Кружок "Карапузы"
материал по музыке
Программа рассчитана на два года обучения: для детей первой младшей группы (2 – 3 лет) и второй младшей (3 – 4 года).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_karapuzy.docx | 33.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Утверждаю: заведующий МБДОУ
«Крутинский детский сад «Светлячок»»
Горина Г.И._______________________
Программа кружка
танцевально-игровой деятельности
«Карапузы»
Руководитель: Засухина А.Л.
Пояснительная записка.
Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танец воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, он развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям 2-4 лет.
Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для малышей. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы должны способствовать различные виды групповой и индивидуальной работы: практические занятия, выступления на итоговых мероприятиях и праздниках. Кроме того, необходимы следующие средства обучения:
- Музыкальная аппаратура.
- Тренировочная одежда и обувь.
- Реквизит для игр и танцев.
Цель программы:содействовать развитию эмоциональности у детей через танцевально-игровую деятельность.
Задачи программы:
Образовательные:
- учить выполнять элементарные танцевальные движения: различные виды хлопков в ладоши и по коленям, полуприседания с легким поворотом вправо и влево, покачивания с ноги на ногу, прыжки на двух ногах, притопы одной ногой и попеременно, прыжки на двух ногах, кружения по одному, выполнять упражнения с атрибутами;
- добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки;
- учить согласовывать движения с текстом и музыкой;
Развивающие:
- развивать двигательные качества и умения (двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки – веселый, грустный: весело бежать под легкую музыку, энергично ходить под ритмичный марш);
- менять движения в связи с изменениями динамики звучания музыки;
- развивать умение ориентироваться в пространстве (уметь вместе с детьми двигаться стайкой за взрослыми, образовывать круг, немного продвигаться по кругу, сужать и расширять круг, становиться парами по кругу).
Воспитательные:
- формировать интерес к танцевальной деятельности;
- формировать нравственно-коммуникативные качества личности.
Контингент воспитанников и режим деятельности кружка. Программа рассчитана на два года обучения: для детей первой младшей группы (2 – 3 лет) и второй младшей (3 – 4 года). Занятия проводятся два раза в неделю по 12 – 20 минут. Форма обучения – групповые и подгрупповые занятия. Отбор детей проводится в соответствии с желанием и индивидуальными особенностями детей.
Учебный материал включает в себя:
- Музыкально-ритмические занятия.
-Танцевально-игровые занятия.
Прогнозируемые результаты программы.
Занятия по программе будут способствовать:
1. Раскрытию творческого потенциала ребенка:
- проявлению интереса к музыкальной культуре, движению, танцу.
- развитию воображения и фантазии.
2.Развитию музыкальности:
- умению слушать и понимать музыку;
- умению двигаться под музыку в соответствии с характером музыкального произведения;
- развитию чувства ритма.
3. Развитию двигательных навыков:
- умению точно исполнять танцевально-игровые движения;
- действовать синхронно и выразительно в группе;
- умению ориентироваться в пространстве;
- умению запоминать и выполнять рисунок танца самостоятельно, без подсказки.
4. Развитию нравственно-коммуникативных качеств:
- умению вести себя в коллективе;
- умению сочувствовать, сопереживать другим людям.
5.Развитию психических процессов:
- восприятия, мышления, внимания, памяти, воли и др.
Отслеживание результатов программы.
- Музыкальность.
- Умение слушать и понимать музыку.
- Умение двигаться в соответствии с характером музыки.
- Чувство ритма.
- Двигательные навыки.
- Координация движений.
- Ориентирование в пространстве.
- Точность выполнения танцевальных движений.
- Пластичность.
- Эмоциональная сфера.
- Выразительность мимики и пантомимики.
- Творческие проявления.
- Умение импровизировать под музыку.
- Коммуникативные навыки.
- Умение вести себя в коллективе.
- Проявление некоторых психических процессов.
- Память.
- Внимание.
- Подвижность нервных процессов.
Диагностический инструментарий. (А.И.Буренина).
Цель диагностики: выявление уровня освоения программы ребенком.
Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. При определении уровня развития ребенка, за основу взяты следующие программные задачи:
- Чувство музыкального ритма.
способность воспринимать и передавать разные ритмические рисунки, основными средствами выразительности изменять движения в соответствии с музыкальными фразами. Темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке.
- Эмоциональная отзывчивость.
выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции.
- Танцевальное творчество.
Способность правильно и «музыкально» исполнять танцевальные движения, комбинации, умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку.
Комплексная оценка:
1 - 1,7 низкий уровень. (Требуется корректирующая работа педагога)
1,8 – 2, 5 средний уровень.
2,6 – 3 высокий уровень.
Чувство музыкального ритма. | |
Начало года | Конец года |
3 балла – самостоятельно выполняет ритмический рисунок под музыку. 2 балла – выполняет ритмический рисунок под музыку с небольшими неточностями. 1 балл – выполняет ритмический рисунок под музыку с помощью педагога. 0 баллов – не может выполнить ритмический рисунок под музыку. |
3 балла – самостоятельно выделяет сильные и слабые доли в музыке, может безошибочно начать движение на указанную долю музыкального такта. 2 балла – выделяет сильные и слабые доли в музыке с небольшими неточностями. 1 балл – выделяет сильные и слабые доли в музыке с помощью педагога. 0 баллов – не может выделить сильные и слабые доли в музыке. |
2.Выделить хлопками сильные доли в музыке. 3 балла – самостоятельно выделяет сильные доли в музыке. 2 балла – выделяет сильные доли в музыке с небольшими неточностями. 1 балл – выделяет сильные доли в музыке с помощью педагога. 0 баллов – не может выделить сильные доли в музыке. |
3 балла – самостоятельно выполняет ритмический рисунок под музыку. 2 балла – выполняет ритмический рисунок под музыку с небольшими неточностями. 1 балл – выполняет ритмический рисунок под музыку с помощью педагога. 0 баллов – не может выполнить ритмический рисунок под музыку. |
3.Выделить фразы и части музыкального материала. 3 балла – самостоятельно выделяет фразы и части музыки. 2 балла - выделяет фразы и части музыки с небольшими неточностями. 1 балл – выделяет фразы и части музыки с помощью педагога. 0 баллов – не может выделить фразы и части музыки. |
3 балла – самостоятельно различает музыкальные размеры – 2/4, 4/4, 3/4. 2 балла – различает музыкальные размеры – 2/4, 4/4, ¾ с небольшими неточностями. 1 балл – различает музыкальные размеры – 2/4, 4/4, ¾ при помощи педагога. 0 баллов – не различает музыкальные размеры. |
Эмоциональная отзывчивость. | |
Начало года. | Конец года. |
3 балла – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, характер музыки. 2 балла – не очень выразительно передает заданные образы, характер музыки. 1 балл - передает заданные образы, характер музыки. При помощи педагога. 0 баллов – не может передать заданный образ, характер музыки. |
3 балла – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, характер музыки. 2 балла – не очень выразительно передает заданные образы, характер музыки. 1 балл - передает заданные образы, характер музыки. При помощи педагога. 0 баллов – не может передать заданный образ, характер музыки. |
3 балла – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, характер музыки. 2 балла – не очень выразительно передает заданные образы, характер музыки. 1 балл - передает заданные образы, характер музыки. При помощи педагога. 0 баллов – не может передать заданный образ, характер музыки. | 2.Упражнение «О чем рассказывает музыка». 3 балла – самостоятельно, выразительно передает заданные образы, передает характер музыки при помощи движений и эмоций. 2 балла – не очень выразительно передает заданные образы, передает характер музыки при помощи движений и эмоций. 1 балл - передает заданные образы, характер музыки при помощи педагога. 0 баллов – не может передать заданный образ, характер музыки. |
Танцевальное творчество. | |
Начало года. | Конец года. |
3 балла – правильно и «музыкально» исполняет танцевальную комбинацию. 2 балла – «музыкально» исполняет танцевальную комбинацию, допуская небольшие неточности. 1 балл – исполняет, танцевальную комбинацию при помощи педагога 0 баллов – не может выполнить танцевальную комбинацию. | 1.Исполнить танцевальную композицию. 3 балла – правильно и «музыкально» исполняет танцевальную композицию. 2 балла – «музыкально» исполняет танцевальную композицию, допуская небольшие неточности. 1 балл – исполняет, танцевальную композицию при помощи педагога. 0 баллов – не может выполнить танцевальную композицию. |
3 балла – правильно выбирает движения. 2 балла – выбирает движения, допуская небольшие неточности. 1 балл – выбирает движения при помощи педагога. 0 баллов – не может выбрать движения. | 2.Импровизация под музыку. 3 балла – легко и свободно импровизирует под музыку. 2 балла – не уверенно импровизирует под музыку. 1 балл – с трудом импровизирует под музыку. 0 баллов – не может импровизировать. |
Учебно-тематический план.
№ | Разделы | всего часов | Количество занятий в неделю | Количество занятий в год | |
1. | Ритмопластика (разминка, упражнения на развитие ориентировки в пространстве) | 3ч.20м. | 2 | 64 | |
2. | Танцевальная азбука (разучивание танцевальных движений, игр) | 5ч12м. | 2 | 64 | |
3. | Разучивание танца | 2 | 64 | ||
4. | Игровой танец | 2 | 64 | ||
5. | Музыкально – двигательный этюд | 3ч.20м. | 2 | 64 | |
Всего: | 11ч.52м. | 2 | 64 |
Первая младшая группа. (2019-2020 уч.год).
Месяц | Тема | Задачи | Примечание |
Ноябрь | Музыкально-подвижные игры. 1.2. «Прятки». 3.4. «Поезд». 5.6. «Подружились». 7.8. «Громче-тише». | Настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для игровой деятельности; учить эмоциональному исполнению игр, вызывая желание участвовать в них. | |
Декабрь | Танец «Вот так холод…» 1.2. Покачивания. 3.4. Кружения. 5.6. Бег на носках. 7.8.Соединение движений танца. Исполнение танца на Новогоднем утреннике. | Учить выполнять элементарные танцевальные движения: покачивания с ноги на ногу, кружения по одному выполнять упражнения с атрибутами; добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки; учить согласовывать движения с текстом и музыкой | Следить за положением головы и спины. |
Январь | Сюжетно-ролевые игры 1.2. «Мишка-косолапый». 3.4. «Лисичка-сестричка». 5.6. «Зайчишка трусишка». | Вовлечь детей в сюжетные музыкальные игры; побуждать к первоначальным творческим проявлениям в музыкальных играх (придумать и показать движения зайца, лисы и т.д. соответствующие характеру персонажа сказки); учить мимикой и жестом выражать различные эмоциональные состояния. | |
Февраль | Танец «Неваляшки» 1.2. Пружинка. 3.4. Бег на носочках. 5.6. Топотушки. 7.8. Соединение движений танца. Исполнение танца на весеннем развлечении. | Учить выполнять элементарные танцевальные движения: полуприседания с легким поворотом вправо и влево, притопы одной ногой и попеременно, кружения по одному, выполнять упражнения с атрибутами; добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки; учить согласовывать движения с текстом и музыкой; развивать умение ориентироваться в пространстве. | При выполнении движений следить за осанкой и положением головы. |
Март | Танцевальные шаги. 1.Марш. 2.Шаги на носочках. 3.Шаги на пятках. 4. Выставление ноги на носок и на пятку. 5.6.игра «Скучно так сидеть» 7.8.игра «Разные звуки» | Учить выполнять элементарные танцевальные шаги; формировать умения выставлять левую (правую) ногу на носок и на пятку; добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки; учить согласовывать движения с текстом и музыкой игр; менять движения в связи с изменениями динамики звучания музыки. | При выполнении упражнений следить, чтобы дети не наклонялись вперёд. |
Апрель | Музыкально-творческие задания 2. «Большие и маленькие ножки». 3. «Птички прилетели». 4. «Расцвёл цветок». 5. «Мишка просыпается». 6. «Неваляшка». | Настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для игровой деятельности; учить эмоциональному исполнению заданий, вызывая желание участвовать в них; побуждать к первоначальным творческим проявлениям в творческих заданиях (придумать и показать движения медведя, птиц и т.д. соответствующие характеру персонажа. | |
Май | Повторение всего материала. | Закрепить умение детей выполнять элементарные танцевальные шаги; формировать умения выставлять левую (правую) ногу на носок и на пятку; добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки; учить согласовывать движения с текстом и музыкой; менять движения в связи с изменениями динамики звучания музыки; согласовывать движения с текстом и музыкой; развивать умение ориентироваться в пространстве. |
Вторая младшая группа. (2020-2021 уч.год).
Месяц | Тема | Задачи | Примечание |
Октябрь | Танец «Грибочки» 1.Прослушивание песни, самостоятельная деятельность детей под музыку. 2.3.Разучивание основных движений танца. 4.5.Разучивание первой части танца. 6.7.Разучивание второй части танца. 8. Объединить две картины в одно целое. Исполнение танца на развлечении «Осень». | Настраивать на эмоциональное восприятие музыки, развивать умение детей внимательно слушать музыку, определять характер музыки, умение произвольно действовать под музыку. Закреплять умение выполнять элементарные танцевальные движения: покачивания с ноги на ногу, кружения по одному. Добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки; учить согласовывать движения с текстом и музыкой. | Во время исполнения танца следить за положением ног, рук и головы. Оборудование: шапочки грибов. |
Ноябрь | Музыкально-подвижные игры. 1.2. «Прятки». 3.4. «Поезд». 5.6. «Подружились». 7.8. «Громче-тише». | Настраивать на эмоциональное восприятие музыки, используемой для игровой деятельности; учить эмоциональному исполнению игр, вызывая желание участвовать в них. | |
Декабрь | Танец «Снежинок» 1.2. Покачивания. 3.4. Кружения. 5.6. Бег на носках. 7.8.Соединение движений танца. Исполнение танца на Новогоднем утреннике. | Закреплять умение выполнять элементарные танцевальные движения: покачивания с ноги на ногу, кружения по одному выполнять упражнения с атрибутами; добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки; учить согласовывать движения с текстом и музыкой | Следить за положением головы и спины. Оборудование: султанчики. |
Январь | Сюжетно-ролевые игры 1.2. «Мишка-косолапый». 3.4. «Лисичка-сестричка». 5.6. «Зайчишка трусишка». | Вовлечь детей в сюжетные музыкальные игры; побуждать к первоначальным творческим проявлениям в музыкальных играх (придумать и показать движения зайца, лисы и т.д. соответствующие характеру персонажа сказки); учить мимикой и жестом выражать различные эмоциональные состояния. | Оборудование: маски – медведя, лисы, зайца. |
Февраль | Танец «У меня, у тебя…» 1.ПРслушивание музыки, самостоятельная деятельность детей. 2.3.Разучивание основных движений. 4.5.6.7.8.Соединение музыки и движений. Исполнение танца на утреннике «8 Марта». | Настраивать на эмоциональное восприятие музыки, развивать умение детей внимательно слушать музыку, определять характер, умение произвольно действовать под музыку. Закреплять умение выполнять танцевальные движения в парах. Добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки; учить согласовывать движения с текстом и музыкой | Во время исполнения танца следить за положением ног, рук и головы, чтобы дети стояли друг против друга. |
Март | Танцевальные шаги. 1.Марш. 2.Шаги на носочках. 3.Шаги на пятках. 4. Выставление ноги на носок и на пятку. 5.6.игра «Скучно так сидеть» 7.8.игра «Разные звуки» | Учить выполнять элементарные танцевальные шаги; формировать умения выставлять левую (правую) ногу на носок и на пятку; добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки; учить согласовывать движения с текстом и музыкой игр; менять движения в связи с изменениями динамики звучания музыки. | При выполнении упражнений следить, чтобы дети не наклонялись вперёд. |
Апрель | Танец «Пляска с платочками» 1.2. Пружинка. 3.4. Бег на носочках. 5.6. Топотушки. 7.8. Соединение движений танца. Исполнение танца на весеннем развлечении. | Учить выполнять элементарные танцевальные движения: полуприседания с легким поворотом вправо и влево, притопы одной ногой и попеременно, кружения по одному, выполнять упражнения с атрибутами; добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки; учить согласовывать движения с текстом и музыкой; развивать умение ориентироваться в пространстве. | При выполнении движений следить за осанкой и положением головы. Оборудование:платочки. |
Май | Повторение всего материала. | Закрепить умение детей выполнять элементарные танцевальные шаги; формировать умения выставлять левую (правую) ногу на носок и на пятку; добиваться связывания танцевальных движений с ритмом музыки; учить согласовывать движения с текстом и музыкой; менять движения в связи с изменениями динамики звучания музыки; согласовывать движения с текстом и музыкой; развивать умение ориентироваться в пространстве. |
Предполагаемый результат: дети овладевают умением маршировать и бегать, ориентируясь в пространстве; выполнять плавные и резкие движения руками; выполнять приседания и полуприсяды (и с разворотом); выполнять хлопки; притопывать то одной, то другой ногой; прыгать на месте; кружиться по одному и в паре; ходить на полупальцах и на пятках; выставлять ногу на носок и на пятку; ходить стайкой по кругу, сужать и расширять его; эмоционально, образно исполнять танцевально-игровые упражнения (кружатся листочки, подают снежинки и т.д.); подражать характерным движениям животных; передавать эмоциональное состояние игровых персонажей (грустный мишка, веселый зайка); эмоционально реагировать на различные игровые ситуации.
Методы и приемы, используемые на занятиях:
Методы:
Словесный метод: разъяснение, пояснение, вопросы, беседы, художественное слово.
Наглядный метод: показ движений, просмотр видеозаписей, показ иллюстраций.
Слуховой метод: анализ средств музыкальной выразительности, слушание музыки, сравнение, сопоставление.
Практический метод: самостоятельная деятельность, игра, упражнения.
Приёмы:
наглядно – зрительные:показ движений, иллюстраций, использование пособий по ориентировке в пространстве, музыкально – дидактическое пособия;
наглядно - слуховые: восприятие музыкального произведения, анализ средств музыкальной выразительности, сравнение, сопоставление; музыкально – двигательные этюды;
игровые: музыкальные загадки, игры, использование атрибутики, игрового танца;
пояснения;
словесная инструкция.
Методическое обеспечение.
- Папка «Самомассаж» - упражнения по игровому самомассажу;
- Папка «Релаксация» - упражнения на релаксацию в конце занятия;
- Папка «Музыкальные игры» - подборка музыкальных игр на развитие творческого воображения и фантазии;
- Папка «Разминки» -подборка разминок по теме для начала занятия;
- Музыкальные диски с музыкой для творческих заданий, танцев, игр;
- Папка «Иллюстрации» - подборка иллюстраций к теоретическим разделам и творческим заданиям;
- Детские музыкальные инструменты, игрушки, мячи, обручи, ленты и т.п. для музыкальных игр и танцев.
Подведение итогов работы: выступление на досугах, развлечениях.
Литература:
- Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. «Музыка и движение». Москва, «Просвещение»1984г.
- Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». Москва ЛОИРО 2000г.
- Зарецкая Н.В. «Танцы для детей младшего дошкольного возраста»;
- Ветлугина Н.В. «Музыкальные игры и пляски в детском саду».