Поэтическое музицирование и озвучивание сказок
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Людмила Григорьевна Щербакова

В данном материале собраны сказки и стихотворения, которые могут быть озвучены детьми на занятиях по музыке. Роль рассказчика выполняет музыкальный руководитель или воспитатель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozvuchivanie_skazok_stihov.docx23.97 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Поэтическое музицирование и озвучивание сказок

Роль рассказчика исполняет воспитатель или музыкальный руководитель.

Озвучивание стихов

«День и ночь» А.С. Ахметова

Рано утром в темном небе

Вдруг раздался сильный гром (тарелки)

Капли стукали по крыше

Отчего запел весь дом (треугольник)

Тут поднялся сильный ветер,

Зашумел в листве,в саду (гудящая дудочка и фольга)

С веток яблоки срывались,

Падали на землю – Бу-ум! (барабан)

А сороки от испуга

Растрещались по округе (трещотка)

Гром ударил еще раз-

И затихло все тот час (пауза)

Лишь маленькие капельки

Стекали с крыш и капали (металлофон)

Вот тучи расступились

И солнышко взошло (металлофон – глиссандо)

От птичьих трелей

Нам радостно, светло (колокольчик, бубен) (по одному и вместе)

Успокоилась природа,

Мы услышим новый звук за околицей, в лесу

Раздается дятла стук (деревянные ложки)

На соседней улице

Тройка лошадей бежит (румба, кастаньеты)

А над беленьким цветочком

Пролетая жук жужжит: (жжжжжжжжжжжжжжжж)

Незаметно стало тише,

Солнце скрылось за горой.

Спят в кроватках ребятишки

В ульях спит пчелиный рой. Кладут ладошки под щечки - «спят».

****

«Мышата»

Вот одна, вторая, много! (фужеры с водой +металлическая палочка)

В небе звездочки зажглись (треугольник)

С наступленьем ночи мыши

Все на кухне собрались (маракасы)

Нашли мешочек семечек

И вся семья мышат

С огромным удовольствием

Едят, грызут, шуршат (скорлупки от фисташек прикрепленные к деревянной ложке)

Вдруг один мышонок прыгнул,

Скатерть зацепил и тут…

На пол грохнулась кастрюля.

Издавая жуткий звук (тарелки)

Все мышата испугались

И по норкам разбежались. (Прижать палец к губам: Т-с-с)

****

«Нас теперь вокруг одна окружает тишина…»

Тихо бродит по дорожке, Осень в золотой одежке

(Тихо бьют ладошками по барабану).

Где листочком зашуршит, (Маракасы).

Где дождинкой зазвенит, (Колокольчики).

Раздается громкий стук, это дятел тук-тук-тук!

(Деревянные палочки, ложки).

Дятел делает дупло, белке будет в нем тепло. (Ложки)

Ветерок вдруг налетел, по деревьям пошумел, (Бубны).

Громко завывает, тучки собирает, (Дудочки)

Дождик динь, дождик-дон, капель звонкий перезвон.

(Треугольники и металлофоны)

Все звенит, стучит, поет, Осень в гости к нам идет! (Весь оркестр).

****

«Апрель» С. Маршак

Апрель, апрель! На дворе звенит капель (удары по треугольнику).

По полям бегут ручьи (глиссандо на металлофоне снизу-вверх),

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи (удары в пластмассовый молоточек или ксилофон)

После зимней стужи (погремушки, встряхивание листа бумаги, катание карандаша по столу).

Пробирается медведь сквозь густой валежник (размеренное встряхивание маракаса, удары деревянными ложками или игра на барабане).

Стали птицы песни петь (игра на свистульках),

И расцвел подснежник (игра на колокольчиках).

Озвучивание сказок

«Три поросенка» по мотивам английской народной сказки

Декорации и атрибуты: картонные деревца, домик; поросята – игрушки разной величины – большой, средний и маленький; деревянные молоточки; карточки с изображением музыкальных инструментов; детские музыкальный инструменты.

Ход игры:

Рассказчик: Жили-были на свете три поросенка. Три брата. Все одинакового роста, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Звали их Нуф-Нуф, Ниф-Ниф и Наф-Наф. Все лето они кувыркались в зеленой траве, нежились в лужах, плясали и пели.

  • «Поросята учатся плясать» - развитие ритмического слуха. Задача игроков - повторить за взрослым несложный ритм с речевой поддержкой, например: хлоп, хлоп, хлоп, топ, топ.

Второй вариант – повторить ритм, отстукивая игрушкой – поросенком по столу;

третий вариант – при правильном повторении ритма игрушка - поросенок выглядывает из-за деревца;

четвертый вариант - один поросенок учит другого танцевать – один ребенок задает несложный ритм – другой повторяет).

  • «Поросята поют» - развитие звуковысотного слуха. Задача игроков -услышать звуки разной высоты и определить у поросят голоса низкий - у большого, средний – у среднего, высокий – у маленького.

Рассказчик: Построили они себе на ветке дерева качели и качались все лето, пока не наступила осень. Когда поросята смастерили себе домики из веток и соломы, они подразнили Наф-Нафа, который строил домик из камней и пошли гулять. И по дороге играли на разных музыкальных инструментах.

  • «Угадай, на чем играют поросята» - развитие тембрового слуха. Задача игроков – услышать и угадать музыкальный инструмент не называя его, а показывая соответствующую карточку.

Рассказчик: И вдруг они увидели самого настоящего живого волка. Он стоял за большим деревом и у него был такой страшный вид, такие злые глаза и такая зубастая пасть, что у Ниф-Нифа и Нуф- Нуфа по спинам пробежал холодок и мелкие их хвостики задрожали. Бедные поросята не могли пошевелиться от страха. Но вдруг опомнились, бросили музыкальные инструменты и пустились наутек. Когда волк развалил домики из соломы и из веток, он быстро бросился бежать за поросятами, нагоняя их огромными скачками. Братья подбежали к домику Наф-Нафа и увидели лесенку у крыльца. Они были так напуганы, что бегали по лесенке вверх и вниз и не могли остановиться.

  • «Лесенка» - развитие звуковысотного слуха. Задача игроков – определить на слух, поднимаются поросята в домик по лесенке или спускаются. Мелодия на металлофоне исполняется поступенно вверх или вниз.

Рассказчик: Волк рыскал по лесу. Он был уверен, что в этот раз поросятам от него не уйти.

  • «Волк ищет поросят» - развитие диатонического слуха. Задача игроков – по силе звучания определенного инструмента - громко, тихо, громче, тише –угадать, близко ли волк подбежал к домику Наф-Нафа.

Рассказчик: Волк пытался дуть, чтобы снести дом, но только посинел от натуги. Он увидел трубу и попытался влезть через нее в дом, и тут же, черный, как трубочист волк бултыхнулся прямо в котел с кипящей водой. Когда волк с диким ревом вылетел в трубу, обратно на крышу, он скатился с нее и бросился в лес. А три брата, три маленьких поросенка развеселились, стали петь и плясать.

  • «Угадай, что поросята делают в домике» - развитие восприятия и музыкальной памяти. Задача игроков – прослушать музыку, назвать жанр, выполнить движения под эту музыку.

Рассказчик: С этих пор братья дружно живут под одной крышей.

«Красная Шапочка и Серый волк» по мотивам сказки Ш. Перро

Декорации и атрибуты: игрушки – Красная Шапочка, волк, картонные деревья, изображающие лес, домик; цветы; детские шумовые и музыкальные инструменты (по паре).

Ход игры:

Рассказчик: Жила – была в деревне девочка, звали ее Красная Шапочка. Однажды мама напекла пирожков и отправила Красную Шапочку навестить больную бабушку.

Идет она лесом, а навстречу ей Серый волк.

- Куда ты, девочка, идешь?

- Я иду к бабушке, несу ей пирожки, да горшочек масла. Да еще у меня есть музыкальные инструменты – бабушка у меня веселая, музыку любит.

- А далеко – ли живет твоя бабушка?

- Вон там, за лесом, в крайней избушке.

- У, так и мне надо навестить бабушку. Ты иди по этой тропинке, а я – по той.

  • «Кто как идет?» - развитие ритмического слуха. Задача игроков – услышать удары в бубен медленные и быстрые, определить – бежит волк или идет Красная Шапочка.

Рассказчик: Шла Красная Шапочка лесом, по тропинке, рвала цветочки, плела венки, напевала песни.

  • «Угадай песню» - развитие восприятия и музыкальной памяти. Игроки слушают мелодию песни на металлофоне или в записи, называют, за правильный ответ получают цветок.

Рассказчик: Шла она, шла, да и заблудилась. Стала аукаться.

  • «Эхо» - развитие звуковысотного слуха. Задача игроков, используя в игре песню Е. Тиличеевой «Эхо», «аукаться» друг с другом на определенном интервале.

Рассказчик: Вот и Красная Шапочка. А не потеряла ли она свою корзинку?

Давайте проверим, все ли музыкальные инструменты на месте.

  • «Определи инструмент» - развитие тембрового и динамического слуха. Задача игроков – услышать звучание предлагаемого инструмента, найти у себя такой же и сыграть на нем.

Рассказчик: Волк тоже пел свою песню – длинную и короткую, тихую и громкую.

  • «Отгадай». Задача игроков - угадывать звуки по длительности и динамике.

Рассказчик: Волк пустился бежать по самой короткой дороге. А бабушка была в это время дома. Что же она делала?

  • «Песня, танец, марш» - развитие восприятия и музыкальной памяти. Задача игроков - прослушать музыку и определить, что делает бабушка.

Рассказчик: Волк кинулся на бабушку и разом проглотил ее. И Красную Шапочку он тоже одним махом проглотил. Неподалеку по лесу проходили охотники, услышали шум, вбежали в избушку и убили волка. Они вспороли волку брюхо и оттуда вышли бабушка и Красная Шапочка живые и невредимые.

«Кот, Петух и Лиса» по мотивам русской народной сказки.

Декорации и атрибуты: игрушки – Кот, Петух, Лиса; детские музыкальные и шумовые инструменты (по два одинаковых).

Ход игры:

Рассказчик: В лесу, в маленькой избушке жили-были Кот да Петух. Кот пел свою песенку – «мяу», «мур», а когда сердился на Петушка, то фыркал – «ф», а Петушок будил Кота по утрам и всегда пел одну песню – звонкую, громкую – «кукареку» (дети имитируют звукоподражания).

Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом стеречь. Проведала про то Лиса, и захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она села под окошко и запела:

«Петушок, Петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку» (ребенок отстукивает ритм песенки на треугольнике и исполняет её). Петушок выглянул, а она его цап-царап – схватила и понесла.

Как бежала лиса – быстро или медленно? (рассказчик играет на бубне ударами и звенит, дети угадывают). А бежала она по ровненькой дорожке или по камушкам? (ребенок ударяет по деревянной коробочке, дети угадывают и отвечают) В горку или с горочки? (ребенок проигрывает на металлофоне поступенное движение мелодии вверх и вниз, дети угадывают и отвечают).

Петушок испугался и закричал:

-Несет меня Лиса за темные леса, за высокие горы, Котик-братик, выручи меня!

Кот недалеко был, услыхал, помчался за Лисой и отнял Петушка.

На другой день случилась та же история. Петушок выглянул в окошко, а Лиса его цап-царап, схватила и понесла. Как Петушок ни плакал, ни кричал - не услышал его Кот.

Приходит Кот, а Петушка то и нет. Надо друга выручать. Пошел Кот на базар, купил себе сапоги, синий кафтан, шляпу с пером, да музыкальные инструменты. Идет по лесу, на разных инструментах играет (ребенок за ширмой играет ритм на определенном детском шумовом инструменте, остальные угадывают и повторяют на таком же)

Звери удивляются – откуда у нас такой музыкант появился?

А Кот высмотрел лисий дом, встал на крылечко, заиграл на дудочке песню (рассказчик играет РНП «Во поле береза стояла», «Калинка», «Во саду ли, в огороде» - дети угадывают).

Лиса и говорит Петушку:

- Ступай, Петя, посмотри, кто меня зовет, да скорей возвращайся.

Петя-петушок выскочил на крыльцо, а Кот схватил его да понесся домой что было мочи. С тех пор опять Кот да Петух живут вместе.

Важно отметить, что музыкальные игры – сказки, разучиваемые с детьми, требуют такой организации, при которой ребенка должен увлекать не только сам процесс, но и качество деятельности.

Таким образом, для того чтобы игры вызывали у детей желание петь, слушать музыку, выполнять музыкально-ритмические движения, игры должны быть оформлены очень красочно, отличаться разнообразием. Только в этом случае будут выполняться непосредственные задачи, стоящие перед игрой, такие, как: развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, внимания, памяти, мышления, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоты, темпа, динамики, ритма), координации движений; воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Озвучивание сказок и стихов.Консультация для родителей.

Этот материал поможет родителям развить у детей музыкальное творчество и  сенсорные  способности  (чувство ритма,тембровый слух)....

Озвучивание сказок

советты для родителей...

Обобщение опыта работы. Статья. "Озвучивание сказок" , советы для родителей

Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой простой, давно известной ребенку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества. На домашнем празднике можно удивить мал...

Озвучивание сказок

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка: Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда соп...

Озвучивание сказок и стихотворений на детских музыкальных инструментах

Озвучивание сказок и стихотворений на детских музыкальных инструментах...

Консультация для родителей "Озвучивание сказок"

Консультация для родителей "Озвучивание сказок"...