Проект «Приобщение к народным традициям».
проект по музыке (старшая группа)
Возрождение обычаев и традиций русского народа ,важнейшая задача культурного воспитания детей..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект для дошкольников | 39.03 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 35 комбинированного вида Колпинского района
г. Санкт-Петербурга
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Приобщение к народным традициям»
(долгосрочный)
Художественно - эстетическое развитие
Подготовила музыкальный работник : Шолкова Е.Н.
Проект «Приобщение к народным традициям».
Составила проект: Шолкова Е.Н.
Участники проекта: дети, муз. работник, воспитатели старших групп, родители.
Тип проекта: групповой, долговременный, познавательный.
По содержанию: ребёнок и семья, ребёнок и традиции русского народа.
По характеру контактов: в контакте со сверстниками и с другими людьми
По количеству участников: коллективный
Планируемый результат:
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии,
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Повышение познавательного интереса у детей к родной истории.
Сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
Постановка проблемы:
Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание народных традиций. Очень важно с ранних лет приобщать детей к традиционным народным праздникам, повышать познавательный интерес у детей к родной истории. Представления детей пятого года жизни о родной истории в целом ещё недостаточно устойчивы, необходимо знакомить дошкольников с традициями народных праздников. Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности. Повышению системности в работе способствовала организация проектной деятельности «Святки. Колядки».
Актуальность:
В настоящее время на федеральном уровне актуализируются задачи духовно – нравственного воспитания, которые раскрыты в государственных нормативных документах: «Концепции воспитания и развития личности гражданина России», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования», в котором выделена предметная область «Духовно – нравственная культура народов России».
А у нынешнего поколения детей произошла утрата духовно-нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе. Развивается опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным. Естественным следствием этого являются смутные, а подчас даже искаженные представления детей и подростков о таких добродетелях как доброта, справедливость, милосердие, великодушие, любовь, гражданственность и патриотизм. В настоящее время родители уделяют очень мало внимания своим детям. Компьютер и телевизор занимают все больше внимания детей, но они не могут обеспечить духовное развитие ребенка. Наши дети большую часть времени дети находятся в детском саду и дошкольное образование решает проблему приобщение детей к народной культуре и формирования у них патриотических чувств и развития духовности. А порою, молодые родители вместе со своим ребенком приобщается к народной культуре
Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о традициях народного праздника.
Цель проекта;
- приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом «Колядки» на Руси; - сформировать исследовательские способности в процессе изучения;
- расширить опыт детей. В соответствии с поставленной целью основные задачи проекта:
Задачи проекта:
* Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
* Познакомить детей с обрядовым праздником «Колядки»;
* Побуждать детей к совместной познавательной и творческой деятельности;
*Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны;
*Воспитывать чувство патриотизма.
Ожидаемый результат:
* Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Колядки через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
* Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
* Повышение познавательного интереса у детей к родной истории.
Подготовительный этап:
Детям был показан календарь народных праздников, где видно, что на Руси начинаются святки. Возникает вопрос – что дети об этом знают? Где можно об этом узнать?
* Составление тематического плана по реализации проекта. *Подготовка методического сопровождения по проекту «святки». *Подбор материала по теме (иллюстраций, стихов, песен, рассказов о Рождестве). *Подбор дидактических игр по теме.
*Обогащение предметно-пространственной среды в группе.
Основная часть. Реализация проекта.
В работе с детьми использованы разнообразные методы обучения: познавательное чтение, продуктивная деятельность, рассматривание картин, занятия-беседы познавательно характера, беседы о рождественских праздниках, святочных гаданиях; расширяли представления детей о святочном празднике «коляда»; с целью эмоционального погружения детей в тему использованы просмотр мультфильма «Рождественская сказка»; пение песен и устроены пляски.
Организация разнообразных игр: «Мороз красный нос», «Плетень», «Золотые ворота», хоровод «Зимушка-зимушка, как ты хороша!», хороводные игры:
«Шел козел по лесу», «Бабка -Ежка», игры с пением: «Золоченый сундучок», «Заря-заряница», «Растяпа», «Челнок», «Суп варить», «Поясок», «Тесто», «Жмурки».
Примерное событийно – тематическое планирование интегрированных занятий с использованием народного календаря.
№ | Тема развлечений | В сочетании с какими видами деятельности | Время проведения | ||||
Музыка | Изо | Развит. речи | Физ. восп. | ||||
1. | «Осеннины» | + | + | + | сентябрь-октябрь | ||
2. | «Матрёнин день» | + | + | + | ноябрь | ||
3. | «Никольские забавы» | + | + | + | + | декабрь | |
4. | «Святки. Колядки» (Рождество) | + | + | + | январь | ||
5. | «Встретенне» (зима с весной встречаются, о сроках договариваются)
| + | + | февраль | |||
6. | «Масленица» (проводы зимы) | + | + | + | + | февраль | |
7. | «Кликание весны» | + | + | + | март | ||
8. | «Праздник вербы» (вербное воскресение) | + | + | + | апрель | ||
9. | Красная горка (пасха) | + | + | + | май | ||
10. | «Праздник травы и березы» (троица) | + | + | + | + | июнь |
Приложение 1
«Святки. Колядки» (Рождество)
Образовательные области | Виды детской деятельности |
Физическое развитие (здоровье) | Беседа с детьми на тему: «Зимние забавы» Подвижные игры: «Мороз красный нос», «Плетень» Хороводные игры: «Шел козел по лесу», «Бабка- Ежка ». |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование: «А, у нас коляда». Лепка: «Рождественские подарки». Аппликация «Рождественская звезда». Музыка: Хороводная песня «Шла коляда»; песня-закличка «Приходила коляда накануне Рождества!»; «Частушки на колядки»; «Рождественские колядки» Интегрированная НОД «Колядки на святки». |
Познавательно-речевое развитие | Просмотр видео презентаций: «Колядки» Коммуникация +чтение художественной литературы: Воробушек летит, Чтение: «Что такое коляда?» Познание: Беседа «Колядки». НОД «Святки – Зимние вечера». |
Социально-личностное развитие | Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Я тебе подарю…» «Давай коза попрыгаем». Настольные игры: «Что необходимо для праздника», «Предметы быта». Сюжетно-ролевая игра «Домашние колядки», «Встречаем гостей». |
Взаимодействие с семьёй. | Выставка поделок на тему «Коза». Консультации для родителей: «Рождественская сказка». «Видео мастер –класс. Рождественские пряники «Козули». Обратиться к родителям. Попросить их рассказать детям, что взрослые знают об этом празднике. Подготовка костюмов для ряжаных. Папка «Святки-колядки». |
Заключительный этап:
1. Итоговое развлечение по теме «Рождественские колядки».
2. Оформление выставки рисунков и поделок «Рождественская звезда».
3. Создание практического материала для родителей: памятки, консультации.
4. Проведение праздника «Колядки».
Результат:
В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа, расширился кругозор, обогатился словарный запас. Благодаря этому проекту дети получили новые знания, расширить кругозор и представления об окружающем мире
Родители заинтересовались результатами и продуктами проекта.
Приложение 2.
Сценарий праздника для средней группы.
«КОЛЯДКИ»
Цель:
Приобщить детей к традициям и искусству русского народа и создать праздничное настроение.
Задачи:
Расширить и закрепить знания о Колядках ;
Воспитывать любовь к традициям русского народа;
Действующие лица: Хозяйка, ведущая, ряженые –дети в костюмы.
Предварительная работа с детьми:
-отгадывание загадок;
-разучивание колядок;
-знакомство с праздниками: Рождеством и Святки;
-знакомство с традицией « колядования»:
Ход праздника:
Ведущая: День сегодня не простой, праздник к нам пришел святой. Рождество - радостный праздник. Люди веселились и ликовали, узнав о рождении божественного младенца Иисуса Христа, который вырастет и принесет людям счастье и радость. На Руси с давних времен праздник Рождества Христова отмечали с размахом, весело и широко, целую неделю и называлась она «Святки». Люди катались на лошадях, с бубенцами. Съезжали с горы – на санках. Строили снежные крепости и брали их штурмом, закидывая друг друга снежками. Ходили друг к другу в гости, устраивали различные вечеринки с песнями и танцами; не обходилось без игр и гаданий, поздравляли и дарили подарки, пели и рассказывали колядки.
Наступило Рождество, начинаем торжество!
Праздник этот самый длинный,
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
Наряжались и шутили,
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас отправимся колядовать к нашим соседям.
(Дети организованно идут колядовать, в соседнюю группу. Поют песню «Шла коляда».)
Ряженые:
Коляда , Коляда накануне рождества!
Пришла коляда, отворяйте ворота
Коляда, молода.
Коляде нужна еда.
Дай Бог тому, кто в этом дому!
Сеем, сеем, посеваем.
С Новым годом поздравляем!
Ряженые: (стучит в дверь): Хозяюшка, дома?
Хозяйка: Дома! Дома!
Ряженые: Желаем хозяюшке дома счастья, здоровья.
И деткам вашим желаем большого счастья.
Мы пришли вам счастье дать,
Будем здесь колядовать!
Поскорее к нам идите,
Угощения несите!
Ждем печенья, ждем конфет,
Желаем счастья на сто лет!
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Я гостям всегда рада. Проходите. Дети: Дай Бог тому, кто в этом дому! Желаем хозяюшке дома счастья, здоровья. И деткам вашим желаем большого счастья.
Хозяйка:
Спасибо, гостеньки, вам,
Что пришли на праздник к нам!
Ох, ты! Сколько колядовщиков к нам пожаловало!
Проходите, проходите, да скажите, чего вы хотите?
Ряженые: Ну-ка, добра хозяйка,
Нам конфет скорей давай-ка!
Счастья, радость в дом несем,
Пирожки еще мы ждем!
Будет день и пища будет,
Коляда вас не забудет! Хозяюшка:
Не плясали, мало пели,
Угощенья захотели?
Погодите же, постойте,
Попляшите и попойте.
Ряженые(Коза ): Бом-бом-бом,
В ворота мы ваши бьем! Ведущая: Ой, хозяйка посмотри. Наша коза упала. Надо дать козе сало чтобы коза встала Хозяюшка: Вот коза тебе сало. А теперь попляши. «Танец козы» (под народ. Песню «Ах, вы сени…») Хозяюшка: Поиграй с нами коза. Игра «Попрыгай, коза» (Водящий одевает маска козы, стоит в центре круга, дети за ним повторяют движения).
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, (Все прыгают).
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, (Дети подскакивают на месте).
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, (Хлопают).
И ножками потопаем, потопаем, потопаем, (Топают).
Хвостиком помашем, помашем, помашем, (Машут).
И опять попляшем, попляшем, попляшем! (Пляшут). Хозяйка: А теперь попробуйте отгадать мои зимние загадки.
1.Белым пледом лес укрыт, и медведь в берлоге спит. Снег, как белая кайма. Кто хозяйничал? (зима) 2. Что за чудо-покрывало? Ночью все вдруг белым стало. Не видать дорог и рек — их укрыл пушистый. (снег) 3. Наши окна — как картинки. Кто художник - невидимка? На стекле букеты роз нам нарисовал. (мороз)
4. Кто все ночи напролет песни снежные поет?
Ветру — зимняя подруга, заметет сугробы. (вьюга)
5. Заморозил чародей и озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот — не вода в ручье, а. (лед)
Ведущая: Наши предки на святки гадали, и мы сегодня погадаем.
В праздник Рождества, в избах стояли украшенные елки. На Святки было принято гадать при свечах.
Давайте и мы погадаем, кто кем будет, когда вырастет. (Дети из мешка достают предметы)
Предметы гадания:
1. ножницы-парикмахер
2. машинка -водитель
3.книжка-писатель, ученый
4.бубен -музыкант
5. краски-художник
6. шприц -врач
7. ручка- учитель
8. кошелек-банкир
9. ложка-повар
10. молоток-строитель и т.
11.самолет –пилот.
13. карапуз- воспитатель
Ведущая: Пора нам коляду заводить, угощение просить.
(Под песню «Щедрый вечер».)
Ведущий: Хозяюшка, не скупись, угощеньем поделись!
Щедроты окупятся, все желанья сбудутся!
Угощение примите, но с начало попляшите! (выносит поднос с угощеньем)
Все хором поют и водят хоровод. «Коляда, отворяй ворота»
Хозяйка: Славно мы колядовали, танцевали и плясали. Пора и нам за стол садиться. Угощением насладиться.
Лучше нету радостей
Для ребят, чем сладости
Вот вам всем конфетки
Пусть вам будет сладко детки
Ведущая: На этом наш праздник окончен, но счастливый год продолжается.
Пусть в наших сердцах Рождество зажжет свою искорку счастья, доброты и любви друг к другу.
Хозяйка: Прошу всех к столу, здесь вас ждёт самовар. (чаепитие)
Фото: Мастер-класс «Рождественские пряники «Козули». (Гость группы мама Максима Платунова)
Приложение 3.
Сценарий развлечения
“Закликание весны”
(для детей 4-5 лет)
Цель: Знакомить с традициями и обычаями русского народа. Задачи: Образовательные:
- Приобщать детей к культурным наследиям русского народа через заклички, приметы и русские народные игры.
- Обобщить знания о весенних изменениях в живой природе и о перелетных птицах.
- Закрепить умение передавать в лепке выразительность образа птицы, передавая её характерные особенности.
- Обогатить представление детей о народных традициях, устном народном творчестве (заклички, потешки, поговорки)
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, стойкий интерес к продуктивной деятельности.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук и кистей.
Воспитательные:
- Способствовать укреплению детско-родительских отношений.
- Учить лепить из глины и из теста жаворонков.
- Создать положительную благоприятную атмосферу.
Предварительная работа: Заучивание закличек, наблюдение за изменениями в природе, выпечка жаворонков, лепка свистулек.
Ход праздника:
Выходят дети заводят хоровод поют:
Весна, весна красная у-у-у
Приди, весна, с радостью у-у-у
с великой милостью у-у-у
со льном высоким у-у-у
с корнем глубоким у-у-у
с хлебами обильными у-у-у
Ведущая: Здравствуйте, ребята!
Отгадайте, ребята, загадку: старый дед сто дней мост мостил, красна девица пришла – весь мост разогнала. Правильно, это весна.
Знаете ли вы, что издревле Весна – символ воскресения, зарождения новой жизни. Поэтому ее с нетерпением ждали, встречали с радостью и надеждой, старались угодить и задобрить, почтительно называли «красною». Вместе с пробуждением природы от зимнего сна наши предки отмечали весенние праздники и обряды. Один из таких праздников «Закликания Весны!»
Хоровод поет песню:
А мы весну дожидаем,
Ой, дожидаем, лё-ли, дожидаем,
Хлебом ее мы встречаем, лё-ли, мы встречаем,
Песни мы ей играем,
Ой, мы играем, лё-ли, мы играем,
Хороводы мы ей заводим,
Ой, мы заводим, лё-ли, мы заводим
Ребенок 1:
Опять природа пробудилась,
Проснулись поле, лес, река.
И сообщили новость птицы:
«Ликуйте все! Пришла весна!»
Ребенок 2:
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Ведущая: Наши предки считали, обрядовые праздники способствовали наступлению весны, приближению тепла и света, пробуждению природы. Переход от зимы к лету предполагал пробуждение земли и главным признаком был прилет птиц.
Считалось, что первыми прилетают жаворонки, они несущих весну на крыльях, прилетят и весна в свои права вступит. Вот и верили. Что нужно звать птиц, они с весной и землей связаны. А закликать их можно посвистом, песнями и хороводами.
Ребенок 3:
Жаворонки, дуда
Прилетите сюда
Принесите на
Весну - красну
Красну солнышку
Теплу гнездышку.
Ведущая: Весну «кликали» закличками и веснянками.. И мы с вами будем «весну гукать». Чем громче гукают, тем быстрее услышат птицы, быстрее принесут весну. И мы с вами сейчас будем весну гукать.
(Весна, что ты нам принесла? у-у-у
Кулик, кулик, отпирай весну! У-у-у
Жаворонки, прилетайте к нам! У.у.у
Скворцы-птицы к нам летите! У-у-у
Жаворонок поет – весну несет! У-у-у и др.
Ведущая: «Жаворонок» - знак вечной весны и вечного возрождения в природе. Вечной связи мира Земного и Небесного. Он ассоциировался в народе с образом хлебного поля и богатого урожая. Из теста пекли маленькие булочки в виде птиц, их развешивали на деревья.
На мастер- классе мы с вами сделали жаворонков, из ткани. Из теста пекли маленькие булочки в виде птиц, они насаживали их на длинные палки, выбегали за околицу на пригорки, что есть силы, кричали, закликая птиц и весну. Кончив кликанье, дети играли со своими жаворонками, их развешивали на деревья. На мастер- классе мы с вами сделали жаворонков, из ткани, пекли булочки в виде птиц, а с родителями сделали свистульки –птички.
Ведущая: Ребята, становились со словами: «Жаворонок, полети, к нам весну принесите» будем на веточки птичек вешать.
Ведущая: А еще играли так: на полотне из ткани подбрасывали птичек вверх и с закличками «жаворонки прилетели, весна, весна пришла». Кто не уронит птичку, тот выигрывает.
(проводится игра « Летите птички высоко»)
Ведущая: Но самой веселой игрой была игра «Золотые ворота». Дети рисовали на земле маленький кружок, клали в него жаворонка, перед ним выстраивались парами, взявшись за руки и подняв их вверх, образуя «золотые ворота» и пели:
Дети:
Идет матушка – весна,
Отворяй ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел,
А за ним апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май-
Солнце в терем приглашай!
В это время «водящий ходил в «воротах» и на последних словах ребром ладони разъединял руки одной из пар. Дети, которых разъединили, бежали в разные стороны вдоль «ворот» к жаворонку. Первый его взявший, становился «водящим», а второй образовывал пару с бывшим водящим и становился вперед.
(проводится игра).
Дети:
Ты, весна-красна, приходи ты к нам гу-гу-у
С солнышком, с цветами
С ливнями , с журавлями гу-гу-у
Ведущая: Еще мы поиграем в игру «Гори, гори ясно».
Дети:
Ой. Весна – весняночка, приходи!
Солнцем, светом, весна красная, озари!
Растопи Зиму – зимушку,
Напои землю – матушку,
Ведущая: У нас в лукошке лежат птички, развешивайте их по деревьям, и споем зазывалочку. (Поют закличку) .
Чувиль–виль-виль,
Жаворонушки,
Прилетите к нам,
Принесите нам,
Лето теплое,
Весну красную.
Нам зима надоела,
Весь хлеб переела.
Весна-красна,
На чем пришла?
На прутике,
На хомутике,
Чувиль-виль-виль,
Жаворонушки.
Дети: (все):
Ой вы жаворонки, жавороночки,
Летите в поле, несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
Ведущая: Разбирайте свистульки, мы сейчас устроим «птичий концерт». Птички нас услышат и прилетят из далеких стран и весну на своих крыльях принесут. «Оркестр из свистулек» по народную музыку».
Ведущая: Наигравшись, дети съедали своих жаворонков, но не полностью, голову они приносили маме.
(Сценка «Мама и доченька»)
(мать накрывает стол, вбегает девочка, отдает матери голову жаворонка).
Девочка: На-ка, мама, тебе голову от жаворонка, как мой жаворонок высоко летал, так чтоб и лен твой высокий был. Какая у моего жаворонка голова, так чтоб и колос головастый был.
Мать: Благослови тебя Господь, чтоб уродился урожай богатым.
(мать дает по жаворонку, разломив, его дочка находит монетку)
Ведущая: У нас с Вами тоже есть птички-булочки. Одну мы скушаем, а другую отдадим маме. Какие вы молодцы! Жаворонки нас услышали и скоро прилетят к нам. Спасибо всем! Пусть сердце и душа станет добрее, заботливее ко всему живому на земле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение к народным традициям
В нашей повседневной жизни, в семье, в гостях, на улице, малыши окружены в основном современными ритмами, современной музыкой, которая не всегда отличается хорошим вкусом. Поэтому актуальной сегодня я...
Консультация для воспитатей "Приобщение к народным традициям через русские народные игры и забавы"
Консультация для воспитателей...
«Приобщение к народным традициям – важнейшая задача развития ребенка" доклад из опыта работы
В данной статье ведется разговор о том, как необходимо с раннего возраста приобщать дошкольников к русской национальной культуре, к народным традициям, к истокам. Не случайно во всех странах мир...
Приобщение к народным традициям через русские народные игры
Консультация для воспитателей...
Статья на тему «Приобщение к народным традициям – важнейшая задача развития ребенка»
Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение«Детский сад № 88 «Радуга» комбинированного вида Статья на тему«Приобщение к народным традициям –важнейшая задача развития ребенка»...
Приобщение к народным традициям – важнейшая задача развития ребенка
Сигаева В. А.,воспитатель МБДОУ«Детский сад общеразвивающего вида № 5 «Березка»г. ГубкинБелгородская область Приобщение к народным традициям – важнейшая задача развития ребенка Проблемa...
Консультация - “Приобщение к народным традициям”
Великий русский педагог К. Д. Ушинский, в статье «О народности в общественном» писал: «…воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитат...