Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста по развитию звуковысотного слуха.
картотека по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Здесь представлены игры для младшего, среднего, старшего и подготовительной к школе группы по развитию звуковысотного слуха.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Картотека музыкальных игр на развитие звуковысотного слуха
Младшая группа
«Чудесный мешочек»
Цель: Развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: В небольшом мешочке мишка, заяц, птичка, кошка, петушок.
Ход игры: Участвует вся группа. Педагог говорит, что на занятие пришли гости и спрятались, наверное, в мешочке. Играет знакомые произведения: «Петушок» р. н. п., «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова, и др. Дети узнают музыку и достают из мешочка соответствующую игрушку.
«Найди игрушку»
Цель: Развитие звуковысотного слуха
Игровой материал: Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка и т. д. Проигрыватель с пластинками программных произведений.
Ход игры: Педагог предлагает прослушать мелодию и выбрать соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не остаются игрушки.
В лесу
Цель: Развитие звуковысотного слуха
Игровой материал: На планшете – лес, 2-3 дерева, пенек, приклеен кармашек с фигурками животных. Картонажная фигурка девочки ставится рядом с лесом.
Ход игры: Педагог говорит, что в лесу за деревом кто-то спрятался, нужно помочь отгадать кукле кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте. Исполняются знакомые музыкальные произведения.
Найди нужный колокольчик
Цель: Развитие звуковысотного слуха
Игровой материал: Набор бумажных колокольчиков разного размера для детей, металлофон.
Ход игры: Педагог играет звук на металлофоне, дети определяют какой звук прозвучал по высоте: если низкий – то поднимают большой колокольчик, если прозвучал высокий звук – то дети поднимают маленький колокольчик.
Средняя группа
«Угадай-ка»
Цель: Развитие звуковысотного слуха
Игровой материал: Карточки с изображением гуся и гусенка, коровы и теленка, кошки и котенка, утки и утенка, фишки
Ход игры: У каждого ребенка по одной карточке и по две фишки. Воспитатель произносит «га-га-га» (До 1-й октавы). Ребенок, у которого картинка гуся закрывает его фишкой. Воспитатель поет «га-га-га» (Ля 1-й октавы), ребенок закрывает гусенка. «Му-му-му» - До, Соль 1-й октавы. «Мяу-мяу-мяу» - Ре 1-й октавы, Ре 2-й октавы. «Кря-кря-кря» - Ре 1-й октавы, Си 1-й октавы. Игра проводится до тех пор, пока дети не закроют фишками все картинки.
«Ступеньки»
Цель: Развитие звуковысотного слуха
Игровой материал: Лесенка из трех ступенек, игрушки (матрешки, зайцы, птички), музыкальные инструменты (флейта, металлофон).
Ход игры: Ребенок-ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии и передвигает свою игрушку по ступенькам вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке.
«Лесенка»
Цель: Различать высоту звуков и направление мелодии вверх, вниз.
Игровой материал: Две квадратные карточки (7см) с изображением лесенки в пять ступенек. На одной карточке изображена девочка, идущая вверх; на другой – вниз.
Ход игры: После ознакомления с попевкой «Лесенка» педагог играет на фортепиано и предлагает детям узнать, куда идёт девочка, а затем показать карточку с соответствующим изображением.
«Угадай колокольчик
Цель: Развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки, цветные фишки-ноты (красный, жёлтый, зелёный), тир музыкальных колокольчика или металлофон.
Ход игры: Ребёнок-ведущий звенит поочерёдно то одним, то другим, то третьим колокольчиком или играет на металлофоне три различных звука, дети располагают кружочки на соответствующих линейках. Красный – низкий звук, жёлтый – средний звук, зелёный – высокий звук.
Старшая группа
Три поросенка
Цель: Развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: На планшете изображены лес и сказочный дом. В нем вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трех поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф-Наф в красной шапочке, Ниф-Ниф в желтой шапочке. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой фа первой октавы нарисована мордочка поросенка в синей шапочке - Нуф-Нуфа, под пластинкой ля первой октавы - поросенок в красной шапочке - Наф-Наф, под пластинкой до второй октавы - поросенок в желтой шапочке - Ниф-Ниф. Здесь же прикреплен молоточек от металлофона, который свободно и легко вынимается из петельки, 8-12 больших карт (по числу играющих), каждая разделена на три части (три окошка) с изображением шапочек трех поросят: синей, красной и желтой
Музыкальное лото
Цель: Развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты (балалайка, металлофон, триола).
Ход игры: Ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.
«Матрёшки пляшут»
Цель: развивать звуковысотный слух. Игровой материал: матрёшки трёх разных размеров по количеству детей, металлофон.
Ход игры: Дети сидят за тремя столами. В руках у них матрёшки: у одних – большие, у других – средние, у третьих – маленькие. Воспитатель проигрывает звуки на металлофоне, объясняет: «Дети, сейчас ваши матрёшки будут плясать. Но для этого нужно внимательно слушать, какой звук звучит. Если низкий – пляшут большие, если средней высоты – средние, если высокий – будут плясать маленькие». Воспитатель исполняет звуки разной высоты, всё время изменяя последовательность звучания. По окончании отмечается и награждается команда-победитель.
«Веселые нотки»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: Дорожки по количеству детей из разноцветных кружков.
Ход игры: Разложить по дорожкам в три ряда. Каждый цвет определяет звук — низкий, средний, высокий. Для малышей раскладываются 2 цвета кружков, обозначающих высокие и низкие звуки. Музыкальный руководитель играет звук, ребёнок должен на слух определить высоту звука и встать на кружок, соответствующий сыгранному звуку. Ребенку, правильно выполнившему задание, - награда: фишка. У кого в конце игры окажется больше фишек, тот и выиграл.
Подготовительная группа
Ученый кузнечик
Цель: Развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: Картинка с изображением цветов и ученого кузнечика, металлофон.
Ход игры: Вот ученый кузнечик. Он прыгает по цветам так, как ему указывают. Ну-ка, кузнечик, прыгай до третьего цветка, а оттуда – вниз. А теперь до пятого цветка – и опять вниз. А теперь на второй цветок – и вниз. Примечание. Пение слов «Скок, скок, скок!» сопровождайте движением руки. Движение кузнечика по цветам сопровождается на мелодическом инструменте. Ребёнок в это время внимательно смотрит на картинки и выбирает подходящую той музыке, которую сыграл взрослый. Кузнечика можно вырезать из картона и прикрепить его к кончику указки. Во время пения ребёнок сможет управлять кузнечиком, пропевая слова «Скок, скок…».
Ступеньки
Цель: Развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (аккордеон, металлофон, губная гармошка).
Ход игры: Ребенок - ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.
«Матрёшки пляшут»
Цель: Развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: Комплекты из 3-х матрешек разного размера по количеству детей.
Ход игры: Нужно внимательно слушать в каком регистре звучит музыка. Если в низком регистре – пляшут низкие матрешки, в среднем регистре пляшут средние матрешки, в высоком регистре – пляшут высокие матрешки. Педагог исполняет мелодию в разных регистрах (верхнем, среднем, низком) чередуя их, а дети покачивают матрешкой соответствующего размера в такт музыке.
«Веселый поезд»
Цель: развитие звуковысотного слуха.
Игровой материал: Музыкальный инструмент для подыгрывания (металлофон, фортепиано, флейта).
Ход игры: Дети учатся воспроизводить разные по высоте звуки: в диапазоне секунды, терции, квинты. Дети сидят полукругом. Ведущий или воспитатель поет, а дети отвечают. Ведущий: На березовой верхушке, целый день поет кукушка: Дети: Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Ведущий: А синица целый день - поет громко: Дети: Тень-тень, тень-тень! Ведущий: Вторит дятел им: Тук-тук-тук, долбя клювом старый сук. Дети: Тук-тук-тук! Для создания игрового момента можно использовать шапочки-маски с изображением птиц. Игру можно выполнять по ролям: одни дети имитируют голосом кукушку, другие — синицу, третьи — дятла. Тот, кто лучше выполнил имитацию, исполняет свободную пляску. В игру можно играть индивидуально с каждым ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для детей дошкольного возраста на развитие словарного запаса
Игры на расширение словарного запаса, логики и кругозора у детей дошкольного возраста (5-7 лет)...
Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии.
Образование на современном этапе развития невозможно представить без использования современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-д...
Музыкальные игры для детей дошкольного возраста для развития танцевальных навыков.
Музыкальные игры для детей дошкольного возраста. для развития танцевальных навыков....
Консультация для родителей "Роль музыкально - дидактических игр в жизни детей дошкольного возраста."
Доклад раскрывает важность музыкально- дидактичеких игр в жизни ребенка дошкольного возраста, из виды и формы....
Музыкально-дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста на развитие звуковысотного слуха и певческих навыков "Поющая гусеница"
Програмное содержание.Развивать звуковысотный слух у детей дошкольного возраста, координацию голоса и слуха.Координировать направление движения голоса с изображением направления движения гусеницы. При...
«Музыкально-дидактическое пособие Кубик Блума детей дошкольного возраста»
Дидактическое пособие - Кубик Блума. Оно разработано на основе приема технологии критического мышления, который предложил американский ученый, психолог Бенджамин Блум...
"Спортивные игры для детей дошкольного возраста. Здоровое развитие через активную игру"
Роль спортивных игр для развития физических качеств у детей....