Музыкальное воспитание детей раннего возраста
статья по музыке (младшая группа)
1.Теоретические основы музыкального воспитания детей раннего возраста
2.Воспитание и развитие детей раннего возраста
3.Игровая деятельность детей раннего возраста как основа музыкального воспитания
4.Выводы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Музыкальное воспитание детей раннего возраста | 22.39 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальное воспитание детей раннего возраста
1.Теоретические основы музыкального воспитания детей раннего возраста
Система музыкального воспитания и развития связывает воедино воспитание эстетического восприятия музыки и развитие исполнительских возможностей детей. Ознакомление с лучшими образцами музыкального творчества служит основой нравственного воспитания дошкольника средствами этого искусства, основой формирования музыкального вкуса. Накопление музыкальных впечатлений развивает у детей музыкальные потребности, интересы и способности [2, с.58].
Современная система музыкального воспитания выдвигает на первый план задачу формирования музыкальной культуры личности. Оно представляет собой форму отражения музыкальной действительности - совокупность социально - психических процессов, с помощью которых происходит постижение музыкальных произведений, и своих собственных впечатлений от них.
Образование музыкальных представлений связано с осознанием особенностей музыкального языка, строения музыкальной речи, ее выразительных средств. Эмоциональная отзывчивость на музыку формируется и воспитывается вместе с развитием специальных музыкальных способностей, к которым относятся музыкально-слуховые представления, музыкальный слух в широком понимании, музыкальная память. Первым условием развития всех этих способностей в процессе восприятия музыки является правильный отбор музыкальных произведений не только по содержанию и художественным качествам, но и по их доступности соответственно возрасту и уровню как общего, так и собственно музыкального воспитания дошкольника [4, с.14].
Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским, каждый возрастной период, помимо психологических новообразований, характеризуется еще и центральной функцией. В концепции Л.С. Выготского центральной функцией дошкольного возраста является память исследования же ближайшего ученика Л.С. Выготского - А.В. Запорожца - красноречиво свидетельствуют о том, что центральной функцией дошкольного возраста являются эмоции [2, с.33].
Эмоциональное развитие является одним из магистральных направлений развития личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии или антипатии.
Немаловажную роль в успешности работы по музыкальному воспитанию играет заинтересованное отношение самого ребенка к музыке и музыкальным занятиям.
Развитие интереса к музыкальному искусству начинается с раннего возраста и продолжается долгие годы. Этот процесс проходит разные этапы, каждый из которых имеет свои особенности. По отношению к детям дошкольного возраста еще нельзя говорить о подлинно продуктивном и исполнительском творчестве, речь идет о предпосылках к его формированию. Для формирования творческой личности средствам музыкального искусства необходимо в первую очередь развить у ребенка чувство сопричастности к музыкальным звучаниям, воспитать устойчивый интерес к музыке, стремление к ее пониманию.
Через увлеченность музыкой, творческой деятельностью под руководством педагога у детей формируется интерес к жизни, познаванию ее явлений, развивается художественно-образное мышление, способность эстетического созерцания. Интересы ребенка данного возраста распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий [3, с.65].
музыкальное воспитание игровой педагогический
Научить маленького ребенка чему-то можно лишь тогда, когда у него удается вызвать интерес и желание сделать то, что требует от него воспитатель. "Воспитание, понимаемое в самом широком смысле этого слова, должно в сущности быть основным стержнем, вокруг которого строится все развитие личности ребенка", - писал Л.С. Выготский. Перед педагогом стоит задача не только использовать уже сложившийся у дошкольника мотивационно-эмоциональный опыт, но и воспитывать новые чувства, новые потребности и интересы.
Сущность развития ребенка заключается в его поэтапном проникновении в человеческую культуру через слова - понятия, через развитие возможности взаимодействовать с окружающим миром всеми существующими в культуре способами, в том числе и музыкальными. Дошкольный возраст - возраст образных форм сознания, сенсорных эталонов. Музыкальная деятельность, как самая эмоциональная, наиболее глубоко содействует развитию ребенка несмотря на то, что ее средства и логику действий ребенок открывает вместе со взрослыми. Поэтому в музыкальном воспитании дошкольника исключительно важна грамотная организация восприятия музыкальных произведений. Каждый ребенок по-своему переживает разнообразные музыкальные состояния. Обучение необходимо строить как совместную художественно-творческую деятельность педагога и ребенка на основе логического разнообразия личностных отношений детей к исполняемому.
Наиболее существенными особенностями музыкального воспитания являются [2, с.58]:
- Слуховое ощущение, музыкальный слух.
- Качество и уровень эмоциональной отзывчивости на музыку различного характера.
- Простейшие навыки, действия в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве.
В воспитании и развитии дошкольника значительная роль принадлежит звуковым ориентировкам - способности слышать звуки, соотносить их с источником, различать их по тону, тембру, окраске, сравнивать одни звуки с другими и т.д. Очень важно воспитать у детей способность воспринимать красоту звуков и их сочетаний и воспроизводить в слове, песне, музыке.
Таким образом, ребенок дошкольного возраста при активном участии в музыкально-практической деятельности делает огромный скачок как в общем, так и в музыкальном воспитании которое происходит:
- В области эмоций - от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным проявлениям;
- В области ощущения, восприятия и слуха - от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;
- В области проявления отношений - от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;
- В области исполнительской деятельности - от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально-ритмическом движении.
2.Воспитание и развитие детей раннего возраста
Ранний возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. В активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10-12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200-300, а к трем - до 1500 слов.
Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма - низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии - они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.
В раннем возрасте дети отличаются большой неустойчивостью эмоционального состояния: казалось бы, по ничтожной причине часто плачут и долго не могут успокоиться; и наоборот, не успевают высохнуть слезы, как на смену им появляется улыбка. При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т.п.
Условные, т.е. приобретаемые в процессе жизни, рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней. Так, характерный условный рефлекс, который можно наблюдать у ребенка второй недели жизни, - сосательный - на положение для кормления. Раннее образование условных рефлексов является убедительным, физиологически обоснованным доказательством необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.
Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т.п.). Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения.
3.Игровая деятельность детей раннего возраста как основа музыкального воспитания
Музыка для ребенка - мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с раннего возраста. Ведь взрослые слушатели могут все недосказанное исполнителем дополнить в своем воображении, дети же воспринимают лишь то, что слышат. Они очень чутко искренне реагируют на выразительно исполненную музыку. Если перефразировать слова М. Горького о литературе, то можно сказать: "Детям следует играть музыку так же, как и взрослым, только лучше".
Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают иногда больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний - динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно - достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.
Музыкальное воспитание оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте, к искусству и жизни. Хорошо развитые музыкальные способности стимулируют и подталкивают к развитию как художественно-эстетические, так и интеллектуальные способности. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок быстро и правильно заговорил, был успешен в математике и логике, учите его музыке. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка, на положительные реакции. Дети лучше и быстрее усваивают материал и начинают правильно говорить.
На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения, регулировать свое поведение. Речь ребенка становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией, громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.
Музыкальная деятельность малышей - это различные способы, средства познания музыкального искусства (а через него - и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.
Каждый вид музыкальной деятельности специфичен и оказывает влияние на развитие ребенка, предполагая, что дети должны овладеть всеми видами музыкальной деятельности, без которых она не осуществима.
Игра - это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом и народной педагогики. Ее образы передавались самым маленьким детям из поколения в поколения через взрослых и старших детей в народных песнях, играх, играх-потешках, прибаутках.
В играх-потешках и песенках, сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекает яркая музыкальная окраска, особые тактильные вестибулярные ощущения, возникающие в тот момент, когда дети играют с пальчиками, мягкими игрушками. Простота и легкость действий, сочетание знакомого и неожиданного, атмосфера радости от совместной со взрослым игры способствуют эмоциональному раскрепощению ребенка, развитию понимания речи, обогащению словаря, произвольности действий, умению синхронно действовать с партнером - все это являются огромным развивающим потенциалом.
В каждой семье имеются свои традиции игрового общения с детьми. Мамы и папы играют с детьми в те игры, в которые играли с ними их родители. Этот опыт передается следующему поколению. Наверное, нет такого ребёнка, с которым не играли бы в "Ладушки", "Сорока-ворона", "Коза рогатая", "По кочкам, по кочкам" и др. Каждая из этих игр имеет множество вариантов. Игры "Кулачки", "Дружно поднимаем ручки" помогут разнообразить игровое взаимодействие с ребенком.
Музыкально-игровые занятия приведут к желательным результатам, если они начнут проводиться в воспитании детей с ранних лет. Система упражнений и игр поможет укрепить тело малыша, развить его речь, мышление, внимание, эмоционально-волевую сферу, память, положительные качества личности, сделает его чутким к красоте в искусстве и жизни.
4.Выводы
Система музыкального воспитания и развития связывает воедино воспитание эстетического восприятия музыки и развитие исполнительских возможностей детей. Ознакомление с лучшими образцами музыкального творчества служит основой нравственного воспитания дошкольника средствами этого искусства, основой формирования музыкального вкуса. Накопление музыкальных впечатлений развивает у детей музыкальные потребности, интересы и способности. Обучение исполнительской деятельности осуществляется тем успешнее, чем больше развита у детей способность эстетически воспринимать музыку. Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого осуществляется и общее развитие. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.
Таким образом, за период дошкольного детства ребенок при активном участии в музыкально-практической деятельности делает огромный скачок в как в общем, так и в музыкальном развитии, которое происходит: в области эмоций; в области ощущения, восприятия и слуха; в области проявления отношений; в области исполнительской деятельности.
5.Литература
- Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей / В.П. Анисимов. - М.: ВЛАДОС, 2012. - 127 с.
- Баталина Е.К. Музыкальное воспитание, образование и массовая музыкальная культура / Е.К. Баталина. - М.: РАМ им. Гнесиных, 2014. - с.229.
- Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева - М.: Питер, 2013. - 237 с.
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Учебник для вузов под ред.А. Гогоберидзе. - М.: 2015. - 464 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыкальное воспитание детей раннего возраста"
консультация для родителей...
Музыкальное воспитание детей раннего возраста
Слайды на тему музыкального воспитания дошкольников....
Малыш и музыка (Что нужно знать родителям о музыкальном воспитании детей раннего возраста в детском саду)
Музыкальные способности проявляются у детей очень рано. Малыш до 3-х лет - это человек, самый эмоционально отзывчивый на музыку. Поэтому ранее детство считается чрезвычайно благоприятным периодом для ...
Музыкальное воспитание детей раннего возраста
методическая разработка:Музыкальное воспитание детей раннего возраста в дошкольных учреждениях....
Презентация:«Формы взаимодействия с родителями в процессе музыкального воспитания детей раннего возраста»
Размещение тематических материалов на мини-сайте, родительское собрание, совместные консультации детей и родителей, ежемесячные встречи, совместные утренники и не только......
Консультация "Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей раннего возраста"
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмо...