Рабочая программа: Современная спортивная хореография «Весёлый каблучок» для детей 3-5 лет (на основе программы под редакцией Ж.Е.Фирелевой, Е.Г.Сайкиной)
рабочая программа по музыке (средняя группа)

Кузнецова Елена Николаевна

Программа имеет Современную-спортивную направленность и разработана на основе программы танцевально-игровой гимнастики для детей Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной из учебно-методического пособия для педагогов дошкольных и школьных учреждений, изданного СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», в 2010 г.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

Председатель ПК МКДОУ Заведующая МКДОУ

Детский сад №4 «Колосок» Детский сад №4 «Колосок»

___________ Г.В.Укроженко __________ И.И.Азанова

Приказ № от « г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Современная спортивная хореография

«Весёлый каблучок»

для детей 3-5 лет

(на основе программы под редакцией Ж.Е.Фирелевой, Е.Г.Сайкиной)

Составитель:

Музыкальный руководитель

Кузнецова Е.Н.

п.Новочернореченский 2023 год

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Пояснительная записка (Актуальность,целесообразность, цели, задачи,формы и режим занятий).......................................................................3
  2. Содержание программы.................................................................................7
  3. Организационно-педагогические условия..................................................12
  4. Список используемой литературы..............................................................14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа имеет Современную-спортивную направленность и разработана на основе программы танцевально-игровой гимнастики для детей Ж.Е. Фирилевой, Е.Г. Сайкиной из учебно-методического пособия для педагогов дошкольных и школьных учреждений, изданного СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», в 2010 г.

Данная программа оформлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минпросвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 9 ноября 2018 г. N 196, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Актуальность программы определена государственными требованиями к модернизационным изменениям сферы дополнительного образования детей, проблемой совершенствования мер, направленных на увеличение охвата детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам.

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольника имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей.

Заболеваемость с каждым годом растет и «молодеет». Данные ежегодных медицинских осмотров, проходящих в учреждении, показывают рост числа воспитанников детского сада, страдающих хроническими заболеваниями, имеющих патологическую осанку, нарушения опорно-двигательного аппарата.

Современные дети реже гуляют, играют в подвижные игры, а часто

с раннего возраста включаются во «взрослый» ритм, лишаясь беззаботных

детских игр, ощущений, исследований. Тело и психика ребенка не накапливает

в полной мере необходимого чувственного и двигательного опыта, что

может негативно сказаться на физическом и психологическом здоровье.

Современный танец – обладает огромными возможностями

для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для

его гармоничного духовного и физического развития.

Современная хореография танцевального искусства развивает чувства

ритма, умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои

движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса

и ног, пластику рук, грацию и выразительность.

Занятия танцем дают организму физическую нагрузку.

Физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы, но в настоящее время появилось много нетрадиционных форм привлечения детей к спортивным занятиям, одной из которых является танцевально-игровая гимнастика для детей.

Таким образом, актуальность программы состоит в решении проблемы удовлетворения желания родителей и детей в более качественном физическом развитии детей. Таким образом, танцевальное направление, и, в частности, хореография, является социальным заказом для дошкольного учреждения.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы состоит в гармоничном развитии детей с использованием танцевальных, игровых и соревновательных методов и обусловлена тем, что элементарные танцевальные и ритмичные движения являются основополагающими.

Педагогически целесообразным является определение возрастного периода реализации программы, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного физического развития, формируется личность человека.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

Содержание программы доступно для дошкольников, так как основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную систему человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

Данная программа составлена с учетом рекомендаций по возрастной физиологии, психологии, педагогике, гигиене. В нее включены движения и упражнения, которые выполняются из разных исходных положений, в разном темпе и направлены на развитие чувства ритма, координации движений, танцевальной памяти, а также для формирования правильной осанки.

Основной целью образовательной программы является создание условий для развития двигательной сферы детей, освоения танцевальных навыков в соответствии с возрастными возможностями, формирования мотивации к занятиям танцами средствами танцевально-игровой гимнастики.

Достижение цели предусматривает решение следующих задач:

  • оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);

совершенствовать физические способности (развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скорость, силу, координацию)

  • развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности;
  • функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную системы организма;
  • развивать чувство ритма, музыкального слуха, памяти, умения согласовывать движения с музыкой;
  • создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей;
  • воспитывать умение выражать эмоции, раскрепощенность

И творчество в движении;

  • повышать интерес к физкультурным занятиям.

Ожидаемый результат – положительная динамика показателей развития двигательной сферы детей, желание заниматься танцами, сформированность следующих знаний, умений и навыков:

для воспитанников 3-5 лет:

  • знают о назначении отдельных упражнений танцевально-ритмической гимнастики;
  • умеют выполнять простейшие построения и перестроения;
  • умеют исполнять ритмические танцы и комплексы упражнений под музыку;
  • умеют ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок;
  • знают основные танцевальные позиции рук и ног;
  • умеют выполнять простейшие задания по креативной гимнастике.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  • мониторинг показателей развития двигательной сферы и освоения танцевальных навыков детей;
  • наблюдение и фиксация изменений в характере занятий воспитанников в свободное время (танцуют самостоятельно, включают танцевальные композиции в сюжеты игр, организуют обучение танцам в группе, и т.д.);
  • выступления на детских праздниках перед сверстниками, детьми другого возраста, родителями, конкурсы;
  • участие в спортивных соревнованиях и показ спортивного танца на уровне детского сада и района;
  • беседы с родителями об отношении ребенка к посещению занятий; - анализ сохранности контингента занимающихся.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 3-5 лет.

Сроки реализации образовательной программы в 2023-2024 учебном году. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Формы и режим занятий. Продолжительность занятия 20-25 мин.

Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется дифференцированный подход к воспитанникам, т.к. в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении материала может быть различной.

Все проводимые занятия являются практическими. Теоретическая часть (сообщение задач занятия, объяснение нового упражнения, рассмотрение вопросов техники безопасности) включается в каждое занятие, и не выносится отдельным разделом в учебном плане.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Занятие 1-4. Строевые упражнения: построение в шеренгу и колонну.

Ходьба на носках («кошечка») и с высоким подниманием бедра («цапля»). Построение в круг. Игроритмика: хлопки на каждый счет и через счет. Общеразвивающие упражнения без предметов: сочетание основных движений прямыми («Буратино») и согнутыми руками (за головой, к плечам, на пояс). Хореографические упражнения: танцевальные позиции ног: первая, вторая, третья. Танцевальные позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья. Танцевальные шаги: приставной и скрестный шаг в сторону. Ритмический танец: «Полька-хлопушка». Музыкально-подвижная игра

«Музыкальное эхо». Упражнения на расслабление мышц: потряхивание кистями рук и предплечья в положении сидя и стоя. Мониторинг.

Занятие 5-8. Строевые упражнения: передвижение в обход, шагом и бегом. Бег по кругу и по ориентирам («змейкой»). Игроритмика: удары ногой на каждый счет и через счет. Общеразвивающие упражнения без предметов: стойки на прямых и согнутых ногах в сочетании с другими движениями. Основные движения туловища и головой. Хореографические упражнения: танцевальные позиции ног: первая, вторая, третья. Танцевальные позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья. Танцевальные шаги: приставной и скрестный шаг в сторону. Ритмический танец:

«Полькахлопушка». Танец «Матушка – Россия». Музыкально-подвижная игра «Музыкальное эхо». Упражнения на расслабление мышц: раскачивание руками из различных исходных положений.

Мониторинг.

Занятие 9-12. Строевые упражнения: передвижение в обход шагом и бегом. Бег по кругу и по ориентирам («змейкой»). Перестроение из одной шеренги в несколько по образному расчету и указанию педагога с использованием речитатива. Игроритмика: шаги на каждый счет и через счет. Общеразвивающие упражнения без предметов: стойки на прямых и согнутых ногах в сочетании с другими движениями. Основные движения туловища и головой. Сочетание упоров с движениями ногами. Хореографические упражнения: танцевальные позиции ног: первая, вторая, третья.

Танцевальные позиции рук: подготовительная, первая, вторая, третья. Танцевальные шаги: приставной и скрестный шаг в сторону. Танец

«Матушка – Россия». Музыкально-подвижная игра «Космонавты». Упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки: раскачивание руками из различных исходных положений; упражнения на осанку, в стойке руки за спину с захватом локтей наклоны, повороты туловища в седе на стуле и в стойке ноги врозь. Подготовка к творческому отчету.

Занятие 13-17. Строевые упражнения: передвижение в обход шагом и бегом. Повороты переступанием по распоряжению. Перестроение из одной шеренги в несколько по образному расчету и указанию педагога. Игроритмика: шаги на каждый счет и через счет.

Общеразвивающие упражнения без предметов: стойки на прямых и согнутых ногах в сочетании с другими движениями. Основные движения туловища и головой. Сочетание упоров с движениями ногами. Танцевальные шаги:

приставной и скрестный шаг в сторону.

Танец «Матушка – Россия». Танцевально-ритмическая гимнастика «Часики». Упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки: раскачивание руками из различных исходных положений; упражнения на осанку, в стойке руки за спину с захватом локтей наклоны, повороты туловища в седе на стуле и в стойке ноги врозь. Подготовка к творческому отчету.

Занятие 18-21. Строевые упражнения: передвижение в обход шагом и бегом. Повороты переступанием по распоряжению. Перестроение из одной шеренги в несколько по образному расчету и указанию педагога. Игроритмика: шаги на каждый счет и через счет.

Общеразвивающие упражнения без предметов: стойки на прямых и согнутых ногах в сочетании с другими движениями. Основные движения туловища и головой. Сочетание упоров с движениями ногами. Танцевальные шаги: приставной и скрестный шаг в сторону.

Танец «Матушка – Россия». Танцевально-ритмическая гимнастика

«Часики». Упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки: раскачивание руками из различных исходных положений; упражнения на осанку, в стойке руки за спину с захватом локтей наклоны, повороты туловища в седее на стуле и в стойке ноги врозь. Подготовка к творческому отчету.

Занятие 22-25. Сюжет «Космическое путешествие на Марс».

Подготовка к творческому отчету.

Занятие 26-29. Строевые упражнения: построение в шеренгу; повороты переступанием по распоряжению. Перестроение в круг. Игроритмика: на первый счет – хлопок, на второй, третий, четвертый счет – пауза. Ритмический танец: полька «Старый жук». Танцевально-ритмическая гимнастика «Часики». Музыкально-подвижная игра «Поезд». Пальчиковая гимнастика: поочередное сгибание и разгибание пальцев рук. Упражнения на укрепление осанки: стойка руки за спину наклоны, повороты туловища, приседы. Подготовка к творческому отчету.

Занятие 30-33. Строевые упражнения: построение в шеренгу. Повороты переступание по распоряжению в образно-двигательных действиях. Построение в круг. Игроритмика: на первый счет – притоп, на второй, третий, четвертый – пауза. Ритмический танец: полька «Старый жук». Танцевально- ритмическая гимнастика «Часики». Музыкально-подвижная игра «Поезд». Игропластика: упражнения для развития гибкости: наклоны вперед, группировка, прогибание. Игровой самомассаж: поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в образно-игровой форме. Для кистей и пальцев. Творческий отчет.

Занятие 34-37. Строевые упражнения: построение в шеренгу. Повороты переступание по распоряжению в образно-двигательных действиях. Построение в круг. Игроритмика: на первый счет – хлопок, на второй, третий, четвертый счет – пауза; на пятый счет – притоп, на шестой, седьмой, восьмой счет – пауза. Ритмический танец: полька «Старый жук». Танцевально- ритмическая гимнастика «Карусельные лошадки». Музыкально-подвижная игра «Поезд». Игропластика: упражнения для развития мышечной силы в заданиях. «Игра по станциям». Пальчиковая гимнастика: выставление одного, двух и т.д. пальцев. Работа одним пальцем, другие в кулак. Круговые движения кистями и пальцами рук в одну и другую стороны («оса»). Упражнения на укрепление осанки: стойка руки за спину наклоны, повороты туловища, приседы. Педагогическое наблюдение.

Занятие 38-41. Строевые упражнения: перестроение в шеренгу и колонну. Музыкально-подвижная игра «Конники-спортсмены». Ритмический танец: «Автостоп». Танцевальные шаги: сочетание приставных и скрестных шагов в сторону. Танцевально-ритмическая гимнастика «Карусельные лошадки». Пальчиковая гимнастика: выставление одного, двух и т.д. пальцев. Работа одним пальцем, другие в кулак. Круговые движения кистями и пальцами рук в одну и другую стороны («оса»). Упражнения на расслабление

мышц и укрепление осанки: контрастные движения руками и напряжение и расслабление.

Подготовка к творческому отчету.

Занятие 42-45.Строевые упражнения: бег по кругу и ориентирам («змейкой»). Музыкально-подвижная игра «Конники-спортсмены». Ритмический танец: «Автостоп». Танцевально-ритмическая гимнастика

«Карусельные лошадки», «Часики». Акробатические упражнения: равновесие на одной ноге с опорой и без нее. Игропластика: упражнения на развития мышечной силы в образных и игровых двигательных действиях и заданиях (для мышц брюшного пресса – лежа на спине, сгибание и разгибание ног –

«велосипед»). Упражнения на расслабление мышц и укрепление осанки: контрастные движения руками и напряжение и расслабление. Подготовка к творческому отчету.

Занятие 46-50 Сюжет «На выручку карусельных лошадок». Подготовка к творческому отчету.

Занятие 51-54. Строевы упражнения: построение в кругу. Игроритмика: на каждый счет занимающиеся по очереди поднимают руки вперед, затем так же опускают вниз. Танцевальные шаги: мягкий высокий шаг на носках; поворот на 360 градусов на шагах. Хореографические упражнения: полуприседы, стоя боком. Выставление ноги в сторону на носок, стоя лицом к опоре. Повороты направо (налево), переступая на носках. Танцевальноритмическая гимнастика «Песня Короля». Музыкально- подвижная игра «Найди предмет».

Творческий отчет.

Занятие 55-58. Строевые упражнения: построение в круг. Игроритмика: на каждый счет занимающиеся по очереди хлопают в ладоши. Танцевальные шаги: мягкий высокий шаг на носках; поворот на 360 градусов на шагах. Хореографические упражнения: полуприседы, стоя боком. Выставление ноги в сторону на носок, стоя лицом к опоре. Повороты направо (налево), переступая на носках. Танцевально-ритмическая гимнастика «Песня Короля». Игропластика: упражнения на развития мышечной силы в образных и игровых двигательных действиях и заданиях (для мышц брюшного пресса – лежа на спине, сгибание и разгибание ног – «велосипед»). Музыкальноподвижная игра «Найди предмет». Педагогическое наблюдение.

Занятие 59-62. Строевые упражнения: передвижение шагом и бегом. Построение в круг. Игроритмика: на каждый счет занимающиеся по очереди хлопают в ладоши. Ритмический танец: «Большая стирка». Танцевальноритмическая гимнастика «Песня Короля», «Часики». Музыкально-подвижная игра «Музыкальные стулья». Игровой самомассаж: поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в образно- игровой форме. Для кистей и пальцев.

Педагогическое наблюдение.

Занятие 63-66. Строевые упражнения: построение в круг. Игроритмика: на каждый счет занимающиеся по очереди хлопают в ладоши. Танцевальные шаги: мягкий высокий шаг на носках; поворот на 360 градусов на шагах. Хореографические упражнения: полуприседы, стоя боком. Выставление ноги в сторону на носок, стоя лицом к опоре. Повороты направо (налево), переступая на носках. Танцевально-ритмическая гимнастика «Песня Короля». Игропластика: упражнения на развития мышечной силы в образных и игровых двигательных действиях и заданиях (для мышц брюшного пресса – лежа на спине, сгибание и разгибание ног – «велосипед»). Музыкальноподвижная игра «Найди предмет». Мониторинг.

Занятие 67-70. Строевые упражнения: передвижение шагом и бегом.

Построение в круг. Игроритмика: на воспроизведение динамики звука. Увеличение круга – усиление звука. Уменьшение круга – уменьшение звука. Ритмический танец: «Большая стирка». Танцевально-ритмическая гимнастика «Часики». Музыкально-подвижная игра «Музыкальные стулья». Игровой самомассаж: поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в образно-игровой форме. Для кистей и пальцев. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные: имитационные, образные упражнения на дыхание в положении лежа. На четыре счета – вдох, на четыре счета – выдох. Мониторинг.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

  1. Формы занятий:
  • Традиционное занятие

  • Тематическое занятие
  • Сюжетное занятие
  • Игровое занятие
  • Занятие – импровизация
  • Итоговое занятие

  1. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

  • Игровой метод
  • Наглядный метод
  • Метод аналогий (с животным и растительным миром)
  • Словесный метод
  • Практический метод

Методические приемы варьируются в зависимости от используемого хореографического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его содержания; объема программных умений; этапа разучивания материала; индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы хореографическая деятельность детей была исполнительской и творческой.

Формы подведения итогов

  • наблюдение и фиксация изменений в характере занятий воспитанников;
  • выступления на детских праздниках, участие в конкурсах;
  • беседы с родителями об отношении ребенка к посещению занятий.
  • анализ сохранности контингента занимающихся.

Материально – техническое оснащение занятий:

  • музыкальный центр;
  • стеллажи для хранения атрибутов (ленточки, султанчики и т.д.)
  • фонотека с музыкальными произведениями для проведения музыкальных подвижных игр, танцевально-ритмической гимнастики и ритмических танцев;
  • форма для занятий и костюмы для выступлений;
  • канцтовары для подготовки материалов для проведения сюжетных уроков: ватман, краски, фломастеры, карандаши, цветная бумага, клей, скотч.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Литература для педагогов:

  1. Зарецкая Н., Роот З. «Танцы в детском саду» Айрис – ПРЕСС, М., 2004.
  2. Зарецкая Н.В. «Танцы для детей младшего дошкольного возраста.

Пособие для практических работников ДОУ» Айрис – ПРЕСС, М., 2007.

  1. Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозаика» Линка –ПРЕСС, М., 2006.
  2. Сулим Е.В. «Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3-5 лет», М.,ТЦ СФЕРА, 2014.
  3. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе. Танцевальная гимнастика для детей» Детство – ПРЕСС, С.-Пб, 2010.
  4. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Фитнес-Денс. Лечебно- профилактический танец» Детство – ПРЕСС, С.-Пб, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию детей средней группы, разработанная на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

    Рабочая  программа по развитию детей средней  группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № ...

Рабочая тетрадь «Счастливого пути» по английскому языку для детей старшего дошкольного возраста (на основе материала по ознакомлению с железной дорогой)

  Представляем Вашему вниманию рабочую тетрадь по английскому языку  с развивающими заданиями для детей старшего дошкольного возраста, сделанную на основе материала по ознакомлению с ...

Рабочая образовательная программа воспитателя второй младшей группы с учетом ФГОС ДО составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Вас

Рабочая программа по развитию детей 2 младшей группы (Далее – Программа) разработана, как составляющая часть основной общеобразовательной программой МКДОУ ДЕТСКИЙ САД «Березка» в соо...

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации по программе «Современные подходы к развитию конструктивно-модельной деятельности детей дошкольного возраста» (модуль вариативной части повышения квалификации по именному образовательному чеку)

Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельности детей.В Федеральных государственных требованиях...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности №4 «РОМАШКА». Разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Верак

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАОбразовательной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности №4 «РОМАШКА».Разработана  на основе примерной общеобразовательной программы дошк...

Программа по хореографии "Весёлый каблучок"

Программа по хореографии предназначена для работы с детьми дошкольного возраста от 3-х до 7-ми лет. Расчитана на 4 года обучения и поделена на 7 основных разделов....

Рабочая образовательная программа старшей группы «Теремок» (5-6 лет) общеразвивающей направленности составлена на основе примерной программы «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой срок реализации программы 2022-2023 учебный год

Рабочая образовательная программа старшей группы «Теремок» (5-6 лет) общеразвивающей направленностисоставлена на основе примерной программы «Радуга» под редакцией Т.Н...