Картотека народных игр
картотека по музыке (средняя группа)

Миссюра Наталья Анатольевна

Картотека народных игр по программе "В горнице моей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx58.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 « СВЕТЛЯЧОК»

МБДОУ № 6

633004, Новосибирская обл., г. Бердск, ул.  Карла Маркса, 60

Телефон  (383-41) 3-70-42        

 Факс (383-41) 3-70-42 Е-mail: bskdou6@mail.ru

ИНН /КПП 5445032006/544501001, ОГРН 1215400002058

Картотека игр, упражнений, потешек

                         

игровые упражнения на развитие мимики и эмоций

с использованием иллюстраций, схем-моделей, игрушек

                 по программе «В горнице моей»

                 для дошкольников средней группы

составитель:

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

Миссюра Наталья Анатольевна

г. Бердск, 2023г

Веселое облако

Вот облачко веселое смеется надо мной:

«Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!»

Я тоже посмеялся с ним:

«Мне весело с тобой!»

И долго-долго облачку махал я вслед рукой.

С радостью я в сад иду

Я сегодня очень рад,

Ведь иду я в детский сад.

Буду плавать, рисовать

И с детишками играть.

Веселый смех

Шел медведь — косматый мех,

Нес в мешке веселый смех.

Зацепил мешком за сук

— Смех посыпался вокруг.

                 М. Вайнилайтис

Мячики танцуют

Чок-чок-чок, ручки на бочок,

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ножками топочут,

Весело хохочут.

Лягушки ищут комара

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Увидали комара,

Закричали: «Ква-ква-ква!»

Игры подвижные, музыкальные

Стадо

Выбираются «пастух» и «волк», все остальные игроки — «овцы». Дом «волка» в середине площадки, а у «овец» два «дома» на противоположных концах площадки. «Овцы» громко зовут «пастуха»:

Пастушок, пастушок, Заиграй во рожок! Травка мягкая, Роса сладкая. Гони стадо в поле, Погулять на воле.

«Пастух» выгоняет «овец» на луг. Они ходят, бегают, прыгают, «щиплют травку». По сигналу «пастуха» «Волк!» «овцы» бегут в «дом» — на противоположную сторону площадки. «Пастух» встает на пути «волка», защищает «овец». Все, кого поймал «волк», выходят из игры.

                         Молчанка (1)

Перед началом игры играющие хором произносят:

Первенчики, червенчики,

Зазвенели бубенчики.

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок.

Молчок!

После слова «молчок» все должны замолчать. Ведущий старается играющих рассмешить движениями, смешными словами, потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеется или скажет слово, он выбывает из игры или отдает фант. В конце игры дети «выкупают» свои фанты. Ведущий не должен играющих трогать руками. Фанты для играющих должны быть разными по цвету и форме.

Молчанка (2)

Кони, кони, мои кони,

Мы сидели на балконе,

Чаю пили, чашки мыли,

По-турецки говорили:

- Чаб-чаляби, чаб-чаляби.

Прилетели журавли

И сказали всем: «Замри!»

А кто первый отомрёт,

Тот получит шишку в лоб.

Не смеяться, не болтать,

А солдатиком стоять!

Дети проговаривают или пропевают слова, затем замолкают. Выходит из игры тот, кто заговорит. Усложнение: ведущий старается рассмешить детей – движениями, гримасами; или: кто скажет слово или рассмеётся – отдаёт фант, который потом разыгрывается.

Кот Котофей

Выбирается «кот». Остальные дети - «мыши». «Мыши» встают за «котом» в колонну («паровозиком»). Колонна движется по площадке. Между «котом» и «мышками» происходит разговор:

– Есть мыши в подвале?

– Есть!

– Боятся они кота?

– Нет!

– А я, кот Котофей, разгоню всех мышей!

«Мыши» разбегаются, «кот» ловит их. Кого поймает, тот становится «котом». «Мыши» разбегаются только после заключительных слов «кота».

 

Сороконожка

Мчится утром по дорожке

Быстрая сороконожка.

Громко ножками стучит,

По делам она спешит.

Зацепилась за пенёк

И задрала сорок ног.

Хи-хи-хи да ха-ха-ха,

Вот какая чепуха!

Две команды (мальчики и девочки) стоят друг за другом. Поют, выполняют движения по тексту (топают). Топающим шагом идут: девочки в одну сторону, мальчики - в другую. Под музыку ложатся на ковёр и барахтаются. С окончанием музыки встают и строятся. Выигрывает та команда, которая быстро построилась.

 

Сидит Яша

Дети идут по кругу и поют:

Сиди, сиди, Яша,

Под ореховым кустом.

Грызи, грызи, Яша,

Орешки калёные,

Ядра золочёные.

Чок, чок, пятачок,

Вставай, Яша, мужичок.

Где твоя невеста,

В чём она одета?

Как её зовут

И откуда привезут?

«Яша» сидит в кругу на стуле с завязанными глазами. Со словами «чок, чок, пятачок…» дети хлопают в ладоши. «Яша» встаёт со стула, выбирает ребёнка, отгадывает на ощупь, кто это.

 

Гори, гори ясно!

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо -

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Диги-дон, диги-дон,

Выходи из круга вон!

Раз, два, три, беги!

Дети идут по кругу. В центре круга ребёнок идёт навстречу с платочком в руках. С окончанием музыки подходит к двум детям, поднимая платочек. Двое детей бегут за кругом в разные стороны. Выигрывает тот, кто быстрее возьмёт платочек.

 

Тетёра

Тетёра шла, меховая шла,

По каменью, по заламенью.

Сама прошла, всех детей провела,

Самого последнего детёныша оставила.

Дети идут «змейкой» по залу, проходя через воротики. С окончанием музыки ворота закрываются («ловят детёныша»). Пойманные (фанты) выполняют задания (поскакать, как зайчик, потанцевать, рассказать стихотворение и пр.).

 

Дударь

Дударь, дударь, дударище.

Дударь – старый старичище.

Ну его в колоду,

Ну его в сырую,

Ну его в гнилую.

Дударь, дударь что болит?

Дети идут хороводом и поют. «Дударь» - в центре круга. Дети выполняют движения, которые показывает «дударь» (спина болит, нога болит и т.д.).

 

Шла коза

Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Дети идут по кругу и поют. «Коза» - в центре круга. Выбирает ребёнка, выполняет движения в соответствии с текстом. Затем оба выбирают следующих партнёров и т.д.

 

Яшенька

Садился наш Яшенька

На дубовый стульчик,

Ладу, ладу, ладу,

На дубовый стульчик,

Соскочил наш Яшенька

На резвые ножки,

На резвые ножки,

Красные сапожки.

Выбирай, наш Яшенька,

Которую любишь,

Которую любишь –

Ту и поцелуешь.

«Яшенька» сидит на стуле в центре круга. Дети в хороводе поют. «Яшенька» выбирает ребёнка, целует три раза. Игра повторяется.

 

Сахаринка

- Сахаринка, сахаринка на полу,

Я возьму и сахаринку подниму.

Сахар съела, песню спела,

Целовать дружка хотела.

Целовать дружка хотела.

- Так целуй!

Дети идут по кругу. Ребёнок идёт навстречу внутри круга, помахивая платочком. Останавливается. Мальчик выбирает девочку (девочка – мальчика). Целует три раза.

 

Курочка и цыплята

Вышла курочка гулять,

Сочной травки пощипать.

А за ней ребятки,

Жёлтые цыплятки.

 

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зёрнышки ищите».

 

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

(Т. Волгина)

Дети выполняют имитационные движения в соответствии с текстом: гуляют по травке, приседают, щиплют травку, ищут зёрнышки, пьют водицу.

 

Медвежата

Медвежата в чаще жили,

Нежно, радостно дружили.

Вот так, вот так

Медвежата те дружили.

 

Мишки фрукты собирали,

Дружно яблоньку качали.

Вот так, вот так

Дружно яблоньку качали.

 

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

Вот так, вот так.

Эти мишки воду пили.

 

А потом они плясали,

К солнцу лапы поднимали.

Вот так, вот так

К солнцу лапы поднимали.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

 

Солнышко

 

Солнышко, солнышко,

Погуляй у речки.

Солнышко, солнышко,

Раскидай колечки.

 

Мы колечки соберём,

Золотистые возьмём,

Погуляем, поиграем

И тебе назад вернём.

Ведущий-«солнышко» движется по кругу влево, дети – вправо. Ведущий раскладывает разноцветные колечки (обручи) по полу, дети образуют вокруг них маленькие кружочки. Ведущий собирает колечки, дети снова образуют один большой круг.

 

Зайцы и волк

 

Зайки скачут – скок-скок-скок –

На зелёный на лужок,

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают:

Не идёт ли волк?

«Зайцы» выполняют движения в соответствии с текстом. По окончании слов «волк» рычит, догоняет «зайчат», а они убегают в «домик».

 

Угадай, чей голосок

Ведущий стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и произносят:

Собрались мы все в кружок.

Ты послушай нас, дружок,

Ты послушай нас, дружок,

Угадай - чей голосок?

По указанию педагога один из детей говорит: «Это я, узнай меня». Водящий узнаёт, чей это был голос.

 

Совушка

Ах ты совушка-сова, седая голова,

День чудесный - ты всё спишь,

Никуда не спешишь.

Ночью ты летаешь, спать нам мешаешь!

По сигналу «День наступает – всё оживает!» дети изображают птиц («летают»), лягушек («прыгают»). По сигналу «Ночь наступает – всё замирает!» дети замирают в позах, в которых застал их сигнал. «Совушка» охотится – забирает к себе «в гнездо» шевельнувшегося игрока.

 

Серенький козлик

Вышел козлик погулять,

Свои ножки поразмять.

Козлик ножками стучит,

По-козлиному кричит:

«Бе-е-е, бе-е!»

Дети образуют круг, делают «воротики». «Волк» догоняет «козлика», дети помогают «козлику», закрывая перед «волком» «воротики».

 

Огуречик

«Огуречик» - ребёнок в шапочке с изображением огурчика - сидит на грядке. Дети идут к нему и приговаривают:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт.

«Огуречик» догоняет детей, а те убегают.

 

Солнечные зайчики

Скачут попрыгайчики –

Солнечные зайчики,

Прыг-скок по углам,

Были здесь и были там.

Где же зайчики? Ушли?

Мы нигде их не нашли.

(Э. Разумова)

«Зайчики» прыгают, прячутся за стульчики.

 

Гуси

На площадке, на расстоянии 10-15 м, две линии – два «дома». В одном находятся «гуси», в другом – их «хозяин». Между «домами», под горой» живёт «волк»-водящий. «Хозяин» и «гуси» ведут между собой диалог:

- Гуси-гуси!

- Га-га-га.

- Есть хотите?

- Да, да, да.

- Так летите!

- Нам нельзя: серый волк под горой не пускает нас домой.

- Ну, летите как хотите, только крылья берегите.

После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит. Пойманные игроки становятся «волками».

 

Бабка Ёжка

Дети стоят в кругу. В центре – «Бабка Ёжка». Дети поют песенку:

Бабка Ёжка,

Костяная ножка,

С печки упала,

Ножку сломала.

А потом и говорит:

- У меня нога болит.

«Бабка Ёжка», прыгая на одной ноге, догоняет детей. Дети разбегаются.

 

Петушок

Петушок, петушок,

Покажи свой кожушок!

Кожушок горит огнём,

Сколько пёрышек на нём?

Раз, два, три, четыре, пять…

Невозможно сосчитать!

Дети проговаривают слова. Ребёнок, изображающий петушка, ходит, высоко поднимая колени, важно, горделиво.

 

Пошёл котик во лесок

Пошёл котик во лесок,

Нашёл котик поясок.

Нарядился,

Воротился,

Стал он люлечку качать.

Баю-бай, баю-бай,

Ляг, Маринка, скоренько,

Встань, Маринка, с зоренькой

Дети пропевают слова. Ребёнок, изображающий котика, находит поясок, наряжается, качает люльку. 

 

Ходит Васька беленький

Дети-«мышки» сидят на стульчиках или на ковре. Один ребёнок изображает «кота», он прогуливается перед «мышками» (идёт на носочках, оглядывается то вправо, то влево, мяукает).

Взрослый и дети поют:

Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

Он бежит домой,

Он бежит стрелой!

«Кот» бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него, «засыпает».

Взрослый поет:

Глазки закрываются.

Спит иль притворяется?

Зубы у кота - острая игла!

Одна «мышка» идет посмотреть, спит ли «котик». Рассмотрев, она машет руками, как бы приглашая других «мышек». «Мышки» подбегают и скребут по стулу, где «спит котик».

Взрослый говорит:

Только мышки заскребут,

Серый Васька тут как тут.

«Кот» догоняет «мышек», а они убегают от него.

 

Лиска-лиса

Выбирается «лиска-лиса». Дети хором поют:

Лиска-лиса,

Дивья краса,

Долгий нос,

Рыжий хвост.

Пропев, дети бросаются врассыпную, а «лиска-лиса» бежит их ловить. Кого поймает, тот будет «лиской-лисой».

 

Ходим кругом

Дети, взявшись за руки, ритмично идут по кругу, говорят:

Ходим кругом друг за другом,

Эй, ребята, не зевать,

Всё, что Ваня нам покажет,

Будем дружно повторять!

С окончанием слов останавливаются и повторяют движения, которые показывает воспитатель (например, повернуться, наклониться).

 

Карусель

Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки, и говорят или поют:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра!

В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу всё быстрее и быстрее, затем всё медленнее и останавливаются.

 

Кот и мыши

Дети стоят в кругу. «Кот» - в центре круга. Дети имитируют движения в соответствии с текстом – поднимают и опускают плечи, «моют посуду», качают головой – «не дружат». Вытягивают правую, затем левую руку вперёд, ставят руки на пояс, топают ногами, убегают от «кота».

Раз, два, три, четыре,

Жили мышки на квартире.

Чай пили, чашки мыли,

Но с котами не дружили.

Раз, два, три!

Раз, два, три!

Нас попробуй догони!

 

Ветерок

По считалке выбирается ребёнок на роль ветерка, остальные становятся «зайчатами».

Из сугроба на опушке

Чьи-то выглянули ушки,

И помчался – прыг да скок –

Белый маленький клубок.

Дети изображают зайчиков: отдыхают под кустиками, прыгают, перепрыгивают лужи.

Вот запрыгал он с разгона

По проталинам зелёным.

Он вокруг берёзок кружит,

Перепрыгивая лужи.

Ветер! Ветер! Догоняй-ка!

Не догнать лихого зайку?

«Ветерок» догоняет «зайчика», который превращается в «ветерок» и тоже ловит «зайчат». Так до тех пор, пока все не станут «ветерками».

Используемая литература

И.А. Бойчук, «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека народных игр

материал представляет собой игры, которые можно использовать и в кружковой работе и в  ознакомлении детей с народной культурой...

картотека народных игр

ИЗБРАННОЕАттестацияЛаборатория гуманной педагогикиЛаборатория одарённостиЛаборатория педагогического мастерстваПсихологические тестыТематические подборки материалов...

картотека народных игр

                                                     ...

картотека народных подвижных игр

описание народных подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр

Картотека народных подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр

Картотека народных подвижных игр...

Картотека "Народные приметы" по экологии

приметы на дождь,  на хорошую погоду, на мороз и т.д....