Народные, фольклорные и хороводные игры.
статья по музыке (младшая группа)

Шумакова Александра Петровна

ГБДОУ Детский сад № 23 

Центрального района Санкт-Петербурга

Шумакова А. П., музыкальный руководитель

 

 

Тема: Народные, фольклорные и хороводные игры.

 

«Мир, который мы оставим детям в большей мере зависит от того, 

каких детей мы оставим миру»

А. Эйнштейн

 

«Из всех чувств лучше всего влияет на развитие способностей ребенка радость.Он наиболее охотно поддается этому чувству и душа его открыта для воспитательного воздействия»

Э. Жак-Далькроз

 

Повышение уровня музыкальной культуры нашего общества очень важная и актуальная задача. Сохранить то, что издревле, от рода к роду, народ бережно хранил и передавал - вот то, к чему мы стремимся. Мы стремимся сохранить наше фольклорное музыкальное искусство. А ведь известно: что заложено в душу с детства - невосполнимо.  Семья, детский сад, школа – возможные сферы приобщения детей к прекрасному, таинственному миру музыки, глубоко проникающему в чувства и сознание ребенка. Не даром говорят, что народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего. По-этому так необходимо на занятиях музыки вспоминать об истоках музыкальной культуры,  фольклоре и народном творчестве. Детские колядки, попевки, хороводы должны занять свое, особенное, место в системе музыкального образования. Классическое наследие как академической, так и фольклорной музыки формирует личность. В этом черпали вдохновение прославленные композиторы. 

Детям в полном объеме пока не доступно понятие о Родине, но именно в этом возрасте начинает зарождаться Любовь к ней. Родина для ребенка – близкие люди, семья, мама, дом, в котором он живет, природа, сказки, песни, которые он слышит. Фольклор – школа социального опыта, которая дает ребенку возможность разносторонне познать действительность, историю, национальные особенности труда, быта и характера своего народа, его нравы и обычаи. 

Первые впечатления возникают в педагогическом процессе при использовании понятных и близких детям потешек, попевок, хороводных игр. Они пронизаны жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. Приобщение к миру родной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни. Это огромный мир, включающий духовный опыт предков, культуру и историю отечества. 

Термин «Детский фольклор» в научный обиход был введен в советскими учеными в начале XX века. Им обозначали произведения  устной народной словесности, предназначенной для детей и исполняемой взрослыми и детьми. 

Мир музыкальных звуков окружает ребёнка с момента его рождения и на протяжении всего периода взросления. Все это позволяет выделить детский музыкальный фольклор в особый раздел народного творчества, в основе которого лежит не только поэтическое слово, но и напевное интонирование. Традиционные детские песни, хороводы, в настоящее время, представляют собой исторически сложившийся своеобразный тип народного творчества, народно-песенной хороводно-танцевальной художественной формы, как самостоятельный пласт фольклора. Традиционное детско-музыкальное творчество сложилось с одной стороны  под непосредственным влиянием древнейших попевок, хороводов, а с другой явилось результатом своеобразного, глубоко-оригинального детского миропонимания, стремления к игровому творчеству.

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в хороводной игре одновременно осуществляется физическое, нравственное, умственное, эстетическое и трудовое воспитание. Формируются важные качества личности. Хороводные игры вызывают положительные эмоции. В хороводных, фольклорных играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакции и многое другое. Совместные действия в играх сближают детей, они испытывают радость от совместной деятельности, преодоления трудностей и достижения успеха. 

Источником подвижных хороводных игр с правилами являются народные игры и хороводы, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Содержание  игры определяется движениями, которые входят в ее состав. Игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей, их возможности выполнять те или иные действия, движения, соблюдать игровые правила. Правила в хороводной игре выполняют организующую роль: ими определяется ее ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребенка. Правила обязывают  подчиняться цели и смыслу игры, дети должны меть ими пользоваться в разных условиях. Таким образом осуществляются поставленные цели и задачи в развитии интереса у детей к фольклорным играм, прививается интерес к русскому народному творчеству, хороводным играм, эмоциональном развитии ребенка. Помимо этого, занятия, посвященные фольклору, расширяют  уровень знаний воспитателей в области фольклорной хороводной игры и повышают педагогический опыт культуры родителей. Как результат творческого процесса – овладение навыками самостоятельной организации фольклорной хороводной игры. 

Таким образом, необходим творческий подход к решению проблемы музыкального воспитания и развития детей. Исходя из своего многолетнего опыта работы музыкальным руководителем детского сада, исходя их тех реакций, что я вижу и того, что приобретают детки, воспитатели и их родители - я настоятельно рекомендую включать фольклорные материалы в музыкальные занятия. Это очень важно. 

Хочу добавить, что фольклорное творчество, которое мы сохраняем в сказках, песнях, хороводных играх – все это ярко выраженное наследие нашего народа. Это огромный мир, включающий в себя духовный опыт, предков, историю  культуру отечества. Только бережное отношением к наследию предков поможет сохранить историческую память поколений, сохранить связь с корнями своего народа, воспитать национальную гордость.  Меняются времена, но вечным остается стремление человека к добру, любви и красоте. 

 

Список литературы: 

1) Науменко Г. «Русское народное детское музыкальное творчество», 

    Советский композитор, Москва, 1988г

2) Зимина А.Н. «Народные игры с пением», 

    Издательство ГНОМ «Д», 2000г

3) Пантелеева Н.Г. «Народные праздники в детском саду: методическое пособие»

    Мозайка-Синтез, 2014

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx24.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБДОУ Детский сад № 23

Центрального района Санкт-Петербурга

Шумакова А. П., музыкальный руководитель

Методическая разработка

Тема: Народные, фольклорные и хороводные игры.

«Мир, который мы оставим детям в большей мере зависит от того,

каких детей мы оставим миру»

А. Эйнштейн

«Из всех чувств лучше всего влияет на развитие способностей ребенка радость.Он наиболее охотно поддается этому чувству и душа его открыта для воспитательного воздействия»

Э. Жак-Далькроз

Повышение уровня музыкальной культуры нашего общества очень важная и актуальная задача. Сохранить то, что издревле, от рода к роду, народ бережно хранил и передавал - вот то, к чему мы стремимся. Мы стремимся сохранить наше фольклорное музыкальное искусство. А ведь известно: что заложено в душу с детства - невосполнимо.  Семья, детский сад, школа – возможные сферы приобщения детей к прекрасному, таинственному миру музыки, глубоко проникающему в чувства и сознание ребенка. Не даром говорят, что народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего. По-этому так необходимо на занятиях музыки вспоминать об истоках музыкальной культуры,  фольклоре и народном творчестве. Детские колядки, попевки, хороводы должны занять свое, особенное, место в системе музыкального образования. Классическое наследие как академической, так и фольклорной музыки формирует личность. В этом черпали вдохновение прославленные композиторы.

Детям в полном объеме пока не доступно понятие о Родине, но именно в этом возрасте начинает зарождаться Любовь к ней. Родина для ребенка – близкие люди, семья, мама, дом, в котором он живет, природа, сказки, песни, которые он слышит. Фольклор – школа социального опыта, которая дает ребенку возможность разносторонне познать действительность, историю, национальные особенности труда, быта и характера своего народа, его нравы и обычаи.

Первые впечатления возникают в педагогическом процессе при использовании понятных и близких детям потешек, попевок, хороводных игр. Они пронизаны жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой энергией русского народа. Приобщение к миру родной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни. Это огромный мир, включающий духовный опыт предков, культуру и историю отечества.

Термин «Детский фольклор» в научный обиход был введен в советскими учеными в начале XX века. Им обозначали произведения  устной народной словесности, предназначенной для детей и исполняемой взрослыми и детьми.

Мир музыкальных звуков окружает ребёнка с момента его рождения и на протяжении всего периода взросления. Все это позволяет выделить детский музыкальный фольклор в особый раздел народного творчества, в основе которого лежит не только поэтическое слово, но и напевное интонирование. Традиционные детские песни, хороводы, в настоящее время, представляют собой исторически сложившийся своеобразный тип народного творчества, народно-песенной хороводно-танцевальной художественной формы, как самостоятельный пласт фольклора. Традиционное детско-музыкальное творчество сложилось с одной стороны  под непосредственным влиянием древнейших попевок, хороводов, а с другой явилось результатом своеобразного, глубоко-оригинального детского миропонимания, стремления к игровому творчеству.

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в хороводной игре одновременно осуществляется физическое, нравственное, умственное, эстетическое и трудовое воспитание. Формируются важные качества личности. Хороводные игры вызывают положительные эмоции. В хороводных, фольклорных играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакции и многое другое. Совместные действия в играх сближают детей, они испытывают радость от совместной деятельности, преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных хороводных игр с правилами являются народные игры и хороводы, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Содержание  игры определяется движениями, которые входят в ее состав. Игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей, их возможности выполнять те или иные действия, движения, соблюдать игровые правила. Правила в хороводной игре выполняют организующую роль: ими определяется ее ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребенка. Правила обязывают  подчиняться цели и смыслу игры, дети должны меть ими пользоваться в разных условиях. Таким образом осуществляются поставленные цели и задачи в развитии интереса у детей к фольклорным играм, прививается интерес к русскому народному творчеству, хороводным играм, эмоциональном развитии ребенка. Помимо этого, занятия, посвященные фольклору, расширяют  уровень знаний воспитателей в области фольклорной хороводной игры и повышают педагогический опыт культуры родителей. Как результат творческого процесса – овладение навыками самостоятельной организации фольклорной хороводной игры.

Таким образом, необходим творческий подход к решению проблемы музыкального воспитания и развития детей. Исходя из своего многолетнего опыта работы музыкальным руководителем детского сада, исходя их тех реакций, что я вижу и того, что приобретают детки, воспитатели и их родители - я настоятельно рекомендую включать фольклорные материалы в музыкальные занятия. Это очень важно.

Хочу добавить, что фольклорное творчество, которое мы сохраняем в сказках, песнях, хороводных играх – все это ярко выраженное наследие нашего народа. Это огромный мир, включающий в себя духовный опыт, предков, историю  культуру отечества. Только бережное отношением к наследию предков поможет сохранить историческую память поколений, сохранить связь с корнями своего народа, воспитать национальную гордость.  Меняются времена, но вечным остается стремление человека к добру, любви и красоте.

Список литературы: 

1) Науменко Г. «Русское народное детское музыкальное творчество»,

    Советский композитор, Москва, 1988г

2) Зимина А.Н. «Народные игры с пением»,

    Издательство ГНОМ «Д», 2000г

3) Пантелеева Н.Г. «Народные праздники в детском саду: методическое пособие»

    Мозайка-Синтез, 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорные хороводные игры

Использование хороводных игр с пением в образовательном процессе в ДОУ...

Статья. " Современное состояние детской игровой культуры: проблемы и решения. Народные,фольклорные,хороводные игры"

Мы родом из детства, а основной вид деятельности дошкольного детства – игра. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Игра – это с...

Статья для педагогов "Народные, фольклорные, хороводные игры".

Русская народная традиция за многие века накопила огромный опыт в вопросах передачи подрастающему поколению накопленных знаний. Традиционное общество, как известно, не знало каких-либо учебных заведен...

Фольклорные хороводные игры

Картотека народных хороводных игр для дошкольников...

Семинар ИГРА. Народные, фольклорные, хороводные игры.

Небольшой семинар для родителей, о пользе игр....