Святки, колядки
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)
Новая форма проведения досуга с использованием картин и музыки русских композиторов, посвященные святкам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
досуг в подготовительной группе | 37.9 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СВЯТКИ 2024
Экскурсия в музей.
Действующие лица
Ведущий
Дети - экскурсоводы на лестнице музея
Атрибуты:
Ложки деревянные
Шапочки козы, медведя, платки
Подносы
Собрать украшения у гостей
Слайд №1
Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!
У нас наступили праздничные дни! Это - Святки или святые вечера – так в России называли праздничные дни от Рождества и до Крещения.
Слайд №2 - видео-фрагмент. Пляска скоморохов из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова
Ведущий: Под звуки веселой скоморошьей пляски русского композитора Римского-Корсакова мы увидели эти красочные святочные картины.
Что вы увидели в этом видео?
Дети: – Люди катаются с гор на санках, катаются на санях, запряженных лошадьми, красивые зимние пейзажи.
Ведущий: Вы хотите узнать побольше о нашей истории?
Дети: – Да, хотим
Ведущий: Я предлагаю отправиться на экскурсию в музей. А проведут экскурсию для нас наши экскурсоводы…..
Слайд №3
Слайд на лестнице.
Экскурсовод-1: Здравствуйте, ребята! Я – ЭКСКУРСОВОД. Я покажу вам экспонаты нашего музея и расскажу о них.
Первый зал посвящен празднованию Рождества.
Это картины Бориса Кустодиева «Ёлочный торг», Михаила Гермашева «Со звездой» и Федота Сычкова «Христословы».
Слайд №4
1. Ведущий: Что изображено на картине Бориса Кустодиева?
Дети: На первой картине изображен ёлочный базар. Рождественскую ель покупали богатые горожане. Высокие, присыпанные снегом ели, золотые купола церквей, морозные узоры на деревьях. Все люди нарядно одеты.
Ведущий: Какими красками и звуками наполнено это произведение? –
Дети: Светлые, солнечные, праздничные, радостные краски. Звуки радостных голосов людей, покупающих ели к празднику Рождества.
Ведущий: На картине царит сказочная радостная атмосфера приближающегося Рождества.
2. Ведущий: Переходим к картине Михаила Гермашева «Со звездой». Что делали в Рождественский вечер в деревне? -
Дети: А в деревне в этот светлый вечер ходили со звездой по дворам и желали друг другу богатого урожая и семейного счастья.
3. Ведущий: Что делают дети на картине Федота Сычкова «Христословы»?
Дети: Поют колядки. –
Ведущий: Как вы об этом догадались?
Дети: У детей открыт рот.
Ведущий: Где они находятся?
Дети: В избе
Ведущий: Как одеты дети? Какие краски преобладают на этой картине? – Дети: Дети одеты в серые одежды. –
Ведущий: Правильно. Но у них все равно радостные лица
Песня «Христово Рождество» в обр. О. Лыкова
Слайд №5 Лестница
Экскурсовод-2: Второй зал - Декоративно-прикладное искусство.
Клавиша Ввод
Слайды №6
Ведущий: Посмотрите, какие предметы быта были в деревнях в старину:
Дети отвечают: прялки, сундуки, разные глиняные горшки и деревянные ложки. Это русская народная одежда: сарафаны, шали, лапти, а также русские народные музыкальные инструменты.
Ведущий: В одной шуточной песенке мы расскажем о народных традициях.
Хоровод «Дуня - тонкопряха» рнп
Слайд №7
Ведущий: Колядовщики не только славили хозяев, переодевшись в разные наряды, но иногда брали с собой куклу-колядку и хозяева вместе с вкусными угощениями дарили наряд для куколки-колядки
Давайте выполним задания и нарядим нашу куклу Колядку в Русский народный костюм.
Виртуальная игра; «Наряди куклу-колядку»
Слайд №8
Экскурсовод-1: Мы переходим в зал Музыки
Ведущий: В зале музыки нужно ответить на музыкальные вопросы
1. Какие русские композиторы писали музыку о Святках. Прослушать музыкальное произведение и сказать название произведения и имя композитора
«Времена года. Декабрь. Святки» (Петр Ильич Чайковский)
«Сюита из оперы «Ночь перед рождеством» (Николай Андреевич Римский –Корсаков)
«Коляда-маляда» (Анатолий Константинович Лядов)
Слушают музыкальный отрывок и называют имя композитора)
Ведущий: : Вы правильно все отгадали и наша кукла-колядка получает сарафан.
2. Следующее задание: Мы возвращаемся в зал Рождества, к трем рождественским картинам: «Христословы», «Ёлочный торг» и «Со звездой». Вам нужно ответить, к какой картине подходит Музыка Лядова «Каляда-маляда»
Слайд №9
Дети отгадывают. (Картина «Христословы» и «Со звездой»)
Нажимать на картины
Ведущий: А спойте-ка нам колядку!
Дети переодеваются.
Дети (разыгрывают):
Коляда, коляда!
Приходила молода!
Мы искали коляду
На Петровом двору!
- Эй, кто там орет, мне спать не дает?
- Это мы-колядовщики!
Пришли с рождеством поздравлять,
Да хозяев величать!
- И охота вам в такой мороз гулять, да колядовать? Не плясали вы, не пели, а угощенья захотели? Расходитесь по домам, ничего я вам не дам!
- Мы и спляшем, и споем
И тебя с собой возьмем!
Песня «Уж как шла коляда» в обр. О. Лыкова
Дети: (считалка)
«Под горою у реки
Живут гномы-старики
У них колокол висит
Позолоченный звонит:
Диги-диги-диги-дон
Выходи из круга вон.
Игра «Прянична доска»
Ведущий: Вы все правильно ответили, и наша кукла-колядка получает кокошник
Экскурсовод: И еще один зал нашего музея – Русская изба:
3. Слайд №10
Ведущий: В этой русской избе так много предметов. Чего здесь только нет: и горшки, и музыкальные инструменты, и самовар, и старый бабушкин сундук. Называйте те предметы, на которых можно сыграть музыку, а я их буду складывать в сундук.
Слайд №7
Экскурсовод: Молодцы ребята. Вы отлично справились с заданием и нашей кукле-колядке будут лапти
Ведущий: Вот мы и нарядили куклу-колядку
- За ваше уменье, примите угощенья!
РНП «Ой, вы, гостюшки»
Дети:
Новый год пришел
Старый угнал
Себя показал.
Выходи, народ,
Солнышко встречать
Мороз прогонять.
Вставай с постели, открывай двери,
Застилай столы, клади пироги.
Будет тебе трое гостей.
Первые гости - жаркое солнце.
Другие гости - ясен месяц.
Третьи гости - добрый молодец.
Все: Чем богаты, тем и рады.
Слайд 11 Лестница
Экскурсовод-3: Делу – время, потехе – час. Следующий зал в нашем музее – Зал Сказок. он посвящен русским народным сказкам. Кто из детей не любит сказки с участием этого персонажа.
Слайд № 12
Ведущий: Это картина Виктора Васнецова «Баба Яга» Давайте рассмотрим эту картину Васнецова. Кто изображен на этой картине?
Дети: Баб Яга
Ведущий: – Какая она?
Дети: – страшная, уродливая, коварная, разъяренная итд
Ведущий: Что она делает?
Дети: Летит в своей ступе, несет младенца.
Ведущий: Кто еще изображен на картине и какими красками она написана?
Дети: Сорока, сова. Черные деревья. Темные краски
Ведущий: А как звучит эта картина, какие звуки можно услышать?
Дети: Зловещие крики совы и хруст веток, крик сороки, свист ветра
Ведущий: Баба Яга – любимый персонаж русских народных сказок.
Если вы сможете ответить на мои вопросы, то узнаете, какая картина хранится в запасниках нашего музея. Хотите узнать?
Дети: Да
Ведущий: Для этого вам необходимо выполнить мои задания
1. Какие русские композиторы писали музыку про Бабу Ягу? - Чайковский, Мусоргский, Лядов (по щелчку на портрет вращается портрет композитора)
Слайд № 13
2. Экскурсовод-3: Мультзагадка. По мультипликационному фрагменту назвать композитора и музыкальное произведение, которые вы услыщите (Чайковский «Детский альбом; Мусоргский «Картинки с выставки»)
Слайд №12
Ведущий: Эта картина называется «Избушка на курьих ножках» Виктора Гартмана. Именно по этой картине Мусоргский написал свою пьесу про Бабу Ягу. Как вам кажется, соответствует ли картина характеру и настроению музыки Мусоргского?
Дети: Нет. Потому что музыка мрачная и злобная а картинка Гартмана светлая и волшебная.
Ведущий: Расскажем стихотворение о Бабе Яге и её избушке?
Логоритмическое стихотворение «В темном лесе есть избушка…
Все дети:
В темном лесе - качают руками над головой
есть избушка - делают домик над головой
Стоит задом на перед – хлопают в ладоши, переворачивая их
А в избушке той – домик
Старушка - завязывают платок
Бабушка Яга живет – развести руки в стороны
Нос крючком, - согнуть указательный палец у носа
глаза как плошки - очки
Словно угольки горят.
И сердитая, - махнуть одной рукой
и злая, - махнуть другой рукой
Дыбом волосы стоят - за головой двигать вверх-вниз растопыренными пальцами
Когти остры как у кошки - царапать пальцами
И всего одна нога - стоять на одной ноге
Непростая - погрозить одним пальцем
Костяная - погрозить другим пальцем
Вот так бабушка - 2 хлопка по коленям
Яга - развести руки в стороны.
Слайд №14 Лестница
Экскурсовод-4: Ребята, а давайте мы с вами тоже расскажем сказку и дополним ее звуковым сопровождением
Сказочка-шумелка «Лисичка сестричка и волк»
Видео-аудиокнижка и живое озвучивание детьми
Картинка 1
Аудио голос: Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе:
– Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани да поеду за рыбой.
Переход: дети озвучивают на ложках и, бубенчиках
Картинка 2
Аудио голос: Наловил рыбы и везет домой целый воз.
После слов дети озвучивают на ложках, бубенчиках
Аудио голос: Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к лисичке
После слов дети озвучивают: целлофановый пакет
Картинка 3
Аудио голос:– Вот будет подарок жене! – сказал дед, взял лисичку и положил на воз, а сам пошел впереди.
После слов озвучивают на барабане, после него на ложках, бубенчиках, полиэтиленовых пакетах
Картинка 4
Аудио голос: А лисичка улучила время (озвучивают палочки) и стала выбрасывать полегоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке.
Дети озвучивают: на ксилофоне: гамма вверх
Аудио голос: Повыбросила всю рыбу и сама ушла.
После слов - кастрюльные крыщки, булькание воды через трубочку
Картинка 5
Аудио голос: – Ну, старуха, – говорит дед, – какой воротник привез я тебе на шубу!
– Где?
– Там на возу – и рыба, и воротник.
- Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы – и начала ругать мужа:
– Ах ты, такой-сякой! Ты еще вздумал обманывать!
Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мертвая. Погоревал, погоревал, да делать нечего.
После слов дети озвучивают на палочках и ксилофоне: гамма вниз
Картинка 6
Аудио голос: А лисичка собрала всю разбросанную рыбу в кучку, уселась на дорогу и кушает себе.
Дети озвучивают:
Хруст пакета с сухариками или мешочки с крупой во время разовора
Приходит к ней серый волк:
– Здравствуй, сестрица!
– Здравствуй, братец!
– Дай мне рыбки!
– Налови сам да и кушай.
– Я не умею.
– Эка, ведь я же наловила! Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка, и мала, и велика! Ловись, рыбка, и мала, и велика!» Рыбка к тебе сама на хвост нацепится. Да смотри сиди подольше, а то не наловишь.
Картинка 7
Дети озвучивают: булькание в воду через трубочку всю картинку
Аудио голос: Волк и пошел на реку, опустил хвост в прорубь и начал приговаривать:
– Ловись, рыбка, и мала, и велика!
Ловись рыбка, и мала, и велика!
Вслед за ним и лиса явилась; ходит около волка да причитывает:
Дети озвучивают на треугольниках всю беседу
– Ясни, ясни на небе звезды, Мерзни, мерзни, волчий хвост!
– Что ты, лисичка-сестричка, говоришь?
– То я тебе помогаю.
А сама, плутовка, поминутно твердит:
– Мерзни, мерзни, волчий хвост!
Долго-долго сидел волк у проруби, целую ночь не сходил с места, хвост его и приморозило; пробовал было приподняться: не тут-то было!
«Эка, сколько рыбы привалило – и не вытащишь!» – думает он.
После слов треск пластиковой упаковки авторучек
Картинка 8
Аудио голос:
Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, завидя серого:
– Волк, волк! Бейте его, бейте его!
Дети озвучивают: железное ведро
Аудио голос: Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.
Тем временем, пока волк отдувался своими боками, лисичка-сестричка захотела попробовать, не удастся ли еще что-нибудь стянуть, 3абралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась и бежит. А волк ей навстречу:
Дети озвучивают: целлофановые пакеты и ксилофон гамма вверх
Картинка 9
Аудио голос:– Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!
– Эх, волчику-братику! – говорит лисичка-сестричка. – У тебя хоть кровь выступила, а у меня мозг, меня больней твоего прибили: я насилу плетусь.
– И то правда, – говорит волк, – где уж тебе, сестрица, идти, садись на меня, я тебя довезу. Дети озвучивают на барабане
Лисичка села ему на спину, он ее и повез.
Вот лисичка-сестричка сидит да потихоньку напевает:
– Битый небитого везет. Битый небитого везет!
Ведущий: А не пора ли нам немного поплясать да повеселиться?
Танец с ложками. И. Каплуновой
Слайд№14 Лестница
Экскурсовод-1: Следующий зал посвящен Крещению
Ведущий: В Святки самым интересным было гадание, гадание на будущее, кому какой жених достанется! Какие гадания вы знаете?
Дети:
- Гадание с курицей
- Гадание с зеркалом
- - Гадание с башмачком
-- Слушали под окном
- Гадание на картах
Ведущий: Предлагаю посмотреть картины «Гадание на картах» Алексея Венецианова; Карла Брюллова «Гадающая Светлана» и спеть подблюдные песни
Девочки собирают на поднос украшения или предметы у гостей (3-6шт)
Слайд№15
Гадания: И. Стравинский «Подблюдные песни» а капелла. Импровизация.
Овсень
Овсень, овсень
Я тетерю ловлю
Овсень, овсень
Полевую ловлю
Она под куст
А я за хвост
Овсень
Мне начла хвост
И денег горсть
Овсень
У Спаса в Чигисах
У Спаса в Чигисах за Яузою
Живут мужики богатые
Гребут золото лопатою
Славна!
Чисто, чисто серебро
Серебро лукошками
Славна!
Щука
Щука шла из Нова города
Она хвост волокла из Бела озера
Слава!
Как у щуки чешуйки серебряные
Что серебряные, позолоченные
Как у щуки спина жемчугом сплетена
Как головка у щуки унизанная
А на место глаз дорогой алмаз!
Слава!
Слайд № 16
Ведущий: И в завершение святочных гуляний происходило купание в проруби на Крещение. Самые смелые и закаленные опускались в ледяную воду, смывали все грехи.
Картина «Зимний разгуляй» Д. Холина
Ведущий: Мы совершили экскурсию в картинную галерею и посмотрели картины художников, посвященные Святкам. У нас есть своя выставка рисунков, которые вы сделали с вашими родителями,
Слайд №17 Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий вечера досуга Святки, колядки (для старшего, подготовительного возраста
Сценарий вечер досуга для детей старшего дошкольного возраста, который проводится в музыкальном зале с участием взрослых в роли персонажей, приходящих на праздник к детям. Расчитан, на использование, ...
"Святки - колядки"
Необходимо приобщать молодое поколение к культуре своего народа. Наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского гос...
СВЯТКИ- КОЛЯДКИ Сценарий совместного с родителями развлечения (старшая группа)
В статье описывается опыт приобщения детей дошкольного возраста к русской традиционной культуре. Совместно с родителями обыгрывается обряд колядования на Руси....
Утренник посвященный играм в детском саду "Святки - Колядки"
Святки - колядки...
План - конспект интегрированного мероприятия «Святки - Колядки»
План-конспект к интегрированному мероприятию " Святки-Колядки". Мероприятие рассчитано на детей средней группы.Цель: Продолжить знакомить детей с традициями русского народа....
Сообщение для родителей на тему "Святки-колядки"
Сообщение длдя родителей на тему "Святки-колядки". О народных традициях в святочную неделю, после Рождества....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе "Зимние святки, святки-колядки"
Приобщение детей к русской культуре, знакомство с обрядом колядования на Руси....