Музыкально-дидактические игры для дошкольников.
консультация по музыке

Алексанян Арега Вальтеровна

Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры.

Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на музыкальных инструментах.

 

(После скачивания текст отображается корректно)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-didakticheskie_igry.odt20.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально - дидактические игры

Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на музыкальных инструментах.

Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности: в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию основных свойств музыкального звука.

Как и любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия. Игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем действовать с ними. С этой же целью используются различные дидактические средства: ложки, кубики, ритмические палочки, погремушки, колокольчики, музыкальные и ритмические молоточки

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они вызовут у детей желание петь, слушать, играть и танцевать.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Ребенок-артист становится более собранным, серьезным, внимательным к своему «номеру». Благодаря этому, в игре редко отмечаются ошибки.

Музыкально-дидактические игры можно организовывать на музыкальном и других занятиях, в свободное время, во время праздников и развлечений, а также дома. Использование музыкально - дидактических игр дает возможность активно приобщать детей к творчеству.

 

Музыкально-дидактические игры на развитие чувства ритма.

«Слушай и повтори»

Цель: развитие ритмического слуха, слуховой памяти.

Дети свободно располагаются на ковре, у каждого в руках музыкальный инструмент. Педагог проигрывает на ложках или на ксилофоне простой ритмический рисунок, предлагает детям повторить его. Ведущим может быть ребенок.

«Передай ритм»

Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит. И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне.

«Сосульки»

Цель: Развивать слуховую память, тембровый, ритмический слух.

Дети делятся на три группы по 4-5 человек в каждой.

Первая группа выполняет движения на счет четвертями: наклоны головы вправо-влево, вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап».

Вторая группа – на счет восьмыми: движения кистями рук вверх-вниз, сопровождаемые словами «кап-кап-кап-кап».

Третья группа – на счет шестнадцатыми: движения пальчиками вверх-вниз, произносят слова «кап-кап-кап-кап».

Сначала игра проводится поочередно с каждой группой детей. Затем группы объединяются.

Наше путешествие

Игровой материал: металлофон, бубен, ложки, барабан, маракас.

Ход игры: воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу,— говорит воспитатель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне). Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан), и так далее.

Учитесь танцевать

Игровой материал : большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.

При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

 

Определи по ритму.

Цель: развивать чувство ритма у детей.

Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские  музыкальные  инструменты — группа   ударных   (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2—3 карточки.

Ход игры. Ребенок-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3—4).

Веселые подружки.

Цель: развивать чувство ритма детей.

Игровой материал: плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т.д.

Ход игры: фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

Педагог: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весёлые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька!

Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

Музыкальные загадки.(На чем играю?)

Цель игры: развивать тембровое чувство детей.

Игровой материал: металлофон, треугольник,колокольчики, бубен, барабан,ложки и др.

Ход игры: дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе .находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают.

Дидактические игры на развитие диатонического слуха.

Громко-тихо запоем.  Цель: развивать диатонический слух детей.

Игровой материал: любая игрушка.

Ход игры: дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда

спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь громкостью звучания

песни, которую поют все дети: звучание усиливается, по мере приближения к месту,

где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок

успешно справился с заданием, при повторении игры он может спрятать игрушку.

Игры для развития звуковысотного слуха

Музыкальное лото

Игровой материал : карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек

(нотный стан), кружочки-ноты, детские музыкальные инструменты.

Ход игры : ребенок-ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх вних или

на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты-кружочки от первой линейки

до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

«Птица и птенчики»

Цель: Развивать звуковысотный слух, музыкальную память, внимание. Различать и пропевать низким голосом - пение большой птички мамы - До1 и высоким голосом - пение маленьких птенчиков - Ля1.

Педагог обращает внимание на 4 разбросанные картинки - это потерялись птенчики. собирая со взрослым целую картинку по образцу, дети поют вместе с мамой - низким голосочком, затем с птенчиками - высоким голосом, легко. Исходя от желания детей, можно повторить исполнить попевку - наоборот, с птенчиками или с мамой.

Хочется надеяться, что родители и другие члены семьи будут по возможности чаще играть со своими детьми в музыкально – дидактические игры, которые развивают звуковысотный, ритмический, динамический, тембровый слух, а также музыкальную память детей, и в целом музыкальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение музыкально -дидактических игр в развитии дошкольников.

Консультация для музыкальных руководителей и воспитателей  дошкольников и их родителей о значении и методах проведения музыкально -дидактических игр....

Картотека музыкально-дидактических игр для младших дошкольников

Музыкально-дидактические игры обязательны на музыкальных занятиях, начиная со 2 младшей группы. Проводится такая игра в первой половине занятия, когда внимание детей наиболее эффективно. С помощью так...

Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников

Музыкально-дидактические игры в старшем дошкольном возрасте проводятся не только на музыкальных занятиях, но и в свободной деятельности детей. Наряду с известными музыкально-дидактическими играми в эт...

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...

Картотека музыкально-дидактических игр для младших дошкольников

Картотека разработана с учётом возрастных особенностей детей...

Учебно-методическое пособие. Использование музыкально-дидактических игр на досугах дошкольников. Развлечение для детей 3-5 лет "На полянке" , автор Лактионова Любовь Викторовна, музыкальный руководитель

Учебно-методическое  пособие. Музыкально-дидактическая игра "На полянке" автор Лактионова Любовь Викторовна, музыкальный руководитель. Игра-  развлечение для детей 3-5 лет написана...