Проект «Приобщение к народным традициям».
проект по музыке (старшая группа)

Шолкова Елена Николаевна

 Возрождение обычаев и традиций русского народа ,важнейшая задача культурного воспитания детей..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект для дошкольников 39.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 35 комбинированного вида Колпинского района

 г. Санкт-Петербурга

                                                                                         ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

                          «Приобщение к народным традициям»

                                                        (долгосрочный)

Художественно - эстетическое развитие

                                                                                                                                                         Подготовила музыкальный работник : Шолкова  Е.Н.  

                                                             

Проект «Приобщение к народным традициям».                                                                                                                          

    Составила проект: Шолкова Е.Н.

Участники проекта: дети, муз. работник, воспитатели старших групп, родители.

Тип проекта: групповой, долговременный, познавательный.

По содержанию: ребёнок и семья, ребёнок и традиции русского народа.

По характеру контактов: в контакте со сверстниками и с другими людьми

По количеству участников: коллективный        

Планируемый результат:

 Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии,

Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

Повышение познавательного интереса у детей к родной истории.

Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.

 Постановка проблемы: 

    Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание народных традиций. Очень важно с ранних лет приобщать детей к традиционным народным праздникам, повышать познавательный интерес у детей к родной истории. Представления детей пятого года жизни о родной истории в целом ещё недостаточно устойчивы, необходимо знакомить дошкольников с традициями народных праздников. Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности «Святки. Колядки». 

Актуальность:

    В настоящее время на федеральном уровне актуализируются задачи духовно – нравственного воспитания, которые раскрыты в государственных нормативных документах: «Концепции воспитания и развития личности гражданина России», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования», в котором выделена предметная область «Духовно – нравственная культура народов России».

А у нынешнего поколения детей произошла утрата духовно-нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе. Развивается опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным. Естественным следствием этого являются смутные, а подчас даже искаженные представления детей и подростков о таких добродетелях как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм. В настоящее время родители уделяют очень мало внимания своим детям. Компьютер и телевизор занимают все больше внимания детей, но они не могут обеспечить духовное развитие ребенка. Наши дети большую часть времени дети находятся в детском саду и дошкольное образование решает проблему приобщение детей к народной культуре и формирования у них патриотических чувств и развития духовности. А порою, молодые родители вместе со своим ребенком приобщается к народной культуре

 Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о традициях народного праздника.

   Цель проекта;

 - приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом «Колядки» на Руси;                                                                                                                 -  сформировать исследовательские способности в процессе изучения;
- расширить опыт детей.                                                                                                                                                                                                                                                      В соответствии с поставленной целью основные задачи проекта:

  Задачи проекта:

* Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;

* Познакомить детей с обрядовым праздником «Колядки»;

* Побуждать детей к совместной познавательной и творческой деятельности;

*Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны;

 *Воспитывать чувство патриотизма.

Ожидаемый результат:

* Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

* Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

* Повышение познавательного интереса у детей к родной истории.

Подготовительный этап:

 Детям был показан календарь народных праздников, где видно, что на Руси начинаются святки. Возникает вопрос – что дети об этом знают? Где можно об этом узнать? 

* Составление тематического плана по реализации проекта.                                                                                                                                                                           *Подготовка методического сопровождения по проекту «святки».                                                                                                                                                                    *Подбор материала по теме (иллюстраций, стихов, песен, рассказов о Рождестве).                                                                                                                                         *Подбор дидактических игр по теме.

 *Обогащение предметно-пространственной среды в группе.

 Основная часть. Реализация проекта.

В работе с детьми использованы разнообразные методы обучения: познавательное чтение, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательно характера, беседы о рождественских праздниках, святочных гаданиях; расширяли представления детей о святочном празднике «коляда»; с целью эмоционального погружения детей в тему использованы просмотр мультфильма «Рождественская сказка»; пение песен и устроены пляски.

Организация разнообразных игр: «Мороз красный нос», «Плетень», «Золотые ворота», хоровод «Зимушка-зимушка, как ты хороша!», хороводные игры:

 «Шел козел по лесу», «Бабка -Ежка», игры с пением: «Золоченый сундучок», «Заря-заряница», «Растяпа», «Челнок», «Суп варить», «Поясок», «Тесто», «Жмурки».

Примерное событийно – тематическое планирование интегрированных занятий с использованием народного календаря.

Тема развлечений

В сочетании с какими видами деятельности

Время проведения

Музыка

Изо

Развит. речи

Физ. восп.

1.

«Осеннины»

+

+

+

сентябрь-октябрь

2.

«Матрёнин день»

+

+

+

ноябрь

3.

«Никольские забавы»

+

+

+

+

декабрь

4.

«Святки. Колядки» (Рождество)

+

+

+

январь

5.

«Встретенне»

(зима с весной  встречаются, о сроках договариваются)

 

+

+

февраль

6.

«Масленица»

(проводы зимы)

+

+

+

+

февраль

7.

«Кликание весны»

+

+

+

март

8.

«Праздник вербы»

(вербное воскресение)

+

+

+

апрель

9.

Красная горка (пасха)

+

+

+

май

10.

«Праздник травы и березы» (троица)

+

+

+

+

июнь

Приложение 1

«Святки. Колядки» (Рождество)

Образовательные     области

Виды детской деятельности

Физическое развитие (здоровье)

 Беседа с детьми на тему: «Зимние забавы»

Подвижные игры: «Мороз красный нос», «Плетень»

Хороводные игры: «Шел козел по лесу», «Бабка- Ежка ».

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «А, у нас коляда».

Лепка: «Рождественские подарки».

Аппликация «Рождественская звезда».

Музыка: Хороводная песня «Шла коляда»;

 песня-закличка «Приходила коляда накануне Рождества!»; «Частушки на колядки»;

«Рождественские колядки»

Интегрированная НОД «Колядки на святки».

Познавательно-речевое развитие

Просмотр видео презентаций: «Колядки»

Коммуникация +чтение художественной литературы: Воробушек летит,
хвостиком вертит..; Коляда пришла , пирога принесла… (заучивание колядок).

Чтение: «Что такое коляда?»                                                                                                                                      Познание: Беседа «Колядки».

НОД «Святки – Зимние вечера».

Социально-личностное развитие

Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Я тебе подарю…»

«Давай коза попрыгаем».

Настольные игры: «Что необходимо для праздника», «Предметы быта».

Сюжетно-ролевая игра «Домашние колядки», «Встречаем гостей».

Взаимодействие

с семьёй.

Выставка поделок на тему «Коза».

Консультации для родителей:

«Рождественская сказка».

 «Видео мастер –класс. Рождественские пряники «Козули».

 Обратиться к родителям. Попросить их рассказать детям, что взрослые знают об этом празднике.

Подготовка костюмов для ряжаных.

Папка «Святки-колядки».

 Заключительный этап:

1. Итоговое развлечение по теме «Рождественские колядки».

2. Оформление выставки рисунков и поделок «Рождественская звезда».

3. Создание практического материала для родителей: памятки, консультации.

     4. Проведение праздника «Колядки».

     Результат:

   В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа, расширился кругозор, обогатился словарный запас. Благодаря этому проекту дети получили новые знания, расширить кругозор и представления об окружающем мире

  Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.

 Приложение 2.

Сценарий праздника для средней группы.

«КОЛЯДКИ»

Цель: 
Приобщить детей к традициям и искусству русского народа и создать праздничное настроение. 
Задачи: 

Расширить и закрепить знания о Колядках ;
Воспитывать любовь к традициям русского народа;

Действующие лица: Хозяйка, ведущая, ряженые –дети в костюмы.
Предварительная работа с детьми:
-отгадывание загадок;
-разучивание колядок;
-знакомство с праздниками: Рождеством и Святки;
-знакомство с традицией « колядования»:

                                                                            Ход праздника:

Ведущая: День сегодня не простой, праздник к нам пришел святой. Рождество - радостный праздник. Люди веселились и ликовали, узнав о рождении божественного младенца Иисуса Христа, который вырастет и принесет людям счастье и радость. На Руси с давних времен праздник Рождества Христова отмечали с размахом, весело и широко, целую неделю и называлась она «Святки». Люди катались на лошадях, с бубенцами. Съезжали с горы – на санках. Строили снежные крепости и брали их штурмом, закидывая друг друга снежками. Ходили друг к другу в гости, устраивали различные вечеринки с песнями и танцами; не обходилось без игр и гаданий, поздравляли и дарили подарки, пели и рассказывали колядки. 

Наступило Рождество, начинаем торжество!

 Праздник этот самый длинный,

 Он веселый и старинный.

 Наши предки пили, ели,

 Веселились две недели.

 От Рождества и до Крещенья,

 Приготовив угощенье,

 Пели разные колядки,

По дворам ходили в Святки.

Наряжались и шутили, 

Праздник ждали и любили.

 Так давайте же сейчас отправимся колядовать   к нашим соседям.

(Дети организованно идут колядовать, в соседнюю группу. Поют песню «Шла коляда».)

Ряженые:

Коляда , Коляда накануне рождества!
Пришла коляда, отворяйте ворота
Коляда, молода.
Коляде нужна еда.

Дай Бог тому, кто в этом дому!

Сеем, сеем, посеваем.

С Новым годом поздравляем!

Ряженые: (стучит в дверь): Хозяюшка, дома?

Хозяйка: Дома! Дома!

Ряженые: Желаем хозяюшке дома счастья, здоровья.
И деткам вашим желаем большого счастья.
Мы пришли вам счастье дать,
Будем здесь колядовать!
Поскорее к нам идите,
Угощения несите!
Ждем печенья, ждем конфет,
Желаем счастья на сто лет!

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Я гостям всегда рада. Проходите.                                                                                                                                                            Дети: Дай Бог тому, кто в этом дому!                                                                                                                                                                                                                        Желаем хозяюшке дома счастья, здоровья. И деткам вашим желаем большого счастья. 

Хозяйка:
Спасибо, гостеньки, вам,
Что пришли на праздник к нам!
Ох, ты! Сколько колядовщиков к нам пожаловало!
Проходите, проходите, да скажите, чего вы хотите?
Ряженые:                                                                                                                                                                                                                                                                                     Ну-ка, добра хозяйка,
Нам конфет скорей давай-ка!
Счастья, радость в дом несем,
Пирожки еще мы ждем!
Будет день и пища будет,
Коляда вас не забудет!                                                                                                                                                                                                                                        
Хозяюшка:
Не плясали, мало пели,
Угощенья захотели?
Погодите же, постойте,
Попляшите и попойте.

Ряженые(Коза ):                                                                                                                                                                                                                                                                               Бом-бом-бом,
В ворота мы ваши бьем!                                                                                                                                                                                                                                         Ведущая: Ой, хозяйка посмотри. Наша коза упала. Надо дать козе сало чтобы коза встала                                                                                                                           Хозяюшка: Вот коза тебе сало. А теперь попляши.                                                                                                                                                                                                 «Танец козы» (под народ. Песню «Ах, вы сени…»)                                                                                                                                                                                            Хозяюшка: Поиграй с нами коза. Игра «Попрыгай, коза» (Водящий одевает маска козы, стоит в центре круга, дети за ним повторяют движения). 
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, (Все прыгают). 
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, (Дети подскакивают на месте). 
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, (Хлопают). 
И ножками потопаем, потопаем, потопаем, (Топают). 
Хвостиком помашем, помашем, помашем, (Машут). 
И опять попляшем, попляшем, попляшем! (Пляшут).                                                                                                                                                                                        
Хозяйка:                                                                                                                                                                                                                                                                               А теперь попробуйте отгадать мои зимние загадки.

1.Белым пледом лес укрыт, и медведь в берлоге спит.                                                                                                                                                                                          Снег, как белая кайма. Кто хозяйничал? (зима)                                                                                                                                                                                                                2. Что за чудо-покрывало? Ночью все вдруг белым стало.                                                                                                                                                                                                   Не видать дорог и рек — их укрыл пушистый. (снег)                                                                                                                                                                                        3. Наши окна — как картинки. Кто художник - невидимка?                                                                                                                                                                               На стекле букеты роз нам нарисовал. (мороз)

4. Кто все ночи напролет песни снежные поет?

Ветру — зимняя подруга, заметет сугробы. (вьюга)

5. Заморозил чародей и озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот — не вода в ручье, а. (лед)

Ведущая: Наши предки на святки гадали, и мы сегодня погадаем.

В праздник Рождества, в избах стояли украшенные елки. На Святки было принято гадать при свечах.

Давайте и мы погадаем, кто кем будет, когда вырастет. (Дети из мешка достают предметы)

Предметы гадания:

1. ножницы-парикмахер

2. машинка -водитель

3.книжка-писатель, ученый

4.бубен -музыкант

5. краски-художник

6. шприц -врач

7. ручка- учитель

8. кошелек-банкир

9. ложка-повар

10. молоток-строитель и т.

11.самолет –пилот.

13. карапуз- воспитатель

Ведущая: Пора нам коляду заводить, угощение просить.

(Под песню «Щедрый вечер».)

Ведущий: Хозяюшка, не скупись, угощеньем поделись!

Щедроты окупятся, все желанья сбудутся!

Угощение примите, но с начало попляшите! (выносит поднос с угощеньем)

Все хором поют и водят хоровод. «Коляда, отворяй ворота»

Хозяйка: Славно мы колядовали, танцевали и плясали. Пора и нам за стол садиться. Угощением насладиться.

Лучше нету радостей

Для ребят, чем сладости

Вот вам всем конфетки

Пусть вам будет сладко детки

Ведущая: На этом наш праздник окончен, но счастливый год продолжается.

Пусть в наших сердцах Рождество зажжет свою искорку счастья, доброты и любви друг к другу.

Хозяйка: Прошу всех к столу, здесь вас ждёт самовар. (чаепитие)

Фото: Мастер-класс «Рождественские пряники «Козули». (Гость группы мама Максима Платунова)

Приложение 3.

Сценарий развлечения

Закликание весны”

(для детей 4-5 лет)

 Цель: Знакомить с традициями и обычаями русского народа.                                                                                                                                                                              Задачи:                                                                                                                                                                                                                                                              Образовательные:

  1. Приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы и русские народные игры.
  2. Обобщить знания о весенних изменениях в живой природе и о перелетных птицах.
  3. Закрепить умение передавать в лепке выразительность образа птицы, передавая её характерные особенности.
  4. Обогатить представление детей о народных традициях, устном народном творчестве (заклички, потешки, поговорки)

Развивающие:

  1. Развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей.

Воспитательные:

  1. Способствовать укреплению детско-родительских отношений.
  2. Учить лепить из глины и из теста жаворонков.
  3. Создать положительную благоприятную атмосферу.

Предварительная работа:                                                                                                                                                                                                                                         Заучивание закличек, наблюдение за изменениями в природе, выпечка жаворонков, лепка свистулек.

Ход праздника:

Выходят дети заводят хоровод поют:

Весна, весна красная у-у-у
Приди, весна, с радостью у-у-у
с великой милостью у-у-у
со льном высоким у-у-у
с корнем глубоким у-у-у
с хлебами обильными у-у-у

Ведущая: Здравствуйте, ребята!

Отгадайте, ребята, загадку: старый дед сто дней мост мостил, красна девица пришла – весь мост разогнала. Правильно, это весна.
Знаете ли вы, что издревле Весна – символ воскресения, зарождения новой жизни. Поэтому ее с нетерпением ждали, встречали с радостью и надеждой, старались угодить и задобрить, почтительно называли «красною». Вместе с пробуждением природы от зимнего сна наши предки отмечали весенние праздники и обряды.   Один из таких праздников  «Закликания Весны!»
Хоровод поет песню:
А мы весну дожидаем,
Ой, дожидаем, лё-ли, дожидаем,
Хлебом ее мы встречаем, лё-ли, мы встречаем,
Песни мы ей играем,
Ой, мы играем, лё-ли, мы играем,
Хороводы мы ей заводим,
Ой, мы заводим, лё-ли, мы заводим

Ребенок 1:

Опять природа пробудилась,

Проснулись поле, лес, река.

И сообщили новость птицы:

«Ликуйте все! Пришла весна!»

 Ребенок 2: 

Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!
Ведущая: Наши предки считали, обрядовые праздники способствовали наступлению весны, приближению тепла и света, пробуждению природы. Переход от зимы к лету предполагал пробуждение земли и главным признаком был прилет птиц.
Считалось, что первыми прилетают жаворонки, они несущих весну на крыльях, прилетят и весна в свои права вступит. Вот и верили. Что нужно звать птиц, они с весной и землей связаны. А закликать их можно посвистом, песнями и хороводами.

Ребенок 3:

Жаворонки, дуда
Прилетите сюда
Принесите на
Весну - красну
Красну солнышку
Теплу гнездышку.
Ведущая: Весну «кликали» закличками и веснянками.. И мы с вами будем «весну гукать». Чем громче гукают, тем быстрее услышат птицы, быстрее принесут весну. И мы с вами сейчас будем весну гукать.

(Весна, что ты нам принесла? у-у-у
Кулик, кулик, отпирай весну! У-у-у
Жаворонки, прилетайте к нам! У.у.у
Скворцы-птицы к нам летите! У-у-у
Жаворонок поет – весну несет! У-у-у и др.
Ведущая: «Жаворонок» - знак вечной весны и вечного возрождения в природе. Вечной связи мира Земного и Небесного. Он ассоциировался в народе с образом хлебного поля и богатого урожая. Из теста пекли маленькие булочки в виде птиц, их развешивали на деревья.

 На мастер- классе мы с вами сделали жаворонков, из ткани. Из теста пекли маленькие булочки в виде птиц, они насаживали их на длинные палки, выбегали за околицу на пригорки, что есть силы, кричали, закликая птиц и весну. Кончив кликанье, дети играли со своими жаворонками, их развешивали на деревья. На мастер- классе мы с вами сделали жаворонков, из ткани, пекли булочки в виде птиц, а с родителями сделали свистульки –птички.

Ведущая: Ребята, становились со словами: «Жаворонок, полети, к нам весну принесите» будем на веточки птичек вешать.

 Ведущая: А еще играли так: на полотне из ткани подбрасывали птичек вверх и с закличками «жаворонки прилетели, весна, весна пришла». Кто не уронит птичку, тот выигрывает.
(проводится игра « Летите птички высоко»)
Ведущая: Но самой веселой игрой была игра «Золотые ворота». Дети рисовали на земле маленький кружок, клали в него жаворонка, перед ним выстраивались парами, взявшись за руки и подняв их вверх, образуя «золотые ворота» и пели:
Дети:

Идет матушка – весна,
Отворяй ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел,
А за ним апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май-
Солнце в терем приглашай!
В это время «водящий ходил в «воротах» и на последних словах ребром ладони разъединял руки одной из пар. Дети, которых разъединили, бежали в разные стороны вдоль «ворот» к жаворонку. Первый его взявший, становился «водящим», а второй образовывал пару с бывшим водящим и становился вперед.
(проводится игра).
Дети:

Ты, весна-красна, приходи ты к нам гу-гу-у
С солнышком, с цветами
С ливнями , с журавлями гу-гу-у

Ведущая: Еще мы поиграем в игру «Гори, гори ясно».
Дети:

Ой. Весна – весняночка, приходи!
Солнцем, светом, весна красная, озари!
Растопи Зиму – зимушку,
Напои землю – матушку,
Ведущая: У нас в лукошке лежат птички, развешивайте их по деревьям, и споем зазывалочку. (Поют закличку) .
Чувиль–виль-виль,
Жаворонушки,
Прилетите к нам,
Принесите нам,
Лето теплое,
Весну красную.
Нам зима надоела,
Весь хлеб переела.
Весна-красна,
На чем пришла?
На прутике,
На хомутике,
Чувиль-виль-виль,
Жаворонушки.
 

Дети: (все):

Ой вы жаворонки, жавороночки,

Летите в поле, несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.

Ведущая: Разбирайте свистульки, мы сейчас устроим «птичий концерт». Птички нас услышат и прилетят из далеких стран и весну на своих крыльях принесут. «Оркестр из свистулек» по народную музыку».

Ведущая: Наигравшись, дети съедали своих жаворонков, но не полностью, голову они приносили маме.

(Сценка «Мама и доченька»)

 (мать накрывает стол, вбегает девочка, отдает матери голову жаворонка).
Девочка: На-ка, мама, тебе голову от жаворонка, как мой жаворонок высоко летал, так чтоб и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтоб и колос головастый был.
Мать: Благослови тебя Господь, чтоб уродился урожай богатым.
(мать дает по жаворонку, разломив, его дочка находит монетку)
Ведущая: У нас с Вами тоже есть птички-булочки. Одну мы скушаем, а другую отдадим маме. Какие вы молодцы! Жаворонки нас услышали и скоро прилетят к нам. Спасибо всем! Пусть сердце и душа станет добрее, заботливее ко всему живому на земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение к народным традициям

В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице, малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Поэтому актуальной сегодня я...

«Приобщение к народным традициям – важнейшая задача развития ребенка" доклад из опыта работы

В данной статье ведется разговор о том, как  необходимо с раннего возраста приобщать дошкольников к русской национальной культуре, к народным традициям, к истокам. Не случайно во всех странах мир...

Статья на тему «Приобщение к народным традициям – важнейшая задача развития ребенка»

Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение«Детский сад № 88 «Радуга» комбинированного вида Статья на тему«Приобщение к народным традициям –важнейшая задача развития ребенка»...

Приобщение к народным традициям – важнейшая задача развития ребенка

Сигаева В. А.,воспитатель МБДОУ«Детский сад общеразвивающего вида № 5 «Березка»г. ГубкинБелгородская область Приобщение к народным традициям – важнейшая задача развития ребенка Проблемa...

Консультация - “Приобщение к народным традициям”

Великий русский педагог К. Д. Ушинский, в статье «О народности в общественном» писал: «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитат...