Музыкально-дидактические игры для дошкольников.
консультация по музыке
Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры.
Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на музыкальных инструментах.
(После скачивания текст отображается корректно)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno-didakticheskie_igry.odt | 20.82 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально - дидактические игры
Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на музыкальных инструментах.
Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности: в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию основных свойств музыкального звука.
Как и любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем действовать с ними. С этой же целью используются различные дидактические средства: ложки, кубики, ритмические палочки, погремушки, колокольчики, музыкальные и ритмические молоточки
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они вызовут у детей желание петь, слушать, играть и танцевать.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Ребенок-артист становится более собранным, серьезным, внимательным к своему «номеру». Благодаря этому, в игре редко отмечаются ошибки.
Музыкально-дидактические игры можно организовывать на музыкальном и других занятиях, в свободное время, во время праздников и развлечений, а также дома. Использование музыкально - дидактических игр дает возможность активно приобщать детей к творчеству.
Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма.
«Слушай и повтори»
Цель: развитие ритмического слуха, слуховой памяти.
Дети свободно располагаются на ковре, у каждого в руках музыкальный инструмент. Педагог проигрывает на ложках или на ксилофоне простой ритмический рисунок, предлагает детям повторить его. Ведущим может быть ребенок.
«Передай ритм»
Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне.
«Сосульки»
Цель: Развивать слуховую память, тембровый, ритмический слух.
Дети делятся на три группы по 4-5 человек в каждой.
Первая группа выполняет движения на счет четвертями: наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап».
Вторая группа – на счет восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап-кап-кап».
Третья группа – на счет шестнадцатыми: движения пальчиками вверх-вниз, произносят слова «кап-кап-кап-кап».
Сначала игра проводится поочередно с каждой группой детей. Затем группы объединяются.
Наше путешествие
Игровой материал: металлофон, бубен, ложки, барабан, маракас.
Ход игры: воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу,— говорит воспитатель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне). Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан), и так далее.
Учитесь танцевать Игровой материал : большая матрешка и маленькие (по числу играющих). Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание. |
Определи по ритму. Цель: развивать чувство ритма у детей. Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты — группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки. Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий). При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3—4). |
Веселые подружки. Цель: развивать чувство ритма детей. Игровой материал: плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д. Ход игры: фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц». Педагог: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весёлые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька! Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано. |
Музыкальные загадки.(На чем играю?) Цель игры: развивать тембровое чувство детей. Игровой материал: металлофон, треугольник,колокольчики, бубен, барабан,ложки и др. Ход игры: дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе .находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. |
Дидактические игры на развитие диатонического слуха.
Громко-тихо запоем. Цель: развивать диатонический слух детей. Игровой материал: любая игрушка. Ход игры: дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается, по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он может спрятать игрушку. |
Игры для развития звуковысотного слуха
Музыкальное лото Игровой материал : карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты. Ход игры : ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх вних или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке. |
«Птица и птенчики»
Цель: Развивать звуковысотный слух, музыкальную память, внимание. Различать и пропевать низким голосом - пение большой птички мамы - До1 и высоким голосом - пение маленьких птенчиков - Ля1.
Педагог обращает внимание на 4 разбросанные картинки - это потерялись птенчики. собирая со взрослым целую картинку по образцу, дети поют вместе с мамой - низким голосочком, затем с птенчиками - высоким голосом, легко. Исходя от желания детей, можно повторить исполнить попевку - наоборот, с птенчиками или с мамой.
Хочется надеяться, что родители и другие члены семьи будут по возможности чаще играть со своими детьми в музыкально – дидактические игры, которые развивают звуковысотный, ритмический, динамический, тембровый слух, а также музыкальную память детей, и в целом музыкальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение музыкально-дидактических игр в жизни дошкольников
Консультация для педагогов...
Значение музыкально -дидактических игр в развитии дошкольников.
Консультация для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольников и их родителей о значении и методах проведения музыкально -дидактических игр....
Картотека музыкально-дидактических игр для младших дошкольников
Музыкально-дидактические игры обязательны на музыкальных занятиях, начиная со 2 младшей группы. Проводится такая игра в первой половине занятия, когда внимание детей наиболее эффективно. С помощью так...
Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников
Музыкально-дидактические игры в старшем дошкольном возрасте проводятся не только на музыкальных занятиях, но и в свободной деятельности детей. Наряду с известными музыкально-дидактическими играми в эт...
Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"
Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты" для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...
Картотека музыкально-дидактических игр для младших дошкольников
Картотека разработана с учётом возрастных особенностей детей...
Учебно-методическое пособие. Использование музыкально-дидактических игр на досугах дошкольников. Развлечение для детей 3-5 лет "На полянке" , автор Лактионова Любовь Викторовна, музыкальный руководитель
Учебно-методическое пособие. Музыкально-дидактическая игра "На полянке" автор Лактионова Любовь Викторовна, музыкальный руководитель. Игра- развлечение для детей 3-5 лет написана...