Сборник педагогических мероприятий из цикла "Времена года"
план-конспект занятия по музыке

 Анастасия Олеговна Венжина

Сборник конспектов музыкальных занятий "Времена года" предназначен для работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста общеразвивающей и компенсирующей направленности для развития музыкальной культуры и формирования представлений о временах года.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 37 «Солнышко»

Конспект музыкального занятия

 «Времена года. Лето»

(для детей старшего дошкольного возраста

6-8 лет)

 из  цикла педагогических мероприятий.

 

                                                           Анастасия Олеговна Венжина

                                                       музыкальный руководитель

 первая квалификационная категория.

г. Усть-Илимск, 2021

Образовательные области: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Программные задачи.

1. Закреплять знания детей о характерных признаках летних месяцев.

2. Формировать основу музыкальной культуры детей через восприятие музыкальных произведений и исполнительство.

3. Развивать умение высказываться о прослушанном музыкальном произведении, давать музыкальную характеристику (средства музыкальной выразительности).

4. Развивать творческие способности, мышление, коммуникативные навыки, память, эмоциональную сферу.

5. Воспитывать бережное отношение к природе, живым существам, вызывать желание сохранять ее красоту.

Оборудование.

Мультимедийный проектор с экраном, музыкальный центр; маски овощей, чудесный  мешочек;  волшебные шкатулки  - 3 штуки разного цвета ключи в форме ноток, доска с нотоносцем и нотками; материал для изготовления бус (вырезанные из цветной бумаги, кружочки, листочки, ромбики): салфетки разноцветные, нитки, клей; осенние (бумажные) листья, детские музыкальные инструменты (барабаны, бубны, металлофоны, колокольчики, бубенцы, шейкеры, маракасы).

Предварительная работа.

1.Наблюдение на прогулке за летними изменениями в природе.

2.Разучивание песен: «Игра-приветствие», муз. и сл. Картушиной; «Доброе лето», муз. В.Иванникова, сл. Е.Авдиенко; «Лесная прогулка», муз К. Титаренко, сл. В. Викторова; «Пчелка», муз. М. Красева, сл. Н. Френкеля.

3.Разучивание стихотворений о лете.

4.Прослушивание рекомендованных музыкальных произведений: «Лето», муз. П.Чайковского из цикла «Времена года. Июнь»; «На опушке леса», муз. Р. Шумана;  «Дождь и радуга», муз. С. Прокофьева.

5.Рассматривание репродукций: «На озере» И. Левитан; «После дождя» А. Герасимов; «Летний пейзаж» Б. Кустодиев; «На лугу» А. Авериев.

 

Ход занятия

Организационный момент.  Игра-приветствие.

Дети входят в зал под спокойную мелодию и встают в круг. 
«Здравствуйте, ладошки»

(муз. и сл. М. Картушиной)

 

Здравствуйте ладошки,

 Дети хлопают в ладошки три раза перед собой.

Здравствуйте ножки, 

Дети топают три раза.

Здравствуйте щёчки, 

Дети поглаживают щечки.

Пухленькие щёчки,

Дети надувают щёчки, руки сжаты в кулачки, легко плюхают по щекам, как бы сдувая их.

Здравствуйте дети! 

Поет музыкальный руководитель

Здравствуйте!

Дети отвечают, пропевают  низходящую мелодию

 

Муз. рук: Ребята, я вам загадаю загадку, а вы подумайте и скажите, о каком времени года говорится в загадке.
Жар, цветы и много света. Что за время года? 

Дети: Лето.

Муз. рук: Умницы!

Воспитатель: Лето приглашает нас на танец  «Дружат дети всей земли», муз. Л. Льва-Компанейца, сл. В.Викторова.

Муз. рук.: Вот какое Лето!

Слайд  № 1 «Летний пейзаж» или  «Город летом»

Муз. рук: Я поделюсь с вами маленьким секретом, сегодня почтальон принес  нам волшебные шкатулки.  Интересно, от кого они?  (читает) «От Лета».

Чтобы их открыть и увидеть, лежит в шкатулках, нам  нужно подобрать к каждой шкатулке свой  ключ.

Слайд  № 2 «Ноты на нотоносце»


 (На каждой шкатулке наклеена нотка – четвертная, восьмая, половинная, скрипичный ключ. У музыкального руководителя на доске такие же нотки, как и на шкатулках.) Найдите такую же нотку, как на шкатулке.

Дети предлагают варианты, воспитатель накладывает нотку, выбранную детьми, сравнивают.

Если ключ не подходит, то музыка звучит тревожная «Три подружки», муз. Д. Б. Кабалевского.

Муз. рук: Ребята, какая сейчас прозвучала музыка?

Дети: Тревожная, злая…

Муз. рук: Потому что мы подобрали не ту нотку.

Если ключ подобран правильно, то музыка звучит сказочная «Игра зеркало»,  муз. Б. Барток.

Муз. рук: А сейчас какая музыка?

Дети: Светлая, добрая, радостная…потому что шкатулка открылась.

Муз. рук: Ну и чудеса!!!

Дети: Это цветок (дети встают в круг).

Слайд №  3  «Цветы, луг»

Муз.рук: Лето приглашает нас на танец с цветами.

«Вальс цветов»

(муз. П.Чайковского из балета «Щелкунчик»)

Муз. рук: (обращает  внимание на вторую шкатулку.) Какой ключик может помочь нам открыть эту шкатулку? (Дети подбирают ключи).

Если ключ подобран правильно - музыка звучит сказочная «Музыкальный  ящик», муз. Г. Свиридова.

 Муз. рук: Послушайте ребята, какая сейчас звучит музыка.

Если ключ не подходит - музыка звучит тревожная «Марш Черномора», муз. М. Глинки.

Муз. рук: А сейчас какая музыка?

Дети: Тяжелая.

Муз. рук: Изумительно! Вы очень тонко чувствуете музыку.

Воспитатель: (вынимает чудесный мешочек из шкатулки) Что за чудеса?! Это мешочек, да не пустой. Катя, мы тебе доверяем посмотреть, какой сюрприз нас ждет.

Дети: (достают маски насекомых, называют и надевают маску на голову)

«У меня бабочка»,  «Я достал маску жука» и  т.  д.) 

Муз. рук.: Я предлагаю девочкам изобразить порхание бабочек, а мальчикам жуков.         

Слайд № 4 «Насекомые»

Танец  «Бабочек и жуков»

Тема бабочек: «Бабочки», муз. А.Моцарта

Тема жуков: «Детская полька», муз. М.Глинки

(после исполнения танца дети снимают маски и кладут их в на «полянку»)

Воспитатель: Браво!

Муз. рук: Лето - волшебное!!! Она оставила нам звуки летнего леса. (демонстрирует и раздает инструменты) С помощью какого из этих инструментов  мы можем изобразить дождь?

Дети: Сыграть на металлофоне, колокольчиках, бубенцах.

Муз. рук: Вы правы, а если потрясти шейкером, маракасом, бубном, то мы услышим шуршание листьев, шум деревьев и ветер. Когда мы постучим палочками по барабану, то мы изобразим стук дятла. И так, оркестр готов!

Слайд № 5 «Детские музыкальные инструменты»

Речевая игра с музыкальными инструментами

Тихо бродит по дорожке

Лето в зелененькой одежке.

   Где листочком зашуршит,

Маракасы, шейкеры.

Где дождинкой зазвенит.

Колокольчик.

Раздается громкий стук:

Барабаны.

           Это дятел-тук да тук!

           Дятел делает дупло-

           Белке будет там тепло.

           Ветерок вдруг налетел,

Маракасы, шейкеры.

           По деревьям пошумел,

           Громче завывает,

Тремоло бубнов.

           Тучки собирает.

    Дождик-динь, дождик-дон!

Колокольчики, металлофоны.

Капель бойкий перезвон.

Все звенит, стучит, ревет

Все инструменты.

          Лето песенку поет.

Муз.рук.: Ребята, у нас осталась еще одна не открытая шкатулка.  А теперь постарайтесь сами подобрать ключ, вы такие самостоятельные. Будьте внимательны, а музыка вам подскажет….

Дети самостоятельно подбирают ключ.

Если звучит сказочная музыка «Игра зеркало»,  муз. Б. Барток - ключ подобран правильно, если звучит тревожная музыка «Три подружки», муз. Д. Б. Кабалевского  -  ключ не подходит.

Почему-то в шкатулке лежит пожелтевший листок! Это Лето прощается с нами.

Воспитатель: Давайте отблагодарим ее все вместе и подарим ему на память летние бусы.

Звучит спокойная музыка «Ноктюрн», муз. П. И. Чайковского;  «Колокольчики звенят», муз.  В. Моцарта.

Дети встают вокруг стола, катают из салфеток шарики-бусы или берут готовые, вырезанные из цветной бумаги листочки, кружочки, ромбики. На столе приготовлена ниточка, на которую дети крепят разноцветные бусы.

Слайд №  6 «Лето с бусами»

Воспитатель: Вы очень постарались. Я просто горжусь вами. В таких бусах Лето будет еще наряднее, красивее. Мы пойдем на улицу и развешаем для него бусы. 

Воспитатель: Какое время года придет на Лету?

Дети: Осень.                                                        

Слайд №  7 «Сундучок Осени»

Звучит  музыка «Осенью»

Муз. рук: Посмотрите ребята, здесь еще шкатулка. Да она вся блестит,  в снежинках. А какие сюрпризы нам приготовила Осень,  мы узнаем в следующий раз.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 37 «Солнышко»

Конспект музыкального занятия

 «Времена года. Весна»

(для детей старшей группы

компенсирующей направленности)

 из  цикла педагогических мероприятий.

                                                          Анастасия Олеговна Венжина

                                                       музыкальный руководитель

 первая квалификационная категория.

г. Усть-Илимск, 2022

Программные задачи.

  1. Обогащать музыкальные впечатления детей, способствовать развитию основ музыкальной культуры.
  2. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, дикцию, координацию речи с движением, навыки совместной образовательной деятельности.
  3. Вызывать желание подыгрывать самостоятельно на детских музыкальных инструментах.
  4. Добиваться выразительности при совместном исполнении песен, танцев, игр.

Оборудование.

Мультимедийный проектор с экраном, музыкальный центр; волшебные шкатулки  - 3 штуки разного цвета, ключи в форме ноток, доска с нотоносцем и нотками; цветы из цветной бумаги, птички на ленточках, детские музыкальные инструменты - колокольчики, смайлики.

Предварительная работа.

1.Наблюдение на прогулке за весенними изменениями в природе.

2.Разучивание:  «Здравствуйте», муз. и сл. О.Н. Арсеневской; «Мамина песенка» муз. М. Парцхаладзе сл. М. Пляцковского, «Озорной полька», муз. Н. Вересокиной

3.Прослушивание рекомендованных музыкальных произведений: «Походный марш», «Три подружки», муз. Д.Кабалевского; «Игра зеркало», муз Б.Барток; «Музыкальный ящик», муз. Г.Свиридова; «»Марш Черномора, муз. М.Глинки

4. Рассматривание репродукций: «Грачи прилетели» А.К.Саврасов; «Весна» Б.М. Кустодиев.

Ход занятия

Организационный момент.  Игра-приветствие.

Дети входят в зал под спокойную мелодию и встают в круг. 

Песня-распевка «Здравствуйте»

(муз. и сл. О.Н.Арсеневской)

 

Солнышко ясное, здравствуй!

Небо прекрасное, здравствуй!

Все мои подружки, все мои друзья,

Здравствуйте, ребята! Как люблю вас я! 

Муз. рук.: Ребята, угадайте, о каком времени года я вам загадаю загадку? Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Когда это бывает?

Дети: Весной.

Муз. рук.: Умницы! Послушайте внимательно голоса прилетающих птиц. Какие птицы летят?

(В аудиозаписи звучат голоса птиц: грач, скворец, жаворонок, зяблик, ласточка, стриж, соловей.)

Слайд  № 1 «Птицы»

Игра «Воробьи на солнышке», муз. А. Вольфензона

(После игры дети садятся на места)

Муз. рук.: Я поделюсь с вами маленьким секретом, сегодня почтальон принес  нам волшебные шкатулки.  Интересно, от кого они?  (читает) «От Весны».

Чтобы их открыть и увидеть, что прислала осень, нам  нужно подобрать к каждой шкатулке свой  ключ.

Слайд  № 2 «Ноты на нотоносце»


 (На каждой шкатулке наклеена нотка – четвертная, восьмая, половинная, скрипичный ключ. У музыкального руководителя на доске такие же нотки, как и на шкатулках.) Найдите такую же нотку, как на шкатулке.

Дети предлагают варианты, воспитатель накладывает нотку, выбранную детьми, сравнивают.

Если ключ не подходит, то музыка звучит тревожная «Три подружки», муз. Д. Б. Кабалевского.

Муз. рук.: Ребята, какая сейчас прозвучала музыка?

Дети: Тревожная, злая…

Муз. рук.: Потому что мы подобрали не ту нотку.

Если ключ подобран правильно, то музыка звучит сказочная «Игра зеркало»,  муз. Б. Барток.

Муз. рук.: Максим помоги Вике…А сейчас какая музыка?

Дети: Светлая, добрая, радостная…потому что шкатулка открылась.

Муз. рук.: Что нам приготовила Весна? Ну и чудеса!!!

Дети: Это колокольчик (дети встают в круг).

Слайд №  3  «Колокольчик»

Муз.рук.: Возьмите пожалуйста по одному колокольчику в руку. Давайте споем и сыграем песенку сосулек.

Музыкальная игра «Веселый колокольчик»

(муз. Г. Анисимовой, сл. В. Татаринова)

После игры дети садятся на свои места.

Поет педагог:

Поют дети:

Веселый колокольчик

Динь-динь-динь,

Смеется и хохочет-

Динь-динь-динь,

Он пел зимой чуть слышно-

Динь-динь-динь,

Но снова солнце вышло-

Динь-динь-динь,

И звонкие капели-

Динь-динь-динь,

В ответ ему запели-

Динь-динь-динь

Муз. рук.: (обращает  внимание на вторую шкатулку.) Какой ключик может помочь нам открыть эту шкатулку? И что интересно в ней! (Дети подбирают ключи).

Если ключ подобран правильно - музыка звучит сказочная «Музыкальный  ящик», муз. Г. Свиридова.

 Муз. рук.: Послушайте ребята, какая сейчас звучит музыка.

Если ключ не подходит - музыка звучит тревожная «Марш Черномора», муз. М. Глинки.

Муз. рук.: А сейчас какая музыка?

Дети: Тяжелая.

Муз. рук.: Изумительно! Вы очень тонко чувствуете музыку.

Муз. рук.: Что за чудеса?! Это картинка, на которой изображена женщина с ребенком.

 

Слайд № 4 «Женщина с ребенком»

Муз. рук.: Я предлагаю вам спеть песню «Мамина песенка».

Муз. рук: Вы замечательно спели. Весна вам приготовила вот такие смайлики. Ребята, у нас осталась еще одна не открытая шкатулка.  А теперь постарайтесь сами подобрать ключ, вы такие самостоятельные. Будьте внимательны, а музыка вам подскажет….

Дети самостоятельно подбирают ключ.

Если звучит сказочная музыка «Игра зеркало»,  муз. Б. Барток - ключ подобран правильно, если звучит тревожная музыка «Три подружки», муз. Д. Б. Кабалевского  -  ключ не подходит.

Весна дарит нам первые цветы.

Слайд  №5 «Подснежники»

Муз. рук.: Давайте отблагодарим Весну и станцуем для нее.

Звучит «Озорная полька», дети танцуют.

Муз. рук.: Я приглашаю вас в мастерскую «Весенняя фантазия». Чтобы Весна была красивой и нарядной я предлагаю всем вместе украсить ее портрет.

Слайд №  6 «Весна в цветах»

Звучит спокойная музыка «Ноктюрн», муз. П. И. Чайковского;  «Колокольчики звенят», муз.  В. Моцарта.

Муз. рук.: Вы очень постарались. Я просто горжусь вами. В таких бусах Весна будет еще наряднее, красивее. 

Слайд №  7 «Сундучок от Лета»

Муз. рук.: Посмотрите ребята, здесь еще шкатулка. Да она вся в листочках, цветочках, ягодах. Как вы думаете, от кого она?

Дети: От Лета.

Муз. рук.: А какие сюрпризы нам приготовила Лето,  мы узнаем в следующий раз. Прежде чем нам отправиться к лету я прошу вас взять любое по цвету сердечко. Оно подскажет какое у вас настроение. Я вижу, что настроение у все замечательное. Вставайте паровозиком. Паровозик поедет быстрее, если мы дружно будем петь слова «чух, чух, чух». Внимание, внимание! Наш паровозик отправляется от станции «Солнышко» до станции «Лето красное»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 37 «Солнышко»

Конспект музыкального занятия

 «Времена года. Осень»

(для детей младшей группы

компенсирующей направленности 3-4 года)

из  цикла педагогических мероприятий.

                                                          Анастасия Олеговна Венжина

                                                       музыкальный руководитель

 первая квалификационная категория.

г. Усть-Илимск, 2023

Образовательные области: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Цель: Преодоление и профилактика речевых расстройств посредством музыкально - логоритмических игр и упражнений.

Задачи:

1. Развивать чувство ритма; способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность. Развивать чувство коллективизма, коммуникации и контроля, произвольное внимание.

2. Закреплять навыки речи детей с движением, совершенствовать общую мелкую моторику.

3. Создание условий для совместной деятельности детей и взрослых.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать речевое дыхание.

2. Развивать артикуляционный аппарат.

3. Развивать фонематическое восприятие.

4. Развивать грамматический строй и связную речь.

Оборудование:

Музыкальный центр; ноутбук; маски овощей; осенние веточки; три шкатулки; ключи в форме ноток; варежки, вырезанные из белой бумаги; шишки.

Предварительная работа:

1. Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе.

2. Разучивание:  «Игра - приветствие», «Пляска с листочками», пальчиковая гимнастики «Кулачок», артикуляционная гимнастика «Мистер-твистер Язычок».

3. Прослушивание рекомендованных музыкальных произведений: «Осенью», муз. С. Майкапара; «Дождик и радуга», муз. С. Прокофьева; «Грустный дождик», «Вальс», муз. Д. Кабалевского; «Листопад», муз. Т. Попатенко.

4. Рассматривание репродукций: «Золотая осень» И.Левитан; «Опавшие листья», «Осенний парк» И. Бродский; а также иллюстрации с изображением различных деревьев осенью.

Ход занятия

Организационный момент.  

Дети входят в зал под спокойную мелодию и встают в круг. 
Игра-приветствие «Здравствуйте, ладошки»

(муз. и сл. М. Картушиной)

 

Здравствуйте ладошки,

 Дети хлопают в ладошки три раза перед собой.

Здравствуйте ножки, 

Дети топают три раза.

Здравствуйте щёчки, 

Дети поглаживают щечки.

Пухленькие щёчки,

Дети надувают щёчки, руки сжаты в кулачки, легко плюхают по щекам, как бы сдувая их.

Здравствуйте дети! 

Поет музыкальный руководитель

Здравствуйте!

Дети отвечают, пропевают  низходящую мелодию

 Муз. рук.: Ребята, я вам загадаю загадку, а вы подумайте и скажите, о каком времени года говорится в загадке.
                   Пришла без красок и без кисти, 
                   И перекрасила все листья.

Дети: Осень.

Муз. рук.: Умницы! Это осень. Я поделюсь с вами маленьким секретом, сегодня почтальон принес  нам волшебные шкатулки.  Интересно, от кого они?  (читает) «От Осени». Она приглашает нас в гости.

Логоритмическая игра  «В лес осенний мы пойдем» (муз. и сл. М.Басовой)

В лес осенний мы пойдем,

Мы пойдем, мы пойдем  

И с собою принесем,

Принесем, принесем 

Дети идут в одну сторону в хороводе.

Останавливаются.

Белочке – орешки,

Стучат кулачками.

Ёжику – грибочки, 

Изображают грибок на ножке руками.

А для медвежонка мёду бочку.

Поворот вокруг себя, руки как будто держат бочоно.)

Зайчику - морковку,

Показывают длинную морковку.

Зернышки – синичке, 

Рассыпают зернышки.

Волку и лисичке – рукавички.

Показывают рукавички, делают пружинку.

 

 

На осенней полянке дети видят шкатулку 1. В письме написано, чтобы их открыть и увидеть, что прислала осень, нам  нужно подобрать к каждой шкатулке свой  ключ.

(На каждой шкатулке наклеена нотка определенного цвета. Детям нужно подобрать такую же нотку, как на шкатулке.) Найдите такую же нотку, как на шкатулке.

Дети предлагают варианты, воспитатель накладывает нотку, выбранную детьми, сравнивают.

Муз. рук.: Ну и чудеса!!! (шкатулка открывается)

Это осенний листочек. Волшебница Осень желает, чтобы мы потанцевали с осенними веточками.

Воспитатель раздает осенние веточки.

Муз. рук.: Веточки скорей берите и в танце их покружите.

 «Пляска с  листочками»

(муз. А.Филиппенко, сл. Т. Волгиной)

Покачайся надо мной,  мой листочек озорной.

Дети поднимают руки вверх и качают листочками над головой.

Листики дубовые,  листики кленовые.

Дети кружатся.

Вот подул вдруг ветерок, закачался мой листок.

Дети покачивают двумя руками перед собой.

Листики дубовые,  листики кленовые.

Дети кружатся.

Мы листочек опускаем, листьями внизу качаем.

Дети опускают руки вниз и качают листочками.

Листики дубовые,  листики кленовые.

Дети кружатся.

Мы за листиком сидим. Из-за листика глядим.

Прячутся за листиками.

Листики дубовые,  листики кленовые.

Дети кружатся.

Муз. рук.: (обращает  внимание на вторую шкатулку.) Какой ключик может помочь нам открыть эту шкатулку? (Дети подбирают ключи).

 (шкатулка открывается) Что за чудеса?!

Дети: (достают маски, называют овощ и надевают маску на голову)

«У меня красный помидор»,  «Я достал кабачок», «Осень прислала нам

огурец» и  т.  д.)         

Хоровод «Веселей хоровод» (сл. М.Дорофеевой, муз. А.Сибирского). 

Веселей, хоровод, все ребята рады.
Загляни в огород,

Выросло что надо.

Дети идут в хороводе, взявшись за руки.

Останавливаются.

Огурец, помидор, перчик для салата.
Кабачок, выходи, попляши ребятам.

Дети у кого маска перечисленных овощей танцуют, остальные хлопают.

Веселей, хоровод, все ребята рады.
Загляни в огород,

Выросло что надо.

Ты, арбузик дружок, выходи скорее.
И с собой приводи дыню поспелее.

Дети идут в хороводе, взявшись за руки.

Останавливаются.

Дети у кого маска перечисленных овощей танцуют, остальные хлопают.

Веселей, хоровод, все ребята рады.

Урожай наш хорош.

Поплясать всем надо!

Дети идут в хороводе, взявшись за руки.

Останавливаются.

Танцуют все дети.

(после исполнения хоровода дети снимают маски и кладут их в корзинку)

Воспитатель: Браво! Мы целую корзину собрали овощей.

Муз.рук.: Посмотрите в лесу кто-то из лесных зверей шишки разбросал? Помогите мне их собрать. (Дети берут  по одной шишке.)

Пальчиковая игра «Шишка»

Я в лесу нашла шишку -
Шершавую малышку.
Крепко её сжимаю,
В ладошках её катаю.
По ладошке бам-бам-бам.

После самомассажа дети кладут шишки в корзинку.

Муз.рук.: Ребята, у нас осталась еще одна не открытая шкатулка - 3.  Вы такие самостоятельные. Будьте внимательны.

Дети самостоятельно подбирают ключ. Шкатулка открывается.

Муз.рук.: Почему-то в шкатулке лежит одна снежинка! Это поздняя Осень прощается с нами. Давайте отблагодарим ее. Чтобы Осень не замерзла, мы подарим ей вот это. Ребята, что это?

Дети: Рукавицы.

Муз. рук.: А рукавицы – что это?

Дети: Одежда.

Муз. рук.: Чтобы нам было тепло на улице, мы одеваем теплую одежду. Я предлагаю вам  украсить рукавицы для Осени в группе.

Воспитатель: Какое время года придет на смену осени с лыжами, коньками, санками?

Дети: Зима.                                                        

Звучит  музыка «Саночки», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.

Муз. рук.:  Какие сюрпризы нам приготовила зима,  мы узнаем в следующий раз.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 37 «Солнышко»

Конспект музыкального занятия

«Времена года. Зима»

(для детей старшей группы

5-6 лет)

из цикла педагогических мероприятий.

                                                          Анастасия Олеговна Венжина

                                                       музыкальный руководитель

 первая квалификационная категория.

г. Усть-Илимск, 2024

Образовательные области: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Программные  задачи:

1. Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

2. Развивать образное восприятие музыки.

3. Научить сравнивать и анализировать музыкальные произведения.

4. Создание условий для совместной деятельности детей и взрослых.

Оборудование:

Музыкальный центр, ноутбук; мультимедийный экран, проектор, «чудесный» мешочек,  маски животных (белка, лиса, медведь), три шкатулки разного цвета, ключи в форме ноток; поднос, материал для изготовления украшений (вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры), клей, фломастеры.

Предварительная работа:

1. Наблюдение на прогулке за зимними изменениями в природе.

2. Разучивание:  «Игра - приветствие», песни: «Почему зимой медведь спит», муз. Н.Книппер, сл. А.Коваленков.

3. Прослушивание рекомендованных музыкальных произведений: «Вальс снежных хлопьев», муз.  П. Чайковского; «Фея зимы», муз. С.Прокофьева.

Ход занятия

Слайд 1. Организационный момент.  

Дети входят в зал под спокойную мелодию и встают в круг. 
Игра-приветствие «Здравствуйте, ладошки»

(муз. и сл. М. Картушиной)

 

Здравствуйте ладошки,

 Дети хлопают в ладошки три раза перед собой.

Здравствуйте ножки, 

Дети топают три раза.

Здравствуйте щёчки, 

Дети поглаживают щечки.

Пухленькие щёчки,

Дети надувают щёчки, руки сжаты в кулачки, легко плюхают по щекам, как бы сдувая их.

Здравствуйте дети! 

Поет музыкальный руководитель

Здравствуйте!

Дети отвечают, пропевают  низходящую мелодию

 Муз. рук.: Ребята, я вам загадаю загадку, а вы подумайте и скажите, о каком времени года говорится в загадке.
                   Снег на полях, лед на реках,

                    Вьюга гуляет, когда это бывает?

Дети: Зимой.

Муз. рук.: Зима приглашает нас на игру «Да или нет». Послушайте внимательно вопросы и дайте правильный ответ:

Игра  «Да или нет»

Зимой цветут цветы?

Зимой растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Солнце светит очень жарко?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать.

Муз. рук.: Вот какая загадочная зима!

Слайд 2. Зимний пейзаж или зимний город.  

Муз.рук.: Я поделюсь с вами маленьким секретом, сегодня почтальон принес нам волшебные шкатулки. Интересно от кого они? (читает) «От Зимушки-зимы». Чтобы их открыть и увидеть сюрприз, нам  нужно подобрать к каждой шкатулке свой  ключ.

Слайд 3. Ноты на нотоносце.  

(На каждой шкатулке наклеена нотка-четвертая, восьмая, половинная, скрипичный ключ. У музыкального руководителя на подносе такие же нотки, как на шкатулке.) Найдите такую же нотку, как на шкатулке. Если ключ не подходит, то музыка звучит тревожная. «Три подружки», муз. Д.Б. Кабалевского.

Муз. рук.: Ребята, какая сейчас прозвучала музыка?

Дети: Тревожная, злая…

Муз. рук.: Почему?

Дети: Потому что мы подобрали не ту нотку.

Если ключ подобран правильно, музыка звучит сказочная, светлая «Игра зеркало», муз. Б.Барток.

Муз. рук.: Алеша помоги Кате. А сейчас какая музыка?

Дети: Светлая, добрая, радостная…потому что шкатулка открылась.

Муз. рук.: Что же нам приготовила Зима? (открывается шкатулка) Ну и чудеса!!! Да это же сосулька. (приглашаю детей встать в круг)

Муз. рук.: С помощью этой сосульки, я превращаю вас в снежинки. Давайте станцуем танец снежинок.

Слайд 4. Вальс снежных хлопьев.

Танец снежинок под музыку  П.Чайковского «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»

После танца дети садятся на свои места.

Муз. рук.: (обращает  внимание на вторую шкатулку.) Какой ключик может помочь нам открыть эту шкатулку? И что интересного в ней!  (Дети подбирают ключи). Если ключ подобран правильно – музыка звучит сказочная «Музыкальный ящик», муз. Г. Свиридова.

Если ключ не подходит – музыка звучит тревожная «Марш Черномора», муз. М. Глинки.

Муз. рук.: А сейчас музыка, какая?

Дети: мы подобрали нотку.

Муз. рук.: Молодцы! Вы очень находчивые. (вынимает чудесный мешочек из шкатулки) Что за чудеса!? Это мешочек, да не пустой. А что в мешочке лежит, мы сейчас проверим. Катя, мы доверяем тебе посмотреть, что же прислала  нам Зима.

Дети: (достают маски зверей, называют и надевают маску на голову). У меня маска лисички.

Муз. рук.: Какой дом у лисы?

Слайд 5. Лиса.

Дети: Лиса спряталась в свою теплую норку. А мне досталась белка.

Слайд 6. Белка.

Муз.рук.: Чем питаются белки зимой в лесу?

Дети: Белки грызут орехи, припрятанные осенью. Мне достался медведь.

Муз.рук.: А что зимой медведь делает?

Слайд 7. Медведь.

Дети: Спит, сосет лапу.

Муз. рук.: Сейчас песенка нам расскажет, почему зимой медведь спит.

Песня «Почему зимой медведь спит», муз. Н. Книппер, сл. А. Коваленков.

(После исполнения песни дети снимают маски и кладут их в корзинку)

Муз. рук.: Зима-волшебница!!! Она оставила нам звуки зимнего леса. Давайте встанем в кружок и покажем, как поют сосульки.

Слайд 8.  Дети.

Музыкальная игра «Колокольчик»

Муз. рук.: Ребята, у нас осталась еще одна не открытая шкатулка.  А теперь постарайтесь сами подобрать ключ, ведь вы такие самостоятельные. Будьте внимательны. Музыка вам подскажет…

Дети самостоятельно подбирают ключ. Шкатулка открывается.

Муз. рук.: Почему-то в шкатулке лежит одна снежинка! Какое время года придет на смену зиме с возвращением птиц, благоуханием зелени, с ярким солнышком?

Дети: Весна.

Муз. рук.: Давайте отблагодарим Зимушку-зиму. И подарим ей украшение. Я приглашаю вас в мастерскую.

Слайд 9. Украшения.

Творческая мастерская «Зимняя фантазия»

Звучит спокойная музыка «Ноктюрн», муз. П. Чайковского; «Колокольчики звенят», муз. В. Моцарта.

Дети изготавливают украшения из бумаги. Украшают их.

Муз.рук.: Вы все очень постарались. Я просто вами горжусь. В таких бусах Зима будет еще наряднее, красивее. Мы пойдем на улицу и развешаем украшения для Зимушки-Зимы.

Слайд 10. Сундучок Весны.

Муз. рук.: Посиотрите ребята, здесь есть еще шкатулка. Да оная вся в листочках, цветах. Как вы думаете, от кого она?

Дети: От Весны.

Муз. рук.:  Какие сюрпризы нам приготовила зима,  мы узнаем в следующий раз.

Звучит  музыка «Саночки», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического мероприятия с детьми шестого года жизни в группе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи, нарушение интеллекта, задержка психического развития, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушение эмоционально-волевой сферы)

Тема: «Невероятные приключения детей в сказочной стране» Средства: Наглядные: изображения карта путешествия, иллюстрации сказок, письмо Злой Колдуньи, лабиринты «Найди дорожку» атрибуты к игре «Тон...

Сборник методических разработок педагогических мероприятий по раннему профинформированию детей дошкольного возраста

ссылка для скачивания https://docs.google.com/document/d/1v27bHhzPetwNsvLrhb6OLvINYh9rfI0e/edit?usp=sharing&ouid=112910539311481544357&rtpof=true&sd=true...