"РУССКИЙ ПЛАТОК"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)
Интегрированное занятия в подготовительной группе об истории возникновения Русского платка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie_v_podgotovitelnoy_gruppe_meshalkina.doc | 44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие в подготовительной группе .
«Русский платок»
Музыкальный руководитель: Мешалкина С.В.
Цель: Дать детям представления об искусстве и традициях русского народа .
Задачи:
Образовательные:
• Расширить представления детей о русской-народной культуре , через знакомство с определенным видом народного искусства – Павлово-Посадские платки;
• Формировать у детей понятия об особенностях узора;
• Закреплять умение выполнять коллективную работу, составлять узор на квадрате.
Развивающие:
• Развивать интерес к народному искусству;
• Развивать творческие способности, фантазию, эстетический вкус
Воспитательные
• Воспитывать уважение к мастерам и желание создавать прекрасное;
• Воспитывать детей умению видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.
Интеграция образовательных областей:
Речевое,познавательное,социально-коммуникативное,художественно-эстетическое,физическое
Материалы и оборудование:
Проектор, слайдовая презентация, выставка Павлово-Посадских платков, распечатанные листы с изображением
цветов, листьев , краска «Гуашь», салфетки.
Предварительная работа:
беседа «Русские платки», книги о шалях и платках, показ иллюстраций и картин, знакомство с народными играми.
Ход ЗАНЯТИЯ
- Игровой момент
Под русскую-народную музыку
дети заходят в музыкальный зал и садятся на стульчики
Музыкальный руководитель:
Ребята, в нашем сундучке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.
Это предмет одежды – кусок ткани квадратной формы. Он бывает шелковый, пуховый, шерстяной. Женщины повязывают его на голову, а мужчины носят в кармане. Что же это? (это платок).
Муз.руководитель достает платок и продолжает:
Сегодня на нашем занятии речь пойдет о не простом платке. Русский поэт Александр Блок, воспевая Россию, написал такие строки:
«А ты все та же – лес, да поле,
Да плат узорный до бровей.»
“Плат узорный”, о котором говорил поэт, был изготовлен мастерами из старинного города на реке Клязьме .
2. Просмотр презентации
Музыкальный руководитель обращает внимание детей на экран. (сл. 1)
Есть в Подмосковье городок - Павловский Посад. (сл. 2) В Павлове шумели богатые ярмарки. (сл. 3). Приезжали сюда за товаром из самых дальних уголков. Слава о Павловских платках разлеталась далеко по свету. Русская земля богата мастерами знатными, да мастерицами искусными. Постепенно платки стали непременной деталью русского костюма . (сл. 4)
Сначала его носили поверх головного убора, а потом стали повязывать прямо на волосы. Носили яркие платки на плечах, а иногда сложенным на руке, как украшение. (сл. 5) Каждый платок непохож на другой, все они неповторимые, разные. Женщины в России особенно ценили и берегли платок, передавая его из поколения в поколение. (сл. 6)
А для чего нужны были платки? (изменить обычный наряд и сделать его уникальным, согреться или наоборот спрятаться от солнца, почувствовать
комфорт и уют, быть красивой).
Какие элементы вы видите на платках? (веточки, цветы, листья).
Самый распространенный рисунок –цветы: букеты или гирлянды из роз, пионов, георгин, лилий, ирисов, ромашек, колокольчиков.
Какого цвета листья, веточки, цветы? (ответы детей)
Раскинув перед собой платок, вы увидите дивный букет из садовых цветов, чаще всего роз. Розы и зеленые листья – яркие, чаще всего располагаются по углам, а дополняют букет, мелкие цветы голубые , сиреневые. Середина платка равномерно заполняется редко разбросанными мелкими цветочками.
Цвет фона у платка может быть разный: зеленый, синий, красный, белый и других цветов.
4. Чтение стихотворения
Воспитатель читает стихотворение “Платок”(сл. 7)
Посмотрите на платок, на платке расцвел цветок
Красный, желтый, голубой - удивительный такой.
Посмотрите, на платок вот зелененький листок
Завитки как кружева, словно мягкая трава.
Какую форму имеет платок? (квадратный).
Красота родной природы перенеслась на шерстяное полотно платка, которое завершается кистями или бахромой. (сл. 8)
5. Демонстрацией слайдов. Рассказ воспитателя
Особенно славились набивные платки, которые делали в Павловском- Посаде.
Как вы думаете, почему платки называют набивными ? (ответы детей)
Узор наносили на холст резными деревянными досками “манерами” и “цветками”. (сл. 9). Ткань раскладывали на мягкой поверхности. Доску окрашивали или смачивали краской и накладывали на ткань. Приложит мастер доску на ткань в нужном месте, да еще постучит, побьет, чтобы краска на ткани с печатной доски лучше отпечаталась. (Воспитатель показывает резную доску) Вот так и возникло название «набойка», «набивная ткань».
Сложное, трудоемкое, но интересное это дело. Делают ее лишь настоящие мастера. Позднее была создана Павлово-Посадская фабрика русских платков . (сл. 10) Павловские платки известны во всем мире. Они получают награды на разных выставках.
6. Демонстрация платка на плечах девочки.
Девочки показывают элементы русского народного танца с платками
Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты. Накинет на плечи праздничный платок девушка, посмотрит в зеркало и улыбается. Красавица! Воспитатель накидывает девочке на плечи платок и читает стихотворение.
Как накину я на плечи
Расписную нашу шаль,
Сразу все мои печали
Уплывут куда- то вдаль.
Плат узорный очень моден
Вот уже который век.
Он все краше год от года
Наш посадский сухоцвет.
У кого есть дома такие(ответы детей)
7.Игра: «Платок»
На Руси ни одно гуляние, не обходились без нарядного, узорчатого платка.
Давайте и мы с вами поиграем с платочком.
Вот платочек расписной
Он волшебный, не простой
Буду с детками играть
Всех платочком накрывать .
Дети бегают под музыку. Когда музыка обрывается, все дети должны сесть на корточки и закрыть глаза. Музыкальный руководитель накрывает кого-нибудь платком и говорит : Раз, два, три, кто же спрятался внутри? Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.
8.Дети под русскую народную музыку играют в игру ручеек и передай платок
9.Переход к продуктивной деятельности. (сл. 11)
Создание платков — дело творческое.
Кому принадлежит главная роль? (художникам)
Ребята, посмотрите, у нас на столах лежат платочки без узора.
Дети подходят к столу, где лежат распечатанные заготовки, краска, поролоновые тампоны.
Сегодня мы с вами разукрасим платок цветами, составим свой узор. На столе у вас есть все необходимое для работы. Подумайте, вспомните, как располагается узор на платке.
Выполнение творческой работы.
С целью усиления эмоционального воздействия во время работы детей включить музыку. В ходе работы детям, не справляющимся заданием оказать помощь, по необходимости показать. По окончанию работы дети любуются своей работой
11. Итог занятия:
С какими платками мы сегодня познакомились?
Где производят русские платки?
Что изображено на Павлово-Посадских платках?
Спасибо за занятие!
- Мне нравится (1)