Картотека игр по фонематическому слуху
картотека по музыке (младшая, средняя группа)
Картотека игр по фонематическому слуху
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_fonematicheskomu_sluhu.docx | 28.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Где позвонили?» Цель: учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания. Оборудование: Колокольчик. Ход игры: Дети садятся в кружок. Педагог выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей колокольчик и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает колокольчик. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего. Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко. |
«Что звучало?» 1 вариант Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков. Ход игры: Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему. 2 вариант Цель: Продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов. Ход игры: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки. |
«Громко — тихо» Цель:учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса. Оборудование:парные игрушки разных размеров: большая и маленькая машины, большой и маленький барабаны, большая и маленькая дудочки. Ход игры:Педагог показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина,она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?»Дети громко произносят: «би-би».Педагог продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?»Дети тихо произносят: «би-би».Педагог убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо». Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Методические указания. В зависимости от количества детей в группе можно использовать одну пару игрушек или 2-3. Следить, чтобы при тихом произнесении звукоподражаний дети не переходили на шепот. |
«Кукушка и дудочка» Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание. Оборудование: картинка кукушки. Ход игры: В лесу живет птица – кукушка (показ картинки).Она кукует: «Ку-ку, ку-ку» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Однажды дети пришли в лес обирать грибы. Много набрали грибов. Устали,сели на полянке отдохнуть и заиграли в дудочки: «Ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Воспитатель делит детей на две группы – кукушки и дудочки. Без системы 6-7 раз дает разные команды (то кукушкам, то дудочкам). Затем дети меняются ролями, и игра повторяется. |
«Забей гвоздик молоточком» Цель: Развивать фонематический слух детей, речевое внимание. Ход игры: Когда стучит большой молоток,то слышно: «Тук-тук-тук» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз). Когда стучит маленький молоточек,то слышно: «Тюк-тюк-тюк» (дети повторяют звукосочетание 5-6 раз). Давайте забьем гвоздь большим молотком… Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком… Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4-5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит).
«Коробочка гремит» Цель: учить дифференцировать неречевые шумы; находить одинаковые и звучанию шумовые коробочки. Оборудование: коробочки наполненные разными наполнителями. Ход игры: Один набор бочонок у педагога, второй — у ребенка. Потрясите бочонок, чтобы ребенок послушал, как она звучит. Затем он ищет в своем комплекте бочонок с таким же звучанием. |
«Эхо» Цель: научить регулировать громкость голоса. Ход игры: воспитатель читает детям стихотворение Е. Стеквашовой «Эхо»: Поселилось в доме эхо Под чеpдачным потолком, То зальется звонким смехом, То гpохочет, словно гpом. Эхо делает, что хочет, Жутким голосом поет. Hет покоя даже ночью, Запугало весь наpод. Мы пpогнать его pешили И полезли на чеpдак, Оказалось, эхом были Два пpожоpливых кота. Hе щадя чужих ушей, Шла охота на мышей, И коты, наевшись скоpо, Дpужно запевали хоpом. Педагог предлагает детям поиграть – побыть эхом, дети становятся в круг, один из детей громко называет любое слово, стоящий рядом ребенок повторяет, но немного тише, следующий еще тише и т. д. Как только слово совсем замолкает, следующий ребенок называет новое слово и игра продолжается. |
"Какие звуки нарушают тишину?” Цель: Развитие слухового внимания, активизация словаря. Ход игры: Педагог предлагает детям помолчать и прислушаться к звукам, которые нас окружают, а потом назвать их (например, скрипнула дверь). «Солнце или дождик?» Цель: учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание. Ход игры:Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него». Методические указания. Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3 - 4 раза. |
«Кто в домике живет?» Цель: закреплять правильное произношение звуков; развивать речевое дыхание детей. Оборудование: картинки собаки, кошки, щенка, котенка. Ход игры: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это?Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко. Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей). Отгадайте,кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал? Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз. |
«Что услышал?» Цель: Развитие слухового внимания, активизация словаря; развитие связной речи. Оборудование: запись звуков дождя, ручья, пения птиц и т. д. Ход игры: Педагог предлагает детям послушать запись, на которой слышны звуки дождя, ручья, пения птиц. Дети сначала внимательно слушают запись, лучше с закрытыми глазами. При этом он может лежать на полу или удобно сидеть. После прослушивания педагог просит детей вспомнить, что он слышал. «Что у меня?» Цель: различать слова, резко отличающиеся по звуковому составу, продолжать развивать слуховое внимание. Оборудование: карточки с изображением 3 предметов, название которых резко различно по звуковому составу (мак, шапка, собака, кошка, петух). Маленькие карточки с изображением тех же предметов. Ход игры: Проводится индивидуально или микро группами по 2-3 ребенка. Педагог сидит напротив ребенка (детей, предлагает отгадать, какие карточки он держит в руке. Кладет перед ребенком карту с тремя изображениями и называет одно из них. Ребенок показывает на картинку и по возможности повторяет слово. При повторном варианте педагог закрывает нижнюю часть лица (рот) экраном, чтобы ребенок не видел, какое слово называет педагог. |
«Угадай по голосу» Цель: учить прислушиваться к звукам человеческого голоса; пытаться различать голоса детей из группы; способствовать развитию слухового внимания. Ход игры: Педагог приглашает детей поиграть. Задействованы, могут быть как все дети, так и подгруппа детей. Один ребенок (водящий по желанию) садится на стульчик спиной к детям, внимательно слушает и узнает по голосу того ребенка, который позвал его по имени. Затем дети меняются и узнают голоса других. Если ребенок не может (пока еще) произносить имена, можно упростить игру на произнесение односложных слов подражаний, например кошечке мяу-мяу, собачке гав-гав и т. д. «День рождения» Цель: учить детей на слух воспринимать слова с различным фонематическим составом; развивать слуховое внимание. Оборудование: картинки с изображением игрушек. Ход игры: Игру можно проводить индивидуально или подгруппами. Педагог сообщает детям о том, что у одного из детей сегодня день рождения. Ему есть подарки. Они находятся в конверте. Но педагог не знает, какие они. Чтобы получить подарок, нужно попытаться повторить название картинки. Примерный перечень карточек:(белочка, зайка, мышка, собака, кошка, петушок и т. д.) Если ребенок не может произнести слово самостоятельно, можно попытаться произнести слово совместно с педагогом, либо выбрать карточку с эти названием из нескольких предложенных. |
«Нарисуй звук» Цель: учить слышать и различать неречевые звуки по длительности их звучания. Оборудование: лист бумаги, карандаш, музыкальный инструмент. Ход игры: Ребенок получает лист бумаги и карандаш. Взрослый и издает звук на каком-либо музыкальном инструменте. А ребенку предлагает вести карандаш по бумаге до тех пор, пока он слышит звук. Звучание должно быть то длинным, то коротким. Ребенок должен определить, какой звук: длинный или короткий он нарисовал и услышал. «Найди пару» Цель: развитие слухового внимания – умение подбирать бочонки одинаковые по звуковому составу. Оборудование: пары бочонок наполненные разными наполнителями. Ход игры: Один набор бочонок у педагога, второй — у ребенка. Потрясите бочонок, чтобы ребенок послушал, как она звучит. Затем он ищет в своем комплекте бочонок с таким же звучанием. |
«Какой звук» Цель: слышать и называть долгие и короткие звуки; показывать долготу звука;понимать и употреблять в активной речи прилагательные: “длинная – короткая” (дорожка, “долгий – короткий” (звук). Оборудование: карточки с длинной и короткой полоской, музыкальный инструмент. Ход игры: Ребенку дают две карточки, на одной длинная полоска, на другой-короткая.Взрослый издает звук на каком-либо музыкальном инструменте: дудочке, металлофоне, пианино. Звучание должно быть то длинным, то коротким. Ребенок должен определить,какой звук: длинный или короткий и показать соответствующую карточку. «Мышка-мишка» Цель: развивать слуховое восприятие; различать высокие и низкие неречевые звуки. Оборудование: металлофон Ход игры: 1 вариант: Педагог играет на металлофоне. Низкий звук-мишка, высокий звук-мышка. Малыш должен узнать, кого озвучивает взрослый. 2 вариант Услышав высокий звук, ребенок поднимает руки вверх или поднимается на носочки. Услышав низкий звук - приседает. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Фонематический слух и фонематическое восприятие. Картотека игр"
Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Несформированность фонематического в...
КАРТОТЕКА "Игры на фонематический слух, звукопроизношение, словарь и др."
КАРТОТЕКА игр "Фонетика. Словарь. Словообразование. Грамматика. Связная речь."...
Картотека по развитию фонематического слуха у дошкольников
Игровые технологии применяемые в работе с дошкольниками....
Игровая картотека на развитие фонематического слуха
Игровая картотека на развитие фонематического слуха...
Картотека игр "Развиваем фонематический слух"
Картотека игр "Развиваем фонематический слух" для детей старшего дошкольного возраста....
картотека на развитие фонематического слуха
картотека заданий на развитие фонематического слуха...
Картотека по развитию фонематического слуха и восприятия.
Информация для воспитателей, учителей-логопедов....