Программа по дополнительному образованию "Камертон"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)
Программа разработана для детей 6 -7 лет, для развития творческих музыкальных способностей дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_po_dopolnitelnomu_obrazovaniyu_doshkolnikov.docx | 43.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИСКИТИМСКОГО РАЙОНА
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕТСКИЙ САД «ОГОНЕК»
р.п. ЛИНЕВО
__________________________________________________________________
ПРИНЯТО : УТВЕРЖДАЮ:
Советом педагогов Заведующий МКДОУ
МКДОУ детский сад «Огонёк» детский сад «Огонек» р.п.Линево
р.п.Линево __________ М.В. Долгополова
01.09.2020г 01.09.2020г
Протокол № ____ Приказ № ______
Дополнительная образовательная программа
«Камертон» по развитию творческих способностей
дошкольников 6 -7 лет на 2020 – 2021 учебный год
Автор :
Артюшина Е.Г.
музыкальный руководитель
1 категории
2020 год
Пояснительная записка
Программа дополнительного музыкального образования направлена на создание условий для развития творческого потенциала дошкольников, артистичности, внутренней свободы ребенка, развития музыкальных способностей и природной музыкальности средствами музыкально – ритмических танцевальных движений, музыкальных игр и упражнений для развития речи, чувства ритма, театрально – игровой деятельности, музицировании на детских музыкальных инструментах (ДМИ)
Инновационной методикой программы является ОРФ – педагогика,
созданная немецким композитором Карлом Орфом, которая состоит из трех основных элементов – импровизация, фантазия, творчество.
Карл Орф считал, что даже несложные песенки, которые сопровождаются дразнилкой, приплясыванием, музицированием на простейших музыкальных шумовых инструментах отлично развивают у ребенка много важных навыков и качеств. Так в программу включены элементы орф – педагогики:
- приветствия со «звучащими жестами» - хлопками, притопами, щелчками, прихлопами
- музыкальные игры с движением и речевыми интонациями
- упражнения с руками, дудочкой, барабаном, бубном
- речевая декламация стихотворений с движением
- музыкальные зарядки
- озвучивание сказок
Актуальность программы состоит в принципе орф – подхода «Обучение в действии» и включает дифференцированный подход к дошкольникам, с учетом индивидуальных и психофизиологических способностей каждого ребенка. Программа содержит все основные формы работы по музыкальному воспитанию в детском саду :
1. Музыкально – ритмические движения ( упражнения)
2. Слушание (восприятие музыки)
3. Пение с движением под музыку
4. Творчество ( музицирование на детских музыкальных инструментах,
музыкальные игры, танцы, пляски, творческие задания)
Данная программа составлена на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой,
Т.С. Комаровой, парциальной программы «Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой, программы орф – академии «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой и направлена на естественную мотивацию детей к музыкально – творческой игровой деятельности и основам ФГОС ДО. Программа содержит интересный игровой музыкальный материал : музыкальные произведения композиторов – классиков, игры, танцевальные движения, музыкальные сказки, звуковые сказки – шумелки, материал по развитию речи и двигательных навыков – стихи и приветствия с движением, пантомимы театрально – игровой деятельности, импровизации, краткие сведения о музыке, жанрах и исполнителях, музыкальных инструментах для общего развития музыкального кругозора дошкольников. Программа отвечает требованиям ФГОС ДО и возрастным особенностям детей. В основу положен поли – художественный подход, основанный на интеграции разных видов деятельности: речевой и двигательной, музыкально –песенной, танцевальной и творческо – игровой.
Цель программы – приобщать дошкольников к музыкальному искусству, способствовать формированию личности ребенка творческих и социально –коммуникативных навыков, преодоление детского страха и неуверенности в себе, эмоционально – психологическое благополучие, охрана и укрепление здоровья.
Задачи:
Образовательные -
- способствовать формированию певческих и танцевальных навыков, лучше управлять своим телом
- познакомиться с элементарными знаниями по музыке
- познакомить детей с элементами Орф – педагогики и научить применять их в детском творчестве
- способствовать формированию эмоциональной сферы, улучшению памяти, концентрации внимания, и движения в пространстве
- учиться абстрактно мыслить
Развивающие -
- развивать музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма, певческие, речевые и двигательные навыки
- способность к импровизации и самовыражению
- творческое воображение и фантазию
Воспитательные -
- воспитывать нравственно – коммуникативные качества : доброжелательность и уважение, чувство такта и коммуникабельность
- уверенность в себе, самообладание и самовыражение.
- интерес к музыке
Объем образовательной нагрузки
Группа | Возраст | Длительность | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | За |
подготовительная | 6 -7 лет | 30 минут | 2 | 8 | 72 |
Формы мониторинга программы :
Два раза в год: в начале учебного года и в конце учебного года - диагностика музыкального развития дошкольников по музыкальному воспитанию. Участие в открытых музыкальных занятиях, праздничных утренниках, фестивалях, конкурсах, родительских конференциях.
Формы организации :
Подгрупповая – занятия с детьми в подгруппе, фронтально.
Индивидуальная – индивидуально с каждым ребенком, дифференцированный подход, с учетом возрастных и личностных особенностей.
Методы работы: словесный, практический, наглядный.
Приемы : игра, рассказ, методическое пособие, ритмо - декламация, танец
Список используемой литературы:
«Методика музыкального воспитания в детском саду» Н.А. Ветлугина
Образовательная программа «От рождения до школы» Н.Е. Веракса,
Т.С. Комарова, М.А. Васильева
Программа по музыкальному воспитанию «Ладушки» И. Каплунова,
И. Новоскольцева
Программа по Орф – технологии «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнникова
«Музыка детства» учебное пособие по элементарному музицированию и начальному музыкальному воспитанию Т.Тютюнникова
«Развитие музыкальных способностей детей» М.А. Михайлова
«Нестандартные занятия» подготовительная группа Н.Б. Улашенко
«Забавное сольфеджио» Л. Абелян
Программное содержание
Сентябрь
Неделя тема | Виды музыкальной деятельности | Программное | Атрибуты | Репертуар |
1 -4 | «Круг радости» приветствие Муз. ритм движения Слушание музыки Музыкальная копилка Пение с движением Музицирование Творчество Выход детей из зала | Дети произносят слова со «звучащими жестами» и приветствуют друг друга «Листья плавно опадают» разучивание вальсового шага и плавные взмахи рук вперед назад. Игра с дудочкой Педагог играет на дудочке, дети передают мячик из рук в руки. С окончанием музыки мяч останавливается. Игра повторяется. Объяснить детям значение слов «ноты», мелодия. Пропеть гамму до мажор со словами распевно в верх, отрывисто вниз. Прослушать, прохлопать, проиграть ритм песни на муз. инструментах Танец с листьями. Дети танцуют, показывают любые движения к звучащей музыке. Круг «От сердца, к сердцу» дети прощаются передают сердечко из рук в руки и говорят доброе пожелание.
| Руки, ноги, голова Разноцветные Дудочка, мяч Образцы нотных записей Звукоряд из Бубны, ложки, Листья осенние Игрушка – сердечко | «Здравствуй, мир!» «Вальс цветов» «Бай, качи, качи, качи» «Скачем по лестнице» «Бай качи, качи, качи» «Вальс цветов» |
Октябрь
Неделя тема | Виды муз.ыкальной деятельности | Программное | Атрибуты | Репертуар |
1 – 4 «Маскарад в осеннем лесу» | «Круг радости» приветствие. Муз.ритм. Слушание Пение с движением Музыкальная копилка Музицирование Творчество Выход из зала | Декламация стиха об осени с движением, жесты Разучивание движения твист. Педагог показывает дети – повторяют. Игра «Кого изображает музыка» Дети слушают музыку, определяют, изображают животных под музыку, речевые интонации.
Разучивание песни с движением по кругу Дать детям понятие об оркестре и дирижерах Озвучивание сказки, дети играют на музыкальных инструментах Музыкальная игра в аудио - записи, дети выполняют движения по тексту Танец «Твист» Круг «От сердца к сердцу» дети передают сердце друг другу и говорят пожелания | Руки, ноги, голова Фортепиано Картинки с оркестром в театре Бубны, маракасы барабаны, треугольники Открытка в виде сердечка | Ю. Капустина «Твист» В.Сюткин Музыка, изображающая животных Ладушки 2 мл.гр 1 диск «Октябрь» П.Чайковский «Скворушка прощается» «Октябрь» Сказка «Ежик и осень» Т.Щукина «Рчки, ручки,ножки, ножки» . «Твист» |
Ноябрь
Неделя | Виды музыкальной | Программное содержание | Атрибуты | Репертуар |
1 – 4 | «Круг радости» приветствие Муз. ритм. Слушание Пение с движением Музыкальная копилка Музицирование Декламация стихотворения Творчество Круг «От сердца к сердцу» | Дети произносят стих используют «звучащие жесты» Дети выполняют приседание и выставление каблучка вперед Дети слушают, представляют муз. образ в картинках Дети исполняют Знакомство с балетом, театром Дети слушают музыку, определяют характер и настроение играют на ДМИ Дети слушают стихотворение прохлопывают Дети двигаются под музыку Дети передают игрушку из рук в руки и желают добрые слова | Руки, ноги, «Гномы в сказочном лесу» Фортепиано Картинки про балет и театр Металлофоны, Книга стихов для детей
Игрушка – собачка мягкая | «Здравствуйте… «Разминка» «В пещере горного короля» «Мамина песенка» М. «Итальянская полька» С.Рахманинов «Зайку бросила «Я – просто музыкант» |
Декабрь
Неделя | Виды музыкальной | Программное содержание | Атрибуты | Репертуар |
«Зимняя | «Круг радости» декламация стиха Муз. ритм. движения Слушание музыки и Пение Игра на развитие чувства ритма Музыкальная копилка Музицирование Творчество Круг «От сердца к сердцу» -заключение | Дети читают стихотворение с движением Дети и педагог выполняют движения в стиле «РЭП» Дети и педагог играют в игру «Поющий город», где все поют. Дети и педагог поют любые фразы вопросы –ответы на заданную тему. Импровизация. Дети слушают, запоминают исполняют «звучащими жестами» ритмический рисунок Знакомство с нотами Дети играют с педагогом в игру и играют на ДМИ Дети и педагог и играют в творческие игры, пантомима и театрально – игровая деятельность Круг «От сердца к сердцу» пожелания друг другу без повторений | Руки, ноги, голова Картинка сказочного Городка Трещетки, бубенцы, маракасы, треугольники бумага, тарелки Зеркало, игрушка обезьяна Игрушка – сердце мягкое | «Первый снег» «Арам –зам-зам» «Как под горкой» р.н.п. как вариант для пения «Скок, скок, поскок» р.н.п. «Сказка - игра о семи матрешках» «Едем, едем на лошадке» Т.Тютюнникова «У зеркала» М.А.Михайлова |
Январь
Неделя тема | Виды музыкальной | Программное | Атрибуты | Репертуар |
«Рождественские | «Круг радости» -декламация стиха Муз. ритм. движения Слушание и музицирование Игры на развитие речи Пение с движением Музыкальная копилка Творчество Выход из зала | Дети читают стих и выполняют движения Дети и педагог выполняют движения в стиле «ДЖАЗ» в соответствии с музыкой Дети слушают музыку, определяют средства муз. выразительности, определяют какими инструментами можно изобразить музыку и играют на ДМИ Дети и педагог проговаривают скороговорки с четкой артикуляцией на ускорение Разучивание колядок Познакомить детей с музыкальными ключами - Игра с барабаном. Дети слушают барабан и выполняют движения в соответствии с ритмом Игра музыкальная народная на развитие двигательной активности дошкольников Круг «От сердца к сердцу» дети желают хорошие пожелания друг другу | Руки, ноги, голова Бубенцы, треугольники тарелки металлофоны колокольчики ложки Книга скороговорок Книги с нотами, бумага и ручка Барабан Шарик надувной в виде сердца | «Снеговик» Луи Армстронг «Тройка» Скороговорки Иришка» Колядки народные «Игра с барабаном» Т. «Шла Коза по лесу» народная игра |
Февраль
Неделя тема | Виды деятельности | Программное | Атрибуты | Репертуар |
«Зимние фантазии» | «Круг радости» Муз. ритмические движения
Слушание музыки Игра со словом Музыкальная копилка Пение с движением Музицирование Игра на развитие чувства ритма Творчество Круг «От сердца к сердцу» | Дети читают приветствие и озвучивают его «звучащими жестами» Дети выполняют танцевальное движение Определить музыку по характеру, средства муз. выразительности и нарисовать в голове пейзаж на музыку Дети читают прибаутку, выполняют движение руками Познакомить детей с исполнителями музыки : соло, дуэт, трио, квартет, хор. Разучивание песни с движением по тексту в хороводе Озвучивание народных сказок на выбор детей Научить детей различать ритм по действиям: четвертные ноты – ходьба, восьмые ноты – бег, игра, Музыкальная игра на ускорение с движением и речевыми интонациями Дети передают сердечко друг другу и говорят добрые пожелания | Руки, ноги Картины природы. Зима Разноцветный картон Изображение Книга русских народных сказок для детей Мяч детский Бубен Игрушка - сердце | «Маленькое чудо, большой привет!» Е. «Разминка» Е.Макшанцева «Зима» «Лето» Игровое пособие «Две тетери» «Забавное сольфеджио» «Блины» «Курочка Ряба», «Репка» русские народные сказки Игра «Прогулка» «Опаньки» |
Март
Неделя | Виды | Программное цели и задачи | Атрибуты | Репертуар |
1 - 4 «Весенние | «Круг радости» Муз. ритм. Музыкальная копилка - Слушание музыки Пение с движением - Игра на развитие чувства ритма Творчество Круг «От сердца
| Декламация стиха с движением и жестами Педагог показывает, дети повторяют движение «роботы» под музыку Знакомство с органом. Дети разучивают песню, подбирают инструменты по характеру песни и тембру звучания поют и подыгрывают на инструментах. Педагог читает с детьми слова, дети повторяют с ним и используют «звучащие жесты» Используя пантомиму, мимику, жесты, дети учатся импровизировать и творчески мыслить. Дети активно двигаются, придумывают движения разные без повторений стоя в кругу, импровизация и внимание Дети передают цветок из рук в руки и желают хорошие добрые пожелания друг другу | Руки, ноги, голова Иллюстрации органа и эпохи возрождения Треугольники, колокольчики, бубенцы, тарелки Платок капроновый Красивый цветок | «Весна» Г. «Робот Бронислав» Токката и фуга ре минор И. Бах «Солнечная капель» «Тюшки - Игра с платком, игра «Вкусные конфеты» М.Михайлова Подвижная аудио –игра |
Апрель
Неделя | Виды музыкальной | Программное цели и задачи | Атрибуты | Репертуар |
«Весенний калейдоскоп» | «Круг радости» Муз. ритмические Слушание музыки Музыкальная копилка Пение с движением Игра на развитие тембрового слуха Музицирование Творчество Круг «От сердца к сердцу» | Декламация стиха с движением Дети выполняют по показу движения в стиле «ретро» руки перед собой «волна» вправо влево, разводят руки в стороны поочередно, ноги пружинят, полуприседая потом самостоятельно. Определение муз. образа, характера, темпа, тембра, ритм. рисунка. Рассказать сказку о двух ладах, знакомство с ладами. Дети исполняют распевки - пальчиковые игры с движением. Игра «Поем вопросы и ответы» педагог поёт вопрос, дети по желанию поют ответ. Педагог за ширмой играет на музыкальных инструментах, дети угадывают инструмент, предмет. Дети слушают сказку, рассказывают сами, подбирают музыкальные инструменты озвучивают Дети играют в подвижную игру выполняют движения Дети передают друг другу шарик с добрыми пожеланиями | Руки, ноги, голова Сабля детская Пособие «Два брата - грустный и веселый» Текст пальчиковых игр Металлофон, Бубен, ксилофон Шарики надувные цветные | «Подснежник» Любая музыка 80 –х годов ВИА «Верасы» «Танец с саблями» Э. Сказка «Два брата» М. «Зубная щетка», «Семья» Игра «Назови инструмент» «Теремок» «Части тела» аудио - игра |
Май
Неделя тема | Виды музыкальной деятельности | Программное | Атрибуты | Репертуар |
«Этот День Великий мая» (закрепление | «Круг радости» Муз. ритмические Слушание музыки Музыкальная копилка Пение с движением Музицирование Творчество Круг «От сердца к сердцу» | Декламация стиха о Победе с движением, жесты. Повторение движений : твист, джаз, рэп, вальс дети вспоминают и выполняют движения Музыкальная викторина: б) «Токката и фуга» в) «Тройка» Закрепление знаний о нотах, ключах, театре, мелодии Пропеть песню, определить содержание и придумать движения
Прослушать мелодию, запомнить ритм. рисунок Дети выполняют творческие задания в игре Дети играют в музыкальную подвижную игру, в которой играют на бубне, танцуют, читают стихи, загадывают загадки, пантомиму Дети дарят друг другу сердца из бумаги и желают добрые слова | Руки, ноги, голова Иллюстрации о ВОВ, слайды Металлофон, Пособие «Домик с сюрпризом» Шляпа или шапочка Сердца из красной бумаги | «День Победы» Музыка пройденного материала «Танец с саблями» Э.Хачатурян «В пещере горного короля» Э.Григ «Катюша» «К нам гости «Домик с сюрпризом» Е. «Шапочка» |
Планируемый результат :
дошкольники активны, любознательны, доброжелательны и уважают мнения окружающих, быстро запоминают литературный или музыкальный тексты, свободно двигаются, импровизируют под звучащую музыку, имеют представления о направлениях в музыке, и их выражении в музыке, проявляют певческие и танцевальные способности, играют на детских музыкальных инструментах тему в оркестре и импровизируют сами, ознакомлены с элементарными знаниями по музыке и элементами ОРФ – педагогики, которые применяют в домашнем музицировании и свободной музыкальной творческой деятельности, слушают музыкальное произведение и определяют музыкальный образ по его характеру и средствам музыкальной выразительности: интонация, темп, регистр, ритм, лад и т.д.