Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста
картотека по музыке (младшая группа)

Наумова Алла Александровна

Данный материал может быть полезен для музыкальных руководителей, а так же воспитателей детских садов. В картотеке собраны музыкально-дидактические  игры, способствующие развитию умения различать высоту звуков, тембры музыкальных инструментов, развитию чувства ритма и чистоте интонирования у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игры для детей младшего дошкольного возраста

Где мои детки?

Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких – утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры. Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по маленькой карточке. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы – птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря – Кря!» (поет на ре первой октавы).

Мама – утка поет:

Где  мо–и   у–тя–тя–та,  ми–лы–е  ре–бя–та?  Кря – кря!

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря – кря! Мы здесь.» (поют на звуке ля второй октавы).

Утята – отвечают:

Кря  –  кря!     Мы   здесь.

Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама – курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко – ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

Игры для детей младшего дошкольного возраста

Чудесный мешочек.

Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра.

Ход игры. Участвует вся группа. «Дети, - говорит воспитатель, - к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок» - русская народная мелодия,  «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто – либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

Игры для детей младшего дошкольного возраста

Птицы и птенчики.

Игровой материал. Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3-4 большие птицы и 3-4 птенчика).

Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

Игры для детей младшего дошкольного возраста

Подумай и отгадай.

Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка.

Ход игры. Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева. Дети узнают  мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.

Игры для детей младшего дошкольного возраста

В лесу.

Игровой материал. На планшете изображен лес; 2 - 3 дерева, пенек приклеены средней частью по высоте. Этим как бы создается объемность и, кроме того, к одной половине елки (дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (петушка, кошки, мишки и т. д.). картонажная фигурка девочки ставится рядом с лесом.

Ход игры. «Дети, посмотрите, какой красивый лес, - говорит воспитатель. – Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто – то спрятался, наверное, какой – то зверек. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте». На фортепиано или в грамзаписи исполняется, например, «Заинька», русская народная мелодия в обработке Н. Римского – Корсакова. Для проверки ответа ребенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кармашек).

Игра проводится со всеми детьми и может быть использована  на музыкальном занятии во время пения и слушания музыки.

Игры для детей младшего дошкольного возраста

Курица и цыплята.

Игровой материал. Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята).

Ход игры. Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи – пи – пи». Затем кукла Маша зовет кур - воспитатель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко–ко-ко».

Игры для детей младшего дошкольного возраста

Кто в домике живет?

Игровой материал.  На карточке  нарисован красочный терем в два этажа : нижние окна большие, верхние – поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки : кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детенышей этих животных.

Ход игры. Воспитатель рассаживает детей полукругом и показывает дом – теремок, в котором живут кошка с котенком, птичка с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже, - говорит воспитатель, - живут мамы, на втором ( с маленькими окошками )-их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой,  то перепутали, кто где живет. Поможем им найти свои комнаты». Раздается каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребенок, у которого соответствующая карточка, вставляет ее в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечке на втором этаже.

Так же проводится игра с музыкой  про птичку и медведя («Птичка»  М. Красева, «Медведь» В. Ребикова). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки.

В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто – то из детей ошибся, объясняет, что медведь не поместится в кровать кошечки и не сможет сесть за ее стол, когда вдруг попадет не в свою комнату и т. д.

Игры для детей младшего дошкольного возраста

Угадай - ка.

Игровой материал. 4 - 6 больших  карточек – каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй – гусенок

( утка – утенок, кошка – котенок, корова – теленок и т. д.). Фишки – по две на карточку.

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей ( 4-6 ) за столом. У каждого одна карта и две фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га»

( поет на ре первой октавы ). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой . Воспитатель произносит: «Га-га-га» ( поет на ля первой октавы ), дети закрывают фишкой картинку с гусенком .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по ПДД для детей младшего дошкольного возраста

Данное пособие могут использовать в работе педагоги  дошкольных учреждений  во время проведения непосредственно-образовательной деятельности,  во время прогулок, в процессе создания раз...

Картотека игр по ОБЖ для детей младшего дошкольного возраста

Описание игр по безопасности жизнедеятельности, игры по ПДД, по пожарной безопасности...

Картотека гимнастики после сна для детей младшего дошкольного возраста.

Гимнастика после сна по месяцам для младших дошкольников....

Родительское собрание «Музыкально-дидактическая игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание «Музыкально-дидактическая игра в жизни ребенка младшего дошкольного возраста»...

Музыкально-дидактическая игра «Гусеница» для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Музыкально - дидактическая игра "Гусеница", разработана для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Многие дети с нарушением зрения демонстрируют настолько выраженные п...