Развитие музыкальной эрудиции старших дошкольников средствами музыкально-дидактических игр
план-конспект занятия по музыке
Аннотация: в работе раскрыто понятие «развитие музыкальной эрудиции старших дошкольников средствами музыкально-дидактических игр». Так как само о себе восприятие музыки – довольно сложный процесс, то актуальность использования игры как основного вида детской деятельности имеет особое значение. В сфере музыкального образования значительная роль отводится музыкально-дидактическим играм, так как они представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки и опираются на дидактических принципы: обучение; научность; доступность; наглядность.
Ключевые слова: музыка, музыкальная эрудиция, музыкально-дидактические игры, музыкальные способности, старшие дошкольники, знания, умения, навыки, музыкальное воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_muzykalnoy_eruditsii_starshih_doshkolnikov_sredstvami_muzykalno.doc | 33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие музыкальной эрудиции старших дошкольников средствами музыкально-дидактических игр
Подготовила: музыкальный руководитель Вайнтруб Ирина Владимировна
Аннотация: в работе раскрыто понятие «развитие музыкальной эрудиции старших дошкольников средствами музыкально-дидактических игр». Так как само о себе восприятие музыки – довольно сложный процесс, то актуальность использования игры как основного вида детской деятельности имеет особое значение. В сфере музыкального образования значительная роль отводится музыкально-дидактическим играм, так как они представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки и опираются на дидактических принципы: обучение; научность; доступность; наглядность.
Ключевые слова: музыка, музыкальная эрудиция, музыкально-дидактические игры, музыкальные способности, старшие дошкольники, знания, умения, навыки, музыкальное воспитание.
Развитие музыкальности ребенка является одной из самых основных задач музыкального образования. Восприятие музыки является сложным процессом для дошкольника требующий от него определенного внимания, мышления, использование знаний, основ музыкальной эрудиции. В музыкальном образовании старших дошкольников огромное внимание уделяется музыкально-дидактическим играм, ведь именно они составляют часть методики музыкального воспитания и включают в себя принцип обучения, научности, доступности и наглядности; закрепляют полученные знания, умения, навыки. Использование музыкально дидактических игр дает дошкольникам доступную информацию о музыке, о средствах ее выразительности, развивает музыкальную эрудицию и музыкальные способности к которым относятся ладовысотный и динамический слух, чувство ритма. Включение старшего дошкольника в процесс музыкально-дидактической игры предполагает использование им уже приобретённых знаний, умений, навыков, их закрепление и обогащение в процессе игры музыкальной эрудиции. Задания, предоставленные игрой, привлекают интерес и внимание дошкольника, неосознанно направляют на самостоятельный поиск ответов и приводят мыслительный процесс к приобретению новых знаний, умений, навыков несущих в свою очередь творческий характер.
Исследователями доказано различие между музыкально-дидактическими играми и пособиями, которое заключается в том, что музыкально-дидактические игры имеют определенные правила и сюжет, могут использоваться дошкольниками самостоятельно, а музыкально-дидактические пособия используются как учебный материал и используется чаще всего на занятиях. Пособия заключаются в наглядности сравнения музыкально – выразительных средств: длительность, высота, динамика, тембр. Музыкально-дидактические игры могут не включать в себя зрительную наглядность, но должны быть доступны и интересны дошкольникам. Музыкально-дидактические игры несут полифункциональный характер, так как могут являться игровым методом обучения, использоваться как самостоятельный вид деятельности, являться средством развития музыкальной эрудиции, средством общения со сверстниками, родителями и педагогами.
Множеством педагогов в области музыкального развития представлена классификация музыкально-дидактических игр. Н.А. Ветлугина в работе о музыкально-сенсорных способностях разделяла музыкально-дидактические игры на 3 вида: хороводные; подвижные; настольные. А.Н. Зимина продолжая эту работу, в зависимости от задачи и действия игры, делит игры на: спокойное музицирование; игры типа подвижных; игры по типу хороводных. Г.П. Новикова классифицирует музыкально-дидактические игры как: игры с картинками, игрушками, хороводные, подвижные. Одной из главных задач музыкального воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС является воспитание способности понимать и воспринимать произведения искусства, в нашем случае музыкального. Именно поэтому важна классификация музыкально-дидактических игр в развитии как музыкальных способностей, так и в развитии музыкальной эрудиции на такие, как игры для развития: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.
Музыкально-дидактические игры должны соответствовать возрастным особенностям дошкольников, являться доступными для возможности использования их в любых видах учебной и самостоятельной деятельности групповой или индивидуальной форме. Старшие дошкольники отличают интонационно неверное исполнение песни от верного, могут работать над ее выразительностью. Для старших дошкольников характерно подражание педагогу, поэтому нужно добиваться самостоятельного творчества дошкольника, что будет являться толчком самостоятельного музицирования и самостоятельного использования знаний, умений, навыков развивая при этом музыкальные способности и музыкальную эрудицию.
Таким образом, можно сказать, что музыкально-дидактические игры просты и доступны для дошкольников. Очень просты в включении в учебную и самостоятельную деятельность старших дошкольников. Музыкально-дидактические игры несут не только развлекающий, но и развивающий характер музыкальной эрудиции, музыкальных способностей и являются одним из главных методов музыкального воспитания старших дошкольников.
Используя музыкально-дидактические игры со старшими дошкольниками, мы работаем над их восприятием музыки, учим сопереживать персонажам игры или произведению в целом. Развиваем музыкальную эрудицию и музыкальную культуру, открываем двери к самостоятельной музыкально-творческой деятельности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности дошкольников.
Роекомендации для воспитателей, по использованию в развивающей деятельности детей дошкольников игрового матерьяла по музыкальной -дидактике.Игры на развитие ритма, памяти,слуха ....
"Музыкально-дидактические игры, как одно из условий развития музыкальной одарённости старших дошкольников"
Подборка музыкально-дидактических игр для использования с детьми старшего дошкольного возраста...
Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности.
Музыкально-дидактические игры организуются и во время занятий, и в свободное от занятий время с учётом индивидуальных особенностей детей под руководством воспитателя. Результативность обучения в музык...
Развитие музыкальной эрудиции старших дошкольников средствами музыкально-дидактических игр
Аннотация: в работе раскрыто понятие «развитие музыкальной эрудиции старших дошкольников средствами музыкально-дидактических игр». Так как само о себе восприятие музыки – довольно сл...
Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности.
Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально- сенсорное развитие ребёнка. Между ними много общего. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмический...
Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной детской деятельности.
Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально- сенсорное развитие ребёнка. Между ними много общего. С их помощью дети учатся различать звуки по высоте, тембру, отмечать ритмич...
Педагогическая технология "Развитие исполнительских умений старших дошкольников в музыкально-дидактических играх"
Педагогическая технология "Развитие исполнительских умений старших дошкольников в музыкально-дидактических играх"...