Музыкально-ритмические игры для детей дошкольного возраста
материал по музыке
В музыкальных играх целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности изучения, раскрепощению детей. Избавлению от комплексов.
Ритмические игры , теснейшим образом связаны с моторикой, мышечной реактивностью человека, поэтому надо научить ребёнка физически прочувствовать ритм. Нервная система, как и мускулатура, поддаётся развитию, поэтому человек, владеющий чувством ритма, будет лучше играть, петь, танцевать и т.п. Воспитывая у детей чувство ритма, повышается рациональная организованность движений, их работоспособность, развивается дыхание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykaln_ritmicheskie_igry.docx | 45.99 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-ритмические игры для детей дошкольного возраста.
Игра «Дорожка»
Цель: учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте.
Ход игры: дети выбирают себе музыкальные инструменты (бубен,
молоточек, барабан), садятся по кругу. В центре круга — ведущий (педагог или ребенок).
Ведущий. Я гуляю по дорожке (марширует),
Дети. На своих инструментах выполняют ритм стиха, выделяя сильную долю.
И мои шагают ножки.
А потом, а потом (бежит на месте) Все бегом, бегом, бегом.
Через лужи прыг-скок.
Прыг-скок, прыг-скок (прыжки с ноги на ногу). А теперь на бугорок,
Стоп (притоп)
Надоело мне стоять,
Лучше буду танцевать (исполняет простые движения: нога на носок, на пятку, ковырялочка и т.п.).
Игра «Погуляем»
Цель: развитие движений, перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.
Ход игры: дети двигаются по залу для музыкальных занятий в разных направлениях.
Ведущий. Погуляем, погуляем В садике своем...
Дети. Погуляем, погуляем
И дружка найдем. (Находят себе пару — дружка.)
По-ка! (Отходят спиной назад на два шага и машут рукой, прощаясь.) Хлоп-хлоп! (Останавливаются друг перед другом и делают два хлопка.) Привет! (Вновь подходят друг к другу, здороваются.)
По-ка! (Делают два хлопка, отходят назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)
При повторении игры ребенок находит нового дружка. Можно предложить разные варианты игры: гулять парами, перестраиваться в круг (возможно перестроение по первой букве имени) и т.д.
Игра «Я иду к тебе»
Цель: перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.
Воспитатель. Хорошо вокруг,
Дети. (Свободно гуляют по комнате.)
Солнце светит нам. (Находят себе партнера, становятся напротив друг друга и выполняют хлопки.)
Улыбаюсь я всем моим друзьям.
Дети. (Стоящие в парах берутся за руки и делают хлопки.)
(Пары перестраиваются в общий круг и делают три хлопка и, взявшись за руки, идут по кругу.)
Воспитатель. Здравствуй, миленький дружок! Становись со мной в кружок!
Хорошо вокруг,
Солнце светит нам, Улыбаюсь я
Всем моим друзьям.
Игра «Мишка»
Цель: озвучивание ребенком стихотворных строк.
Ход игры: воспитатель предлагает детям помочь медвежонку добраться до дома, а чтобы ему было веселее шагать, нужно сделать этот путь звучащим. Воспитатель.
Шлепал мишка по дорожке:
Шлеп-шлеп-шлеп!
И захлопал он в ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп! А потом, а потом,
Побежал скорей бегом:
Пом-пом-пом-пом-пом-пом-пом! Он по кочкам Топ-топ-топ!
Добежал до дому — Стоп!
(Дети стоя выполняют соответствующие движения.)
Или:
Мишка весело шагал: Топ! Топ! Топ! Топ! А потом он побежал: Топы-топ, топы-топ!
Вдруг споткнулся и упал: Бух! Отряхнулся и сказал: Ух!
Сделал шаг и: Ой! Ой! Ой! И ворча, заковылял домой.
Игра «Прогулка»
Цель: закрепление длительностей нот, развитие чувства ритма. Игровой материал: музыкальные инструменты по числу играющих (молоточки, барабан, бубен, ксилофон, металлофон, колокольчик, музыкальные тарелки).
Ход игры: Взрослый: «Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом
музыкальные инструменты.
Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу), а теперь мы вышли на улицу. Светит яркое солнышко, мы
обрадовались, побежали (частые удары по барабану или можно молоточками по столу). Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча, подул ветер,
ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь. Сначала это были редкие
капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, ударять в тарелки,
колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все
инструменты для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильный частый ливень дети передают в определенном ритме, вследствие чего у них закрепляются знания о длительностях нот)».
Взрослый: «Испугались ребята такой погоды и побежали домой» (снова быстрые и ритмичные удары).
Игра постепенно усложнялась, дети с помощью взрослого придумывали новые события, которые происходили на «прогулке», и каждый раз ритмические рисунки становились все разнообразнее и сложнее.
Игра «Ловушка»
Игра проходит под русскую народную мелодию «Я на горку шла» или другую музыку с двудольным размером, которая начинается из-за такта. Цель: учить детей синхронно выполнять движения под музыку или пение, действовать вместе, одновременно отмечая конец запева или 1-й части
музыки общим движением, развивать быстроту реакций, ловкость; воспитывать смелость и активность каждого ребенка, а также умение достойно проигрывать, не обижаться, а упражняться дальше.
Ход игры: 4-5 человек становятся в круг, держась обеими руками за веревку, концы которой соединены.
На затакт дети должны одновременно поднять веревку вверх. А затем на каждый такт то опускают веревку вниз, то поднимают ее вверх. Так
продолжается до конца 1-й части музыки или запева. В конце веревка должна оказаться наверху!
На 2-й части музыки или на припев остальные дети поворачиваются за ведущим и бегут за ним «змейкой» через все «воротики».
По окончании музыки «ловушка захлопывается»- дети опускают веревку вниз. Кто попался, тот становится в круг и берется обеими руками за
веревочку. Игра продолжается до тех пор, пока не поймают почти всех детей,
которых можно похвалить за ловкость или предложить им совершить «круг почета» вокруг положенной на пол веревки под аплодисменты всех детей.
Игра «Один, два, три, четыре, пять»
Цель: учить детей действовать по одному и вместе с другими; развивать организаторские способности детей; развивать внимание детей, их ориентировку в пространстве, быстроту реакций; упражнять в счете и в основных движениях.
Ход игры: Под музыку дети двигаются по всей комнате в разных
направлениях, используя энергичную ходьбу, бег, подскоки в зависимости от характера музыки. С окончанием музыки воспитатель называет первую
цифру. Дети должны построиться в соответствии с названным числом
парами, тройками и т.д., встав в кружок или шеренгу и подняв руки вверх.
РИТМО – РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«КОЗЕЛ»
Цель: учить распределять внимание, слышать метроритмическую пульсацию.
Описание:
дети делятся на две подгруппы. На первую часть музыки «Полька» И.Саца одна подгруппа выполняет притоп одной ногой, показывая, как «козел стучит копытом». Другая подгруппа покачивает головой, изображая козла. Перед игрой повторяются слова и образные движения (ритмично выполнять притопы и покачивания головой). Затем перейти к распределению действий подгрупп.
Козел сердит, козел молчит, Он копытами стучит, Бородой своей трясет,
Никак капусту не найдет.
«ДОЖДИК: КАП!»
Цель: развитие умение четко произносить текст с ритмичным движение рук и ног.
Описание:
Дети выполняют упражнения, сидя на стульях. Проговаривают конец фразы: кар-кар, хлоп-хлоп и т.д.
Птица: кар, кар, кар!
Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! Дети ритмично хлопают в ладоши. Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям. Ноги: шлеп, шлеп, шлеп! Топают попеременно ногами.
Дети: ха, ха, ха! Вытягивают руки вперед ладонями вверх Мама: ах, ах, ах! Качают головой.
Дождик: кап, кап, кап! Хлопают ладонями по коленям. Туча: бах, бах, бах! Топают ногами.
«НЕБО СИНЕЕ»
Цель: дать детям понятие, что бывают долгие и короткие звуки.
Описание:
Спеть песню на одном звуке, используя слоговые названия коротких и длинных звуков.
В не-бе пе-се-нки зве-нят, Все ре-бя-та вверх гля-дят:
Мно-го в не-бе пти-чьих стай, По-то-му что ме-сяц май.
Прохлопать ритмический рисунок песенки, делая столько хлопков, сколько звуков в мелодии. Длинный хлопок приходится на длинный звук.
«КАПЕЛЬКИ»
Цель: развивать точность выполнения словесной инструкции.
Описание:
назначаются дети капельками, остальные – сопровождают их действия ритмическими звукоподражаниями «Кап» на сильную долю пьесы М.Раухвергера «Дождик». Перед игрой с детьми разучивается
стихотворение.
Дождь по крыше заплясал, Капельками застучал:
Вот одна, а вот другая, Третья, пятая, восьмая.
Звукоподражания можно заменить хлопками, сигналами ударных детских инструментов: бубнами, погремушками и др.
«СТОЛЯРЫ»
Цель: развивать ритмизированную речь.
Описание:
дети стоят в трех колоннах и выполняют имитационные действия поочередно, проговаривая ритмизировано текст.
Будем дружно мы играть, Столяров изображать:
И пилить, и строгать, Гвозди крепко забивать.
Под ритмичную музыку действия выполняются одновременно. Затем
меняется порядок играющих в колоннах. Или одна выполняет, а другая
– подбадривает ее хлопками на сильную долю.
«РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ!»
Цель: учить распределению внимания, развивать ощущение равномерности темпа и ритма в двигательных реакциях.
Описание:
под музыку «Физкультурный марш» М.Раухвергера дети выполняют динамические движения. На нечетные такты двигаются бодрым шагом
вперед, считая вслух: «Раз, два, три, четыре!» На четные такты дети стоят на месте и хлопают в ладоши, воспроизводя ритмический рисунок.
«ПРЫГ, ПРЫГ, СКОК!»
Цель: развивать ритмическую память, метрическое чувство.
Описание:
ребенок, выбранный зайчиком, сидит в кругу. Дети, взявшись за
руки, спокойным шагом с песней идут по кругу на 1-е и 2-е предложение.
На третье – они останавливаются и хлопают в ладоши на акценты, на которые «зайчик» прыгает с продвижением вперед. До кого «зайчик»
допрыгнет, тот становится на его место в центр круга. Игра продолжается.
Что ты, заинька, сидишь? Что ты, заинька, молчишь? Раз прыжок, два прыжок! Прыг, прыг, скок!
«НЕ ЗЕВАЙ!»
Цель: развивать ритмический слух, учить точно воспроизводить повторяющийся ритмический рисунок.
Оборудование: бубны по количеству детей.
Описание:
дети стоят в кругу с бубнами в руках. На нечетные такты «Новогодней польки» А.Александрова музыкальный руководитель называет детей по
именам. Тот, кого назвали, ударяет по бубну три раза на четный такт. Удары в бубен сопровождаются ритмическим проговариванием слов «Не зевай!» остальными детьми.
«ЗИМА»
Цель: развивать чувство ритма, координацию слова и движения.
Описание:
зимушка-зима нас радует своими играми и забавами. Дети выполняют ритмичные движения под следующие слова:
Ух! Ух! Ух! «тарелочки»
Мчатся сани хлопки справа, слева в ритме музыки
Во весь дух. 2 раза топают
Ух! Ух! Ух! «тарелочки»
Снег под горкой хлопки в ритме музыки Словно пух. 2 хлопка над головой.
«МЫ НОГАМИ ТОП-ТОП»
Цель: понимать ритмическую структуру слова в сочетании с музыкой.
Описание:
дети выполняют движения под слова песни на музыку М.Гоголевой (см. ноты ниже).
Мы ногами топ-топ, топают
Мы руками хлоп-хлоп, хлопают
Мы глазами миг-миг, подмигивают
Мы плечами чик-чик. Поднимают по очереди плечики Раз – присели, два – привстали, пружинка
Раз, два, приставной шаг влево Раз, два приставной шаг вправо
Поиграть нам всем пора! Делают 4 хлопка над
Головой
«ТУК-ТУК»
Цель: развивать чувство ритма, речь под сопровождение.
Описание:
мы с вами отправимся на железнодорожный вокзал. Дети, вы любите
кататься на поезде? Присаживайтесь, давайте все вместе покажем, как стучат колеса.
Игра проводится сидя по полу.
Правая рука. Левая рука.
Тук. (Стучат по полу по - очереди 2 раза) Тук. Тук. (Стучат по коленям по - очереди 2 раза) Тук. Справа. Слева.
Тук-тук-тук. (Стучат по полу двумя руками) Тук-тук-тук.
Правая рука. Левая рука.
Тук. (Стучат по полу по - очереди) Тук.
Глубоко вздохнуть, руки втянуть вперед и на выдохе произнести У-у-у…
Упражнение повторить сначала.
«МУХИ И ПАУК»
Цель: развивать распределение внимания, чувство ритма, координацию слова и движения под музыку.
Описание:
в соответствии с ритмическим рисунком дети чередуют хлопки в ладоши, постукивают по коленям, выполняют щелчки пальцами и притопы (см. ноты ниже).
На паркете восемь пар – Мухи танцевали.
Но, увидев паука, В обморок упали.
«УХ, ЛОЖКИ!»
Цель: развивать слуховое внимание, чувство ритма в игре на ложках с музыкальным сопровождением.
Описание:
дети стоят в кругу. Звучит музыка Ф.Шуберта «Экосез». Они выполняют движения с ложками:
такт 1-4 - хлопают в ладоши поочередно (цепочкой), соблюдая ритмический рисунок.
Такт 5 – пятый ребенок в кругу делает два шага вперед. Такт 6 - хлопает два раза в ладоши.
Такт 7 – два шага назад.
Такт 8 – хлопает один раз в ладоши.
Дальше упражнение выполняют дети, стоящие следующие по кругу.
«НАЧИНАЕМ ПЕРЕПЛЯС»
Цель: развивать чувство ритма, умение согласовывать пение с движением.
Описание:
звучит музыка М.Соснина (см. ноты ниже). Дети выполняют определенные движения.
Музыканты, веселей! На проигрыш ритмичные хлопки Барабанов не жалей!
Раз, два, три!
Три, два, раз! Большой пальчик здоровается с
указательным, средним, безымянным и в обратном порядке.
Начинаем перепляс! «Пружинка»
Начинаем перепляс! Топают в ритм музыки Собирайтесь, плясуны,
Бегемоты и слоны,
Зебры, ежики, еноты – «Пружинка» Все, кому плясать охота,
Все, кому плясать охота! Топают в ритм музыки, в конце 2
коротких хлопка.
«ПАРОВОЗ»
Цель: развивать чувство ритма, умение согласовывать пение с движением.
Описание:
Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулачки. Ноги слегка согнуть в коленях.
Музыкальный руководитель предлагает отправиться в путешествие. При произношении текста потешки дети выполняют ритмичное движение дробного топающего шага с ускорением темпа к концу игры. Темп произносится очень ритмично, четко.
Чух, чух, пыхчу, Пыхчу, ворчу.
Стоять на месте не хочу! Колесами стучу, стучу, Садись скорее,
Прокачу: чух, чух!
«ПОЙМАЙ СНЕЖИНКУ»
Цель: развивать двигательно – слуховую координацию, ладовый слух.
Формировать умение ритмически выделять музыкальное предложение.
Описание:
Под музыку Г.Пахульского «Мечты» (или любой вальс на выбор) дети легко двигаются по залу и на окончание музыкальных предложений «ловят снежинку» ритмичным ударом ладошки.
«ХОЛОДНО – ТЕПЛО»
Цель: учить переключать слуховое внимание с ощущением сильной доли на последовательное чередование сильных и слабых долей в двухдольном размере.
Описание:
Дети стоят в свободном построении. На звучание русской народной песни «Полянка» дети хлопают руками по телу внизу («в холодную воду») со словом «Ой!» на ударную долю с 1-8 такты.
На другие такты – «в горячую воду» со словом «Ай!» поочередно на сильную и слабую долю хлопают вверху.
Игровую ситуацию можно изменить: хлопки на притопы («сильные и слабые брызги»).
«ОВОЩИ»
(авторская разработка М.Картушиной)
Цель: развивать двигательную и слуховую координацию.
Описание:
Дети стоят по кругу и выполняют движения по тексту: Плавно идет капуста (шагает с носочка).
Важно шагает помидор (шагает на всей стопе). Осторожно идет редиска (ходят на носочках).
Легко бежит горошек (легкий бег).
Не спеша, вышагивает репка ходьба на пятках). Вприскочку спешит морковка (делает поскоки). Маршируют молодцы-огурцы (марш по кругу). Модницы морковки
Взяли по обновке (стоя на месте, делают повороты).
«МЕДВЕДЬ»
стихотворение И.Токмаковой
Цель: развивать координацию речи и движения.
Описание:
Как на горке – снег, снег, (дети скрипят маленькими мешочками,
изображая снег ).
И под горкой – снег, снег.
А под снегом спит медведь. (Дети шумно вздыхают и выдыхают воздух ).
Тише, тише… Не шуметь… (Поворачиваются друг к другу, держат указательный палец у закрытого рта - тссс
).
«ЕЖИК И БАРАБАН»
Стихотворение Г.Виеру
Цель: развивать умение детей четко проговаривать текст, исполняя его ритмический рисунок на барабане.
Описание:
С барабаном ходит ежик, бум-бум-бум! Целый день играет ежик, бум-бум-бум! С барабаном за плечами, бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно, бум-бум-бум! Очень яблоки любил он, бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он, бум-бум-бум! Ночью яблоки срывались, бум-бум-бум! И удары раздавались, бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули, бум-бум-бум! Глаз до зорьки не сомкнули, бум-бум-бум!
1вариант. Дети стоят в кругу, проговаривают текст и ударяют по большому барабану в центре круга.
2 вариант. Дети ударяют по маленьким барабанам.
МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«ЗАЙЦЫ И ЛИСА»
Цель: развивать умение воспроизводить ритмические рисунки, внимание, ловкость.
Ход игры:
дети – «зайцы» стоят полукругом. На расстоянии «спит» лиса. Звучит мелодия М.Красева «Зайцы и лиса» (см. ноты ниже).
Такт 1-2 – зайцы прохлопывают лапками ритмический рисунок справа, слева. Такт 3-4 - три раза подпрыгивают на двух ногах.
Такт 5-8 – повтор движений.
Такт 11-12 – поднимаются и смотрят на лису. Такт 13-16 – повтор движений 1-4 такта.
Такт 17 – Два раза гладят правое ухо. Такт 18 – два раза гладят левое ухо. Такт 19-20 – вертят «хвостиками».
Такт 21-22 – прыгают. Такт 23-24 – кружатся.
Такт 25-31 – зайцы ритмичными прыжками приближаются к лисе (в ритм музыки).
Такт 32 – лиса вскакивает и догоняет зайцев.
«КАРУСЕЛИ»
Цель: развивать ритмичность движений и умение сочетать их с произношением слов, реагировать на ускорение и замедление темпа чтения стихов.
Ход игры:
Дети встают вокруг карусели на расстоянии вытянутых рук. По сигналу дети поднимают ленты, поворачиваются друг за другом, идут по кругу.
Сопровождают движения чтением стихов.
При знакомстве с игрой текст произносит взрослый, а при повторении игры – дети. Бег можно продлить, повторив слово «побежали».
ТЕКСТ ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
Еле-еле, еле-еле медленная ходьба Завертелись карусели,
А потом, потом, потом, ходьба с ускорением Все бегом, бегом, бегом.
Побежали, побежали бег на носках под ритм слов Побежали, побежали…
Тише, тише, не спешите, движения замедляются и
Карусель остановите, дети останавливаются,
Раз-два, поворачиваются лицом к центру,
Раз-два, кладут ленту на пол. Вот и кончилась игра.
«КОЗЕЛ»
Цель: учить распределению внимания.
Ход игры:
Дети делятся на две подгруппы. На 1-ю часть музыки «Полька» И.Саца одна подгруппа выполняет притоп одной ногой, показывая, как «козел стучит
копытом»; другая подгруппа покачивает головой сверху вниз,
изображая козла, который трясет бородой. Перед игрой дети повторяют слова:
Козел сердит, козел молчит, Он копытами стучит.
Бородой своей трясет, Никак капусту не найдет.
Следует предварительно научить всех детей ритмично выполнять притопы и покачивания головой. Затем распределить действия подгрупп. Игра проводится со сменой заданий играющих.
«ЕСЛИ НРАВИТСЯ ТЕБЕ!»
Цель: развитие координации движений, ритмичности.
Ход игры:
Дети по тексту выполняют ритмичные движения руками (хлопки, щелчки, шлепки), ногами (прыжки, кружения).
Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп!
Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп!
Если нравится тебе, то и другому покажи,
Если нравится тебе, то хлопай так: хлоп, хлоп! Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк! Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк! Если нравится тебе, то и другому покажи,
Если нравится тебе, то щелкай так: щелк, щелк!
Далее меняется слово, обозначающее движение. Дети поют: «шлеп – шлеп» и шлепают по коленям, затем поют «топ – топ» и делают два притопа правой и левой ногами.
В последнем куплете все движения повторяются в строгой последовательности:
Хлоп, хлоп! Щелк, щелк! Шлеп, шлеп! Топ, топ!
Текст может изменяться таким образом: Если весело живется, хлопай так! Если весело живется, хлопай так! Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся,
Если весело живется, хлопай так!!!
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ СТУЛЬЧИКИ»
Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.
Ход игры:
Стулья стоят по кругу, на каждом – музыкальный инструмент. Под музыку дети ходят по кругу вокруг стульчиков, а с окончанием мелодии берут в руки
тот инструмент, который лежит перед ними на стуле. Ведущий отбивает ритмический рисунок, а дети его повторяют.
С началом игры один стул убирают.
РИТМО – РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
«ЧАСЫ»
Цель: развивать распределение внимания, ощущение метроритма. Описание:
дети сидят в кругу и в умеренном темпе проговаривают текст, выделяя хлопками ударные слоги.
Вот часы идут – «Тик-так». Вот часы бегут – «Тик-так». Будем дружно мы играть
И часы изображать.
Под размеренную музыку дети последовательно друг за другом хлопают в ладоши и произносят слова: первый – «Тик!», второй – «Так!». Слог, звук, Хлопок соответствует метроритмической доле. Игра продолжается до тех пор, пока дети не изобразят тиканье часов.
«РАЗ-ДВА!»
Цель: развивать устойчивость внимания при воспроизведении ритмических рисунков.
Описание:
ритмическая игра проводится под музыку танцевального характера. Звучит 1-я часть «Летки - енки» Р.Лихтенене. На первую часть дети выполняют пружинки, считая вслух «Раз-два!»
На второй такт – действия по тексту. 1т. – Раз, два!
2 т. – Хлоп-хлоп-хлоп. 3т. – Раз, два!
4т. – Топ-топ-топ.
5т. – Раз, два!
6т. – Шлеп-шлеп-шлеп! 7т. – Раз, два!
8т. – По-во-рот!
Первый раз дети выполняют игру, стоя лицом в круг, на повторении – разворачиваются в круг.
«ПОВТОРИ РИТМ»
Цель: развивать ритмический слух, учить точно воспроизводить ритмический рисунок.
Описание:
дети стоят в кругу лицом к музыкальному руководителю. С помощью рифмованного текста он создает установку на зрительное и слуховое запоминание.
Глазки, глазки вы смотрите, Все запоминайте.
Ножки, ножки, все за мною Дружно повторяйте.
Музыкальный руководитель под музыку «Гопака» М Мусоргского из оперы
«Сорочинская ярмарка» показывает ногами ритмический рисунок, притопывая на одном месте на первую фразу. На вторую – дети повторяют движения в нужном ритме. Освоив ритм, дети могут передавать его хлопками, шлепками, звучанием ударных детских инструментов, чередовать групповое и индивидуальное исполнение.
«КАРТИНА ОЖИВАЕТ»
Цель: учить составлять «Ритмический рассказ». Оборудование: картина, магнитофон, диски.
Описание:
дети рассматривают картину Б.Кустодиева «Масленица». Определяют, кого и что они будут изображать. Перед слушанием музыки и имитацией
движений им дается стихотворная установка на запоминание.
Чтоб картинку оживить –
Всем внимательными быть. Роли мы распределим,
Все сейчас изобразим.
Прослушав музыку П.Чайковского «Масленица» из цикла «Времена года», дети определяют характер отдельных музыкальных фрагментов,
соответствующих содержанию картины. Творческие задания выполняются коллективно или подгруппой. Одна часть детей изображает катание на лошадях, другая - катание на санках с горки, третья – игру в снежки, четвертая – полет птицы, пятая – музыкантов-скоморохов.
В соответствии с характером музыки действия распределяются так: Составлять «ритмические рассказы» следует с 1-2-х действий, затем увеличивать их количество. Рекомендованные картины:
И.Суриков. Взятие снежного городка. Ф.А. Васильев. Перед дождем. Оттепель. В.Д. Поленов. Московский дворик.
«БЕЛКА»
Цель: развивать слуховую и ритмическую память, учить удерживать в памяти порядок и способы выполнения ритмических движений.
Описание:
среди детей выбираются пять детей. У каждого из них свой
порядковый номер, который педагог сообщает им отдельно друг от друга. На звучание пьесы Л.Бетховена «Экосез» начинается игра.
Белка прыгала, скакала, 1-й ребенок прыгает. К ней другая подбежала. Подбегает 2-й ребенок
Вот спешат еще втроем, Подбегают трое.
Стали прыгать впятером. Пять детей прыгают на месте.
«ДОГОНИ»
Цель: развивать ритмическую память и воспроизводить ритмический рисунок мотива и фразы.
Описание:
дети делятся на две команды. Одна убегает, другая – догоняет.
Обе команды двигаются змейкой легким бегом: первая команда – на четные музыкальные построения, вторая – на нечетные под музыку.
«ВОРОБЬИ, ВОРОБЫШКИ»
Цель: развивать чувство ритма, координацию слова и движения в сочетании с музыкой. Правильно выполнять ритмический рисунок.
Описание:
дети выполняют ритмичные движения под музыку Е.Яновицкой. Воробьи-воробышки стучат палочками по полу два раза,
Двумя руками справа, слева
Скачут под окном, по очереди скачут по полу
Воробьи-воробушки стучат палочками по полу два
раза,
Двумя руками справа, слева
Кормятся зерном. Палочки держат вертикально и 3 Раза стучат перед собой.
Мы зимой холодною стучат палочкой по полу 2 раза
справа и слева
За ними приглядим, встречные удары палочек 3 раза в
Горизонтальном положении.
Воробьям-воробушкам стучат палочками по полу 2 раза,
двумя руками справа, слева
Зернышек дадим. Перед собой.
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ КУБИКИ»
Цель: развитие у детей чувства ритма и зрительного внимания, умения распределять движение руки на всю музыкальную фразу.
Описание:
для каждого ребенка на столе лежит по 4 кубика. Звучит мелодия М.Гоголевой (см. ноты далее).
Такт 1-4 - Ребенок перекладывает кубики под музыку справа налево правой рукой и произносит слова:
Кубик на кубик, кубик на кубик, Ставим мы без лишних слов!
Ребенок старается построить башню. На «раз» взял, на «два» положил. Такт 5-8 – перекладывает кубики слева направо левой рукой и произносит слова:
Кубик на кубик, кубик на кубик, Скоро будет дом готов!
МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«КУБИК – ОРКЕСТР»
Цель: Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, развивать коммуникативные навыки, слуховое
внимание, навыки элементарного музицирования в оркестре, чувство ритма; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.
Ход игры:
Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:
Кубик движется по кругу,
Передайте кубик другу.
Кубик может показать
На чем теперь тебе играть!
Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент
со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр».
Целесообразно разбить детей на подгруппы. По желанию детей игру можно повторить несколько раз, чтобы дети поиграли на разных
инструментах и получили удовольствие от совместного музицирования.
«БУБЕН ПЕСЕНКУ ПОЕТ»
Цель: научить детей различать и передавать ритмический рисунок знакомых песен на музыкальных инструментах.
Музыкально-дидактический материал: бубны (по одному на двоих детей), металлофон. Мелодии песен в грамзаписи.
Ход игры:
музыкальный руководитель раздает бубны по одному на двоих
детей, предлагает им спеть мелодии известных песенок на какой-нибудь слог («ля-ля»). Поет вместе с детьми, затем напоминает, в какой руке и как надо держать бубен. Просит детей внимательно послушать мелодию песни,
которая звучит на металлофоне, и затем повторить ее ритмический рисунок ударами по бубну. Отмечает детей, правильно передающих ритмический рисунок.
«ПЕРЕДАЙ СУЛТАНЧИК»
Цель: развивать у детей зрительное внимание, ориентацию в пространстве, чувство ритма.
Ход игры:
дети встают в круг, перед каждым ребенком на полу лежит султанчик.
Раз, два, три, четыре – хлопают в ладоши
Приготовимся играть, 2 хлопка по коленям 2 щелчка руками
Мы будем султанчик передавать. Берут султанчики с пола Он о нас, а мы за ним! Дети передают
султанчики
кругу на раз-два.
Догоняем, догоняем
И сейчас его поймаем!
Звучит веселая музыка, дети свободно бегают по залу. По сигналу встают в кружки по цвету султанчиков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль музыкально-ритмических движений в оздоровлении детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей о роли музыкально-ритмических движений в оздоровлении детей...
Консультация: "Роль музыкально ритмических движений в развитии детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...
Статья «Влияние музыкально-ритмических движений на здоровье детей дошкольного возраста»
Детство дошкольников невозможно без игры, без сказки. Музыка, погружает детей в мир сказки, творчества, фантазии,...
"Музыкально-ритмические игры " для детей дошкольного возраста
Название и содержание музыкально-ритмических игр для детей. Описание цели и хода игры....
Значение музыкально-ритмической деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей...
Роль музыкально-ритмических движений в развитии детей дошкольного возраста. февраль 2020
Сообщение из опыта работы музыкального руководителя....
Доклад к родительскому собранию «Значение музыкально-ритмической деятельности в развитии детей дошкольного возраста»
Одним из важных видов музыкального исполнительства детей является ритмика, или музыкально-ритмическая деятельность, основанная на тесной взаимосвязи образного содержания, выразительных возможностей му...