музыкально-дидактические игры в процессе слушания музыки
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)

Дмитриева Наталия Геннадьевна

материал будет полезен музыкальным руководителям. Поможет сделать слушание музыки более интересным и привлекательным для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalno-didakticheskie_igry.docx17.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-дидактические игры используемые в процессе слушания музыки

 «СЛУШАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО».

(для детей старшего возраста).

Игровой материал.

Запись инструментальной музыки, знакомой детям; картинки с музыкальными инструментами (пианино, аккордеон, скрипка и т. д.).

Ход игры.

Детей делят на 2 или 3 команды и усаживают их за столы, на которых лежат картинки с музыкальными инструментами. Им включают знакомое музыкальное произведение, после прослушивания дети должны определить, какие инструменты исполняют это произведение, и найти их на столе, выигрывает та команда, которая нашла все инструменты правильно и быстрее других команд.

Игра проводится на музыкальном занятии с целью закрепления пройденного материала по слушанию музыки, а также в часы досуга.

СЛОЖИ ПЕСЕНКУ»

Игра на различение формы музыкального произведения

Игровой материал : Кружки и прямоугольники разного цвета.

Цель: Развивать у детей умение различать форму музыкального произведения (запев, припев в песне, передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения.

Методика проведения: Педагог исполняет песню и просит определить, есть ли в ней запев, припев, сколько куплетов, сколько раз повторяется припев.После этого предлагает одному из детей сложить песенку с помощью разноцветных фигурок: каждый новый куплет обозначается кружком какого-либо цвета, а припев – прямоугольником. Во время повторного исполнения песни ребёнок выкладывает геометрические формы в той последовательности, которая соответствует строению песни. Остальные дети проверяют, правильно ли выложены формы. Как вариант -выполнение задания несколькими детьми – кто правильно?

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЦВЕТЫ»

Игра на определение характера музыки

Игровой материал.Демонстрационный: три цветка, изображающих три настрения грустное, весёлое, спокойное, изображающие три типа характера музыки:

Добрая, ласковая, убаюкивающая, спокойная (колыбельная);

Грустная, жалобная;

Весёлая, радостная, плясовая, задорная.

Раздаточный: у каждого ребёнка один цветок, отражающий характер музыки.

Ход игры:

Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребёнок берёт цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Если произведение известно детям, то ребёнок говорит его название и имя композитора.Другой способ: перед каждым ребёнком лежит один из трёх цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.

«КТО ПОЁТ?»

Игра на определение регистра.

Игровой материал: три карточки из картона, на которых изображены мама, папа и маленький сынишка.

Цель: развивать у детей способность различать регистры (высокий, средний, низкий).

Методика проведения: Дети слушают рассказ о музыкальной семье (при этом музыкальный руководитель показывает соответствующие картинки, в которой все любят музыку и песню, но поют разными голосами. Папа - низким, мама - средним, сынишка - тоненьким, высоким голосом. Дети прослушивают исполнение трех пьес, звучащие в разных регистрах и получают их разъяснения. Пьеса, звучащая в низком регистре называется “Рассказ папы” (папа рассказывает о военном походе); пьеса, звучащая в среднем регистре, называется “Колыбельная песня” (мама поет колыбельную своему сыну); пьеса, звучащая в высоком регистре, называется “Маленький марш” (мальчик, напевая, марширует под музыку). После повторного исполнения каждой из пьес дети отгадывают, чья музыка звучала, выбирают нужную карточку и показывают ее, объясняя свой выбор. Задание выполняется всей группой детей, затем индивидуально, при этом “музыкальные загадки” исполняются в разной последовательности.

«УЗНАЙ ПО ГОЛОСУ!»

Игра на закрепление знаний о регистрах.

Ход игры.Взрослый говорит: “А можно ли узнать человека по голосу? Давайте закроем глаза и будем отгадывать, чей же это голос, кто говорит".Дети на слух определяют тембр голоса поющего: "Эту песенку свою я тебе, дружок спою. Ты глаза не открывай, кто я - ну-ка, угадай".

Да, оказывается можно узнать человека по голосу. А как поэт нам рассказал об этом в стихах?”.

Зачитываются стихи.

Выхожу я в коридор, а за дверью разговор.

Без труда могу я сам их узнать по голосам:

Слышу: мама говорит. Мамин - звонкий, серебристый;

Слышу: папа говорит. Папин - низкий и басистый.

Взрослый говорит: “А композитор сочинил целую музыкальную сценку. Теперь постарайтесь узнать в музыке голоса мамы и папы. Поднимите руку, когда услышите «мамин голос» и опустите на колени, когда зазвучит «папин голос”.Обратите внимание: в конце произведения звучат сразу два голоса - папин и мамин”.

Музыкальный репертуар«Кто поет?» Г. Левкодимова; «Папа и мама разговаривают» И. Арсеев.

«ВОЛШЕБНЫЙ ВЕЕР»

Игра – моделирование на знание жанров музыки.

Игровой материал: Кукла, корзиночка, веера по количеству играющих детей, сложенные из цветной двусторонней бумаги.

Цель: развивать воображение и творчество, закрепить знание жанров музыки, формировать устойчивый интерес к различным видам и жанрам музыкального искусства.

Методика проведения:

Педагог показывает куклу с веером и корзиночку с веерами для детей.

- Кукла говорит«Дружок, становись со мной в кружок!»

Значит нас, детвора, ждёт весёлая игра.

Дети становятся в круг.

- Есть у куклы Кати волшебный веер. Да не один, вот как много.

(Раздаёт детям веера, куклу сажает в центр круга).

- Он может превращаться в различные предметы. Подумайте, что ещё можно сделать из веера, как его можно сложить?

В этой игре нам поможет музыка. Дети знают, что музыка бывает разная. Какие вы знаете музыкальные жанры? Ответ детей.

Итак, если вы услышите вальс, веер останется веером, если марш – сложим из веера прямую дорожку, если полька – веер превратится в юбочку, а если зазвучит песенка - веер станет гармошкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактические игры в разделе Слушание музыки

В процессе слушания музыки навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, когда дети маршируют, прохлопывают ритм танцевальной музыки ...

Сообщение на тему: Развитие воображения и понятийных суждений у старших дошкольников в процессе слушания музыки.

Сообщение в котором  говорится о слушании музыки дошкольников, как развивается  общее психическое развитие  ребенка,  через слушание музыки. Как развивается мышление и воображение ...

Формирование основ музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью организации процесса слушания музыки в ДОУ

Статья раскрывает проблему формирования музыкального вкуса у детей дошкольного возраста и дает подробные методические рекомендации работы в данном направлении....

Статья "Формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у дошкольников в процессе слушания музыки"

В статье представлены методические рекомендации по развитию ценностоно-смыслового восприятия у детей ДОУ....