"Вокальная логопедия"
консультация по логопедии
Материал для музыкальных руководителей ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Вокальная логопедия
Вокальная логопедия помогает выявить, устранить нарушения речи и детонацию певческого диапазона дошкольников путём внедрения фонопедических распевок и вокальных композиций.
Лого – вокал – это:
- упражнения на укрепление певческого дыхания;
- пропевание звуков, слогов, слов для повышения эффективности работы над звуковой и слоговой структурой слова;
- развитие чувства ритма;
- тренировка и укрепление мышц речевого аппарата (артикуляция);
- работа над выразительностью речи;
- развитие умения акцентировать внимание на смысловых ударениях и смысловых паузах.
Речевые и певческие функции голосового аппарата тесно связаны между собой. Применение вокально - логопедических упражнений необходимо для коррекции логопедических нарушений, если только они не связаны с анатомическими нарушениями артикуляционного аппарата. Специальный комплекс занятий пением может иметь лечебно-терапевтическое воздействие на некоторые виды дисфонии, фонастении, дислалии, ринофонии, и др.,. Позитивный, эмоциональный настрой, правильное применение певческих навыков благотворно влияет на общий психологический тонус всей нервной системы, избавляет от замкнутости и чувства неуверенности, заикания, помогает снять стресс и расслабиться. Вокальные упражнения применяются при коррекции нарушений темпа речи (некоторые виды тахилалии – ускоренная речь). Вокально-логопедические упражнения необходимо сопровождать музыкой с использованием игровых методов и приёмов. Вокал по своей физиологической сути тесно связан с фонопедией и фониатрией.
Чем раньше ребенок с нарушениями речи начнет петь, тем больше у него будет шансов навсегда распрощаться с этими проблемами. Терапевтический эффект вокала может в значительной мере усилен, если применять голосовое озвучивание, то есть словесный пропетый комментарий к определенной музыкальной композиции. В содержание этого метода входит – хоровое пение, способствующее развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата.
Норма усвоения звуков (по годам)
Возраст ребенка | 1-2 года | 2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-5,6 лет |
Звуки | АОЭ ПБМ | ИЫУ ФВ ТДН КГХЙ | СЗЦ | ШЖ ЧЩ | Л Р |
Певческий диапазон по Гуцману
Певческий диапазон – объём звуков, который определяется интервалом от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.
Возрастные особенности певческих диапазонов детей
Возраст ребёнка | Возрастная группа | Певческий диапазон |
2-3 года | 1 мл. группа | Ми-ля (первая октава) |
3-4 года | 2 мл. группа | Ре-ля (первая октава) |
4-5 лет | Средняя группа | Ре-си (первая октава) |
5-6 лет | Старшая группа | Ре-си (или До второй октавы) |
6-7 лет | Подготовительная группа | До (первая октава) – До или Ре (вторая октава) |
На различных этапах жизни голос имеет для человека разное значение. В момент рождения крик ребенка становится первым свидетельством его появления на свет и доказательством включения важнейшей жизненной функции — дыхания. В период раннего детства голос еще не обладает ярко выраженными индивидуальными характеристиками и приблизительно идентичен у мальчиков и девочек. Особое внимание необходимо направить на гигиену фонаторного аппарата дошкольников. В это время детей нужно научить правильно заботиться о своём голосе: не картавить, прислушиваться к правильной речи, не кричать, не разговаривать после пения на морозе и не пить холодные напитки, не употреблять острую пищу, не кушать сладости перед выступлением.
Особой интегративной областью изучения голоса и методов его педагогической коррекции при органических и функциональных нарушениях является специальная отрасль логопедии — фонопедия.
Фонопедия — раздел логопедии, предусматривающий воспитание навыков правильного голосоведения с помощью педагогических приемов при постоянной активизации мышечного аппарата гортани с минимальной на него нагрузкой. Одним из приёмов фонетической выразительности является звукоподражание.
Компоненты фонации:
Голосообразование — это компонент фонации, в результате которого достигается основная цель — производится гортанный звук.
Голосооформление — компонент фонации, в ходе которого первичный гортанный звук преобразуется и оформляется в акустический продукт, имеющий индивидуальные, присущие конкретному субъекту характеристики (тембр).
В этом возрасте дети учатся отличать речевое дыхание от певческого.
Вдох — это более активная, жизненно важная фаза дыхания, в которой задействованы все вдыхательные мышцы.
Типы дыханий:
- ключичное (плечевое) дыхание;
- грудное дыхание;
- боковое дыхание;
- диафрагмальное (брюшное) дыхание.
Последнее дыхание используется в пении. К данной группе мышц относятся диафрагма — большая плоская мышца, которая расположена поперечно оси тела и разделяет грудную и брюшную полости.
У детей обычно бывает грудной тип дыхания. Ключичное и верхнереберное в более старшем возрасте являются нерациональными, так как при них расширение грудной клетки ограничено. Поэтому, начиная с подготовительной группы, мы начинаем знакомить их с мягкой и твёрдой атаками звука смешанного дыхания - сочетанием нижнереберного и брюшного. Атака положительно влияет на тембр голоса, помогает избавиться от его зажатости и носового призвука. При выборе репертуара необходимо учитывать психофизические возможности дошкольников.
Таким образом, для нормального функционирования голосового аппарата и обеспечения высокого качества голоса необходимы:
- сильный, длительный рациональный фонационный выдох;
- достаточный тонус голосовых мышц, удерживающих гортань;
- здоровая слизистая оболочка резонаторных полостей.
Резонаторы – это полости, окруженные костными границами. Над гортанью находятся полости глотки, рта, носа. В этих полостях происходит резонанс, то есть звук, который появляется в гортани и исходит от голосовых связок, усиливается, ощущение вибрации.
Вокально – логопедические упражнения для дошкольников по возрастным группам
Цель: Развитие фонематического слуха через вокально-логопедические упражнения.
Задачи:
- учить детей воспроизводить логопедические упражнения в согласовании с характером музыки;
- развивать фонематический слух;
- прививать интерес к звукоподражанию в пении;
- формировать у детей вокальные навыки (певческая установка, звукообразование, дикция, артикуляция, певческое дыхание).
Гаврищевой Л.Б. и Нищевой Н.В. разработан сборник «Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры»
Подбор репертуара для возрастных групп по вокальной логопедии
2 младшая группа:
- звуки [А], [У], [И], [О], [Э] по одному тону вверх и вниз - ротовая полость;
- Е.Железнова «Лошадка» [НО] – носовая полость;
- Е. Железнова «Петух» [КУ], [ГИ], [ГУ], [КИ] – глоточная полость.
Средняя группа:
- качание звуков (люлька) [А], [У], [И], [О], [Э] по одному тону вверх и вниз - ротовая полость;
- [ЗИ], [ЗА] - по одному тону вверх и вниз – ротовая полость;
- Е. Железнова «Лиса» [СУ], [СА], [СЫ], [СИ] – ротовая полость.
- [БИМ] – нисходящее движение по тонам с задержкой санорного звука [М] – носовая полость
- М. Лазарев «Гуси - потягуси» [ГУ], [СИ], [ГА] – глоточная полость.
Старшая группа:
- Е. Железнова «Петух» [ЧА], [ЧИ], [ЧУ], [ЧЁ] – ротовая полость;
- Е. Железнова «Петух» [ЧЕ], [ЧУ], [ЧИ], [ЧА] – ротовая полость;
- Е. Железнова «Петух» [ШИ], [ШО], [ШУ], [ША] – ротовая полость;
- Е. Железнова «Петух» [ЖА], [ЖУ], [ЖЕ], [ЖИ] – ротовая полость;
- Е. Железнова «Дождик» [КАП] – ротовая полость;
- Е. Железнова «Ам» [АМ] – носовая полость;
- «ЖУК» (Муз. В. Карасевой, сл. Н. Френкель) – глоточная полость.
Подготовительная группа:
- Е. Железнова «Гласные» [АОУИЭ] – ротовая полость;
- М. Лазарев «Дышит паровоз» - ротовая полость;
- Т. Овчинникова «Песок» [СЦ] – ротовая полость;
- «Щи» - ротовая полость;
- Л. Хисматулина «Маленький ёжик» (ФКЛРТ) – ротовая полость;
- Е. Железнова - [МО-БЕ], [КО-АФ], [ЖУ-ПИ], [НУ-ДА], [ЛЮ-ЛЯ] – ротовая полость;
- Е. Поплянова «Черепашка Рура» [Р] (муз. Е. Попляновой, сл. Н. Пикулевой) – ротовая полость;
- «Бобик» (муз. Т. Попатенко, сл. Н. Найденовой) -глоточная полость;
- распевка с закрытым ртом [М] – носовая полость.
Вокально-логопедический комплекс «Звучащий язычок»
Воробьевой ЮМ
- «Лошадка»
- «Кучер»
- Звукосочетание «Тр»
- Звукосочетание «Др»
- «Индюк»
- «Балалайка»
Ссылка на аудио: https://nsportal.ru/audio/detskie-pesni/2022/11/zvuchashchiy-yazychok
Вокально – логопедические песенки Воробьевой Ю.М.
для развития певческого дыхания у дошкольников
- «Шарик»;
Ссылка на аудио: https://nsportal.ru/audio/detskie-pesni/2022/11/sharik
- «Свеча».
Ссылка на аудио: https://nsportal.ru/audio/detskie-pesni/2022/11/svecha
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие вокально-певческих навыков на занятиях вокального кружка
В данном материале представлены методы и приемы работы над вокально-певческими навыками на занятиях вокального кружка в нашем детском саду...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/24/picture-410870-1393258147.jpg)
Конспект тематического занятия «Формы овладения детьми вокальными навыками и ознакомления с различными видами вокального исполнения (хор, солисты, ансамбль)»
Задачи в развитии:- Развивать эмоциональную отзывчивость ребёнка на родные песни;- Развитие мышления, внимания, памяти;- Помочь детям чисто, правильно и выразительно исполнять песни естественным голос...
"Вокально-двигательные разминки как средство развития вокально-хоровых навыков дошкольников в соответствии с ФГОС ДО""
Выстпуление на заседании творческой мастерской...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/15/picture-914522-1586950465.jpg)
Проект "Вокальные упражнения и дыхательная гимнастика как средства развития вокальной деятельности дошкольников"
Данный материал может быть интересен музыкальным руководителям....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-839802-1478365344.jpg)
2018г. 8 Открытый районный фестиваль- конкурс детского вокального творчества народов Севера « Снегирёк» номинация «Эстрадный вокал» ансамбль (очное) Вокальный ансамбль "Брусничка" Диплом 2 степени
Музыкальный руководитель: Магомедова Оксана Изамутдиновна...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-839802-1478365344.jpg)
2019г Городской вокальный конкурс «Поющее детство» номинация «Вокальный ансамбль» Ансамбль "Карамельки" Диплом 1 степени
Музыкальный руководитель: Магомедова Оксана Изамутдиновна...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/20/picture-1280347-1603181333.jpg)
Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда по музыкально – театрализованной деятельности «Формирование вокальных и артикуляционных способностей ребенка»
Приобщение детей к музыкально- театрализованной деятельности, в работе над спектаклем, сценической монологической и диалогической речью почти всегда начинается через пение, потому что пением дети начи...