Святки, колядки
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Новая форма проведения досуга с использованием картин и музыки русских композиторов, посвященные святкам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл досуг в подготовительной группе37.9 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СВЯТКИ 2024

Экскурсия в музей.

Действующие лица

Ведущий

Дети -  экскурсоводы  на лестнице музея

Атрибуты:

Ложки деревянные

Шапочки козы, медведя, платки

Подносы

Собрать украшения у гостей

Слайд №1

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!

У нас наступили праздничные дни! Это - Святки или святые вечера – так в России называли праздничные дни от Рождества и до Крещения.

Слайд №2 -  видео-фрагмент. Пляска скоморохов из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова

Ведущий: Под звуки веселой скоморошьей пляски русского композитора Римского-Корсакова мы увидели эти красочные святочные картины.

Что вы увидели в этом видео?

Дети:  – Люди катаются с гор на санках, катаются на санях, запряженных лошадьми, красивые зимние пейзажи.

Ведущий:  Вы хотите узнать побольше о нашей истории?

Дети:  – Да, хотим

Ведущий:  Я предлагаю отправиться на экскурсию в музей. А проведут экскурсию для нас наши экскурсоводы…..

Слайд №3

Слайд на лестнице.

Экскурсовод-1: Здравствуйте, ребята! Я – ЭКСКУРСОВОД.  Я покажу вам экспонаты нашего музея и расскажу о них.

  Первый зал посвящен празднованию Рождества.

Это  картины Бориса Кустодиева «Ёлочный торг», Михаила Гермашева «Со звездой» и Федота Сычкова «Христословы».

Слайд №4

1. Ведущий: Что изображено на картине Бориса Кустодиева?

Дети:  На первой картине изображен  ёлочный базар.  Рождественскую ель покупали богатые горожане. Высокие,  присыпанные снегом ели, золотые купола церквей, морозные узоры на деревьях. Все люди нарядно одеты.

Ведущий: Какими красками и звуками наполнено это произведение? –

Дети:  Светлые, солнечные, праздничные, радостные краски. Звуки радостных голосов людей, покупающих ели к празднику Рождества.

Ведущий:  На картине царит сказочная радостная атмосфера приближающегося Рождества.

2. Ведущий: Переходим к картине Михаила Гермашева «Со звездой». Что делали в Рождественский вечер в деревне? -

Дети: А в деревне в этот светлый вечер ходили со звездой по дворам и желали друг другу богатого урожая и семейного счастья.

3. Ведущий:  Что делают дети на картине Федота Сычкова  «Христословы»?

Дети:  Поют колядки. –

Ведущий: Как вы об этом догадались?

Дети: У детей открыт рот.

Ведущий: Где они находятся?

Дети: В избе

Ведущий: Как одеты дети? Какие краски преобладают на этой картине? – Дети: Дети одеты в серые одежды. –

Ведущий: Правильно. Но у них все равно радостные лица

Песня  «Христово Рождество» в обр. О. Лыкова

Слайд №5 Лестница

Экскурсовод-2: Второй  зал -  Декоративно-прикладное искусство. 

Клавиша Ввод

Слайды №6  

Ведущий: Посмотрите, какие предметы быта были в деревнях в старину: 

Дети отвечают: прялки, сундуки, разные глиняные горшки и деревянные ложки. Это русская народная одежда: сарафаны, шали, лапти, а также русские народные музыкальные инструменты.

Ведущий: В одной шуточной песенке мы расскажем о народных традициях.

Хоровод «Дуня - тонкопряха» рнп

Слайд №7

Ведущий:  Колядовщики не только славили хозяев, переодевшись в разные наряды, но иногда брали с собой куклу-колядку и хозяева вместе с вкусными угощениями дарили  наряд для куколки-колядки

Давайте выполним задания и нарядим нашу куклу Колядку в Русский народный костюм.

Виртуальная игра; «Наряди куклу-колядку»

Слайд №8

Экскурсовод-1: Мы переходим в зал Музыки

Ведущий: В зале музыки нужно ответить на музыкальные вопросы

1.  Какие русские композиторы писали музыку о Святках. Прослушать музыкальное произведение и сказать название произведения и  имя композитора

«Времена года. Декабрь. Святки»  (Петр Ильич Чайковский)

 «Сюита из оперы «Ночь перед рождеством»  (Николай Андреевич Римский –Корсаков)

«Коляда-маляда»  (Анатолий Константинович Лядов)

Слушают музыкальный отрывок и называют имя композитора)

Ведущий: : Вы правильно все отгадали и наша кукла-колядка получает сарафан.

2. Следующее задание:  Мы возвращаемся в зал Рождества, к трем рождественским картинам: «Христословы», «Ёлочный торг» и «Со звездой». Вам нужно ответить, к какой картине подходит Музыка Лядова  «Каляда-маляда»

Слайд №9

Дети отгадывают. (Картина «Христословы» и «Со звездой»)

Нажимать на картины

Ведущий: А спойте-ка нам колядку!

Дети переодеваются.

Дети (разыгрывают):

Коляда, коляда!

Приходила молода!

Мы искали коляду

На Петровом двору!

- Эй, кто там орет, мне спать не дает?

- Это мы-колядовщики!

Пришли с рождеством поздравлять,

Да хозяев величать!

- И охота вам в такой мороз гулять, да колядовать? Не плясали вы, не пели, а угощенья захотели? Расходитесь по домам, ничего я вам не дам!

- Мы и спляшем, и споем

И тебя с собой возьмем!

Песня «Уж как шла коляда»  в обр. О. Лыкова

Дети: (считалка)

«Под горою у реки
Живут гномы-старики
У них колокол висит
Позолоченный звонит:
Диги-диги-диги-дон
Выходи из круга вон.

Игра  «Прянична доска»

Ведущий: Вы все правильно ответили, и наша кукла-колядка получает кокошник

Экскурсовод: И еще один зал нашего музея – Русская изба:

3. Слайд №10

Ведущий: В этой русской избе так много предметов. Чего здесь только нет: и горшки, и музыкальные инструменты, и самовар, и старый бабушкин сундук. Называйте те предметы, на которых  можно сыграть музыку, а я их буду складывать в сундук.

Слайд №7

Экскурсовод: Молодцы ребята. Вы отлично справились с заданием и нашей кукле-колядке будут лапти

Ведущий: Вот мы и нарядили куклу-колядку

- За ваше уменье, примите угощенья!

РНП «Ой, вы, гостюшки»

Дети:

Новый год пришел

Старый угнал

Себя показал.

Выходи, народ,

Солнышко встречать

Мороз прогонять.

Вставай с постели, открывай двери,

Застилай столы, клади пироги.

Будет тебе трое гостей.

Первые гости - жаркое солнце.

Другие гости - ясен месяц.

Третьи гости - добрый молодец.

Все:       Чем богаты, тем и рады.

Слайд 11 Лестница

Экскурсовод-3: Делу – время, потехе – час. Следующий зал в нашем музее – Зал Сказок.  он посвящен русским народным сказкам. Кто из детей не любит сказки с участием этого персонажа.

Слайд № 12

Ведущий: Это картина Виктора Васнецова «Баба Яга» Давайте рассмотрим эту картину Васнецова. Кто изображен на этой картине?

Дети:   Баб Яга

Ведущий: – Какая она?

Дети:  – страшная, уродливая, коварная, разъяренная итд

Ведущий: Что она делает?

Дети: Летит в своей ступе, несет младенца.

Ведущий: Кто еще изображен на картине и какими красками она написана?

Дети: Сорока, сова. Черные деревья. Темные краски

Ведущий: А как звучит эта картина, какие звуки  можно услышать?

Дети: Зловещие крики совы и хруст  веток, крик сороки, свист ветра

Ведущий: Баба Яга – любимый персонаж русских народных сказок.

Если вы сможете ответить на мои вопросы, то узнаете, какая картина хранится в запасниках нашего музея. Хотите узнать?

Дети: Да

Ведущий: Для этого вам необходимо выполнить мои задания

1. Какие русские композиторы писали музыку про Бабу Ягу? -   Чайковский, Мусоргский, Лядов (по щелчку на портрет вращается портрет композитора)

Слайд № 13

2. Экскурсовод-3:  Мультзагадка. По мультипликационному фрагменту назвать композитора и музыкальное произведение, которые вы услыщите  (Чайковский «Детский альбом; Мусоргский «Картинки с выставки»)

Слайд №12

Ведущий: Эта картина называется «Избушка на курьих ножках» Виктора Гартмана. Именно по этой картине Мусоргский написал свою пьесу про Бабу Ягу. Как вам кажется, соответствует ли картина характеру и настроению музыки Мусоргского?

Дети: Нет. Потому что музыка мрачная  и злобная а картинка Гартмана светлая и волшебная.

Ведущий: Расскажем стихотворение о Бабе Яге и её избушке?

Логоритмическое стихотворение «В темном лесе есть избушка…

Все дети:

В темном лесе    -  качают руками над головой

есть избушка      -  делают домик над головой

Стоит задом на перед – хлопают в ладоши, переворачивая их

А в избушке той –  домик

Старушка  -  завязывают платок

Бабушка Яга живет – развести руки в стороны

Нос крючком,   -  согнуть указательный палец у носа

глаза как плошки  -  очки

Словно угольки горят.

И сердитая,  -  махнуть одной рукой

и злая,  -  махнуть другой рукой

Дыбом волосы стоят  -  за головой двигать вверх-вниз растопыренными пальцами

Когти остры как у кошки  - царапать пальцами

И всего одна нога  -  стоять на одной ноге

Непростая  - погрозить одним пальцем

Костяная   -  погрозить другим пальцем

Вот так бабушка  -  2 хлопка по коленям

Яга  -  развести руки в стороны.

Слайд №14 Лестница

Экскурсовод-4: Ребята, а давайте мы с вами тоже расскажем сказку и дополним ее звуковым сопровождением

Сказочка-шумелка  «Лисичка сестричка и волк»

Видео-аудиокнижка и живое озвучивание детьми

Картинка 1

Аудио голос:  Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:

– Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду за рыбой.

Переход: дети озвучивают на ложках и,  бубенчиках


Картинка 2

Аудио голос: Наловил рыбы и везет домой целый воз.

После слов дети озвучивают на ложках,  бубенчиках

Аудио голос: Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке
После слов дети озвучивают:  целлофановый пакет

Картинка 3

Аудио голос:– Вот будет подарок жене! – сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди.

После слов озвучивают на барабане, после  него на ложках, бубенчиках, полиэтиленовых пакетах

Картинка 4

Аудио голос: А лисичка улучила время (озвучивают палочки) и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке.

Дети озвучивают:  на ксилофоне: гамма  вверх

Аудио голос:  Повыбросила   всю рыбу и сама ушла.

После слов -  кастрюльные крыщки, булькание воды через трубочку

Картинка 5

Аудио голос: – Ну, старуха, – говорит дед, – какой воротник привез я тебе на шубу!

– Где?

– Там на возу – и рыба, и воротник.

- Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы – и начала ругать мужа:

– Ах ты, такой-сякой! Ты еще вздумал обманывать!

Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая. Погоревал, погоревал, да делать нечего.

После слов дети озвучивают на палочках и ксилофоне: гамма вниз

Картинка 6

Аудио голос: А лисичка собрала всю разбросанную рыбу в кучку, уселась на дорогу и кушает себе.

Дети озвучивают:

Хруст пакета с сухариками или мешочки с крупой во время разовора

Приходит к ней серый волк:

– Здравствуй, сестрица!

– Здравствуй, братец!

– Дай мне рыбки!

– Налови сам да и кушай.

– Я не умею.

– Эка, ведь я же наловила! Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала, и велика! Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Рыбка к тебе сама на хвост нацепится. Да смотри сиди подольше, а то не наловишь.

Картинка 7

Дети озвучивают: булькание в воду через трубочку всю картинку

Аудио голос: Волк и пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать:

– Ловись, рыбка, и мала, и велика!

Ловись рыбка, и мала, и велика!

Вслед за ним и лиса явилась; ходит около волка да причитывает:

Дети озвучивают на треугольниках всю беседу

– Ясни, ясни на небе звезды, Мерзни, мерзни, волчий хвост!

– Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?

– То я тебе помогаю.

А сама, плутовка, поминутно твердит:

– Мерзни, мерзни, волчий хвост!

Долго-долго сидел волк у проруби, целую ночь не сходил с места, хвост его и приморозило; пробовал было приподняться: не тут-то было!

«Эка, сколько рыбы привалило – и не вытащишь!» – думает он.  

После слов треск пластиковой упаковки авторучек

Картинка 8

Аудио голос:

Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:

– Волк, волк! Бейте его, бейте его!

Дети озвучивают:  железное ведро

Аудио голос: Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.

Тем временем, пока волк отдувался своими боками, лисичка-сестричка захотела попробовать, не удастся ли еще что-нибудь стянуть, 3абралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу:

Дети озвучивают: целлофановые пакеты и ксилофон гамма вверх

Картинка 9

Аудио голос:– Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!

– Эх, волчику-братику! – говорит лисичка-сестричка. – У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили: я насилу плетусь.

– И то правда, – говорит волк, – где уж тебе, сестрица, идти, садись на меня, я тебя довезу.  Дети озвучивают на  барабане

Лисичка села ему на спину, он ее и повез.

Вот лисичка-сестричка сидит да потихоньку напевает:

– Битый небитого везет. Битый небитого везет!

Ведущий: А не пора ли нам немного поплясать да повеселиться?

Танец с ложками. И. Каплуновой
Слайд№14 Лестница

Экскурсовод-1: Следующий  зал посвящен   Крещению

Ведущий: В Святки самым интересным было гадание, гадание на будущее, кому какой жених достанется! Какие гадания вы знаете?

Дети:

- Гадание с курицей  

- Гадание с зеркалом

- - Гадание с башмачком

-- Слушали под окном

- Гадание на картах

Ведущий:  Предлагаю посмотреть картины «Гадание на картах» Алексея Венецианова; Карла  Брюллова «Гадающая Светлана» и спеть подблюдные песни

Девочки собирают на поднос украшения или предметы у гостей (3-6шт)

Слайд№15

Гадания:  И. Стравинский «Подблюдные песни» а капелла. Импровизация.

Овсень

Овсень, овсень

Я тетерю ловлю

Овсень, овсень

Полевую ловлю

Она под куст

А я за хвост

Овсень

Мне начла хвост

И денег горсть

Овсень

У Спаса в Чигисах

У Спаса в Чигисах за Яузою

Живут мужики богатые

Гребут золото лопатою

Славна!

Чисто, чисто серебро

Серебро лукошками

Славна!

Щука

Щука шла из Нова города

Она хвост волокла из Бела  озера

Слава!

Как у щуки чешуйки серебряные

Что серебряные, позолоченные

Как у щуки спина жемчугом сплетена

Как головка у щуки унизанная

А на место глаз дорогой алмаз!

Слава!

Слайд № 16

Ведущий: И в завершение святочных гуляний происходило купание в проруби на Крещение. Самые смелые и закаленные опускались в ледяную воду,  смывали все грехи.

Картина «Зимний разгуляй» Д. Холина

Ведущий:  Мы совершили экскурсию в картинную галерею и посмотрели картины художников, посвященные Святкам. У нас есть своя выставка рисунков, которые вы сделали с вашими родителями,

Слайд №17 Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий вечера досуга Святки, колядки (для старшего, подготовительного возраста

Сценарий вечер досуга для детей старшего дошкольного возраста, который проводится в музыкальном зале с участием взрослых в роли персонажей, приходящих на праздник к детям. Расчитан, на использование, ...

"Святки - колядки"

Необходимо приобщать молодое поколение к культуре своего народа. Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского гос...

СВЯТКИ- КОЛЯДКИ Сценарий совместного с родителями развлечения (старшая группа)

В статье описывается опыт приобщения детей дошкольного возраста к русской традиционной культуре. Совместно с родителями обыгрывается обряд колядования на Руси....

План - конспект интегрированного мероприятия «Святки - Колядки»

План-конспект к интегрированному мероприятию " Святки-Колядки". Мероприятие рассчитано на детей средней группы.Цель: Продолжить знакомить детей с традициями русского народа....

Сообщение для родителей на тему "Святки-колядки"

Сообщение длдя родителей на тему "Святки-колядки". О народных традициях в святочную неделю, после Рождества....