Русские народные праздники в детском саду
материал по музыке (подготовительная группа)
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по утверждениям доктора философии В.Г. Безносова, философа, учёного-литературоведа, академика РАН Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_.docx | 341.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цель: воспитание любви к Родине, к родной природе
Задачи: приобщение детей к традициям русского народа, воспитание уважительного отношения к прошлому, познакомить с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных песен и игр, воспитывать уважительное отношение к народным традициям
Предварительная работа: подбор материала для сценария, разучивание стихов, песен, хороводов, изготовление и подбор костюмов.
Дети под грамзапись лирической русской народной музыки спокойно входят в зал и садятся на стульчики. В зале появляется Березка (воспитатель в русском белом сарафане, раскрашенном под ствол березки, с березовыми ветками, украшенными цветными лентами).
Березка:
Это я, березка, в новом сарафане!
Хочется мне, дети, веселиться с вами.
С праздником вас, дети, всех я поздравляю!
Счастья вам, веселья, радости желаю!
Ведущая:
И тебя, березка, все мы поздравляем.
Счастья и веселья и тебе желаем.
У красы-березки — платье серебристо,
У красы-березки — зелены косицы!
Березка:
Что за чудо-хоровод! Каждый пляшет и поет,
А уж как танцуют славно на лугу зеленом, летнем
Те девчата, что березку вьют на Троицкой неделе.
Поначалу выбирали самую красивую:
Чтобы стволушком белела и негорделивую,
Чтоб листочками богата, чтоб собою кудревата,
А еще, чтоб на поляне посвободнее росла.
На такую вот березку девка ленту припасла.
«Заломать-то» не взаправду ветки собиралися,
Не для этого в тот день девки наряжалися.
Просто ветки нагибали, их по нескольку сплетали,
А уж на конец косы каждой ленточку вплели.
Вот березка и готова! К празднику наряжена.
И к девичьим хороводам солнышком украшена.
Запевайте-ка, девчата, заводите хоровод,
В этом чудо-хороводе каждый пляшет и поет!
Ведущая:
Это праздник — непростой, Троицей зовется.
Он березонькой густой в душах отзовется,
Ветерочком прошумит в ивах придорожных
И объявит, что венки заплетать всем можно.
1 ребёнок:
Вокруг берёзки я хожу,
Вокруг беленькой хожу.
Я не знаю, чем берёзку наряжу,
Чем я белу, кудревату одарю.
Одарю берёзку алой ленточкой,
Да переленточкой.
А ещё шелковым платком,
Да лазоревым венком.
2 ребёнок:
Во лесу, во лесочке
Росла трава- мурава.
До пояса доросла,
Берёзку обвила.
Мы веночки сплели,
Берёзоньку завили.
Ведущая: Заведём хоровод, чтоб был радостным и весёлым весь год.
(Дети встают и вместе с ведущей заходят в хоровод).
Хоровод «В хороводе были мы» 1
Ведущая: В старину в народе говорили о берёзе «как о дереве об четырёх делах»:
Первое дело – мир освещать (убогие избы лучиной освещала),
Второе дело – крик утешать (давала дёготь, чтобы колёса у телег смазывать),
Третье дело – больных исцелять (лечила больных своими почками, соком, фитонцидами листьев),
Четвёртое дело – чистоту соблюдать (банными вениками и мётлами обеспечивала крестьянскую санитарию и гигиену).
Много песен, пословиц, загадок сочинил народ о любимом дереве. Современные авторы тоже посвящают берёзе свои произведения. Давайте послушаем стихотворения, которые выучили наши ребята.
3 ребёнок:
Белая берёза –
Машина сестричка.
У берёзы белой
Тоже есть косичка.
Машенька к дерёзе
Белой подойдёт,
Ленточку берёзе
В косы заплетёт.
4 ребёнок:
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную.
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную!
Ведущая: Вот какая красота – наша русская береза! Так и хочется песни попеть, да в игры поиграть.
Песня: «Где был, Иванушка?» ст Б 2
«Облако» ст А 3
Ведущая Какие молодцы! А у нас сегодня на празднике собрались маленькие детки и по- старше. А кто это к нам в гости пожаловал?
Въезжает Петрушка на лошадке (лошадка на палочке)
Петрушка. А вот и я ребятишки! Здорово, парнишки! Здорово, славные девчушки, быстроглазые вострушки! Я ваш знакомый Петрушка. Пришел вас позабавить, потешить. А что, хороша ли у меня лошадь? (едет на лошади, прицокивает языком)
Дети отвечают.
Петрушка. А как она цокает копытами, слышали?
Дети. Вот так! (прицокивают языком)
Петрушка. А показать, как я её поймал?
Дети. Да!
Петрушка. Ну-ка дайте мне платочек да завяжите глаза покрепче.
(Петрушке завязывают глаза) Вот так я её ловил, с закрытыми глазами.
Ведущая. Дети давайте пошутим с Петрушкой, поиграем. Будем бегать,
прицокивать язычком.
Игра «Жмурки и Петрушкой». 6
В конце Петрушка ловит лошадь.
Петрушка. Поймал! ( Садится на лошадь) Хотите покататься?
Дети. Да!
Петрушка. Садитесь, покатаемся!
Все встают парами: один впереди, другой позади, берутся за руки
Петрушка.
Поехали, поехали,
С орехами, с орехами
К дедке по репку,
По пареньку,
По сладеньку,
По горбатеньку!
Гоп! Гоп! Гоп! Гоп! Гоп! Гоп! Гоп!
Что же одни катаемся? Давайте всех пригласим!
Ведущая: Петрушка, послушай, как наши дети для тебя споют.
«Мы на луг ходили» ср гр 7
Золотило солнышко ст гр.
Петрушка. А у меня есть одна тетя, очень веселая и любит она в игру играть одну, и я ее очень люблю, давайте я и вас научу! Хотите? Тогда вставайте все.!
Игра: «У меня есть одна тетя» 8
И еще одна очень интересная игра, а называется она "Кто как кричит?".
Игра "Кто как кричит?"
Дети подражают звукам насекомых:
*
как пищат комарики;
*
жужжат мухи;
*
птички поют в лесу;
*
кукушка кричит на суку;
*
лягушки квакают;
*
лисичка тявкает;
*
кузнечики трещат;
*
зайчики пищат.
Вед.
Нам играть и петь не лень,
Мы б играли целый день!
Собирайся народ,
Становись в хоровод,
Нас берёзонька ждёт!
Хоровод «Во поле берёза стояла» 9
Я по улице гуляю,
Всё на свете замечаю.
На берёзке листочки
А вокруг цветочки
Листочки словно детки
Все сидят на ветке.
А цветочки – вот краса,
Вот какие чудеса!
Ведущая: Да и старики в деревне летом совсем без дела не сидели и сказки своим ребятишкам сказывали, а девчонки да мальчишки эти сказки слушали да дивились: «Чудеса! Право слово, чудеса!..»
(Под русскую народную мелодию входят Дед и Бабка, слегка пританцовывая, обходят зал и садятся перед детьми на лавку.)
Бабка: Дед Фома, рассказал бы что пока...
Дед: Что вам, детки, рассказать?
Я ведь не умею врать...
(Последующий текст читает очень медленно, не спеша, с паузами.)
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.
(Важно показать реакцию бабки на дедовы небылицы.)
Б а б к а: А хвалился-то, хвалился,
Чуть что с лавки не свалился
(Говорит, передразнивая деда):
«Я — правдивей всех на свете,
Доверяют мне все дети.
Я нисколько не солгу,
Правду чистую скажу»...
Ну, и где ж твоя правда-то?
Дед: Правда-то?
На сорочьем на хвосточке,
На овсяном колосочке,
На березовом пенечке,
Да на девичьем веночке!
Бабка: А ты сам-то, дед, хороводы старинные русские знаешь?
Дед: А как же!.. Вот-«Шел козел по лесу»!
Б а б к а: Так эту игру, наверно, и ребятишки знают-умеют...
Шел козел по лесу 10
Б а б к а: Дед, а я какую игру помню, ребятишки. А еще я люблю танцевать. Давайте вместе потанцуем?
Танец «Бабкины пляски»11
Ведущая: Бабушка, наши ребята любят петь и у них очень хорошо это получается
Песня про лето подг 12
Б а б кА: А я хочу узнать у вас, какое сейчас время года? А загадки вы умеете отгадывать? Тогда слушайте и отвечаете. Отгадайте-ка, ребятки, мои летние загадки!
Яркое и доброе, светит всем в окошко.
Мы попросим ласково:
"Нас погрей немножко!"
(Ответ: солнце.)
Для одних он – садовод,
Для других он – полевод,
Успевает везде быть,
Поле, луг и сад полить.
(Ответ: дождь.)
На большой цветной ковер села эскадрилья,
То раскроет, то закроет расписные крылья.
(Ответ: бабочки.)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Ответ: пчела.)
Возле леса, на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый…
(Ответ: мухомор.)
Он и желтый, он и белый,
Он и робкий, он и смелый:
Только дунет ветерок,
К облакам взлетит цветок.
(Ответ: одуванчик.)
Молодцы, ребята! С моим заданием справились.
Дед: И я хочу вас, дорогие мои испытание дать. Вы готовы? Любите физкультуру? Тогда -Следующее задание: веселые соревнования.
Игра "Веселые соревнования"
Дети делятся на две команды.
Первое задание: "Кто быстрее". Игроки строятся колоннами перед стартовой чертой. У контрольного ориентира – флажка каждой команды лежат 10–15 мячиков (это бабочки) и детский сачок. По сигналу ведущего первые номера бегут к флажку, берут сачок и кладут в него один мяч, затем несут его к ведру, которое стоит около стартовой черты, кладут бабочку (мяч) в ведро, а сачок передают следующему участнику.
Ведущая: Все минуточку вниманья.
Сказку я тут хочу начать
И этой сказочки название
Вы спешите отгадать.
Все готовы слушать ушки?
Будет сказка — дайте срок.
Говорит старик старушке:
Дед: Испеки мне колобок!..
Ох, захотелось колобка!
У нас есть масло и мука,
Ты бы тесто замесила
И всех сегодня угостила.
Бабка: С охотой я возьмусь за дело.
Хотя задача нелегка.
Чтоб тесто было пышным, белым,
Нужна не только мне мука.
Вниманье нужно и уменье,
Про соль и сахар не забыть.
Чтоб лучше сделать угощенье,
Начну-ка тесто я месить...
(Под музыку Бабка месит тесто, накрывает полотенцем. В кадушке без дна сидит ребенок, накрытый белым.)
Бабка: Тесто я месила,
Масла добавляла,
Выбилась из сил я,
Ой, как я устала...
(Бабка садится на лавку, начинает дремать, а тесто «подходит», в конце — откидывает покрывало с головы.)
Тесто: Убегу я из кадушки,
Не хочу быть колобком,
Мне здесь тесно, мне здесь душно,
Через край бы да бегом!
Очень сдобное я тесто,
Усидеть здесь не могу,
Мне в кадушке мало места,
тесно, тесно, убегу!..
(Кадушка с тестом убегает, наверху видны руки ребенка в белых перчатках.)
Бабка просыпаясь
Ой! Ой! Ой! Куда? Куда?
Как же я то проспала
Вот несчастье и беда!
Уж такого не бывало,
Натерпелась я стыда!
Ой как же тесто убежало?
Вот несчастье, вот беда!..
(Бабка и Дед ведут тесто обратно. Готовят, имитируя, раскладку выпечки на противень.)
Ведущая: Ой, как вкусно пахнет!.. Может, плюшки готовы?
Бабка: Да где ж готовы? Только румяниться начали... Дед, ты бы ребятишкам подарочки-то подарил... Не зря ведь готовил?..
(Дед достает из корзинки платочки)
Танец с платочками.
Бабка: Вот уж и плюшки поспели! Ну-ка, Дед, неси скорее!..
Дед и Бабка вносят выпечку на всех детей и раздают угощение, приговаривая:
Надо нам на Троицу
Ребяток угостить.
Не забудьте лентами
Березку нарядить,
Веночки плести,
Хороводы завести...
Ведущий. И где бы ни росла русская берёзка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она, красавица русского леса. И будет стоять вечно!
И не найти её красивей, на радость нам она цветёт.
В ней образ матери – России неувядаемый живёт!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарные русские народные праздники в детском саду
Праздник русской березки...
Физкультурный досуг с русскими народными играми в детском саду.
Физкультурный досуг с русскими народными играми в детском саду....
Народные праздники в детском саду №78 «Серебряное копытце» - это истоки возрождения культуры русского народа.
Статья для педагогов и родителей....
Консультация для родителей "Ходит зайка по саду…" (Русская народная песня в детском саду)
Консультация для родителей...
Сценарий народного праздника в детском саду «СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группа Цель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихода весны
Сценарий народного праздника в детском саду«СОРОКИ – прилет птиц». Младшая группаЦель: познакомить детей с обычаем встречи прилета птиц, дать представление о народном празднике прихо...
План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".
Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...
Проект "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду"
Познавательный, долгосрочный проект, для детей 2-3 лет....