Статья по музыкальному воспитанию на тему "Дыхательная гимнастика как средство подготовки голосового аппарата к пению" (дошкольный возраст)
статья по музыке
Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку – главную составляющую музыкальности. В пении, как ни в каком другом виде музыкальной деятельности, очень успешно и быстро развивается интонационный звуковысотный слух – одна из основных музыкальных способностей, без которой музыкальная деятельность невозможна вообще.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dyhatelnaya_gimnastika.docx | 470.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Дыхательная гимнастика как средство подготовки голосового аппарата к пению»
К постановке детского певческого голоса
Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку – главную составляющую музыкальности. В пении, как ни в каком другом виде музыкальной деятельности, очень успешно и быстро развивается интонационный звуковысотный слух – одна из основных музыкальных способностей, без которой музыкальная деятельность невозможна вообще.
Развиваются и все другие музыкальные способности – тембровый и динамический слух, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, в пении, конечно же, происходит и общее развитие ребенка - формируются его высшие психические функции, развивается речь; происходит накопление знаний об окружающем; ребенок учится взаимодействовать со сверстникам в хоровом коллективе.
Поскольку пение – психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и др., важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием.
В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребенок испытывает напряжение гортани, у нег устает голос, который будет звучать тяжело и некрасиво. В этих условиях могут возникнуть серьезные заболевания голосового аппарата.
Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.
О необходимости проведения специальной работы по постановке певческого голоса на занятиях в детском саду писали в разные годы педагоги-практики: Н.А.Метлов, Е.С.Маркова, Е.П.Иова, Е.М.Дубянская и др., предлагая очень интересные приемы, способствующие формированию певческого звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции.
Однако в сегодняшней практике музыкального воспитания педагоги не занимаются постановкой детских певческих голосов в собственном смысле этого слова. Занятия с детьми по пению в большинстве случаев сводятся к разучиванию песен и работе над чистотой интонирования мелодии голосом. Этому много причин, в том числе отсутствие специальной мелодии постановки певческого голоса дошкольника. Она, к сожалению, не создана до сих пор, что наносит серьезный ущерб не только певческому и общем музыкальному развитию детей, но и их здоровью.
Голоса детей в дошкольном детстве делятся, как минимум, на три природных типа: высокие, средние и низкие, каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазонами звучания. Общий диапазон – это расстояние от нижней до верхней границы певческого голоса; примарный диапазон – это область наиболее свободного, естественного и красивого звучания, которая находится в середине общего диапазона.
Выдвигая это положение и исходя из анализа звучания детских голосов, а также данных, согласно которым характеристика голоса зависит не только от тех органов, которые только начинают складываться в дошкольном детстве (известно, например, что вокальные связки как таковые начинают формироваться только в 6 лет), но и от других органов певческого аппарата, уже сформированных у детей и индивидуально различных.
В работе Н.А. Ветлугиной есть интересное с этой точки зрения замечание: при ларингологическом обследовании детей врач констатировал перспективы формирования в дальнейшем низкого или высокого голоса, судя по общему комплексу голосового аппарата, а в исследовании А.И. Катинене содержится констатация «качественного своеобразия певческого звучания и певческих диапазонов детей 5-7 лет» и вывод о необходимости учета этого своеобразия.
Однако все дети в детских садах по-прежнему поют ту или иную песню все вместе, в одной тесситуре, в одном диапазоне, как будто не существует никаких природных различий в их голосах. В результате тональность, тесситура и диапазон песни оказываются подходящими, удобными для одних детей и неудобными, не соответствующими природе голоса, а значит, вредными – для других.
Учет в вокальной работе типов певческих голосов детей приводит к более высоким результатам в их вокальном, слуховом и общем музыкальном развитии. Ребенок в удобной для него тональности, соответствующей природе, типу певческого голоса, поет значительно чище интонационно, гораздо свободнее и красивее, чем в неудобной.
Тип голоса ребенка может быть определен с достаточной достоверностью только после проведения специальной работы по его постановке. А поскольку существующая методика певческого воспитания дошкольников такую работу не предусматривает, первичная диагностика типа певческого голоса носит сугубо предварительный характер.
Тем не менее, первичная диагностика певческих голосов необходима. Она помогает педагогу грамотно построить свою работу.
Работа, построенная с учетом природных певческих голосов на основе естественного включения всех природных регистров, способствует сохранению здоровья певческого аппарата, развитию голоса и слуха, общему музыкальному развитию детей.
Певческий аппарат ребенка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Дети должны петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие, тогда они будут любить этот вид музыкальной деятельности.
При обучении пению детей необходима реализация основного принципа – принципа единства их художественного и вокально-технического развития.
Прежде всего, необходимо исключить форсирование звучания голоса. Дети никогда не должны петь громко. Громкое, на предел голосовых возможностей пение, «пение-крик» не соответствует ни анатомо-физиологическим возможностям детей, ни эталону звучания детского певческого голоса. Оно ставит под угрозу здоровье певческого аппарата.
Дети должны петь звонко, легко, средним по силе звуком, соответствующим возможностям каждой возрастной группе дошкольников.
Начинать вокальные занятия с детьми необходимо с формирования правильной «певческой стойки» - положение корпуса и головы во время пения. Она способствует организации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука, обеспечивая его всеми необходимыми качествами.
У ребенка должно быть сформировано ощущение свободно и красиво стоящего человека, который готов с удовольствием начать петь. Ноги – почти на ширине плеч, носки чуть развернуты в стороны. Корпус прямой, но свободный, опирающийся на твердые, но не напряженные ноги. Руки свободно опущены вдоль туловища. Голова держится прямо, шея не напряжена.
Постоянная работа над «певческой стойкой» идет постепенно и терпеливо. Положения корпуса и головы в процессе занятий уточняются, пока не сформируется привычка стоять правильно и красиво.
Постоянно проводится и корректируется работа над певческим дыханием, которое является главным звеном единого певческого процесса. «Пение – это дыхание» - аксиома, известная всем, кто занимается этой областью искусства.
Певческое дыхание
Певческое дыхание воспитывается постепенно и систематично. Ребенок должен понять поставленные перед ним задачи, осознать все элементы фонационного дыхания (взятие дыхания, задержку вдоха и сохранение состояния вдоха во время пения музыкальной фразы), запомнить связанные с ними ощущения, затем путем постоянных упражнений научиться их правильно выполнять.
Для развития певческого дыхания не следует прибегать к изолированным от звука дыхательным упражнениям, так как они малоэффективны, а иногда могут оказаться и вредными. Работа дыхательных мышц во время пения тесно связана с работой гортани и верхних резонаторов. Поэтому певческим дыхание становится только в процессе фонации. Певческое дыхание не может развиваться в отрыве от голосообразования. Дыхательные упражнения могут помочь укреплению и развитию дыхательных мышц, но это прямого отношения к развитию певческого дыхания не имеет.
Певческое дыхание требует выработки навыков бесшумного вдоха. Брать дыхание рекомендуется через нос. Типичным недостатком детей является поверхностное, неглубокое дыхание, с преимущественным участием верхней части грудной клетки. Внешне это выражается в поднимании плеч. В работе над постепенным углублением дыхания педагогу помогают такие сравнения: вдохни глубоко, с удовольствием, как будто нюхаешь душистый цветочек.
Хорошим упражнением для выработки певческого вдоха и выдоха может быть следующее: дружно, по указанию руки педагога, дети делают вдох, затем мгновенная задержка дыхания, после которой следуют выдох со счетом: раз, два, три, четыре, ять и т.д. Начинать следует с небольшого счета, затем, в процессе упражнений, счет увеличивается, то есть удлиняется выдох. На музыкальных занятиях следует вырабатывать у детей навык брать дыхание по указанию руки педагога.
Вокальная педагогика считает, что применение изолированных упражнений на певческое дыхание нецелесообразно. Они допустимы лишь в отдельных случаях, «наподобие кратковременного лекарства» (Левидов) для выправления того или иного недостатка в работе дыхательного аппарата.
Расход воздуха при пении больше, чем при обычном физиологическом дыхании. Ритм дыхания значительно отличается от обычного спокойного дыхания. Если в последнем вдох по времени почти равен выдоху, то в пении вдох быстрее, а выдох значительно длиннее, т.е. он должен соответствовать длительности певческой фразы.
Полезным приемом в работе над певческим дыханием является ощущение легкого зевка при вдохе, который расширяет глотку, подготавливает форму резонатора.
Необходимым условием для правильной настройки певческого механизма, правильной работы дыхательного аппарата, является певческая установка – положение корпуса, головы, - которую надо соблюдать на каждом музыкальном занятии.
Для нормального вокального воспитания детей рекомендуется использовать мягкую «атаку» звука (мягко начинать звук). При мягкой атаке можно добиться очень тонких художественных оттенков. Твердая же атака звука, используется как постоянный прием голосообразования, недопустима. Она применяется только как определенное средство выразительности, если этого требует содержание песни (героическая, маршевая).
Три основных звена певческого дыхания:
1) вдох, 2) сохранение вдоха на протяжении всей музыкальной фразы и 3) выдох с резонированием звука и поддержкой снизу столба дыхания.
Детям легко объяснить: «Вдыхаем мы носиком, как будто нюхаем розочку». Дальнейшее уточнение идет по линиям: вдыхаем с удовольствием, на полуулыбке, берем не очень много воздуха. Он попадает в нижнюю часть наших легких, как бы надувая там «резиновый круг» (с помощью которого дети учатся плавать).
Дети легко ставят руки по бокам на нижние ребра, не прижимая их и контролируя место вдоха. Педагог помогает детям организовать правильный вдох, используя «мыслеобраз» «резинового круга», который надет на уровне нижних ребер. Можно показать детям реальный резиновый круг; но он не должен быть сильно надутым, чтобы не возникло желание набрать в легкие много воздуха.
Следующим моментом является сохранение состояние вдоха. Педагог говорит детям, что надо постараться, чтобы «резиновый круг» сохранился, не опал до начала пения. Можно удивиться, как замечательно надулся наш «резиновый круг», представить его себе. Это помогает сохранить так называемую «вдыхательную установку» (Л.Б. Дмитриев), которая организует весь певческий аппарат, полностью подготавливая его к началу фонации. В дальнейшем, по мере тренировки ребенок научится сохранять состояние вдоха на протяжении всей музыкальной фразы.
Состояние и понятие «вдыхательной установки» значительно упрощает процесс организации сложнейшего певческого аппарата, делает его управляемым. Правильный вдох организует все, в том числе полость рта как часть верхних резонаторов. Здесь нужно проследить, чтобы у ребенка не были сжаты зубы, и была свободна нижняя челюсть.
Ощущение вдоха необходимо сохранить на протяжении всей пропеваемой фразы, не потерять, не «уронить» вдох. Состояние радостного удивления помогает сохранить ощущение вдоха. Этот навык тоже формируется постепенно, по мере укрепления мышц, ответственных за состояние вдоха, и мышц, поддерживающих «столб дыхания».
Чтобы вдох «не упал» и возникающий во время пения воздушный столб имел опору, его надо поддержать. Делается это прямой мышцей живота, которая подтягивается в направлении вверх. Это движение возникает непроизвольно, когда дети имитируют лай собачки: «ав-ав-ав». Можно предложить им положить руки на живот и почувствовать, как он в это время движется. Затем короткое «ав-ав-ав» переходит в длинное «а-а-а-а-в» с тем же движением передней мышцы живота. В дальнейшем эти движения отрабатываются как произвольные.
«Столб дыхания» непрерывно льющая струя воздуха – направляется вверх, «за зубки» - за верхние передние резцы – и попадает в верхние резонаторы. Так организуется «высокая позиция» звука, благодаря которой певческий звук приобретает звонкость. Это важнейшее качество певческого голоса придает ему полетность, возможность преодолевать пространство, в театре – лететь через оркестр, быть слышимым на фоне хора и других солистов.
Нахождение «места резонирования» - один из самых трудных и индивидуальных моментов постановки певческого голоса. В то же время звонкость голоса, возникающая благодаря резонированию, - это то его качество, сформировать которое позволяют анатомо-физиологические особенности певческого аппарата ребенка и которое является ведущей характеристикой эталонного звучания детского певческого голоса.
Упражнение с закрытым ртом на звук «м», как и упражнение «Колокол» («Бом, бом»), во время которых возникает ощущение вибрации губ и «маски», помогают найти это «место». Старшие дошкольник уже могут ощутить вибрацию и зафиксировать резонирование звука. Они учатся сохранять резонирование и во время пения с открытым ртом.
Детям можно объяснить и необходимость непрерывного «пролива» звука, постоянно льющегося дыхания. Этому помогает упражнение с перышком или пушинкой, которая подвешивается на ниточке, прикрепленной к палочке. Дети делают певческий вдох, а затем медленно непрерывно выдыхают, стараясь, чтобы пушинка, которая находится на небольшом расстоянии от лица на уровне рта, отклонившись от выдоха, не опадала. В процессе этого упражнения хорошо тренируется система дыхания, укрепляются дыхательные мышцы.
Еще одно важное звено певческого процесса – артикуляция. Если у ребенка нет каких-либо дефектов в произношении, работа над артикуляцией не должна быт утрированной, чтобы не нарушать «вдыхательную установку» и не вносить дополнительного мышечного напряжения. При достаточном владении певческим дыханием артикуляция будет естественной и легкой. Ее четкость во многом зависит от понимания ребенком смысла произносимых слов.
Известно, что занятия пением, если они включают постановку певческого голоса и строятся грамотно и природообразно, способствуют физическому развитию детей, укреплению их здоровья.. В противном случае они могут нанести вред детскому организму, привести к заболеваниям певческого аппарата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: Педагогическое исследование: "УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
В данном материале представлены все этапы педагогического исследования проблемы нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста. Описаны последствия различных нарушений, даны множество рекоменд...
Артикуляционные упражнения, как средство подготовки артикуляционного аппарата к овладению правильным звукопроизношением.
В данной методической разработке дается характеристика артикуляционным упражнениям, методические рекомендации к их выполнению. Также представлены комплексы основных артикуляционных упражнений и упражн...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Статья «Фонопедические упражнения для развития показателей певческого голосообразования и профилактики заболеваний горла и голосового аппарата у детей дошкольного возраста»
На образовательной деятельности актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творчески...
Статья по музыкальному воспитанию на тему "Праздник с человеческим лицом" (дошкольный возраст)
В условиях традиционной садовской жизни выступления детей на праздниках являются подчас основной разменной монетой в отношениях с родителями: «Вот мы какие! Вот чему научились!» Поэтому де...
Мастер-класс "Подготовка голосового аппарата детей старшего дошкольного возраста к пению"
Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста....
Статья: "Бодрящая гимнастика как средство быстрого и комфортного пробуждения ребенка дошкольного возраста"
Гимнастика после сна - это один из важнейших кирпичиков в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении....