Сценарий музыкально-познавательной программы к 1 сентября "По морям, по волнам" для детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)
Вместе с отважным Капитаном дети отправляются в морское путешествие к Школьным остовам. Ориентируясь по карте, они попадают на "Таинственный остров", где знакомятся с морскими обитателями; в "Бухте бурь" встречают пирата Джека Воробья и выполняют его задания; в "Проливе пираний" спасаются от морских хищников и пережидают шторм; и, наконец, прибывают к конечному пункту назначения - "Школьным островам", где их приветсвует Магистр Школьных наук со своими испытаниями. Сценарий сопровождается соответствующими познавательными заданиями, играми и аттракционами. Сценарий будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fedorova_n.a._stsenariy_po_moryam_po_volnam.docx | 60.24 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ №12 «Ромашка» г. Калуги
Утверждаю Согласовано
Заведующий МБДОУ №12 Старший воспитатель МБДОУ №12
«Ромашка» г. Калуги «Ромашка» г. Калуги
/Н.Н. Даценко/ /Т.И. Филимонова/
Сценарий
музыкально-познавательной программы
к 1 сентября
«По морям, по волнам»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
Федорова Н. А.
музыкальный руководитель
г. Калуга
2021
Тема: «По морям, по волнам»
Возрастная категория: старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Познавательные задачи:
- Обогащать представления детей об окружающем мире; закреплять знания о празднике 1 сентября.
- Развивать познавательный интерес, фантазию, творчество; умение действовать с воображаемыми предметами; мелкую моторику рук, логику, воображение.
- Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми; вырабатывать коммуникативные навыки у детей.
Участники: дети старшей и подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатели.
Технические средства:
Музыкальные центры; USB-накопители с записями музыки; удлинители; установка с микрофоном; колонки
Оформление: на участке стоит бутафорский корабль, в нём штурвал с якорем на цепи или верёвке.
Атрибуты:
- карта
- таблички по маршруту: «Таинственный остров», «Бухта бурь», «Пролив пираний», «Школьные острова»
костюмы взрослые:
- Капитана (фуражка; белая рубашка; галстук; синие брюки; туфли) + бинокль
- ТАИНСТВЕННЫЙ ОСТРОВ:
- большое покрывало синего цвета для игры «Акулы»
- БУХТА БУРЬ
- Костюм Джека Воробья (камзол, сапоги, бриджи, кушак, шляпа, бандана с черепом; свисток, подзорная труба)
- сундучок с монетами и украшениями (в равных количествах по 1 на каждого участника) на столе; 2 корзинки для их сбора
- мешочек с пиастрами (шоколадными монетами)
- ПРОЛИВ ПИРАНИЙ
- 2 корзинки, 2 плаща - сетки с прицепленными прищепками (по 20 штук на каждом)
- ШКОЛЬНЫЕ ОСТРОВА
- Костюм Магистра (Рубашка, брюки, академическая шапочка, накидка) + указ
- 3-4- мольберта; разрезные картинки-пазлы с изображением школьных принадлежностей
- корзинка (короб) с энциклопедиями
Действующие лица:
Дети
Взрослые:
Музыкальный руководитель
Капитан
Пират Джек Воробей
Магистр школьных наук
Звучат песни о первом сентября. Дети размещаются на участке. Их приветствует музыкальный руководитель (муз. рук.)
Муз. рук.: Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети!
Каждый год напев весёлый собирает вместе нас.
Здравствуй, осень! Здравствуй, праздник!
Здравствуй, наш любимый сад!
Ребёнок 1: Очень весело сегодня, | Ребёнок 2: Встали рано мы сегодня, |
Ребёнок 3: Ласковый сентябрь сегодня | Ребёнок 4: Много нас: смешных и разных, |
- Музыкальная игра «Собрались на празднике»
(муз. В. Волкова, сл. Д. Филина)
Муз. рук.: Вот и закончилось лето - пора путешествий. Но не всем удалось побывать летом в разных странах и городах. И поэтому сегодня я предлагаю отправиться в морское путешествие.
Поможет нам в этом волшебный фрегат, в моря-океаны помчит он ребят.
(Показывает на корабль на участке)
Только кто же сможет управлять нашим кораблем? Нам необходимо найти опытного капитана, который знает все морские пути.
(Под фонограмму песни «Капитан» муз. М. Дунаевского выходит Капитан с картой в руках и биноклем)
Капитан: Здравствуйте, мои друзья! Рад приветствовать всех я!
Я - отважный капитан, видал немало разных стран и не раз я бороздил океан.
Я слышал, вы хотели отправиться в морское путешествие? (Ответы)
Тогда нам по пути. Я как раз собирался к Школьным островам. Вы со мной? (Ответы) Тогда самое время вам устроить испытанья, и проверить ваши знанья.
Кто ответ сейчас найдет, тот в морской пойдёт поход!
Муз.рук.: Мы к плаванью готовились старательно, и задания все выполним обязательно!
Капитан: Для начала я проверю, хорошо ли вы разбираетесь в морских терминах: мы будем задавать вам морские вопросы, а вы дружно отвечать. Тот, кто правильно ответит, получит пропуск на борт нашего фрегата.
Итак, внимание, вопросы!
Капитан: 1. Далеко, на край земли, ходят в море... [корабли] 3. Смотрит, закусив губу, он в подзорную... [трубу] 5. Но не задают вопросов расторопные … [матросы] 7. Полосатая рубашка называется … [тельняшка] 9. А на палубу, ребята, мы спускаемся по... [трапу] 11. Одолеть девятый вал помогает нам… [штурвал] | Муз. рук: 2. И ведет корабль сам очень строгий… [капитан] 4. Вот, опасности полна, поднимается... [волна] 6. Потому что знают сами, как идти под … [парусами] 8. И всегда полна уюта корабельная... [каюта] 10. Чтоб рыбам не пойти на корм, переждать должны мы... [шторм] 12. В порт заходим и не зря там бросаем... [якоря] |
Капитан: Молодцы! С этим заданием справились! А теперь проверим, как вы умеете выполнять команды капитана. Ведь у экипажа должна быть железная дисциплина! Я буду давать команду, а вы внимательно слушать и вместе со взрослыми их правильно выполнять!
Двигательная игра «Морские команды»
(По команде Капитана дети выполняют движения вместе с Муз. руком)
Капитан: Лево руля! - шаг налево. Право руля! - шаг направо.
Нос! - шаг вперед. Корма! - шаг назад.
Пушечное ядро! - все приседают. Поднять паруса! – поднять руки вверх
Отдраить палубу!– имитация мытья пола
Капитан на борту! - все замирают, встают по стойке "смирно" и отдают честь.
Капитан: Команды выучили, теперь самое время показать вам карту, (Достаёт) Смотрите, мы будем следовать по такому маршруту (Разворачивает карту):
Сначала мы отправимся на Таинственный Остров, затем пересечём Бухту бурь, окажемся в Проливе пираний и, наконец, доберёмся до Школьных островов.
(В записи звучит теплоходный гудок и аудиозапись: «Внимание! Внимание! Уважаемые отдыхающие, в связи с окончанием летнего отдыха и началом учебного года фрегат «Друг» отправляется к Школьным островам! Просьба пассажирам собраться у причала!»)
Муз рук.: Ну что ж, пришла пора нам отплывать,
Забудем шалости, нытье, капризы.
Мы отплываем к Школьным островам,
Где ждут нас испытания, сюрпризы!
Отправляться нам пора в дальнее плаванье, друзья!
А чтоб было интересней, запевайте дружно песню!
- Песня «Улыбка» (муз. В Шаинского, сл. М. Пляцковского)
Капитан: Море синее нас ждёт. По местам! Полный вперёд!
(Звучит пароходный гудок. Капитан и муз рук встают в корабль, дети перед кораблём. Под музыку имитируют плыв, кладут руки друг другу на плечи.
Голос в аудиозаписи: «Внимание! Внимание! Говорит бортовой компьютер: прямо по курсу Таинственный остров». Рекомендуется сойти на берег»!)
Муз. рук.: (смотрит в карту): Действительно, мы подплываем к Таинственному острову! Спустить якорь! (Опускают) Всем пассажирам оставаться на местах!
(Вместе с Капитаном выходят из корабля и выставляют табличку с изображением «Таинственный Остров»)
- «ТАИНСТВЕННЫЙ ОСТРОВ»
Муз.рук.: (рассматривает изображением, затем обращается к Капитану):
Товарищ капитан! Докладываю обстановку:
Все в порядке, разрешите пассажирам сойти на берег!
Капитан: Разрешаю! Эй, пассажиры корабля! На берег смело выходите,
С островом познакомиться поспешите!
Оказывается, здесь много разных жителей,
А ну-ка, расскажите о морских любителях!
(Несколько детей загадывают загадки о морских обитателях)
Ребёнок 5: В синеве морских пучин Бродит он по дну один, Все в присосках восемь ног, Кто же это? (осьминог) | Ребёнок 6: Купол, как зонтик, прозрачный имеет, Плыть, если надо, неплохо умеет, Движется купол и плыть помогает, Щупальце, словно крапива кусает. (медуза) |
Ребёнок 7: Рыба, как будто летающий змей, Только намного хитрей и сильней, Прячет в песок она спину, бока, Током ударит любого врага. (электрический скат) | Ребёнок 8: Он очень похож на простого коня, Но в иглах все тело, на теле броня, И держится там, где поросшее дно, Плыть вверх или вниз для него все равно. (морской конек) |
Ребёнок 9: Как рыба в воде, машет сильным хвостом, Но кормит детишек своим молоком, Он с радостью в море корабль встречает, Людей, не умеющих плавать, спасает. (дельфин) | Ребёнок 10: В море, на дне тихо дремлет она, Лучше не трогай ее никогда, На каждом луче у нее зоркий глаз, Она уползет, нет ей дела до нас. (морская звезда) |
Муз. рук.: Устроим с ними весёлую потеху – озорную морскую дискотеку!
- Флешмоб «Морская дискотека»
Муз.рук.: Ребята, а о самом страшном морском обитателе мы с вами совсем забыли.. Догадались, о ком речь?
(Предположения. Если дети не ответят, то он загадывает загадку)
Знают все прекрасно – с ней шутить небезопасно:
Зубы острые как нож, лучше ты ее не трожь. (акула)
(Муз. рук. смотрит вдаль): Ой, а это что такое? Кажется, акула в море!
А вы акул не боитесь? (Ответы)
Будет музыка звучать, в море будем плавать и нырять.
Как только акула подплывёт, в подводном царстве спрячется
Детсадовский народ!
- Игра с тканью «Акулы» (2-3 раза)
(Взрослые держат ткань большого размера. Под музыку колышут её. По команде Муз. рука:
«Акула!» дети прячутся под ткань. По команде: «Опасность миновала!» выплывают, и игра повторяется)
Капитан: Ну, что ж, опасность миновала, и мы можем двигаться дальше.
Посмотрим, куда нам плыть! (Рассматривают карту)
Бухта бурь уже нас ждёт! Все в корабль! Полный вперёд!
(Капитан и Муз. рук. встают в корабль, дети рядом) Поднять якорь! (Поднимают)
(В аудиозаписи звучит пароходный гудок. Под музыку имитируют плыв. В аудиозаписи звучит голос: «Внимание, внимание! Говорит бортовой компьютер! Вы прибываете в «Бухту бурь!» Время стоянки ограничено».)
Капитан: (смотрит в карту): Действительно, мы прибыли в «Бухту бурь»!
Спустить якорь! (Опускают) Всем пассажирам оставаться на местах!
(Капитан с Муз. руком выходят из корабля и выставляют на участке табличку с изображением «Бухта бурь»)
- «БУХТА БУРЬ»
Капитан и Муз. рук. «разведывают обстановку.
Капитан: Всё в порядке, разрешаю пассажирам сойти на берег!
(Пока дети «выходят» из корабля, неожиданно подкрадывается пират Джек Воробей и спиной сталкивается с Капитаном)
Капитан: Ой, кто это? Неужели гроза всех морей - Неуловимый пират Джек Воробей??
Джек Воробей: Он самый! Прошу любить и жаловать!
Я владелец всех морей, нет меня грозней, сильней.
Я гоняю корабли, по волнам бегут они. (Обращается к детям и капитану)
А вы кто такие? Отвечайте, руки вверх! А не то потоплю вас всех! (Ответы) Да, много народу я повидал, со всеми здоровался, а потом побеждал
А вы знаете, как здороваются в разных странах? (Ответы) Сейчас я вам покажу!
Игра с движением «Приветствия разных стран»
1. Если в Грузии встретил ты друга, Похлопай по плечу друг друга. | 2. Ты в Америке. С друзьями Поздоровайся локтями. |
3. В Африке друзья не дерутся, Спинами друг о друга трутся | 4. В Греции не стоит стесняться, С соседом нужно обниматься. |
5.Нам в России не до скуки. Мы пожмём друг другу руки. |
Джек Воробей: Ишь, к Школьным островам они собрались! Лентяям и лодырям их ни за что не найти! Вы не такие? Что ж, испытаю вас, устрою экзамен. Если выдержите его, так и быть, отправитесь дальше, а если нет, верный путь вам обратно в Дошкольную страну! Итак, испытание первое: названия каких морей вы знаете? (Дети перечисляют)
Неплохо, неплохо… А сейчас отвечайте, что должен уметь каждый настоящий пират? (Предположения) Правильно, уметь считать!
Вот вам второе испытание: нужно всем вам доказать, что умеете считать!
Для начала разделитесь на две команды. (Дети делятся вперемешку)
У меня есть сундук с сокровищами, только в нём все перемешалось: и монеты, и украшения.
(Выносит сундук с сокровищами и ставит его на стол)
Одна из команд будет считать монеты, а другая - украшения!
Посмотрим, у кого это получится лучше и быстрее!
Раз, два, три - начали!
- Эстафета «Пересчитай сокровища»
(Дети выбирают, а затем пересчитывают количество монет и украшений)
Джек Воробей: Весьма похвально! Что ж, придётся мне признать, вы умеете считать!
И, наконец, последнее испытание: каждый уважающий себя пират должен уметь веселиться и лихо плясать! Докажите, что вы тоже это умеете!
А поможет нам моя треуголка. Будем её по кругу передавать,
А с окончанием музыки - все дружно танцевать!
- Музыкальная игра «Весёлая шляпа» (микс Е. Йоффе)
Джек Воробей: Что ж, придётся признать, что вы молодцы, отважные путешественники! Вы не раз доказали, что достойны звания настоящего пирата и поэтому смело можете отправляться в Школьную страну! Придется вас пропустить, хотя очень не хочется. Из вас бы получилась славная команда! Но делать нечего… Поэтому на память о нашей встрече дарю вам настоящие пиастры!
(Отдаёт мешочек с медальками-пиастрами Капитану или Муз. руку.)
Счастливого пути и попутного ветра! Прощайте!
Капитан: И мы с тобой прощаемся и дальше отправляемся! (Джек Воробей уходит)
Корабль нас заждался, и море зовёт! По местам! Полный вперёд!
(Капитан и Муз. рук. встают в корабль, дети рядом) Поднять якорь! (Поднимают)
(В аудиозаписи звучит пароходный гудок. Под музыку имитируют плыв. В аудиозаписи звучит голос: «Внимание, внимание! Говорит бортовой компьютер! Вы находитесь в «Проливе пираний»! Требуется внимательность и осторожность!»)
Капитан: (смотрит в карту): Действительно, мы вошли в Пролив пираний!
Всем пассажирам оставаться на местах!
А мы спустим шлюпки на воду и обследуем обстановку.
(Вместе с муз. руком выходят из корабля, ставят табличку и набрасывают на себя плащи с прищепками)
- ПРОЛИВ ПИРАНИЙ
Капитан: Тревога! Тревога! К нам приблизились стаи опасных пираний!
Муз. рук.: Они напали на нас! Пассажиры, СОС! Спасите нас! Спускайте шлюпки на воду! Разделитесь на 2 команды и скорее помогите нам от них избавиться!
Эстафета «Спасение от пираний» (без музыкального сопровождения)
(Задача детей быстро снять все прищепки и сложить в корзинки)
Капитан: Благодарим вас, отважные пассажиры! Без вашей помощи мы бы не справились!
Муз. рук.: Капитан! Что-то море начинает волноваться!
Скоро начнётся настоящий шторм!
- Музыкальная игра «Море волнуется раз» (муз. И Бревис)
Капитан: Мы смогли переждать шторм и можем плыть дальше!
Нас корабль снова ждёт! По местам! Полный вперёд!
(Капитан и Муз. рук. встают в корабль, дети рядом) Поднять якорь! (Поднимают)
Держим курс на «Школьные острова!»
(В аудиозаписи звучит пароходный гудок. Под музыку имитируют плыв. В аудиозаписи звучит голос: «Внимание, внимание! Говорит бортовой компьютер! Вы приближаетесь к пункту назначения - «Школьным островам!»)
Капитан: Спустить якорь! (Опускают) Мы на месте! Всем пассажирам сойти на берег!
(Капитан, Муз. рук. и дети выходят из корабля. Взрослые выставляют табличку с изображением «Школьные острова»)
- ШКОЛЬНЫЕ ОСТРОВА
(Путешественников встречает Магистр наук в чёрной мантии и академической шапочке)
Магистр: Добро пожаловать, отважные мореплаватели! Вы находитесь в акватории
Школьных островов!
И я, Главный Магистр школьных наук, приветствую вас!
Вот и встретились мы с вами, друзья,
Ведь пора учёбы подошла,
А без школы и без знаний вам никак нельзя.
Ну-ка, назовите мне приметы, по которым можно узнать, что наступила пора идти учиться:
- Листья на деревьях стали… (Жёлтыми) Начались… (Дожди) На календаре месяц … (Сентябрь) Все дети утром… (Идут в школу или садик)
- В детском саду – воспитатель, а в школе?
- В детском саду вас называют детьми, а в школе?
- В детском саду – столы, а в школе?
- В детском саду – группы, а в школе?
- В детском саду – занятия, а в школе?
- В детском саду вы играете, а в школе, что вы будете делать?
Магистр: Верно. А сейчас вы не зевайте,
Что на уроках пригодится вам, скорее отгадайте! (Подаёт пазлы-картинки) Ой, что случилось? (Показывает)
Непорядок, чтобы в школу вам шагать, их нужно быстро все собрать!
(Вызывает несколько пар)
- Аттракцион «Собери школьные принадлежности»
Магистр: Что ж, к урокам вы готовы.
Прошу всех показать сейчас, как пойдёте в первый класс!
Как на уроках будете стараться, а на переменах – развлекаться!
В три круга собирайтесь, и смотрите, не отвлекайтесь!
(Дети встают возле Капитана, Морячки и Магистра)
Итак, вы готовы, друзья? Первый урок начинать нам пора! Урок Рисования!
- Игра «Уроки и переменки» (микс Н. Федоровой)
(Под музыку дети имитируют занятия на каждом уроке. По сигналу звонка разбегаются врассыпную по залу, двигаются на перемене. По сигналу звонка собираются вокруг Капитана и Муз. рука, имитируя готовность к уроку («сидят за партой, сложив руки перед собой)
Магистр: Вот уже звенит звонок - новый ждет нас всех урок. Урок Пения!
(Игра повторяется)
Магистр: Вновь прозвенел весёлый звонок – пригласил нас на третий урок!
Урок Физкультуры!
(Игра повторяется по такому же принципу)
Магистр: Молодцы, вы испытания прошли, в Страну познания вошли.
Вы достойны стать школьниками!
Специально к этому дню я, Великий Магистр, приготовил для вас
настоящий клад, который поможет вам хорошо учиться в школе!
(Выносит короб с книгами и отдаёт Муз. руку)
Муз. рук.: Спасибо вам, уважаемый Магистр!
Магистр: Желаю всем успехов и отличных оценок!
Капитан: Ну вот, ребята, вот мы и доплыли до Школьных островов, и наше увлекательное путешествие заканчивается.
До свиданья, острова, с вами мы прощаемся!
И в любимый детский сад вместе возвращаемся!
Нас корабль снова ждёт! По местам! Полный вперёд!
Магистр: Ну, и мне уже пора! Меня ждут школьные дела! (Уходит)
(Капитан и Муз. рук. встают в корабль, дети рядом) Поднять якорь! (Поднимают)
(В аудиозаписи звучит пароходный гудок. Под музыку имитируют плыв. В аудиозаписи звучит голос: «Внимание, внимание! Говорит бортовой компьютер! Вы подплываете к акватории Детского сада! Ваш маршрут окончен. Конец связи!»)
Капитан: Спустить якорь! (Опускают) Вот мы на месте. Всем пассажирам сойти на берег! (Все выходят на площадку)
Рад сообщить вам, что мы благополучно вернулись домой.
Но, к сожалению, мне пора, меня ждёт новый рейс! Мы обязательно с вами встретимся, чтобы совершить новое путешествие! Успехов Вам и удачи! (Уходит)
Муз.рук.: Да, ребята, наше увлекательное путешествие закончилось. Надеюсь, оно вам понравилось. Впереди у вас новый учебный год, который поможет вам не только повзрослеть, и узнать еще больше нового и интересного.
До новых встреч и новых путешествий!
(Под звучание песен на школьную тематику развлечение заканчивается, дети расходятся по группам или по участкам)