Конспект НОД по ознакомлением с разнообразием свистулек
план-конспект занятия по музыке (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект "Свистульки" | 12.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ознакомлению с разнообразием свистулек
«Птица-свиристелка, звонкая поделка!»
Цель: ознакомление детей с народным музыкальным инструментом: свистулька
Задачи:
- познакомить с разнообразием свистулек
- формировать исполнительские навыки, творчество в области музицирования.
- расширять музыкальные впечатления детей;
-развивать слуховое восприятие детей;
- прививать детям культуру исполнения
- формировать познавательные интересы детей в процессе знакомства со свистулькой;
Методическое обеспечение:
- картинки с изображением свистулек, птички-свистульки из глины, деревянные свистульки, аудиозапись вариации на тему песни «Калинка-малинка», магнитофон.
Ход занятия:
Музыкальный руководитель:
Сегодня мы познакомимся с народным музыкальным инструментом. Послушайте про него стихотворение и попробуйте догадаться, что это за инструмент.
У детей в ладошках птички,
С виду птички — невелички,
Только птички не порхают.
В небеса не улетают.
Деревянные, из глины,
Звук у них певучий, длинный.
Он похож на птичью трель,
На весеннюю капель,
На звенящий ручеёк
И на солнечный денек.
Дети бережно их носят,
Дети их ко рту подносят,
Дуют в птичек — те свистят,
Всех в округе веселят.
(свистульки)
Появилась свистулька очень-очень давно. Когда человек еще не умел делать музыкальные инструменты, ему все-таки хотелось слышать музыку. Вот и приходилось людям извлекать звуки, дуя в морскую раковину, в камышовый стебель, в рога животных. Шло время, человек становился все более мудрым и умелым. Он научился делать музыкальные инструменты из дерева и глины. Поскольку звук, который они издавали, был похож на свист, их назвали свистульки.
Давным-давно, у детей не было столько игрушек, сколько сейчас у вас есть. И тогда люди придумали такую забаву как игрушка-свистулька. Она очень нравилась детям, потому что издавала прекрасные звуки и веселила их. Свистульки из глины делали в основном зимой, в свободное время, а затем продавали их на ярмарках и базарах. Игрушки были смешные, причудливые в виде козликов, птиц, коней и других зверюшек.
- Как же делали глиняные свистульки? Люди брали глину и лепили игрушку, затем обжигали её в специальной печи. А когда их оттуда вынимали, они становились твёрдыми как камень. Затем игрушки расписывали красками, только не кисточкой, а пёрышком. Затем краски высыхали и игрушки становились сказочно красивыми и расписными. Эти игрушки становились развлечением для детей с самого маленького возраста. Игрушка увлекала приятными звуками.
У меня водяная глиняная свистулька – «соловей». Эта свистулька отличается тем, что она издаёт звук, когда в неё наливают воду. Проведём эксперимент.
Если подую в пустую свистульку, она не будет свистеть.
(демонстрирует)
Если я налью немного воды в свистульку, она будет звучать.
(воспитатель с помощью мерного стакана с узким носиком наливает в свистульку небольшое количество воды, демонстрирует звучание)
А если водички немного добавить, свистулька будет звучать по-другому
(демонстрация опыта)
Получается трель соловья!
Свистулька — древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент
Взгляните на нашу коллекцию свистулек. Они выполнены из разных материалов: есть из глины – глиняные, есть из дерева – деревянные. Как вы думаете, какая из них сделана из дерева, а какая из глины? Почему вы так решили? (Ответы детей).
Часто свистульки делают в виде каких-нибудь существ. Вот эта свистулька, сделана в виде … кого, как вы полагаете?
А эта свистулька? (Ответы детей).
Вы пока не умеете играть на музыкальных инструментах. А хочется вам попробовать? Нам на помощь придет игрушка-свистулька. Посмотрите, какая она красивая! Дуть-свистеть в нее сможет даже ребенок.
Вот так. (Показ).
Хотите попробовать? Каждый выберет себе свистульку и подует в неё. Но! Нельзя передавать свою свистульку другому ребёнку, только своей пользоваться!
Упражнение «Поиграй на свистульке»
Свистульки можно услышать и в современных народных музыкальных коллективах.
Давайте все вместе, одновременно сыграем оркестром под мелодию русской народной песни
(звучат вариации на тему песни «Калинка-малинка», дети играют на свистульках)
Какой замечательный оркестр у нас с вами получился!
Как вы думаете, почему свистульку называют духовым инструментом?
(Потому, что в нее надо дуть )
А сейчас поиграем в интересную игру.
Динамическая пауза «Жмурки со свистулькой»
Ведущий берет свистульку и отходит в один из углов комнаты. Остальные дети встают и закрывают глаза. Ведущий начинает издавать звуки. Остальные дети должны повернуться в ту сторону, откуда раздается звучание, не открывая глаз. Глаза дети открывают после того, как воспитатель перестает играть, и проверяют, правильно ли определено место, откуда раздавался звук. Игра повторяется несколько раз со сменой ведущего.
Воспитатель: не все могли купить глиняную свистульку. Поэтому многие родители делали игрушки-свистульки детям сами, из дерева.
(Воспитатель предлагает взять каждому ребёнку свистульку и определить, у кого деревянная свистулька, у кого глиняная, затем поменяться)
Музыкальный руководитель: Ребята, мы сегодня познакомились не с простой игрушкой, а настоящим музыкальным инструментом.
Как она называется?
А как называется игрушка, в которую надо наливать воду?
Дети: Свистулька-соловей.
Воспитатель: Из чего делали свистульки?
Дети: Из дерева и глины.
Воспитатель: Для чего их делали?
Дети: Чтобы дети могли играть и развлекаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в 1-ой младшей группе по теме: «Ознакомление детей с качествами и свойствами предметов»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миров в 1 младшей группе...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и рисованию во второй младшей, средней группе
Рисование красками. (пальчиками)...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Конспект НОДпо ознакомлению с окружающим и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе Тема: «Кто согреет наши ручки?» Воспитатель Быченко Наталья Викторов...
Формирование экологической культуры у дошкольников в процессе ознакомления с разнообразием растительного мира
Опыт работы...
Конспект интегрированного занятия Ознакомление с природой и ИЗО в старшей группе Тема: «Многообразие и разнообразие осенних листьев»
Цель:1.Расширить представления детей о многообразии форм и цветов листьев различных деревьев.2.Сформировать элементарные представления о процессах, происходящих в природе.3.Воспитывать умение замечать...
Конспект выступления на педагогическом совете (разнообразие приёмов и методов при знакомстве детей с правилами безопасности в быту)
МБДОУ д/с №17 "Ягодка" Конспект выступления на педагогическом совете на тему:"Разнообразие приёмов и методов при знакомстве детей с правилами безопасности в быту"....