Музыкально-дидактические игры.
материал по музыке (младшая группа)

Саитова Алия Фаритовна

Игры, направленные на формирование понятий о музыке, на развитие  чувства ритма,  коммуникативныхспособностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Музыкально-дидактические игры.22.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактические игры.

 «СОЛНЦЕ  И  ЛУНА»

Возраст: от 2 до 3 лет

Цель: формирование представлений о характере музыки (бодро-спокойно)

Игровой материал: игровые иллюстрации «Лес» и «Дом»; вставки «Небо утром» и «Небо вечером» с динамическими моделями «Солнце» и «Луна»; наборы карточек «Солнце-Луна» (4 комплекта); ксилофон; фонозаписи контрастных по характеру отрывков музыкальных произведений (например Игры и игровые задания

 

, «Колыбельная» В.А.Моцарта, пляска М.Качурбиной «Мишка с куклой бойко топают» или «Марш деревянных солдатиков» П.Чайковского).

ХОД  ИГРЫ:

Играет подгруппа из 2-4 детей.

1-й этап. Музыкальный руководитель демонстрирует играющим набор карточек с изображениями Солнца и Луны, поясняет и уточняет их представления о времени суток и деятельности человека. Например, таким образом: «Луна появляется вечером, все уже устали и хотят отдохнуть под спокойную музыку, вот такую…(звучит музыкальный отрывок, дети по показу взрослого выполняют соответствующие движения – покачивания закрывают глазки и т.п.). А утром появляется Солнце, все в хорошем настроении и музыка тоже бодрая (звучит музыкальный отрывок, дети выполняют бодрый шаг или др.)».

Аналогично можно закреплять представления о понятиях «день-ночь».

2-й этап.Количество участников ограничивается количеством карточек «Солнце-Луна», которые располагаются перед играющими лицевой стороной вверх. Под звучание первого музыкального отрывка музыкальный руководитель спрашивает у детей: «Утро или вечер?» (либо «День или ночь?»).получив однозначный ответ, просит каждого ребенка найти карточку, которая подходит к музыке, показать ее, после чего карточка выбывает из игры. Далее играющие выполняют движения соответствующие музыке.

Далее музыкальный руководитель предлагает посмотреть, как появляется Солнце (или Луна), и устанавливает одну из вставок (например, «Небо утром») над крышей. После этого говорит: «Утром Солнышко проснулось и поднялось в небо (двигает изображение Солнца на динамической модели «Солнце» вверх) и даже спело песенку, вот такую… (исполняет на ксилофоне восходящую глиссандирующую последовательность звуков)».целый день Солнышко было в небе, а вечером отправилось спать – стало спускаться вниз (передвигает изображение вниз) и петь такую песенку (исполняет на ксилофоне нисходящую глиссандирующую последовательность звуков)». На этом выполнение игрового задания может быть закончено. При следующем его проведении используется другой музыкальный отрывок (спокойная музыка) и другая вставка («Луна»), остальные игровые действия аналогичны описанным выше.

«ЦВЕТЫ  НАСТРОЕНИЙ»

Возраст: от 2 до 3 лет

Цель: формировать представления о настроении музыки (весело-грустно)

Игровой материал: игровая иллюстрация «Лес»; комплект «Цветы» (8 цветков, на четырех из них – мимическое изображение эмоционального состояния веселья, на оставшихся – состояния грусти); фонозапись музыкальных отрывков с ярко выраженным радостным и грустным настроением.

ХОД  ИГРЫ:

Играет подгруппа до 6 детей.

1-й этап. Музыкальный руководитель обращает внимание детей на игровую иллюстрацию «Лес» и цветы, изображенные на ней. Далее сообщает: «В нашем лесу выросли необычные цветы,

они чувствуют настроение. Вот цветок (показывает цветок с веселым изображением) улыбается, ему весело. А этот (показывает цветок с грустным изображением) – грустит. Веселые цветы любят радостную, веселую музыку, вот такую… (демонстрируется соответствующий музыкальный отрывок. Под повторное звучание взрослый отражает настроение музыки с помощью мимики, показывает движения, соответствующие настроению музыки. Дети стараются выполнить подобные). А грустные цветы любят грустную музыку, вот такую…(демонстрируется соответствующий музыкальный отрывок, выполняются движения).

2-й этап. Музыкальный руководитель раздает играющим цветы настроений и объясняет, что веселые цветы «растут» под веселую музыку, грустные – под грустную. Далее устраивается полянка – играющие становятся в произвольном порядке, и каждый по просьбе и с помощью взрослого называет настроение своего цветка. Назвавший приседает и держит свой цветочек над головой, который еще не вырос. Под звучание музыкального отрывка музыкальный руководитель помогает определить его настроение с помощью комментария: «Эта музыка веселая, ее любят веселые цветы, они будут расти». Аналогичным образом «растут» «грустные» цветы.

В качестве музыкального материала может использовать как знакомый детям репертуар, так и новые музыкальные произведения. Главное требование к его подбору – яркий контраст настроений например, пьесы «Болезнь куклы» и «Новая кукла» П.Чайковского,

«Котик заболел» и «Котик выздоровел» А.Гречанинова, «Весело-грустно» Л.Бетховена,

«Весело», «Грустно» Г.Гречанинова.

«ЗА  ДВЕРЬЮ  И  НА  ЛУГУ»

Возраст: от 2 до 3 лет

Цель: развитие способности к различению и воспроизведению звуков различной высоты

Игровой материал: игровая иллюстрация «Ферма» (открывающаяся дверь хлева и лужок перед ним); плоскостные персонажи: Мама; Лошадка, Коровка, Поросенок, Петушок, Курочка, Уточка.

ХОД  ИГРЫ:

Играет подгруппа из 2-6 детей.

1-й этап. Перед проведением игрового задания музыкальный руководитель знакомит детей с одним из персонажей. Вместе с детьми уточняются представления о его «голосе». Поместив персонажа за дверь хлева, взрослый составляет повествование примерно такого содержания : «Утром дверь была закрыта (показывает на игровой декорации), а Коровка уже проснулась. Она решила позвать хозяйку и замычала, вот так…( издает тихое звукоподражание). Дверь была закрыта, и хозяйка не услышала свою коровушку. Позже хозяйка сама пришла отпереть хлев (используя фигурку Мамы, взрослый открывает дверь). Коровка вышла на луг и замычала, вот так……( издает громкое  звукоподражание). Теперь ее голос хорошо слышно». Аналогичным образом можно повторить данные игровые действия с другими животными.

2-й этап. Музыкальный руководитель подготавливает необходимое количество плоскостных персонажей (по количеству детей). Играющие отворачиваются (закрывают глазки), а взрослый размещает одну из фигурок персонажей либо за дверью хлева, либо на лугу. Затем импровизирует звукоподражание с соответствующей силой звучания (за дверью – тихо, на лугу – громко). Необходимо дополнительно пояснить: «Голос нам слышен не очень хорошо, звук тихий», либо: «Мы слышим голос хорошо, звук громкий». Далее взрослый спрашивает : «Как нас позвала Коровка: тихо или громко?» после ответа детей задать вопрос: «Где сейчас наша Коровка (Лошадка, Уточка, Курочка) – в хлеву или на лугу?» Дети отвечают, затем поворачиваются и убеждаются в местоположении персонажа (за дверью хлева или на лугу). Ребенок, который ответил первый, получает плоскостную фигурку и может отправить ее «на прогулку» -

установить в любом месте игровой иллюстрации. Игровое задание может выполняться  до тех пор, пока все персонажи не «выйдут на прогулку».

3-й этап. * Воспроизводить голос персонажа может один из детей,

в остальном роль ведущего (организация детей, постановка вопросов) берет на себя музыкальный руководитель.

«УГОЩЕНИЕ  ДЛЯ  ЗАЙЧИКА»

Возраст: от 2 до 3 лет

Цель: развитие способности к различению и воспроизведению звуков различной длительности.

Игровой материал: игровая иллюстрация «Ферма»; плоскостная фигурка персонажа «Зайчик»; разрезной набор морковок (8 длинных, 8 коротких).

ХОД  ИГРЫ:

Играет подгруппа до 6 человек.

1-й этап. В прорезях графической основы «Грядка» расположить все морковки (при знакомстве с игровым заданием, желательно использовать только длинные морковки). В начале игрового задания обратить внимание детей на грядку, Зайчика, пояснить, что морковка – его любимое лакомство. Но вытянуть ее из земли совсем не просто – почти как репку в сказке. После этого взрослый начинает «вырывать» морковку, растягивая гласные звуки (например, о-о-о), поскольку морковка длинна. «Вырвав» две морковки, взрослый «устает» и просит детей помочь ему и Зайчику. При этом обязательно напомнить о том, что морковки на грядке длинные. Дети поочередно «вырывают» по одной морковке, произнося растянутый гласный звук. При повторной игре аналогично используются короткие морковки (в этом случае гласный звук не тянется – «о!»).наглядный материал используется в следующей последовательности: 1) восемь больших морковок: 2) восемь маленьких морковок.

2-й этап. Когда первый этап игрового задания выполнен неоднократно и играющие уже воспроизводят голосом звуки различной длительности и сопоставляют их с наглядным материалам, детям предлагается самостоятельно «собрать» всю морковку с грядки.

При этом высадить только четыре большие или маленькие морковки и предварительно объяснить ребенку, какие морковки растут на грядке.

«ПОПУГАЙ,  ПОВТОРЯЙ!»

Возраст: от 2 до 3 лет

Цель: развитие способности к различению и воспроизведению звуков различной высоты

Игровой материал: игровая иллюстрация «Дом»; графическая модель с прорезью «Жердочка для Попугая»; плоскостная фигура Попугай; плоскостные персонажи: Девочка, Мальчик, Мама, Папа (по выбору).

ХОД  ИГРЫ:

Играет подгруппа до 6 детей.

Музыкальный руководитель, знакомя детей с персонажем «Попугай», рассказывает о такой особенности этой птицы, как умение повторять слова человека, т.е. «говорить». После этого выбрать ребенка, который будет исполнять роль попугая, а сам взрослый выступает в роли учителя, комментируя эти действия следующим образом: «Я буду мамой (папой, девочкой, мальчиком), а ты будешь красивой умной птичкой и сумеешь правильно повторять мои песенки». Ребенок получает плоскостную фигурку Попугая и действует

от его имени, а взрослый -  от имени персонажа-человека.

После этого музыкальный руководитель интонирует любое слово или фразу, при этом использует голосовой регистр, соответствующий выбранному персонажу. Слова и фразы, используемые взрослым, могут быть самыми разнообразными как по содержанию, так и по интонационной окрашенности. Например, радостные интонации: «Привет!», «Мне весело!», «Ура!!!», «Маша-умняша!», «Мы молодцы!» и пр. Задача ребенка –

постараться повторить исполненное взрослым, ориентируясь, в первую очередь,

на высоту звучания образца взрослого.

После повторения 1-2 слов и фраз фигурка Попугая передается другому ребенку.

«ГОЛОСА  БОЛЬШИХ  И  МАЛЕНЬКИХ»

Возраст: от 2 до 3 лет

Цель: развитие способности к различению и воспроизведению звуков различной высоты

Игровой материал: игровая иллюстрация «Ферма»; комплект «Большие и маленькие», разрезанный по типу пазлов.

ХОД  ИГРЫ:

Играют 2-6 детей.

1-й этап. Раздать детям по одной карточке с изображением детенышей животных. Соответствующие им карточки с изображением взрослых животных выкладываются перед играющими лицевой стороной вверх. Задача играющих – отыскать маму для детеныша. После того как все пары найдены музыкальный руководитель озвучивает любую пару карточек, исполняя сначала звукоподражание детеныша, а затем взрослого, используя звуки высокого и низкого регистров.

Например, при выборе пары «котенок-кошка»: «Котенок маленький, голосок у него тоненький, он мяукает так…А мама кошка большая, голос у нее ниже, она мяукает так…» Далее взрослый исполняет роль мамы, дети-роли детенышей. Далее музыкальный руководитель организовывает детей, используя сюжет: «Вышли маленькие котята на улицу поиграть и повеселиться (дети в движении отображают характер котят. Поддерживая вокальные и двигательные проявления детей, взрослые помогает с помощью мимики и жестов – улыбкой, покачиванием головы и другими, тем самым связывая невербальное выражение радостных эмоций с окраской звукоподражания).Бегали, резвились они и не заметили, как потерялись – нигде их мамы-кошки не видно. Стали они ее звать (жалобно, растерянно). Услышала их мама-кошка и ответила им (взрослый выполняет звукоподражание в низком регистре с зовущей интонацией).услышали котята маму, подбежали к ней (интонация меняется

с жалобной на радостную, и собирает всех играющих вокруг себя).

Котята стали ласково и радостно мяукать.

«ГДЕ МОИ ДЕТКИ?»

Возраст: от 2 до 3 лет

Цель: развивать звуковысотный слух.

Игровой материал: четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, курица, утка, птица. На маленьких – утята, цыплята, птенчики в гнездышке, гусята.

ХОД  ИГРЫ:

У детей по одной маленькой карточке. Педагог предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусыня с гусятами, утка с утятами, а на дереве в  гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул         сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы – птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку):

«Где мои утята, милые ребята? Кря – кря». (Поет на «ре» первой октавы).

Дети, у которых карточки утят, поднимают их и отвечают: « Кря – кря, мы здесь».

(поют на «ля» первой октавы).

Игра продолжается пока все дети не найдут своих детей.

«ИГРА  С  БУБНОМ»

Возраст: от 2 до 3 лет

Цель: развивать чувство ритма, развитие коммуникативных

способностей

Игровой материал: любой музыкальный или шумовой инструмент.

ХОД  ИГРЫ:

Играет педагог, дети слушают или хлопают в ладоши; педагог предлагает сыграть желающему ребёнку; «концерт» (играющий выходит на середину); ребёнок передаёт бубен, кому хочет(один ребёнок играет на бубне, другой водит игрушку по столу).На занятие приносится от одного до четырёх инструментов постепенно. Не акцентировать внимание детей на ритмичном исполнении.

«НАЙДИ  И  ПОКАЖИ»

Возраст: от 2 до 3 лет

Цель: развивать звуковысотный слух.

Игровой материал: 5-6 наборов парных карточек с мамами и их детёнышами разных животных.

ХОД  ИГРЫ:

Педагог показывает картинку мамы, сопровождая показ звукоподражанием на низком звуке. Ребёнок находит карточку с детёнышем и отвечает на высоком звуке.

«ВЕСЕЛЫЙ  И  ГРУСТНЫЙ  ЗАЯЦ»

Возраст: от 2 до 3 лет

Цель: развивать динамический слух.

Игровой материал: картинка с весёлым зайчиком (с морковкой)и картинка грустного зайца (в зимнем лесу).

ХОД  ИГРЫ:

Музыкальный руководитель показывает картинки      и проигрывает пьесы соответствующие характеру картинок. После прослушивания каждой пьесы определятся её звучание (быстрое, весёлое, громкое или медленное, печальное, тихое).

«ЗАЙЦЫ  НА  ПОЛЯНЕ»

Возраст: от 2 до 3 лет

Цель: развивать умение различать контрастный характер музыки.

Игровой материал: на планшете изображен лес, поляна.

В центре сделаны разрезы, куда вставляются картинки«Зайцы спят», «Зайцы пляшут».

ХОД  ИГРЫ:

Педагог предлагает детям пойти погулять на поляну, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда послушаете музыку. Звучит мелодия колыбельной песни или танцевальной музыки, дети определяют ее и вставляют соответствующую картинку на планшете.

«КТО  ПОДОШЕЛ  К  ТЕРЕМКУ»

Возраст: от 2 до 3 лет

Цель: развивать динамический и тембровый слух.

Игровой материал: картинка из картона с изображением теремка.

  На выдвижной бумажной ленте сбоку от терёмка нарисованы сказочные

персонажи: лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и др..

ХОД  ИГРЫ:

Взрослый начинает сказку:

            «Стоит в поле терёмок-теремок,

              Он не низок, не высок, не высок.

              Вот по полю, кто-то к домику бежит?

              Вот по полю, кто-то к домику спешит?».

 Дети слушают музыку и определяют по звучанию, какому персонажу сказки 

она подходит. Ребенок правильно угадавший, чья музыка звучит, выходит к игровому полю и вставляет в прорезь перед домиком    соответствующую фигуру героя сказки.

«ТИХИЕ  И  ГРОМКИЕ  ЗВОНОЧКИ»

Возраст: от 2 до 3 лет

Цель: развивать динамический слух.

Игровой материал: погремушки или шумовые игрушки по числу детей.

ХОД  ИГРЫ:

Исполняется песня Р. Рустамова.

1.Ты звени, звоночек, тише,

Пусть тебя никто не слышит.   2 раза

2. Ты сильней звени, звонок,

Чтобы каждый слышать мог!  2 раза

На 1-й куплет дети тихо звенят, на 2-й – громко.

«ПТИЦЫ И ПТЕНЧИКИ»

Возраст: от 2 до 3 лет

 

Цель: развивать звуковысотный слух.

Игровой материал: лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3-4 большие птицы и 3-4  птенчика).

ХОД  ИГРЫ:

Участвует подгруппа детей. У каждого по одной игрушке.

Педагог играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, «до» второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, выходят и, ставят их на верхнюю ступеньку; на звучание низкой «до», дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Подбери картинку"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на развитие представлений о различном характере музыки...

Музыкально-дидактическая (авторская) игра "Солнечные лучики"

Музыкально-дидактическая (авторская ) игра "Солнечные лучики" для тетей старшего дошкольного возраста....

Музыкально-дидактическое пособие "Играйте музыку и будьте здоровы"

Пособие направлено на воспитание бережного отношения к природе, к предметам русской культуры,  влияющих на здоровье человека....

Музыкально-дидактические видео-игры для детей младшей и средней группы.

Важнейшем средством развития музыкальных способностей детей являются музыкально-дидактическим игры, позволяющие в доступной форме приобщить детей к музыке, заинтересовать основами музыкальной культуры...

"Угадай музыкальный инструмент" музыкально -дидактическая видео игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Играем дома в музыкальные игры!Музыкальное образование предполагает всестороннее развитие ребенка, а если он получает его в игровой форме, то эта двойная польза для ребенка.В игре ребенок познает мир,...