Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста по развитию звуковысотного слуха.
картотека по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Здесь представлены игры для младшего, среднего, старшего и подготовительной к школе группы по развитию звуковысотного слуха.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Картотека музыкальных игр на развитие звуковысотного слуха
Младшая группа
«Чудесный мешочек»
Цель: Развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: В небольшом мешочке мишка, заяц, птичка, кошка, петушок.
Ход игры: Участвует вся группа. Педагог говорит, что на занятие пришли гости и спрятались, наверное, в мешочке. Играет знакомые произведения: «Петушок» р. н. п., «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова, и др. Дети узнают музыку и достают из мешочка соответствующую игрушку.
«Найди игрушку»
Цель: Развитие звуковысотного слуха
Игровой материал: Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка и т. д. Проигрыватель с пластинками программных произведений.
Ход игры: Педагог предлагает прослушать мелодию и выбрать соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не остаются игрушки.
В лесу
Цель: Развитие звуковысотного слуха
Игровой материал: На планшете – лес, 2-3 дерева, пенек, приклеен кармашек с фигурками животных. Картонажная фигурка девочки ставится рядом с лесом.
Ход игры: Педагог говорит, что в лесу за деревом кто-то спрятался, нужно помочь отгадать кукле кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте. Исполняются знакомые музыкальные произведения.
Найди нужный колокольчик
Цель: Развитие звуковысотного слуха
Игровой материал: Набор бумажных колокольчиков разного размера для детей, металлофон.
Ход игры: Педагог играет звук на металлофоне, дети определяют какой звук прозвучал по высоте: если низкий – то поднимают большой колокольчик, если прозвучал высокий звук – то дети поднимают маленький колокольчик.
Средняя группа
«Угадай-ка»
Цель: Развитие звуковысотного слуха
Игровой материал: Карточки с изображением гуся и гусенка, коровы и теленка, кошки и котенка, утки и утенка, фишки
Ход игры: У каждого ребенка по одной карточке и по две фишки. Воспитатель произносит «га-га-га» (До 1-й октавы). Ребенок, у которого картинка гуся закрывает его фишкой. Воспитатель поет «га-га-га» (Ля 1-й октавы), ребенок закрывает гусенка. «Му-му-му» - До, Соль 1-й октавы. «Мяу-мяу-мяу» - Ре 1-й октавы, Ре 2-й октавы. «Кря-кря-кря» - Ре 1-й октавы, Си 1-й октавы. Игра проводится до тех пор, пока дети не закроют фишками все картинки.
«Ступеньки»
Цель: Развитие звуковысотного слуха
Игровой материал: Лесенка из трех ступенек, игрушки (матрешки, зайцы, птички), музыкальные инструменты (флейта, металлофон).
Ход игры: Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии и передвигает свою игрушку по ступенькам вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке.
«Лесенка»
Цель: Различать высоту звуков и направление мелодии вверх, вниз.
Игровой материал: Две квадратные карточки (7см) с изображением лесенки в пять ступенек. На одной карточке изображена девочка, идущая вверх; на другой – вниз.
Ход игры: После ознакомления с попевкой «Лесенка» педагог играет на фортепиано и предлагает детям узнать, куда идёт девочка, а затем показать карточку с соответствующим изображением.
«Угадай колокольчик
Цель: Развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки, цветные фишки-ноты (красный, жёлтый, зелёный), тир музыкальных колокольчика или металлофон.
Ход игры: Ребёнок-ведущий звенит поочерёдно то одним, то другим, то третьим колокольчиком или играет на металлофоне три различных звука, дети располагают кружочки на соответствующих линейках. Красный – низкий звук, жёлтый – средний звук, зелёный – высокий звук.
Старшая группа
Три поросенка
Цель: Развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: На планшете изображены лес и сказочный дом. В нем вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трех поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф-Наф в красной шапочке, Ниф-Ниф в желтой шапочке. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой фа первой октавы нарисована мордочка поросенка в синей шапочке - Нуф-Нуфа, под пластинкой ля первой октавы - поросенок в красной шапочке - Наф-Наф, под пластинкой до второй октавы - поросенок в желтой шапочке - Ниф-Ниф. Здесь же прикреплен молоточек от металлофона, который свободно и легко вынимается из петельки, 8-12 больших карт (по числу играющих), каждая разделена на три части (три окошка) с изображением шапочек трех поросят: синей, красной и желтой
Музыкальное лото
Цель: Развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола).
Ход игры: Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.
«Матрёшки пляшут»
Цель: развивать звуковысотный слух. Игровой материал: матрёшки трёх разных размеров по количеству детей, металлофон.
Ход игры: Дети сидят за тремя столами. В руках у них матрёшки: у одних – большие, у других – средние, у третьих – маленькие. Воспитатель проигрывает звуки на металлофоне, объясняет: «Дети, сейчас ваши матрёшки будут плясать. Но для этого нужно внимательно слушать, какой звук звучит. Если низкий – пляшут большие, если средней высоты – средние, если высокий – будут плясать маленькие». Воспитатель исполняет звуки разной высоты, всё время изменяя последовательность звучания. По окончании отмечается и награждается команда-победитель.
«Веселые нотки»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: Дорожки по количеству детей из разноцветных кружков.
Ход игры: Разложить по дорожкам в три ряда. Каждый цвет определяет звук — низкий, средний, высокий. Для малышей раскладываются 2 цвета кружков, обозначающих высокие и низкие звуки. Музыкальный руководитель играет звук, ребёнок должен на слух определить высоту звука и встать на кружок, соответствующий сыгранному звуку. Ребенку, правильно выполнившему задание, - награда: фишка. У кого в конце игры окажется больше фишек, тот и выиграл.
Подготовительная группа
Ученый кузнечик
Цель: Развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: Картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон.
Ход игры: Вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают. Ну-ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка, а оттуда – вниз. А теперь до пятого цветка – и опять вниз. А теперь на второй цветок – и вниз. Примечание. Пение слов «Скок, скок, скок!» сопровождайте движением руки. Движение кузнечика по цветам сопровождается на мелодическом инструменте. Ребёнок в это время внимательно смотрит на картинки и выбирает подходящую той музыке, которую сыграл взрослый. Кузнечика можно вырезать из картона и прикрепить его к кончику указки. Во время пения ребёнок сможет управлять кузнечиком, пропевая слова «Скок, скок…».
Ступеньки
Цель: Развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).
Ход игры: Ребенок - ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.
«Матрёшки пляшут»
Цель: Развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: Комплекты из 3-х матрешек разного размера по количеству детей.
Ход игры: Нужно внимательно слушать в каком регистре звучит музыка. Если в низком регистре – пляшут низкие матрешки, в среднем регистре пляшут средние матрешки, в высоком регистре – пляшут высокие матрешки. Педагог исполняет мелодию в разных регистрах (верхнем, среднем, низком) чередуя их, а дети покачивают матрешкой соответствующего размера в такт музыке.
«Веселый поезд»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: Музыкальный инструмент для подыгрывания (металлофон, фортепиано, флейта).
Ход игры: Дети учатся воспроизводить разные по высоте звуки: в диапазоне секунды, терции, квинты. Дети сидят полукругом. Ведущий или воспитатель поет, а дети отвечают. Ведущий: На березовой верхушке, целый день поет кукушка: Дети: Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Ведущий: А синица целый день - поет громко: Дети: Тень-тень, тень-тень! Ведущий: Вторит дятел им: Тук-тук-тук, долбя клювом старый сук. Дети: Тук-тук-тук! Для создания игрового момента можно использовать шапочки-маски с изображением птиц. Игру можно выполнять по ролям: одни дети имитируют голосом кукушку, другие — синицу, третьи — дятла. Тот, кто лучше выполнил имитацию, исполняет свободную пляску. В игру можно играть индивидуально с каждым ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/09/picture-188886-1573290176.jpg)
Игры для детей дошкольного возраста на развитие словарного запаса
Игры на расширение словарного запаса, логики и кругозора у детей дошкольного возраста (5-7 лет)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-346728-1386410042.jpg)
Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии.
Образование на современном этапе развития невозможно представить без использования современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/23/picture-113020-1424648728.jpg)
Музыкальные игры для детей дошкольного возраста для развития танцевальных навыков.
Музыкальные игры для детей дошкольного возраста. для развития танцевальных навыков....
Игры для детей дошкольного возраста на развитие слухового внимания и восприятия
Предложены для родителей и педагогов игры на формирование у дошкольников слухового внимани я и восприятия в доступной игровой форме....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/26/picture-328003-1401127327.jpg)
Консультация для родителей "Роль музыкально - дидактических игр в жизни детей дошкольного возраста."
Доклад раскрывает важность музыкально- дидактичеких игр в жизни ребенка дошкольного возраста, из виды и формы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/09/picture-620323-1428569762.jpg)
Музыкально-дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста на развитие звуковысотного слуха и певческих навыков "Поющая гусеница"
Програмное содержание.Развивать звуковысотный слух у детей дошкольного возраста, координацию голоса и слуха.Координировать направление движения голоса с изображением направления движения гусеницы. При...
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/11/picture-1464943-1691743470.jpg)
«Музыкально-дидактическое пособие Кубик Блума детей дошкольного возраста»
Дидактическое пособие - Кубик Блума. Оно разработано на основе приема технологии критического мышления, который предложил американский ученый, психолог Бенджамин Блум...