Музыкальные игры
картотека по музыке
В файле преддставлена картотека музыкальных игр для каждого возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muz_igry_kartoteka.docx | 26.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6»
Картотека музыкальных игр
Подготовила:
Илюхина Анастасия Александровна,
г.о. Серпухов, 2023г.
МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года)
- «Тихо-громко»
Дидактическая задача: соотносить тихие и громкие хлопки с текстом.
Описание игры: Воспитатель проговаривает текст с соответствующим динамическим оттенком:
У ребяток ручки хлопают,
Тихо-тихо ручки хлопают,
Громче хлопают,
Сами хлопают,
Вот так хлопают,
Ну и хлопают.
- «Угадай, на чем играет зайчик»
Дидактическая задача: учить детей различать тембры различных музыкальных инструментов: погремушка, барабана, бубна, ложек, дудочки, колокольчика.
Описание игры: к детям в гости приходит зайка с волшебной коробочкой с инструментами. Дети угадывают, на чем играет зайка.
- «Кто в домике живет»
Дидактическая задача: формировать знания детей о звучании детских музыкальных инструментов.
Игровая задача: назвать инструмент по звучанию, сказать какому животному он принадлежит.
Игровые правила: внимательно слушать звучание инструментов.
Игровые действия: дети называют инструмент по звучанию (бубен, барабан, погремушка, колокольчик), определяют какому животному, он принадлежит.
Описание игры: Дети знакомятся с персонажами сказки, которые живут в музыкальном домике. У каждого персонажа есть любимый музыкальный инструмент (медведь – бубен, заяц – барабан, петушка – погремушка, птичка - колокольчик). Дети запоминают и угадывают, кто в домике живет по звучанию соответствующего инструмента.
- Весело-грустно
Дидактическая задача:научить детей определять настроение музыкального произведения, выражать настроение с помощью карточек и мимики.
Игровая задача: выбрать и показать картинку настроения музыкального произведения.
Описание игры: Дети слушают музыку и самостоятельно выбирают карточку с изображением веселого или грустного клоуна.
- «Как бегают зверята»
Дидактическая задача: Развивать чувство ритма у детей.
Игровая задача: Выстукивать кулачками, или клавишами, или ложками ритмический рисунок, соответствующему образу животных в разном темпе (быстром, среднем, медленном)
Игровые правила: Повторить за педагогом ритмический рисунок шага в различном темпе (быстром, среднем, медленном), связывая с образами животных (медведь, заяц, мышка, слоненок, лягушка, лошадка). Игрушка или картинка с изображением животного двигается так же (шагает, скачет, бежит, прыгает) в нужном темпе. Чтобы игра проходила интереснее, можно подобрать музыкальное сопровождение.
СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5 ЛЕТ)
- «К нам в гости пришли»
Дидактическая задача: продолжать развивать у детей ритмический слух.
Игровая задача: подбирать нужные ритмы для разных персонажей.
Игровые правила: передавать ритм на инструментах, соответствующему персонажу.
Описание игры: к детям приходят в гости разные игрушки: медведь просит ребенка сыграть на бубне, а он станцует, зайчик (прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне), лошадка (скачет под четкие и быстрые удары ложек), птичка (летит под звон колокольчика) и т.д.
- Кубик «УГАДАЙ-КА»»
Дидактическая задача: воспитывать интонационный слух.
Игровая задача: Учить подражать звучанию различных предметов голосом.
Игровые правила: Передать голосом звучание предмета, чтобы он был узнаваем.
Описание игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия,и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:Кубик детям передай,
Кто пришел к нам, угадай!
Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу, затем показываетголосом, какой звук может издавать предмет, изображенный на верхней граникубика. На гранях кубика могут быть изображены: часы, молоток, туча икапелька, самолет, паровоз, желтые листочки и т.д.
- «Кубик - оркестр»
Дидактическая задача: чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи(стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки элементарного музыцирования в оркестре, чувство ритма.
Игровая задача: выбрать правильно инструмент соответственно картинке.
Игровые правила: играть на выбранном инструменте в «оркестре».
Описание игры: Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:
Кубик движется по кругу,
Передайте кубик другу.
Кубик может показать,
На чем тебе теперь играть!
Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр». Целесообразно разбить детей на подгруппы. По желанию детей игру можно проводить несколько раз.
- «Кубики-календарики»
Дидактическая задача: формировать и развивать певческий голос, певческиенавыки. Совершенствовать чувство темпа и ритма.
Игровая задача: подобрать песню к изображению на картинке времени года.
Игровые правила: Подобрать песенку, в которой поется об этом времени года.
Описание игры: На гранях кубика - картинки с изображением времен года, по четыреразукрашенных кубика на четыре сезона. Дети, стоя или сидя в кругу, передаютдруг другу кубик и ритмично произносят текст:
Календарик мы листаем,
Кубик другу отправляем.
К кому кубик попадает
«Кубики-календарики»
Тот стишок нам всем читает!
Ребенок с кубиком читает стишок или исполняет вокальную импровизацию,соответствующую времени года. По желанию детей игра повторяется несколькораз. В процессе игры можно выучить с детьми стихотворение из циклаC.Маршака «Круглый год».
- «Лесенка»
Дидактическая задача: Развитие звуковысотного слуха.
Игровая задача: Различать движение мелодии вверх и вниз.
Игровые правила: Внимательно слушать и наблюдать, чтобы правильно определить движение мелодии.
Описание игры: Воспитатель поет с детьми песенку «Лесенка» («Вот иду я вверх, вотиду я вниз») несколько раз, сопровождая каждый звук движением руки,постепенно поднимая ее, а затем опуская. Пропойте движения мелодии вверх или вниз на слова «Топ, топ, топ» и попросите ребенка ответить, в каком направлении движется девочка: вверх или вниз по лесенке.
СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 ЛЕТ)
- «Наше путешествие»
Дидактическая задача: развитие ритмического слуха.
Игровая задача: подобрать нужные ритмы для разных персонажей.
Игровые правила: придумать небольшой рассказ и изобразить его на инструменте.
Игровой материал. Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.
Описание игры. Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу,— говорит воспитатель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).
Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).
- «Слушаем внимательно»
Дидактическая задача: учить чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки.
Игровая задача: определить инструменты, на которых исполняется произведение.
Игровые правила: правильно выбрать инструменты, которые исполняют произведение.
Игровой материал. Записи инструментальной музыки, знакомой детям; детские музыкальные инструменты
Описание игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют это произведение, и найти их на столе.
Игра проводится с целью закрепления пройденного материала по слушанию музыки, а также в часы досуга.
- «Громко – тихо запоем»
Дидактическая задача: развивать способность различать звуки по силе звучания.
Игровая задача: различить динамические оттенки: громко, тихо.
Игровые правила: найти игрушку, слушая громкость звучания.
Игровой материал. Любая игрушка.
Описание игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.
- «Наши песни»
Дидактическая задача: развивать звуковое внимание.
Игровая задача: слушать внимательно и правильно выбирать карточки.
Игровые правила: закрыть фишкой правильно угаданные мелодии.
Игровой материал. Карточки-картинки (по числу играющих), иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, проигрыватель, фишки.
Описание игры. Детям раздают по 2—3 карточки. Исполняется мелодия песни на металлофоне или в записи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки.
- «Колобок»
Дидактическая задача: развивать способность различать звуки по силе звучания.
Игровая задача: различить динамические оттенки: громко, тихо.
Игровые правила: найти колобка, слушая громкость звучания песни.
Игровой материал. Игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке.
Описание игры. Дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобок, и зовут водящего:
«Укатился колобок, колобок — румяный бок, Как же нам его найти, к деду с бабой принести? Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи, и по песенке веселой колобок отыщи».
Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко — громко.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕГРУППА (6-7 ЛЕТ)
- «Зов»
Дидактическая задача: развивать певческий голос, певческие навыки.
Игровая задача: произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание.
Игровые правила: делать вдох по сигналу руководителя и голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).
Описание игры: дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой. По сигналу руководителя дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный: ре-е-чка-а, пе-е-чка-а. Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль (за крышу, в небо).
Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и весело, нараспев, правильно взяв дыхание
- «Ассоциации»
Дидактическая задача: развитие творческого воображения.
Игровая задача: интереснее передать мысли и чувства, которые возникают во время прослушивания, ассоциативно.
Игровые правила: рассказать какие мысли и чувства возникли во время прослушивания.
Описание игры: воспитатель ставит подобранные мелодии (3—4, не более). Это могут быть отрывки из классических произведений. Ребята должны слушать музыку и запоминать мысли и чувства, которые возникают у них во время прослушивания, ассоциативно. В результате должно получиться небольшое сочинение (5—6 строк). Возможно, кто-то придумает стихотворение, нарисует небольшую картинку. Время прослушивания 5—7 минут. Если одного раза недостаточно, ведущий еще раз ставит мелодию.
- «Займи место»
Дидактическая задача: воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательные отношения друг к другу.
Игровая задача: внимательнее и быстрее услышать начало и когда мелодия остановиться.
Игровые правила: успеть занять стул, когда мелодия останавливается.
Описание игры. На середину площадки в кружок ставят несколько стульев таким образом, чтобы спинка находилась внутри круга. Количество стульев зависит от числа игроков и должно быть на один меньше. Однако для большего веселья можно поставить совсем немного стульев, чтобы в процессе игры завязалась настоящая кутерьма.
Ведущий включает веселую и ритмичную музыку. Как только она зазвучит, он дает условный сигнал игрокам, и они приступают к выполнению своей задачи. А заключается она в том, что игроки бегают вокруг стульев, и когда в какой-то момент ведущий говорит: «Стоп!», они должны опуститься на стулья. Тот, кто не успел занять стул или сел мимо, должен выйти из игры. Вместе с ним убирается один стул.
Игру можно несколько разнообразить, если установить новые правила. Так, игроки, ходящие под музыку вокруг стульев, могут исполнять какие-нибудь танцевальные движения: например, поворачиваться вокруг своей оси или совершать плавные движения руками, подобно восточным танцовщицам.
Можно просто прыгать, подобно зайцам, или же водить хоровод, взявшись за руки. В общем, любые телодвижения обязательно сделают игру более интересной и развлекательной, а заодно дадут игрокам повод лишний раз подвигаться.
- «Ходим кругом»
Дидактическая задача: развитие интеллектуальных музыкальных способностей и музыкальной памяти.
Игровая задача: внимательно следить за водящим и запоминать движения.
Игровые правила: повторять точно все движения за водящим.
Описание игры. Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри него. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:
Ходим кругом, друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Все, что Коля (Саша, Ира или др.) нам покажет,
Будем дружно повторять!
Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает, как лягушка, вращает руками, крутится на месте или принимает какую-либо смешную позу). Все игроки должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из ребят в круге и низко кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.
Игра повторяется, хоровод движется в другую сторону.
- «Игра-загадка»
Дидактическая задача: развитие тембрового и динамического слуха.
Игровая задача: больше и правильно отгадает поющих игроков.
Игровые правила: слушать и отгадывать поющего по тембру и охарактеризовать отличительные свойства его голоса.
Описание игры. Число участников неограниченное. Это могут быть и бабушка, и дедушка, и папа с мамой, и братья, и сестры, и друзья. Все они удобно устраиваются на стульях. Один из играющих встает спиной к сидящим и закрывает глаза, а ребенок, который одновременно выполняет функции ведущего, – поворачивается к игрокам лицом. Он и будет дирижером, который должен показывать рукой сидящим на стульях, кому и как исполнить звук «а». Кому-то надо пропеть этот звук громко, а кому-то – тихо, кому-то – низко или высоко.
Тот игрок, который стоит спиной к сидящим, должен отгадать поющего по тембру и охарактеризовать отличительные свойства его голоса. Когда все будет отгадано, можно всем пропеть звук «а» с различными музыкальными оттенками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная игра-сказка, как средство формирования музыкальных основ музыкальной культуры у детей дошкольного возроста.
Сказка по мотивам А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...
Авторские тематические музыкальные игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста Краснослободцева Н.В, музыкальный руководитель
Авторские тематические музыкальные игры для детей среднего и старшего дошкольного возрастаКраснослободцева Н.В, музыкальный руководитель...
Консультация музыкального руководителя для родителей Тема: «Музыкальные игры в семье»
Консультация музыкального руководителя для родителей Тема: «Музыкальные игры в семье»Уважаемые мамы и папы!Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где ...
Музыкальная игра - как ведущий вид музыкальной деятельности дошкольников
В данной презентации рассмотрена связь игры и музыки, выделены принципы и задачи ,прведены примеры....
Музыкальная игра для детей среднего возраста " Игра с музыкальными игрушками-самоделками"
Игра с погремушками расчитана для детей среднего возраста.Цель игры: развитие координации движений, слуха, памяти, чувства ритма, формирования навыков игры на...
Музыкальные игры в семье.Музыкальная игра - как средство развития музыкальной деятельности ребенка.
Уважаемые родители!Сегодня всем, кто имеет такую возможность, важно остаться дома. Это поможет сдержать распространение вируса и уберечь себя и окружающих. Дома можно и нужно проводить время с пользой...
Музыкальная игра на развитие музыкального мышления "Танцующие музыкальные инструменты".
Цель: развитие музыкального мышления, танцевального творчества,эмоциональной отзывчивости на инструментальную музыку....