«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ»
учебно-методический материал по музыке
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
на тему:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ»
подготовила
музыкальный руководитель
Игнатьева Л.А
Декабрь 2021г.
Любовь человека к прекрасному, нравственные основы личности закладываются в самом детстве. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой. Музыка заставляет волноваться, радоваться, грустить. Но чтобы человек не остался «глухим» к музыке, необходимо с самого раннего возраста развивать у него музыкальные способности. Совершенствовать музыкальный слух. Большую помощь в этом могут оказать музыкальные игры.
Игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики. Игра всегда вызывает у детей приподнятое настроение, формирует устойчивое заинтересованное отношение к занятию. Кроме того, игровые занятия вызывают активную работу мысли ребенка. А проведение занятий в игровой форме, как доказывает практика, доставляет детям большое удовольствие и избавляет их от скучного изучения материала.
В своей работе с применением игровых технологий на занятиях я ставлю цель:
- формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме посредством – музыкально-дидактических пособий и игр, использовать в играх все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, музицирование, движение под музыку.
Исходя из цели вытекают следующие задачи:
- Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
- Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
- Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность, умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях)
- Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской)
В результате работы с применением игровых технологий:
- Дети легче усваивают и запоминают материал занятия.
- Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности.
- В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения, навыки.
- Повышается уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.
Основным видом деятельности для дошкольников является игра. Иногда с помощью игровых элементов для детей любой возрастной группы становится доступнее понимание даже сути какого-то научного процесса или явления. На музыкальном занятии игровые приёмы применяются, как правило, чтобы облегчить детям понимание содержания музыкального произведения и его художественных особенностей, а также для того, чтобы достаточно трудоёмкие процессы слушания музыки или её разучивание не оказались слишком утомительными.
Согласно словарю, глагол «играть» означает «забавляться, развлекать». Но на музыкальном занятии обычно имеет место музыкальная игра, выполняя условия которой дети находятся в русле специальных – музыкальных – видов деятельности, изучая, осваивая и закрепляя их.
Игра - прекрасная форма деятельности, позволяющая приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных. В процесс игры вовлекается вся личность ребенка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Руководя игрой, педагог следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.
Сначала игры используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с 2х-3х лет их основная задача – это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре). Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа «Хоровод», «Догонялки». В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей.
Игра также является прекрасным средством диагностики, как личности, так и группы. Кроме личного развития ребенка, игра позволяет установить, к чему ребенок стремится, в чем нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра – всегда является тестом для воспитателя. Позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно.
Если ребенок не хочет заниматься, если ему не интересно, то и тут игра может прийти на помощь, потому то это – мощное стимулирующее средство.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов.
Какие же игровые технологии можно применять на музыкальных занятиях?
Давайте рассмотрим несколько вариантов:
- Технология элементарного музицирования — использование технологии Татьяны Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками».
Эта игровая технология содействует развитию творческих способностей детей и природной музыкальности. Двумя основными принципами технологии являются: импровизационно-творческая деятельность и игра.
Дети играют на инструментах, танцуют и аккомпанируют себе, придумывают музыкальную сказку или озвучивают стихи — все эти формы вызывают азарт и восторг, дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе. Дети от них не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они внутри музыки, а не снаружи ее.
Основные виды детской деятельности, применяемые в технологии - пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных и самодельных шумовых инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация. В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы — голосами птиц, животных, речью человека.
Данная технология включает в себя ритмические игры с различными предметами (игра с палочками, игра на ложках, игра с ведерками, со стаканчиками, с воздушными шарами, с мячами, бумажный оркестр и т. д.)
- Игроритмика и Игрогимнастика – является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Цель технологии :развивать у детей чувство ритма и двигательных способностей. Учить детей выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно.
- Танцевально – игровая технология.
Игротанец- новый термин в области хореографии. Два слова, столь понятных и известных каждому. Что главное в игре? Кто-то скажет, что – получение удовольствия, кто-то вспомнит про радость. Что главное в танце? Во-первых – движение, во вторых – ритм, в третьих музыка. То есть танец – это ритмическое движение под музыку, приносящие радость, удовольствие, вселяющие уверенность в свои силы.
Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку в дошкольных учреждениях проводятся совместные праздники и развлечения с родителями. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах вместе с детьми. Они не требуют специальной подготовки, движения диктуются текстом. Дети воспринимают их как игры, не требующие особого запоминания.
Игротанец включает в себя: танцевальные игровые песенки, массовые танцы, танцы по показу (зеркальный танец, ритмические игры, анимационные танцы), флешмобы.
- Театрально-игровая технология.
Театрально – игровой технологии отведено особое место в работе музыкального руководителя. Основной задачей работы в этом направлении является развитие театральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности.
В работе с детьми музыкальные инсценировки и музыкально-ритмические игры имеют большое значение. Развитие чувства ритма, речевого, певческого дыхания, координация движений, чувств ориентации в пространстве, расширение певческого и речевого диапазона.
Песни — инсценировки, театрализованные музыкальные миниатюры, музыкально – ритмические игры и упражнения, декламация под музыку.
- В последнее время шагая в ногу со временем, широкую популярность приобрело использование на занятиях информационно-коммуникационных технологий – это разработка мультимедийных проектов, учебно-методических, игровых пособий и внедрение их в музыкальную деятельность, что позволяет сделать процесс обучения интересным, открывает новые возможности образования не только для ребенка, но и для самого педагога. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной. Так, в разделе «Слушание музыки» используются компьютерные презентации, которые можно создать самим, или найти в интернете.
Просмотр мультимедийного проекта по слушанию музыки на тему «Осеннее настроение!»
- Осень удивительная пора, но у неё, как и у любого другого времени года бывает разное настроение. С одной стороны, она скучная, тоскливая и грустная, с другой – яркая, золотая, сверкающая, иногда бывает задумчивая, а временами завораживающая своей красотой. Вы хотели бы познакомиться с такой разной осенью? Тогда в путь! А поможет нам музыка!
Музыка – это особая страна, каждому дано войти в ее прекрасный волшебный мир, но только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. Давайте попробуем «увидеть» в музыке разную Осень и понять в чем ее секрет.
Вслушайтесь в эти чудесные звуки: (видео пособие)
- Осень очень любит плакать,
Дождиком на землю капать! (Вот такая бывает Осень грустная, печальная, а бывает еще Осень другая!)
- Яркая, зелёная, желтая и красная,
Но всегда веселая, Осень распрекрасная! (И такая бывает Осень – веселая, задорная) Какая же еще бывает Осень?
- Тихо задумалась, нежная Осень.
Опять птичьи стаи в дали уносит… (Задумчивая, мечтательная, нежная Осень) Бывает еще и другая Осень…
- Осень наша модница, к нам спешит, торопится
Показать ей надо, все свои наряды! (Осень игривая и удивительная)
- Вот какая бывает разнообразная Осень по настроению и по характеру!
Благодаря вот таким вот таким мультимедийным проектам, процесс слушания музыки превращается в увлекательное путешествие. Дети с удовольствие не только слушают музыку, они с интересом участвуют в обсуждении «Какое настроение у Осени?», и с легкостью запоминают услышанные на занятии мелодии.
Также презентации незаменимы при знакомстве с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.
С применением красочных озвученных презентаций, проводятся музыкально-дидактические игры, такие, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл?», «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и очень много других.
Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие ярким, интересным, творческим, привлекательным и по-настоящему современным. Важной задачей музыкального руководителя является гармоничное соединение современных технологий с традиционными средствами развития ребёнка для формирования психических процессов, основных сфер личности, развития творческих способностей.
Вывод: Таким образом, игровые технологии являются действенным и активным средством, влияющим на личностное развитие детей. Важно помнить, используя игровые технологии в различных видах музыкальной деятельности, главное дать детям самим почувствовать характер музыки и охарактеризовать ее прежде, чем мы дадим собственную характеристику произведению. Это поможет ребенку ощутить свое собственное я, а музыкальному руководителю занимательнее и эффективнее провести тот или иной раздел занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
Обобщение опыта работы...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, вол...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Из опыта работы.
Цель:Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме - посредством музыкально - дидактических пособий и игр. Использование в играх всех видов музыкальной деят...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
Пример использования игровых технологий на музыкальных занятиях в ДОУ....
Использование игровых технологий на музыкальных занятиях в ДОУ
Использование игровых технологий на музыкальных занятиях в ДОУ. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих...
Использование игровых технологий на музыкальных занятиях при обучении игре на элементарных музыкальных инструментах
Статья затрагивает такие напрвыления, как аспекты формирования интереса детей дошкольного возраста к музыкальным занятиям занятиям, развитие музыкальных способностей, обучение игры на элементар...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙНА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ....