«Сторителлинг, как интегративная технология развития личности детей дошкольного возраста»
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Красных Маргарита Сергеевна

«Методическая разработка» по направлению: Социализация детей и подростков

Сторителлинг был разработан и благополучно проверен на собственном опыте Дэвидом Армстронгом, руководителем интернациональной фирмы ArmstrongInternational. Разрабатывая данную технику, Дэвид Армстронг принял к сведению известный общепсихологический фактор: истории выглядят более живыми, интересными, увлекательными и лучше соединяются с личным опытом, нежели принципы или директивы.

Они  запоминаются в кратчайшие сроки, им дают больше значимости и их влияние на поведение людей более сильное.

Термин «сторителлинг» появился в английском языке и в точном переводе звучит как «рассказывание истории». Однако, в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство», что подразумевает под собой рассказывание сказаний, искусство увлекательного рассказа. Первоначально техника сторителлинг зарекомендовала себя как довольно результативное средство построения внешних и внутренних коммуникаций.

В данное время эта техника активным образом используется в образовании, в том числе, и в дошкольном.

Ну, довольно скучной теории, давайте отправимся по страницам появления, приключения и воплощения    СТОРИТЕЛЛИНГА.

А это значит – добро пожаловать в детство…..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл storitelling.docx594.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Промышленновский детский сад №1 «Рябинка»

Номинация : «Методическая разработка» по направлению: Социализация детей и подростков

«Сторителлинг, как интегративная технология развития личности детей дошкольного возраста»

 

                                                                                                                                                                                                       

                                                      Составитель:                                                                                                                                                                        

                                               Красных

                                                                    Маргарита Сергеевна

                                                                                Музыкальный руководитель

Промышленновский муниципальный округ,  2021

Содержание

1.

Введение

3

2.

Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа.

4

3.

Глава 1. «Что такое сторителлинг, и каким он бывает»

4

4.

Виды педагогического сторителлинга

4

5.

Глава  2. «Сторителлинг в стране детства»

5

6.

Глава  3. «Как приготовить сторителлинг»

6

7

Заключение

7

8.

Литература

8

9.

Приложения

9

 

     Введение

Сторителлинг был разработан и благополучно проверен на собственном опыте Дэвидом Армстронгом, руководителем интернациональной фирмы ArmstrongInternational. Разрабатывая данную технику, Дэвид Армстронг принял к сведению известный общепсихологический фактор: истории выглядят более живыми, интересными, увлекательными и лучше соединяются с личным опытом, нежели принципы или директивы.

Они  запоминаются в кратчайшие сроки, им дают больше значимости и их влияние на поведение людей более сильное.

Термин «сторителлинг» появился в английском языке и в точном переводе звучит как «рассказывание истории». Однако, в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство», что подразумевает под собой рассказывание сказаний, искусство увлекательного рассказа. Первоначально техника сторителлинг зарекомендовала себя как довольно результативное средство построения внешних и внутренних коммуникаций.

В данное время эта техника активным образом используется в образовании, в том числе, и в дошкольном.

Ну, довольно скучной теории, давайте отправимся по страницам появления, приключения и воплощения    СТОРИТЕЛЛИНГА.

А это значит – добро пожаловать в детство…..

Глава 1. «Что такое сторителлинг, и каким он бывает»

Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Цель сторителлинга – привлечь внимание детей с  самого начала повествования и не отпускать его в продолжении всей истории, вызвать симпатию и чувство эмпатии к главному герою, пояснить основную мысль истории.

Задачи:

 обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;

 систематизировать и донести информацию;

 обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;

  наглядно мотивировать поступки героев;

 сформировать желание общаться.

Метод сторителлинга позволяет:

 разнообразить организованную образовательную деятельность с воспитанниками;

 заинтересовать каждого из детей в происходящем действии;

 научить правильно воспринимать и перерабатывать поступающую информацию;

 обогатить устную речь дошкольников;

 облегчить процесс запоминания сюжета.

Сама техника не требует затрат и может быть использована в любом месте и в любое время. Эффективена в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей больший интерес, развивают детскую фантазию, логику.

Для чего же детям нужны сказки, истории, мультики и фильмы? В первую очередь для того, чтобы передавать практический опыт, рассказывать о различных действиях их последствиях, совершенствовать воображение и пробуждать эмоции и фантазию. Это необходимо для развития личности.

По сути, любая из этих форм повествования является направлением сторителлинга.

Педагогический сторителлинг, как техника подачи познавательной информации выполняет следующие функции: наставническая, мотивирующая, воспитательная, образовательная, развивающая.

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга:

1.В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) передается самим педагогом. Ребята могут только слушать и воспринимать информацию.

При использовании данного вида сторителлинга педагог передает детям конкретную информацию: правила, теории и прочее, которые могут быть представлены в обогащенной форме  истории, которая отлично запоминается.

2. В активном сторителлинге педагог задает основу события, формирует ее проблемы, цели и задачи. Дети очень быстро включаются в процесс создания и пересказа историй.

Этот вид сторителлинга помогает передаче не только теоретического, но и практического знания, которое  не формируется и словесно никак не выражается. Оно интересным способом выражается в практической  деятельности и предполагает собой передачу умений и навыков.

3. Цифровой сторителлинг - вид сторителлинга, в котором повествование истории обогащается    визуальными компонентами (видео, скрайбинг, инфографика)

 Глава  2. «Сторителлинг в стране детства»

Остановимся подробнее на видах сторителлинга, которые  используются в работе с детьми дошкольного возраста.

Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в качестве наглядного примера используются жизненные ситуации, которые надо решить. Данный вид сторителлинга применяется в тех случаях, когда над правильным решением преобладает понимание какой-либо проблемы. Этот вид сторителлинга является отличным инструментом объединения детского коллектива, так как его можно применять с целью групповых обсуждений и обмена мыслями.

Сторителлинг на основе повествования: придуманный или настоящий рассказчик предоставляет требующуюся данные. Этот метод можно использовать для увеличения интереса детей к данной теме.

Сторителлинг на основе сценария: дошколенок становится частью истории и достигает разных результатов в зависимости от того, какие решения он будет принимать. Данный метод отлично подходит для не редко случающихся или небезопасных ситуаций, или когда воспитатель хочет, чтобы воспитанники применяли знания и опыт, которые приобрели ранее. Использование сценариев добавляет смысла знаниям детей и помогает применять их в жизненных ситуациях.

Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: способ решение проблемы с оптимальными результатами. Данный метод может помочь развить навыки решения проблемных ситуаций и применить знания в жизни.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.

-       Сторителлинг – отличный способ для разнообразия занятий, чтобы найти подход и заинтересовать любого воспитанника. Он не требует больших затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

-       Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

-       Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;

-       Сторителлинг можно с успехом использовать в проектной и совместной деятельности ребят. Дошкольники намного лучше запоминают материал в виде интересной истории. Сухие факты им запомнить сложно, в то время как интересные истории остаются с ними на долгое время. Сторителлинг – это отличный метод преподнесение любого материала.

 Глава  3. «Как приготовить сторителлинг»

Вступление. Вступление  должно быть коротким. Оно представляет важную значимость, если ставят вопрос или обозначают проблему, которую надо решить. Сделать это необходимо так, чтобы  у детей был вызван интерес и увлечь их.  Если дети, слушают и  витают при этом в облаках, то вступление перед началом истории должно быть цепляющим их внимание и удерживающим его. Вступление к истории нужно связать с главной темой. Оно помогает  сосредотачивать внимание воспитанников на вопросе или проблеме, которым она посвящена и на которые по окончании истории будет получен ответ. Кроме того, вступление должно быть направлено на реальный опыт ребят. Вступление в истории не включает в себя подсказки к решению проблемы которая представлена в истории.

Развитие события. Здесь выявляется сюжетные линии и нравы действующих персонажей. Эта часть дает возможность глубже проникнуть в проблему или конфликт, о котором повествуется во вступлении. Эта часть истории делает проблему хуже, и тем самым создает некоторое напряжение. Ситуация не может разрешиться. По сути, она становится все напряженнее.

Кульминация. Когда напряжение доходит до точки и окружающая обстановка  выглядит невыносимой, приходит решение данной проблемы. Тайна разгадана. В конце концов появляется решение, и это тот ответ, как обычно, совсем не тот, который все ждали.

Заключение. Должно быть короткое заключение, которое подводит итог рассказа одним предложением. Как в басне - мораль.

Заключение

Сторителлинг – «живой», интерактивный рассказ. Его содержание  зависит от предложенной ситуации, настроения, реакции зрителей-слушателей. Задача рассказчика заключается в том, чтобы уметь импровизировать и  быстро реагировать на аудиторию слушетелей.

История должна быть правдоподобной и убедительной,  даже если в ней будут сказочные сюжеты или существа, взаимодействие зверей, птиц и людей. История должна задевать значимых для воспитанников темы, способствовать решению важных проблем.

 Воспитатель должен сам верить в правдивость концовки, иначе он не сможет убедить в этом своих слушателей. На правдоподобность истории влияет степень соответствия рассказчика, т. е. уровень комфорта, который он испытывает, когда рассказывает  историю.

 

Литература

1.Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.

2.Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.

3.Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Программа  сторителлинга

для детей старшего дошкольного возраста

«УДИВИТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИИ»

Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка посредством творчества, то есть на всех уровнях ребенок становится вовлеченным в познавтельно- продуктивную творческую деятельность:

        познавательная

        коммуникативная,

        исследовательская,

        литературно-художественная,

        музыкальная,

        театральная,

        продуктивная и др.

 

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем и заданий  образовательных мероприятий с использованием технологии сторителлинга

Вид занятия

1.

Аппликация. Флористика «Осенняя история».

Хороводы Осени в словах, звуках и красках – коллажирование.

Этюды на выразительность движений «Покажи историю»

Нетрадиционное.

 

Продуктивное

Практическое

2.

Свободное рисование своего «Я» (словами, предметами-ассоциациями, красками) – «Автопортрет».

Режиссерская игра по сочинению своего героя «Однажды…».

Нетрадиционное.

Исследовательское

Игровое

3.

Проект Осенняя сказка. Выполнение  сказочных историй по образцу с помощью мнемотаблиц, театральных атрибутов, музыкального озвучивания инструментами.

Театрализованное

4.

Бумажная история «Как я узнал, что….»

Исследовательское

5.

Сочинение новогодних небылиц  «Новый год у ворот».

Макетирование  на тему «Зимний лес – страна чудес»

Кукольный спектакль-импровизация на основе макетов «Сказки зимнего леса»

Нетрадиционное

Практическое

Продуктивное

 

Театрализованное

6.

Сюжетная аппликация нетрадиционными техниками «Новогодние истории в картинках»

Режиссерская игра «Новогодняя ночь»

Продуктивное

Практическое.

Нетрадиционное.

7.

Игры, инсценировки на основе пальчиковой терапии «Волшебные слова».

Песочная терапия «История одной точки»

Театрализованное

 

Практическое.

 

8.

Театр игрушек, инсценировка ситуаций «Если ….то….»

Сказочная мозаика «Картинка из книжки»

Театрализованное

 

Практическое

9.

Сказка-тренинг «Про Капризку». Коррекция поведения. Разыгрывание по ролям.

«Необычная история обычных предметов»

Театрализованное

Практическое.

Исследовательское

10.

Сюжетное рисование «Моя история».

Работа в парах по созданию живых картинок – режиссерская игра.

Практическое.

 

Нетрадиционное.

11.

Театр актеров. Сказка «Сочиняем сказку сами».

«Обычные истории необычных людей»

Театрализованное

 

Исследовательское

12.

Аппликация, флористика «Цветущий сад».

Нетрадиционное.

Продуктивное

13.

Комплексно-тематическое заключительное занятие «Три чуда»

Театрально-практическое

 

Картотека творческих игр и упражнений по методу сторителлниг

"Загадки"

Предложите детям выбрать по одному сказочному персонажу/ предмету/ явлению природы/ цвету/ животному/ растению/ действию/ чувству и так далее, но не называть это слово вслух (можно записать на бумажке, чтобы не забыть самому и спрятать ее в карман), а потом описать остальным участникам то, что ты загадал, таким образом, чтобы случайно не назвать сам предмет. Другие дети должны внимательно выслушать рассказ и попробовать разгадать загадку. Можно использовать таймер или песочные часы, чтобы играть на время, а также ввести жетоны, например, красивые пуговицы или камушки, чтобы выбрать того, кто больше всех разгадает загадок, либо сочинит самую трудную/ захватывающую/ смешную загадку. Эта игра развивает не только воображение и речь, но и память, внимание, ассоциативное мышление.

"Сделай коллаж и расскажи"

Для этой игры вам понадобятся: различные иллюстрированные журналы, которые вам не жалко пустить в дело, клей, ножницы, а также плотные листы картона или ватмана. Участники получают задание найти наиболее понравившиеся им картинки в журнале, вырезать их и наклеить на более плотную основу так, чтобы у каждого получилось от 10 до 15 карточек. Размер произвольный и вы можете его выбрать заранее сами. Из иллюстраций можно по-своему усмотрению делать коллажи на карточках, либо просто произвольно наклеивать понравившиеся ребёнку фрагменты картинок из журнала. Последний способ подходит для детей младшего возраста. После подготовки карточки перемешиваются и кладутся картинками вниз. Участники игры по очереди открывают по одной карточке, придумывая и рассказывая свою часть общей истории, продолжая с того момента, где остановился предыдущий игрок. История должна иметь начало, завязку и конец. Взрослый может в это время записывать получившееся повествование, а потом прочесть всем, какая история получилась.

"Сундук сказочных историй"

Взрослому заранее необходимо самому или вместе с детьми вырезать из большого листа картона и раскрасить плоскую форму, напоминающую сундук или же шкатулку, а так же нарезать из плотной цветной или белой бумаги карточки размером примерно 10х10 см. Затем группа детей придумывает ключевые сюжетные элементы для будущей истории, делает небольшую картинку и надпись (буквально одно слово или словосочетание) для каждого элемента на карточках, а потом раскладывает их поверх нарисованного "сундука" так, чтобы всем было их хорошо видно. В качестве сюжетных элементов могут выступать различные сказочные персонажи, люди, животные, события, места действия, предметы, пейзажи, погодные условия, черты характеры или эмоции и так далее. Каждый ребёнок может нарисовать от 3 до 7-10 карточек. Не обязательно помещать в "сундук" сразу все карточки. Когда дети решат, что убранных в "сундук" карточек уже достаточно для придумывания захватывающей и осмысленной истории, можно будет начать сочинять и записывать общими усилиями сказку, опираясь на имеющиеся карточки. Чтобы расширить возможности этого упражнения можно в начале дать какую-то объединяющую тему для карточек, которую дети сейчас изучают, например, "Моя семья", "Любимый праздник" и другие.

"Story cubes"

Наверняка, многим из вас знакомы подобные кубики, продающиеся в магазинах настольных игр? Но гораздо интереснее изготовить их самим. Для этого вам понадобятся небольшие по размеру деревянные (можно использовать старые детские) или картонные кубики от 6 до 10 шт., способные уместиться в детской ладони, чтобы ребёнку было их удобно захватывать и кидать. На них можно нарисовать специальными тонкими фломастерами или же наклеить сверху различные символы, изображающие предметы, природные явления, людей, животных, сказочных существ, эмоции и вообще все что угодно, пришедшее вам в голову. Чтобы с помощью кубиков выпадали наиболее интересные комбинации, лучше всего сделать для каждой категории свой отдельный кубик, например, один только с персонажами, второй только с предметами, третий с событиями или местом действия и так далее. Тогда при бросании кубиков вы гарантированно получите для будущего сюжета все необходимые элементы. Как играть? Каждый участник по очереди бросает кубики и придумывает свою часть общего повествования так, чтобы фрагмент одного участника соединялся со следующим, пока у истории не появится начало, середина и конец. Наиболее интересные и удачные истории можно записывать и потом перечитывать вместе с детьми.

"Волшебный мешочек"

Будет здорово, если вместе с детьми вы сошьёте симпатичный мешочек, или же возьмёте уже готовый, и сложите различные мелкие предметы и игрушки: камушки, стеклянные шарики, пёрышки, шишки, фигурки из киндер-сюрприза, монетки, пластмассовых солдатиков или же животных и так далее. Затем каждый из игроков может достать, не глядя, один или несколько любых предметов, чтобы на их основе сочинить свою собственную историю или же групповую. Такой мешочек удобно брать с собой в поездки, чтобы отвлечь ребёнка. Педагоги могут в соответствии с лексической темой подобрать игрушки или предметы, относящиеся к определённой категории, например, к теме "осень", или "новый год", или "море".

"Истории с помощью разноцветных магнитиков"

Эта игра помогает детям визуализировать детали будущей истории, научиться составлять план и сформировать пространственно-временные представления. Что вам понадобится? Различные небольшие разноцветные картинки, вырезанные из журналов, открыток или пособий (их можно заламинировать), плоские магниты, клей, магнитная доска. Картинки приклеиваются к магнитам и таким образом позволяют их перемещать в любой последовательности на пространстве доски. Ход игры можно организовать следующим образом: первый участник выбирает один магнит для себя и начинает рассказ, а потом прикрепляет ещё один магнит для следующего участника, так повествование идёт по кругу, пока все игроки не примут участие или история не примет завершенную форму. Играть можно по-разному, например, в свободной форме или придумать свои правила.

"Поменяйся местами"

Подобный приём используют в драматургии и психологии, особенно он будет полезен в работе детского психотерапевта, так как позволяет автору истории присвоить себе какие-то важные части своей личности, чувства, ценности и по-новому взглянуть на ситуацию, переосмыслить ее. После того, как ребёнок уже сочинил свою историю, вы можете предложить ему рассказать ее заново от лица других действующих персонажей, предметов или даже явлений природы, появляющихся в повествовании. Инструкция может звучать примерно так: "А теперь расскажи, пожалуйста, историю, как если бы ты был... (цветком в том волшебном саду/ могучим ветром/ спящей кошкой/ злым приведение) и мог говорить о случившемся! Что ты видел, ощущал, слышал, чувствовал или делал?".

"Картинки на камушках"

Это творческое задание, во время которого взрослый вместе с детьми вырезает из кусочков цветной бумаги, журналов или лоскутов ткани небольшие фрагменты, создавая при помощи них и клея ПВА на плоской гальке картинки с изображением различных предметов, персонажей, явлений живой и неживой природы и прочее для будущих сказочных историй. По сути это работа в технике декупаж, а получившиеся арт-объекты напоминают по своей функции "story cubes". Когда клей высохнет, камушки лучше всего сложить в специальный мешочек, а потом доставать по очереди, чтобы использовать то, что на них изображено в своей истории.

"Кукольный театр"

Театр позволяет разнообразить сторителлинг, дополнив его с помощью кукол или игрушек, которые можно всегда найти в детском саду или сшить вместе с ребёнком. Истории, сочиненные детьми, интересно не только рассказывать слушателям или перечитывать, но и разыгрывать с помощью кукол. Куклы могут быть не только перчаточными, но и марионеточными, либо пальчиковыми.

Когда у вас появится достаточный набор самодельных кукол, предложите детям выбрать понравившуюся им игрушку, придумать ей имя и сочинить историю с ее участием, а потом рассказать эту историю в настоящем времени от первого лица, как если бы кукла умела говорить и сама являлась непосредственным рассказчиком. Используя перчаточные, пальчиковые или марионеточные куклы, вы сможете разыгрывать свои истории и у вас получится отличный домашний кукольный театр для весёлой детской компании!

"Клуб путешественников".

Основная идея этой игры заключается в создании ребёнком или всей семьёй "карточек-воспоминаний" о приятных совместных путешествиях или значимых событиях в жизни ребёнка, которые будут их иллюстрировать и помогать пересказывать друзьям и близким, как вы провели летние или зимние каникулы, семейные праздники и многое другое. Карточки можно нарисовать от руки, либо сделать коллаж из фотографий и вырезок из различных журналов, снабдив их небольшими комментариями, например: "Когда мы приехали на море, то в первый день был сильный шторм", или "Больше всего мне понравился земляничный торт, который для меня испекла мама на даче!". Так же можно сшить "волшебный мешочек", в котором будут храниться памятные вещицы из семейных поездок: ракушки, камушки, шишки, монетки, браслетики, обертки от конфет, старые билетики и многое другое. Ребёнок будет их доставать, трогать, рассматривать и строить свой рассказ со зрительной опорой на эти предметы. Если вы создали несколько наборов таких карточек к разным семейным событиям или путешествиям, то попробуйте их перемешать и предложить ребёнку снова разложить на две стопки в соответствии с подходящим событием. Кроме того, эти карточки станут прекрасной основой для придумывания новых историй о каких-нибудь фантастических путешествиях, в которых вы или дети хотели бы побывать.

"Книга историй"

Смастерите вместе с детьми собственные книжки или дневники для записи историй и сказок. Такие поделки могут стать хорошим подарком кому-то из друзей или близких. Подумайте о формате будущей книжки (альбомная или стандартная, большая или маленькая), нарежьте белые или цветные листы, а так же картон или крафт бумагу в соответствии с нужными вам параметрами, соедините их стопкой и сшейте с помощью толстой иголки, а затем украсьте наклейками, обрезками красивой бумаги, блёстками и другими понравившимися вам материалами, либо разрисуйте обложку фломастерами и ручками по своему вкусу. Большой выбор всего необходимого для декорирования "книги историй" вы найдёте в отделах по скрапбукингу. Кроме того, наличие такой замечательной книжки, сделанной вручную, будет поощрять юных рассказчиков совершенствовать свои графические навыки при самостоятельной записи историй. Этот блокнот можно использовать и как дневник для фиксирования значимых событий в жизни или необычных снов.

"Сказочный город"

Здесь вам вместе с детьми предстоит стать архитекторами или волшебниками (для тех, кто помладше) и создать свой собственный город вместе с различными улицами, зданиями, транспортом и автомагистралями, парками, водоемами и мостами, а так же сделать жителей и придумать название для самого города, а так же для основных объектов его инфраструктуры. Но город не обязательно должен быть реалистичным. Он может быть абсолютно фантастическим или сказочным, например, находиться под землёй и состоять из многочисленных ходов и пещер, которые населяют гномы, добывающие драгоценные камни. А лесные феи, крошечные эльфы и насекомые могут обитать в жилищах в форме грибов и цветов или располагаться все вместе на ветвях огромного дуба.

В качестве материалов для изготовления домов вам подойдут плотные бумажные пакеты из-под молока или кефира, которые можно оклеить цветной бумагой и картоном или раскрасить гуашью, либо акрилом. Дома можно мастерить из пластиковых банок и бутылок, вырезав у них отверстия для будущих окошек и дверей, или же сделать плоскими, нарисовав их на картоне и украсив наклейками. Так же город и его жителей можно лепить из глины или пластилина, либо задействовать природный материал: веточки, камушки, листья, мох, каштаны и жёлуди, морские ракушки и прочее.

После того как город будет построен предложите детям придумать истории о его жителях и событиях в нем происходящих, или о прошлом города, о том, как он возник. Кто правит в этом городе? Какие обычаи и традиции города хранят его обитатели? Может быть в городе проводятся ежегодно какие-то необычные праздники?

Другой вариант этой игры заключается в том, чтобы нарисовать или смастерить отдельный дом и его убранство, придумать семью, которая там проживает (людей, животных или каких-то фантастических существ), а затем сочинить про них историю и разыграть ее с помощью бумажных, вылепленных или сшитых вместе с ребёнком фигурок. В группе детей бывает интересно увидеть, как происходит взаимодействие между соседними домами, как общаются между собой члены одной семьи или жильцы разных домов.

"Карта волшебной страны"

Сочините вместе с детьми историю про сказочную страну, придумав ее название, природу и ландшафт с лесами, горами, пустынями, озёрами, реками и морями, жителей этой страны, города, в которых они живут, законы и обычаи, а так же важные события, разворачивающиеся в этой стране в текущий период времени. Затем попросите участников игры нарисовать на большом ватмане одну общую карту придуманной вами волшебной страны, либо предложите каждому проявить свою фантазию и создать отдельные карты, посмотрев и обсудив в конце получившиеся варианты и видение каждого. Может быть вы обнаружите похожие карты? А чем будут отличаться изображения одной и той же страны?

"Вдохновение музыкой"

Чтобы придумать историю или сказку иногда достаточно поймать определённое настроение, отпустить свою фантазию в свободный полет и почувствовать рождающиеся внутри образы. Помочь в этом способна музыка. Для начала подберите музыкальные записи (лучше начать с классической музыки), которые передают слушателям различные эмоции и переживания. Послушайте с детьми какую-то короткую мелодию, а потом попросите сделать спонтанный рисунок или записать рассказ на основе тех чувств, образов и ассоциаций, которые вызвала у них музыка. Интересно будет сравнить у кого какие истории или образы рождаются в ответ на прослушивание одного и того же музыкального произведения.

"Живые истории вокруг нас"

Часто детям хочется проявлять больше физической активности, двигаться, бегать, прыгать, исследуя окружающее пространство или природу. Поэтому данный способ поиска вдохновения для новых историй подойдёт как нельзя лучше. Отправляйтесь с детьми на прогулку за город или по интересным улочкам вашего города, либо в какие-то специальные места, как например зоопарк или планетарий. Перед этим дайте им задание найти и зарисовать в блокнотах, либо записать словами, или даже сфотографировать от 5 до 10 предметов/ людей/ животных/ природных явлений, которые привлекут их внимание. Когда прогулка закончится, предложите всем собраться вместе и по очереди рассказать сказочные истории, используя те предметы, которые ребёнок увидел или нашел во время экскурсии.

"Правда или вымысел?"

Эта игра наверняка известна многим ещё с детства. Участники по очереди рассказывают свои истории, а остальные игроки должны отгадать произошла ли эта история на самом деле, или нет. Играть можно на очки или фанты, а характер истории определять жребием, когда участники вытягивают, например, игральные карты: чёрная масть означает, что игроку нужно придумать вымышленную историю, а красная - правдивую. Тогда угадывающим легче будет проверить правильность своих ответов.

"Весёлая чепуха"

В этой игре взрослому потребуется заранее подготовить какой-нибудь забавный рассказ, специально оставив пропуски в тексте. Пропущены могут быть имена персонажей, прилагательные, глаголы и так далее. Задача участников - прочесть придуманную историю и самостоятельно заполнить пропуски, чтобы получилось как можно смешнее. В такую игру весело играть во время детских праздников, разбив участников на несколько команд и попросив их зачитать получившиеся у них варианты одной и той же истории, либо разных.

"Тактильные истории"

Для этой игры попросите детей в доме или на улице собрать в общую корзину различные предметы и материалы, интересные наощупь, например: шишки, камушки, ракушки, пуговицы, небольшие игрушки, нитки, кусочки ткани и так далее. Когда дети закончат поиски, сядьте вместе и рассмотрите, исследуйте все найденные трофеи. Предложите потом каждому ребенку по очереди угадать с закрытыми глазами один из предметов, потрогав его руками. Теперь откройте глаза и пусть все участники выберут по одному понравившемуся им предмету. Далее попробуйте сочинить по кругу общую историю, где каждый придумывает кусочек повествования, используя свой предмет. Такая сенсорная игра легко приобретает новый оттенок, если детям предложить найти предметы, которые звучат, имеют определённый цвет, форму, размер или текстуру. Взрослый может также заранее приготовить что-то съедобное (кусочки овощей и фруктов) или баночки с запахами (пищевыми или нет) и тогда придумывать с детьми "вкусные истории".

"История на день рождения или ребёнок как главный герой сказочной истории"

Данный приём хорошо использовать для дошкольников во время дня рождения. Основной рассказчик здесь - взрослый, однако можно попробовать привлечь к непосредственному участию и маленьких гостей, пришедших на праздник. Соберите детей в круг и начните своё повествование так, чтобы главным героем сказочной истории был именинник. В истории обязательно должен быть хэппи-энд, а чтобы эффект был более сказочным, можно заранее продумать и подготовить какой-то симпатичный сказочный предмет, которым в сказке ребенка одаряют волшебные помощники. Потом этот предмет вы сможете все вместе торжественно вручить ему наяву. Например, красивая диадема из фетра, расшитая бисером - прекрасный подарок от цветочных фей, или же мешочек с разноцветными камешками - сюрприз от гнома. Когда история будет рассказана, предложите всем детям нарисовать по своему желанию любые иллюстрации к услышанному рассказу, а потом сразу же соединить их в самодельную книгу и подарить имениннику. Главное, чтобы ваша история не была слишком долгой, иначе младшие дети могут устать ее слушать в силу своего возраста.

"Истории на основе мировой живописи"

Запаситесь различными художественными открытками, каталогами, журналами или распечатайте наиболее интересные репродукции на цветном принтере. Пусть каждый ребёнок возьмёт для себя одну или пару картин, внимательно рассмотрит их, а затем попробует сочинить свою историю, которая будет рассказывать слушателям о том, что произошло до или после событий, изображённых на картине. Самые маленькие участники игры могут для начала просто описывать, что они видят на картинке, а так же попытаться обсудить эмоции и ситуации, которые создал на своём полотне художник. После завершения рассказов или описаний вы можете кратко рассказать участникам о реальной истории появления той или иной художественной картины и основных периодах жизни ее автора. Будет здорово, если вы сходите вместе с детьми в музей, чтобы увидеть эти картины в подлиннике и поделитесь потом друг с другом своими впечатлениями.

"Машина времени"

Взрослый заранее запасается какими-то интересными или необычными предметами, например это могут быть старинные часы, фотографии прошлого века, монетки, найденные на берегу моря красивые раковины и камушки и так далее. Затем он приглашает детей отправиться вместе с ним в путешествие на "машине времени", выбрав по желанию прошлое или будущее, и просит всех поразмышлять: какое прошлое, возможно, скрывается за тем или иным предметом?; откуда взялся этот предмет?; кому он принадлежал?; в каких приключениях побывал и где?; что он "чувствует" и мог бы нам "рассказать", если бы обладал душой?; что ожидает этот предмет в будущем?; что могло бы с ним произойти?

Каждый ребёнок выбирает понравившийся ему предмет и сочиняет историю о его прошлом, либо будущем, а потом рассказывает остальным участникам. Если вы хотите усложнить задачу, то предложите детям написать истории от первого лица, как если бы они сами стали этим предметом и умели разговаривать. Ещё один вариант этой игры - дети рисуют или лепят какие-либо предметы/ изобретения будущего, которых ещё нет, но им хотелось бы, чтобы они появились, а потом придумывают истории про них.

"История по кругу"

В этом простом упражнении история сочиняется сообща всей компанией детей. Первый игрок берет в руки мяч или какую-либо мягкую игрушку, или "волшебный камушек" и начинает своё повествование. В любой момент он может передать предмет в руки другого участника и тогда тот продолжит повествование. Таким образом, история путешествует по кругу до тех пор, пока игроки не будут довольны концовкой и не решат остановиться. Важно, чтобы участники учились не перебивать друг друга и говорить по очереди. Поэтому взрослому важно ввести основное правило игры: "Говорит только тот, у кого сейчас в руках есть волшебный предмет". Ведущий может записывать историю, а потом зачитать ее игрокам или включить прослушивание аудиозаписи.

"Рассказы по картинкам"

Возможно, вы знакомы с игрой в "каракули"? Это один из ее вариантов: участники с закрытыми глазами рисуют размашистыми, свободными движениями каракули на листе бумаги, а потом обмениваются рисунками. Задача партнёра, взяв в руки другой цвет, дорисовать любые детали так, чтобы получился осмысленный образ. Дополнением здесь является необходимость придумать рассказ, включив в него созданный с помощью каракулей образ. Интересно так же будет попросить каждого из детей придумать свою собственную историю, показав им один и тот же рисунок "каракулей", либо серию таких изображений, а потом послушать, у кого какая история получилась.

"Бесконечная история"

В данном упражнении вам пригодятся различные карандаши, фломастеры или восковые мелки, а также рулон бумаги или ненужных плотных обоев. В чем заключается суть игры? Каждый участник по очереди делает рисунок и рассказывает по нему историю, а когда ход игры переходит к следующему ребёнку, то он должен придумать продолжение предыдущей истории, нарисовать его рядом и рассказать другим игрокам. Так по кругу рождается общая история с необычными поворотами сюжета и самодельными иллюстрациями. Взрослый может записывать групповую историю, а затем прочитать ее ребятам или включить прослушивание аудиозаписи, чтобы познакомиться с целостным замыслом и вспомнить все части получившейся истории. Придумывать общий рассказ можно до тех пор, пока запас фантазии участников не иссякнет.

"Ожившие предметы или истории в стиле Андерсона"

Ведущий с помощью "волшебной палочки" (изготавливается из подручных материалов и красиво декорируется) оживляет предметы, и они становятся способными говорить на человеческом языке. Выбрав для себя любой предмет в окружающем пространстве, ведущий должен затем рассказать от его лица небольшую историю, а остальные участники игры в это время внимательно слушают ("Что расскажет нам старое бабушкино кресло, если мы его оживим?"). В роли "волшебника" выступают все желающие по очереди. Чтобы познакомить детей с подобным форматом сказок, можно предварительно почитать с ними, например, произведения Г.Х. Андерсона.

"Детский театр"

Истории, придуманные вместе с детьми, способны стать отличным сценарием для театральных постановок дома, в саду или школе, в которых будут участвовать не только взрослые, но и сами ребята. Декорации для театра можно изготовить вместе с детьми из подручных материалов: различных тканей и платков, фольги, прочного картона из-под бытовой техники, раскрасив их гуашью, фломастерами и цветным скотчем. Ткани пригодятся для оформления занавеса, на фоне которого будет разворачиваться театральное действо, а так же костюмов или ландшафта (озера, реки и моря, горы, лес, пещеры и многое другое). Из картона, покрашенного гуашью, получится остальная необходимая бутафория, например, мечи, волшебные предметы, интерьер дома или королевского дворца. Останется только нарисовать красочную афишу, подготовить билеты и пригласить зрителей! Во время антракта или после спектакля ребята могут угощать зрителей самодельным печеньем и соком.

C:\Users\green\Desktop\ИДЕЯ+ 21г\212 (1).jfif

C:\Users\green\Desktop\ИДЕЯ+ 21г\388 (1).jfif

C:\Users\green\Desktop\ИДЕЯ+ 21г\632829bded26372718ddbb0a448df6a9.jpg

C:\Users\green\Desktop\ИДЕЯ+ 21г\b989e341cae3f85391b40133b81fb62a (1).jpg

C:\Users\green\Desktop\ИДЕЯ+ 21г\b074063fba34ae48e3aec5d8071af1dd (1).jpg

C:\Users\green\Desktop\ИДЕЯ+ 21г\ccd7d3b5ba9df8e71b68e33f92eb3514.jpg

C:\Users\green\Desktop\ИДЕЯ+ 21г\14184279_10206725005269255_3002171766949380383_n.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личности детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети поз...

Проект "Эмоционально-волевое развитие личности детей дошкольного возраста"

Проект направлен на развитие и гармонизацию эмоционально-волевой сферы личности дошкольников...

Образовательная программа дошкольного образования, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и ин...

Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

В рамках  дошкольной  педагогической деятельности, в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с Ясные Зори»,  я непосредственно веду работу, направленную на социа...

«Значение совместного творчества детей и родителей в развитии личности детей дошкольного возраста».

laquo;Значение совместного творчества детей и родителей в развитии личности детей дошкольного возраста»....

Статья "Сторителлинг как инновационная технология развития речи в дошкольном возрасте"

Как учителя русского языка и литературы, меня очень беспокоит снижение уровня развитяи речи детей в современном мире. Я надеюсь, что технология сторителлинга, при применении с дошкольного возраста, по...