Применение игровой методики обучения детей пению О. В. Кацер на музыкальных занятиях у старших дошкольников.
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Иванова  Галина Николаевна

Данная методика строится на 3 этапах (речевой этап, последовательное обучение пению и адаптация песни к повседневной жизни), включает в себя приложение:  игра – приветствие; несколько дыхательных упражнений из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой; дыхательнаую гимнастикау-игру на развитие речевого и певческого дыхания «Осенние листочки», артикуляционную гимнастику «Путешествие язычка»., интонационно-речевую игру «Путешествие язычка», ритмодекламационную игру «Стеснительный Снеговичок»

 . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii_po_peniyu.doc67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Применение игровой методики обучения детей пению О. В. Кацер на музыкальных занятиях у старших дошкольников.

Как увлечь, заинтересовать детей пением? Как помочь ребенку «поймать» ощущение чистого пения? Как научить ребенка получать от красивого пения удовольствие? Ответы на эти вопросы нашли, обратившись к «Игровой методике по обучению детей пению» Ольги Валерьевны Кацер. Особенность методики – ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим голосом. Следуя рекомендациям О.В. Кацер, всю свою работу разделила на 3 этапа: речевой этап, последовательное обучение пению и адаптация песни к повседневной жизни.

Авторская методика музыкального воспитания детей О.Кацер отличается новизной в последовательности и системе приобщения детей к искусству пения, она создана на основе многолетней опытно-экспериментальной работы с детьми. Предлагаемый практический материал доступен всем детям, независимо от их возможностей и способностей, но главное - очень эффективен при формировании певческой интонации детей.

Работа над развитием певческой культуры детей начинается с речевого этапа. Цель речевого этапа – легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков, сделать обучение пению более легким и понятным занятием.

Начинаю всегда с артикуляционной гимнастики, используя для этого различные сказки. Например, «Путешествие язычка» и «Зарядка для язычка». Чтобы разогреть мышцы дыхательной системы, в начале занятия провожу игры на развитие речевого и певческого дыхания. Например, упражнение «Кач-кач», где дети превращаются в деревья и ритмично покачиваются, выполняя вдох и выдох. В упражнении «Воздушные шарики» говорю детям: «Ребята, посмотрите, какие разноцветные шарики я принесла! Давайте их надуем!» Выполняем образные движения раздачи шариков, и мы начинаем их «надувать». 

Во время выполнения упражнений на дыхание, обращаю внимание детей, чтобы они не поднимали плечи во время вдоха. Детям старшего дошкольного возраста объясняю, что вдох короткий и спокойный, затем задерживаем дыхание, а выдох более продолжительный. Постепенно усложняем упражнения на дыхание, добавляя закрытый звук «у». Игры с голосом способствуют развитию не только интонационного и фонематического слуха, но расширению диапазона речевого и певческого голоса. Это могут быть различные звукоподражания (человеческий голос, голоса животных, голоса живой природы). Всегда с большим интересом дети участвуют в играх с использованием стихотворной формы, например, игры на стихи С.Л. Коротаевой «Ослик», «Пробуждение».

Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения доставляют детям много радости, так как в таких играх все дети чувствуют себя успешными. Например, речевая игра «Имена», в которой каждый ребенок проговаривает свое имя и имена других детей в разных вариантах, дополняя хлопками, шлепками по коленям использую уже с младшего возраста.

Очень весело и легко проходят игры с использованием потешек, считалок, пословиц, поговорок, так как они мелодичны и ритмичны. Стараюсь использовать игры в разных вариантах: первый раз с изменением динамики, затем с изменением регистров голоса и темпа произношения. Тексты речевых игр не разучиваем с детьми, они запоминают их в процессе игры. 

Для развития музыкального, поэтического, слуха, чувства слова и воображения подбираю стихи, которые содержат яркий, игровой образ, например «Радость» К. Чуковского, «Кислые стихи» Э. Мошковской, «Великан и мышь» А. Фройденберг.

При формировании певческого голоса на начальном этапе, необходимо следить за тем, чтобы дети не увлекались силой звучания, не переходили на крик, так как это отрицательно влияет на точное интонирование и ведет к потере полётности, звонкости голоса. Например, при знакомстве детей с новой песней можно «превратить» всех детей в Птиц, Лошадок, Медведей или Зайцев. Условно Птицы летают по всему залу. Объясняем: «Как только вы услышите раскаты грома (звуки барабана), сразу собирайтесь на своем «дереве» и сидите тихо». В это время исполняем новую песню или часть новой песни. Как только прекращаем петь, дети «птицы» вновь начинают летать по всему залу (лесу, парку). Когда детям надоедает один образ, предлагаем выбрать другой.

Для разучивания песни с детьми активно использую такую организационную форму, как работа в кругу. Дети могут стоять в кругу или сидеть на ковре, но при этом каждый ребенок может ощутить свою значимость для других детей, некоторую психологическую поддержку. В другой раз можно предложить детям поводить хоровод, но на первую музыкальную фразу надо поднять руки вверх, на вторую – опустить вниз и т.д. Во всех вариантах показ песни делается без музыкального сопровождения. Заметила, что при таком приеме дети быстро запоминают слова, постепенно сами начинают подпевать, разучивая мелодию.

В практике всегда встречаются нечисто поющие дети, с низкими или хриплыми голосами. В этом случае, предлагаем детям разделиться на «птичек» – правильно поющих и «рыбок» – с неустойчивой интонацией, неналаженной координацией слуха и голоса. Для начала предлагаем всем детям петь «рыбками», старательно артикулируя, но без пения вслух. А затем вместе и «птичками», и «рыбками». Таким образом, дети – «рыбки» эффективно совершенствуют свой музыкальный слух и координацию.

Приложение.

В приложении представлены:

  1. Игра – приветствие.
  2.  Несколько дыхательных упражнений из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой;
  3. Дыхательная гимнастика-игра на развитие речевого и певческого дыхания «Осенние листочки».
  4. Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка».
  5. Интонационно-речевая игра «Путешествие язычка».
  6. Ритмодекламационная игра «Стеснительный Снеговичок»

1.Игра-приветствие (Освоение определённой интонации)

Пропевание педагогом имени ребёнка (интервал: терция), ребенок: «Здравствуйте!” (пропевая тот же интервал).

2.  Несколько дыхательных упражнений

- Дыхательная гимнастика заключается в тренировке короткого, резкого, шумного вдоха через нос с частотой приблизительно 3 вдоха за две секунды с последующим абсолютно пассивным выдохом через нос или через рот.

Упражнение “ладошки” (разминочное )

Упражнение “погончики”

Упражнение “обними плечи”

Упражнение “насос”

Упражнение “кошка”

 3. Дыхательная гимнастика-игра на развитие речевого и певческого дыхания «Осенние листочки» (О. В. Кацер «Игровая методика обучения детей пению», Санкт – Петербург «Музыкальная палитра», 2005 год.)

Осенние листочки на дереве висят,

подняв руки, поворачивают кисти, произнося звук «Ш»

Как только ветер дунет – они зашелестят.

А ветерок рассердится и дунет посильней,

на продолжительном выдохе произносят звук «Ф»

И ветви закачаются быстрей, быстрей, быстрей!

качают руками и глиссандируют звук «А» то вверх, то вниз

Потом начнется листопад.

Листочки на землю летят.

- постепенно опускают руки вниз, четко произнося звук «П»

  1. Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка». (О.Кацер, Игровая методика обучения детей пению)

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ученика, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Исполнение упражнений, связанных с работой губ, языка и открыванием рта необходимо контролировать с помощью зеркала. Ребенок должен видеть, что язык делает.

Вот зарядка язычка:

Влево – вправо, Раз, два.

- проткнуть язычком левую щеку

проткнуть язычком правую щеку

Верх - вниз, Верх – вниз,

- проткнуть языком верхнюю губу,

 затем нижнюю

Язычок, не ленись!

- то же

Губы, просыпайтесь!

Ротик, открывайся!

- «вибрато» губами

- широко открыть рот

Язычок, покажись

И зубов не страшись!

-

А зубы-то, а зубы

Кусают даже губы.

покусать кончик языка-

 покусывать всю поверхность языка

Кусаются, кусаются

И не унимаются.

покусать нижнюю губу по всей поверхности

покусать нижнюю губу по всей поверхности

А губы-то хохочут.

в улыбке открыть верхние зубы

То сильно обижаются.

вывернуть нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение

То весело хохочут,

в улыбке открыть верхние зубы

То снова обижаются.

вывернуть нижнюю губу

Зубам надоело кусать –

Стали язычок жевать

пожевать язык боковыми зубами

Язычок – не лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь,

Хорошенечко помойтесь

провести языком между верхней (затем нижней) губой и зубами

Не сердитесь, не кусайтесь,

А вместе с нами улыбайтесь!

улыбнуться

  1.  Интонационно-речевая игра «Путешествие язычка» О.Кацер, Игровая методика обучения детей пению)

Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос - ответ»):

Язычок нарядился в башмачки с каблучками и отправился в дорогу

Шел он и пришел в удивительную страну, где говорили не словами, а звуками. Язычок очень хотел понять язык этой страны и поэтому всё время внимательно слушал, запоминал и повторял. Какой- то незнакомец обратился к Язычку с вопросом: У-----О?

Язычок не понял и переспросил: У-----О?

На что незнакомец ответил: У----О.

Язычок повторил: У-----О.

Новый знакомый нашего героя продолжал разговор: У-----О---А?

Язычок переспросил: У----О----А?

На что незнакомец ответил: У-----О-----А.

Язычок повторил: У----О-----А.

Постепенно язычок стал понимать своего собеседника и продолжал разговор (применять с любыми фонемами).

-цокать языком

-произнести с повышением интонации

-произнести с повышением интонации

-произнести с понижением интонации

-произнести с понижением интонации

-произнести с повышением интонации

-произнести с повышением интонации

-произнести с понижением интонации

-произнести с понижением интонации

  1. Ритмодекламационная игра «Стеснительный Снеговичок» (О.Кацер, Игровая методика обучения детей пению)

Ритмодекламация - наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать. Самая первая импровизация - это словесно-фантазийная игра, запускающая сам механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанной с быстротой реакции, активностью восприятия. Главенствующая роль здесь по праву принадлежит “звучащим жестам”. 

Во дворе Снеговичок

Чешет варежкой бочок.

-ритмичные хлопки в ладошки

- чешем бока

Загрустил Снеговичок,

грустное выражение лица, качаем головой

Потерял свой сундучок

ладошка возле лба, смотрим вдаль "ищем"

Что лежало в сундучке?

Расскажу сейчас, тебе

пожимаем плечами, с поворотом

три хлопка, затем ладошки вытягиваем вперед

Бублик, зонтик, поварешки,

грузовик и две матрешки.

 (С каждым словом ускорение, и повышение голоса, интонационно как бы вверх)

«Колечко» из пальчиков; правая рука вверх, ладонь над головой; обе руки внизу ладони «ковшиком»; показать «руль» и т.д. по тексту

Много веток для метлы

Небывалой красоты.

Ну и главное!!! Обновка!

Была для носика - морковка!

Показать нос, как у Буратино

Теперь стоит – стесняется,

Ладошкой прикрывается.

- глазки опустили, носиком ноги "ковыряем" на полу "стесняемся", руки за спинку

- лицо закрыли - открыли.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения детей пению в детском саду

Методика обучения детей пению в детском саду...

Игровая методика обучения детей пению

Обучение дошкольников  пению. в игровой форме...

Методика обучения детей пению в детском саду (основные певческие навыки: звукообразование, дыхание, дикция, интонация, ансамбль)

Дети любят петь. С помощью каких средств музыкальному руководителю научить ребёнка петь правильно, познать язык музыкальной речи и пользоваться им в исполнительской деятельности....

Методика обучения детей пению в детском саду.

Пение-основное средство музыкального воспитания.Оно наиболее близко и доступно детям.Ребята любят петь,исполняя песни они глубоко воспринимают музыку,активно выражают свои переживания и чувства....

Методика обучения детей пению в детском саду.

Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Ребята любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чу...

Игровая методика обучения детей пению как условие развития музыкальных способностей дошкольников.

В данном материале представлены игровые методики обучения детей пению, игры и упражнения для развития речевого дыхания и диапазона детей дошкольного возраста. ...