далеко несётся звук! (Дятел)

Вы знаете, что звуки бывают долгие и короткие.

А теперь послушайте песенку: (петь можно на любой мотив мелодии)
Педагог поёт: возьмут молоточки ребята с собой, я первая сыграю, а вы вслед за мной.
Чёрный дятел сел на сук,
Острым клювом
тук-тук-тук, повторяет:
Тук-тук-тук

Сколько звуков вы услышали?
Ответы детей: три долгих звука. Давайте сначала этот ритм похлопаем в ладоши, а затем все вместе сыграем!Берём молоточки в правую руку(показ), кисть руки расслаблена.

Педагог поёт и играет мелодию песенки на фортепьяно, дети играют заданный ритмический рисунок на металлофонах

Задача детей: сыграть ритм на оной пластинке металлофона, правильно держа молоточек в руке.

Следующая загадка:
Вместо беленьких снежинок,
Вместо капелек-дождинок.
С неба камушки летят,
По земле они стучат.
Что за ледяной парад?
Это дождь из льдинок… (Град).

А теперь слушайте песенку:
Педагог поёт и играет на своём инструментевозьмут молоточки ребята с собой,
Я первая сыграю, а вы вслед за мной.
С дуба - жёлуди летят.
С неба - сильный дождь и град!
Туки-туки-туки - туки - тук!

Сколько звуков вы услышали? (пять)

Педагог поясняет: четыре коротких, один долгий
Хлопаем этот ритм в ладоши, а потом сыграем вместе со мной!

Карточка для педагога

На магнитную доску ставится вторая сюжетная картинка-дуб и град.

Карточка для педагога

На магнитную доску ставится сюжетная картинка-отгадка-дятел

Задача детей: сыграть правильный ритмический рисунок на одной пластинке металлофона, самостоятельно.

Осталась последняя загадка:
Есть на речках лесорубы,
В серебристо-бурых шубах,
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины! (бобры)

Сюжетная картинка-отгадка бобры, так же ставится на магнитную доску

А теперь слушайте последнюю песенку:

Педагог играет и поёт:
Возьмут молоточки ребята со мной,
Я первая сыграю, а вы вслед за мной.
Строят домик два бобра,
Без гвоздей, без топора:
Тук-тук, да тук!

Сколько звуков вы услышали? (три)

Карточка для педагога

Педагог поясняет: два коротких, один - долгий!
Задача детей: правильно сыграть новый ритмический рисунок на одной пластинке металлофона.

Педагог: вам понравилось играть в эту игру?
- А теперь вы можете сочинить свои ритмические рисунки!
(Дети по желанию придумывают свои ритмы на музыкальных инструментах-металлофонах)

Конспект музыкально-дидактической игры на развитие ладового чувства «Песня-танец-марш» для старшей группы

Цель: Развивать представление о различном жанре музыки (песня, танец, марш).
Образовательные задачи: учить детей различать жанр.
Выражать эмоции и жанр музыкального произведения через игровые карточки.
Развивающие задачи: развивать музыкальную память, представление детей о различном жанре музыки (песня, танец, марш).
Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление.
Развивать умение сравнивать, сопоставлять музыку различного характера.

I. Организационный момент.

(Л): – Ребята, к нам сегодня в группу пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

(Л): - Вставайте в круг. Посмотрите на меня и не отвлекайтесь. Мы с вами уже большие и сегодня мы покажем нашим гостям, чему мы с вами научились. А чтобы наш язычок хорошо работал, сделаем зарядку для язычка.

 

Артикуляционная гимнастика

Толстые внуки приехали в гости ,                   (дети надули щечки)

С ними худые – лишь кожа да кости .             (втянули щеки )

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,          (широкая улыбка)

Поцеловать они всех потянулись.                   (имитация поцелуя)

Утром проснулись – в улыбочку губы,             (широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы .                     (язычок двигается - между верхней губой и зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи ,

С нижними зубками тоже мы дружим.

 

II. Введение в тему занятия.

(Л): - Сегодня вам предстоит пройти трудные испытания. А помогать двигаться от одного испытания к другому нам помогут вот эти разноцветные стрелоки.

(Л): - Я сегодня утром пришла в детский сад и увидела вот такую картину. Как вы думаете, что здесь изображено? ( Буквы)

(Л): - Выберите только те буквы, с которыми вы знакомы.

(Л): - Вы знаете, что буква – это графическое изображение звука. А как вы определили, что это буква, а не звук? (Буквы мы видим и пишем, а звуки мы слышим и произносим)

(Л): - Какие бывают звуки? ( Гласные и согласные)

(Л): - Чем отличаются гласные звуки от согласных? (Гласные можно пропеть – нет преграды, а согласные нельзя пропеть – мешает язык, зубы, губы)

(Л): - Согласные звуки, на какие делятся (На мягкие и твердые, звонкие и глухие)

(Л): Молодцы, вы все правильно сказали.

 

1. Игра «Живая стрелочка» (назови первый, последний звук в слове)

(Л): - Сейчас я проверю, как вы умеете определять звуки в начале и в конце слова и давать характеристику звуку. Вставайте в круг.

(Л): - «Стрелкой» будет каждый из вас по очереди. Первый в круг встанет …(Ребенок встает в центр круга и изображает «стрелочку». Ребенок кружиться вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Остальные дети, взявшись за руки идут по кругу со словами:

Наша стрелка оживилась,

Быстро, быстро закружилась!

Сделай круг и обернись,

А теперь остановись!

Ребенок останавливается и указывает на одного из детей. На кого указала «стрелка», достает из сумки «стрелки» картинку, определяя в нем первый и последний звук и дает ему характеристику.

(Л): - Хорошо, и с этим задание вы справились.

(Л): - Вставайте в рассыпную.

 

2. Подвижная игра «Внимание» (раздели слова на слоги)

(Л): - Когда услышите сигнал «Внимание», смотрите на выставленную картинку и если в слове 1 слог (строитесь в колонну по одному), если 2 слога (парами по 2 человека), если 3 слога (по 3 человека), если 4 слога ( по четыре человека). Не забывайте прохлапывать слово.

 

3. Игра на интерактивном столе «Звуковые схемы»

(Л): - Подходите все к столу. Внимательно посмотрите и скажите, что на нем изображено? ( Звуковая схема) Подумайте и скажите, какая картинка подходит к этой схеме? Почему?

 

4.Звуковой анализ слова (у каждого ребенка разные слова, в зависимости от возможностей)

(Л): Молодцы, а сейчас проходите за столы и выложите каждый свою звуковую схему по картинке. Выбирайте картинки и за работу.

(Л): Работает с каждым индивидуально.

(Л): Спрашивает: Прочитай слово, ведя пальцем по каждому звуку. Сколько гласных, согласных звуков? На каком месте стоит звук ….? На третьем месте, какой звук? Сколько слогов в слове? Почему?

 

5.Предложение по схеме

(Л): - А сейчас по этой картинке придумайте предложение и выложите его по схеме.

(Л): Работает с каждым индивидуально.

(Л): Спрашивает: Прочитай предложение, ведя пальцем по каждому слову. Сколько слов в предложении? На каком месте стоит короткое слово ….? На третьем месте, какое слово?

 

6. Угадай букву

(Л): - Умнички, это было очень трудно, но вы справились. Подходите ко мне, повернитесь спиной к гостям.

(Л): - Я буду рисовать букву у вас на спине, а вы попробуйте угадать букву и выложить ее из различных предметов, которые находятся у вас на столах.

 

III. Итог занятия.

(Л): - Чем мы сегодня занимались?

(Л): - Какое задание было трудное?

(Л): - Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

папка-передвижка "Музыкально-речевые игры"

Музыкально – речевые игры развивают ребенка целостно: тренируют память и интуицию; развивают логическое и образное мышление; учат создавать творческий продукт - образ в игре; использование симметричны...

Папка-передвижка Музыкально-ритмические движения

Музыкально-ритмические движения- один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, её характер, образы передаются в движении....

Папка передвижка "Музыкальные инструменты"

Папка передвижка 10 разных музыкальных инструментов....