ЛОЖКИ РАСПИСНЫЕ
план-конспект занятия по музыке (средняя группа)
РАССКАЗ О НАРОДНОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ-ЛОЖКИ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pro_lozhki.docx | 106.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальное тематическое занятие "Русская ложка" для старшей группы детского сада.
Музыкальное тематическое занятие «Русская ложка»
(для детей старшей группы)
Ход занятия:
Ребята под народную музыку заходят в зал, встают вдоль стульчиков.
Организационный момент:
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, ребята! Я хочу пожелать вам доброго дня нашим традиционным приветствием:
- «Здравствуйте, ребята!» (по восходящему звукоряду)
Дети: «Здравствуйте!» (по звукам нисходящего Т3/5)
(далее поют вместе с м.р.)
Здравствуй, солнце золотое! (поднимают руки вверх)
Здравствуй, легкий ветерок! (машут руками вправо – влево по 1 разу над головой, опускают руки вниз)
Здравствуй, утро! (поднимают правую руку вверх)
Здравствуй день! (поднимают левую руку вверх)
Нам здороваться не лень! (кружатся вокруг себя с поднятыми руками 1 раз)
М.р. А теперь поприветствуем наших гостей!
Дети: Здравствуйте, все гости!
Гости отвечают
М.р. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о… А впрочем, отгадайте-ка загадку:
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши cладкой.
Ждёт лошадка у ворот –
Открывай пошире рот! (Ответы детей: ложка)
М.р. Ложка! И сегодня мы с вами познакомимся с одним из самых популярных в России народных музыкальных инструментов – ложкой (показ ложки).
Посмотрите, какие красивые ложки!
Ложки расписные!
Разные какие!
Ложки знает целый мир,
Ложки - русский сувенир.
Полюбуйтесь, просто диво.
Чудо-мастерам – спасибо!
Мы уже с вами играли на ложках, и сейчас я предлагаю вам вспомнить, как мы это с вами делали.
Предлагаю взять вам ложки, чтобы
Поиграть немножко!
(ребята под русскую народную мелодию берут ложки в заранее приготовленном месте, встают в круг.)
М.р. Ребята, давайте рассмотрим, из каких частей состоит ложка? (Ответы детей)
Ложка состоит из черенка и черпака (от слова «Черпать»).
А как держать правильно ложки? (Ответы детей)
Держать за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны.
Если ударять ложку об ложку черпаками, получается красивый звук, помните, вы уже не раз уже играли в оркестре на ложках? Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились.
Приемов игры очень много, они разнообразны – от самых простых до сложных. Сейчас мы вспомним простые приемы игры на ложках.
(на мотив р.н.п. «Ах вы сени») (воспитатель незаметно переодевается в Антошку)
1. Утром солнышко проснулось,
Нашим ложкам улыбнулось.
От зари и до заката
Веселятся все ребята. (Дети двигают ложками по дуге над головой)
(проигрыш – кружатся)
2. Завтракать теперь пойдем
И блинков мы напечем,
Вот блинки хороши
Их пекут малыши. («тарелочки» перед собой)
(проигрыш - кружатся)
3. На качелях покататься
Нашим ложечкам приятно.
Мы на улицу пойдем
И кататься там начнем. (Дети стучат ложками, поднимая руки вверх-вниз)
(проигрыш-кружатся)
4. А сейчас, мои ребятки,
Поиграем с ложкой в прятки.
Нужно деткам показаться
И за спину спрятаться. (Дети ударяют ложкой перед собой и прячут её за спину.)
(проигрыш-кружатся)
М.р. Молодцы! Здорово у вас получается!
Но это не единственный прием игры на ложках, их огромное множество. И сегодня я научу вас одному из них.
Я сейчас возьму обе ложки в правую руку, одну - между большим и указательным пальцами, другую – между указательным и средним. А теперь попробую постучать ими по левой ладошке. Послушайте, какой интересный звук получился. Он звонкий или глухой? (Ответы детей. Звонкий.) Звонкий. А на что он похож? (Ответы детей. На цокот копыт.) На цокот копыт. Этот прием так и называется «Лошадка». Давайте мы сейчас все вместе попробуем поиграть на ложках по-новому.
(Дети выполняют прием игры «Лошадка», педагог контролирует и подсказывает детям.)
М.р. А теперь усложним задачу, пойдем по кругу, высоко поднимая колени, как лошадки, и будем подыгрывать себе на ложках.
Еду, еду к бабе к деду - ритмично, ударяя в ложки, идем по кругу без музыки.
На лошадке в красной шапке
Цок, цок, цок, цок…
Цок, цок, цок, цок…
А теперь под музыку!
Выполнение упражнения «Лошадки» («На лошадке» Т.Ломова) (2 раза, в разном направлении)
М.р. Молодцы, ребята, у вас очень хорошо получилось!
Под музыку выходит Антошка:
Чтение стихотворения «Ложка» К. Нефедова (отрывок)
Антошка. Я ложкой люблю, есть пирожное
Варенье, повидло, мороженое,
Рассольник и кашу, бульон и окрошку
Вот, сколько всего можно вычерпать ложкой. (плачет)
Ну, вот куда же я дел свою большую ложку?
Вы, ребята, не видели? (дети отвечают)
М.р. Антошка, а не эти ли ложки ты ищешь? (дает пару ложек Антошке)
Ант. Нееет… Моя была большая! … Воооот такая! (показывает)
А эти маленькие….(стучит). Оооооо! Они еще и дразнятся!
М.р. Антошка, это они не дразнятся… Наши ложки музыкальные… А наши ребята могут на них играть!
Антошка. Как же на ложках можно играть? Ими только кушать можно!
М.р. А вот и нет!
Есть у нас игра для тебя! Называется «Эхо»!
Простучу я ритм на ложках, а ты нам повторяешь!
Давай, Антошка, попробуем!
(муз. рук. простукивает ритмический рисунок, Антошка повторяет)
Антошка. Ух, ты! Получилось!
М.р. Молодец, Антошка! А давайте сейчас все вместе поиграем в эту игру! Только нужно очень внимательно слушать! Давай, Антошка, начинай!
Музыкально-ритмическая игра «Эхо»
(Антошка простукивает ритм, дети повторяют)
М.р. Молодцы! Никто не ошибся!
М.р. Антошка, а как ты думаешь, сразу ли ложки стали музыкальным инструментом? А вы ребята знаете? (Ответы детей.) Я расскажу вам историю появления на свет ложки.
(под русскую народную мелодию дети кладут ложки на заранее приготовленный столик, садятся на стульчики)
М. р. Когда-то, очень-очень давно, древние люди…
Просмотр презентации и слушание Ансамбля ложкарей (видео).
М.р. Вот такая история русской ложки! Знаешь, Антошка, а наши ребята, знают песню о ложках. Давайте познакомим с ней Антошку! Вспомните, о каких ложках поется в этой песне, вспомните припев песни.
Дети (поют под аккомпанемент м.р.)
Хохломские, псковские,
Тульские, загорские,
Вятские, смоленские,
Ложки деревенские!
М.р. Мне кажется, настало самое время спеть ее.
Песня «Ложки деревенские» (муз. З.Роот)
Антошка. До чего задорно вы спели! Ноги сами в пляс идут!
М.р. Зачем же дело стало? Мы сейчас тебе и танец с ложками покажем!
(дети встают под музыку, берут ложки в заранее приготовленном месте, становятся на танец)
«Танец с ложками». (рус.нар.мел. «Светит месяц» в современной обработке)
(после танца стоят в кругу с ложками)
Антошка: Молодцы, ребята! Ай-да, ложка! Вот она какая, оказывается: с ней можно и петь, и танцевать! Настоящий праздник для нее получился! А я так и не нашел свою большую ложку! (грустно)
М.р. Не расстраивайся, Антошка, мы с ребятами так дружно с тобой пели, играли и плясали, что решили подарить тебе свою большую ложку!
Антошка. Вот спасибо! Вот это подарок!... А я тоже игру с ложкой знаю! Хотите поиграть?
«Игра с ложкой» (с одной большой ложкой)
Ход игры
Дети становятся в круг, Антошка начинает передавать свою ложку по кругу под музыку и пение. На ком музыка остановится, тот выходит в круг, и танцует вместе с Антошкой, дети в кругу хлопают. Игра повторяется 2-3 раза.
(под рус.нар.мел. «Ах, вы сени»)
Ты беги, скорее ложка
Быстро-быстро по рукам.
У кого осталась ложка
Тот в кругу станцует нам.
М.р. Какая хорошая игра! Ребята, а вам понравилась?...
Антошка. Какие вы веселые ребята! И ложки у вас веселые! А моя ложка теперь будет самая любимая! …Побегу скорее к деду и покажу ему такой замечательный подарок!... До свидания, ребята!...
(Антошка прощается и под музыку из м/ф «Антошка» уходит)
Ну, что, ребята, давайте вспомним, что нового мы узнали сегодня?
- Из чего делали самые первые ложки? (Ответы детей: из камня, из глины.)
- С чего начиналось изготовление деревянной ложки? (Ответы детей: из баклуши, деревянных брусочков.)
- Как называют людей, которые играют на ложках? (Ответы детей: ложкари.)
- Какие виды росписи ложек вы запомнили? (Ответы детей: хохломская, городецкая, гжельская и т.д.)
(незаметно заходит воспитатель)
М.р. Ну, и нам настало время попрощаться с нашими дорогими гостями!
«До свиданья, гости!»
«До свидания» (отвечают гости)
(под рус. нар. мел. дети уходят)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
исследовательская деятельность: " Ложки расписные"
Цель:Узнать историю возникновения русской ложки. Провести среди детей социологический опрос: «Что вы знаете о ложках?». Познакомить с предметом обихода - деревянной ложкой, познакомить с промысл...
Ложки расписные (исследовательская деятельность)
Этапы исследования Знакомство с ложкой мы начали с изучения: Как появляется ложка на свет? Изучили различную литературу о происхождении ложки, нашли необходимую информацию в Ви...
Проектная работа в подготовительной группе "Ложки расписные".
Презентация проекта в подготовительной группе на тему "Ложки расписные"....
Проектная деятельность.Ложки расписные
проектная деятельность...
Непосредственно образовательная деятельность – рисование «Вот она какая ложка расписная» в подготовительной группе.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 65» Непосредственно образовательная деятельность – рисование «Вот...
Проект долгосрочный творческо- информационный «Ложки расписные, да звонкие такие!» Тема: «Искусство игры на деревянных ложках – как средство приобщения детей к традиционной русской культуре»»
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о...