"Игры звуками - это музыкальная импровизация"
методическая разработка по музыке (старшая, подготовительная группа)
Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Исключение из музыкально-образовательного процесса данного этапа закрывает музыкальное творчество для большинства детей даже в простейших формах. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рождённая их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Использование в музыкальном воспитании шумов и тембровых импровизаций на шумовых инструментах никак не противоречит сути самого музыкального воспитания: "Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и шум и хочет открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу" (В. Келлер).
Игры звуками - это творчество-исследование, которое служит нескольким важным педагогическим целям:
- изучению звуковых свойств различных материалов и предметов из них (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических); детских музыкальных инструментов (орфовских и шумовых, а также голоса и артикуляционного аппарата);
- приобретению разностороннего опыта звуковых ощущений;
- исследованию различных способов получения звука и приобретению навыков игры на инструментах;
- развитию тонкого тембрового, а через него и звуковысотного слуха.
Однако главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекатльная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путём к импровизации и устной композиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_zvukami.docx | 19.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Давайте спросим себя, что будет делать любой нормальный ребёнок, оказавшись в музыкальном зале и увидев там бубен? Конечно, он его непременно возьмёт и будет изучать: звенеть им, ударять по нему до полного изнеможения наблюдающего педагога. Затем он начнёт с ним бегать и прыгать. И делать это он будет не молча, а что-нибудь приговаривая или выкрикивая. На его лице мы прочтём самозабвенное счастье и радость, бьющую через край. Практика показывает, что успех начального музыкального образования для ребенка непосредственно и прямо связан с развитием умения переживать общение с музыкой как радость, а не как необходимость выполнять упражнения или обязанность. Поэтому нужно помочь каждому ребёнку найти свои, доступные формы общения с музыкой и заложить удовольствие в фундамент музыкального обучения для поддержания интереса в дальнейшем развитии и совершенствовании. Принцип удовольствия реализуется в игру. В ней ребёнок свободен и спонтанен. Игры со звуками, как особый тип урока музыки для детей, сочетают не столько игровую деятельность как таковую, а целенаправленную игру, которая подчинена достижению запланированного педагогом игрового результата. Модель учебного процесса как игры строится как включение учащихся в игровое моделирование изучаемых явлений, переживание ими нового опыта в обстановке игры.
Игра на уроке творческого музицирования проявляется на разных уровнях и создаёт особую "полифоническую" ткань урока:
- импровизационно-игровой характер развёртывание самого урока;
- игровой характер поведения каждого из участников урока;
- импровизационно-игровые учебные действия детей;
- импровизационно-игровой характер учебного материала;
- игровой способ действий учителя, его умения и готовность в любой момент быть спонтанным в своих реакциях.
Итак, главная ценность игр со звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей форма является самым простым и прямым путем к импровизации.
- "Поиграй на своем инструменте, изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные" (работа всей группой одновременно)
- "Сыграй музыку на инструменте - как ты хочешь" (свободные индивидуальные соло по кругу, спонтанная комбинаторика).
- "Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь" (ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди).
- "Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них "музыку дождя", "песню ветра", "танец ёжика", "солнечный свет", "маленькую ледяную симфонию", "твое сегодняшнее настроение"..."
- "Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение" (здесь используется метод наложения свободной в метроритмическом отношении детской импровизации на структурно организованный поэтический текст)
- "Поговори со своим соседом, расскажи ему, что хочешь" (диалоги инструментов - более произвольная комбинаторика, обусловленная необходимостью реагировать на действия партнера).
Звёздный урок
Цель занятия: развивать звуковую фантазию, слуховое воображение, ассоциативное мышление, способности к звукоизображению "неслышимого" - звуков Вселенной, музыки звёзд, хора планет и т. д.
Ход занятия
Для успешного и полноценного проведения данного занятия целесообразно заранее познакомить детей с содержанием темы: поговорить с ними о космосе, Вселенной, звёздах, планетах. Желательно, чтобы дети выполнили творческие работы: фантазии на темы космоса, НЛО, иных мирах, космической музыке и т.п., для "подогревания" фантазии, разжигания воображения, необходимых для звукотворчества на музыкальном занятии.
Занятие можно начать с рассматривания иллюстраций можно пофантазировать с детьми несколько минут о том, на какую планету они хотели бы слетать и зачем, с кем они могли бы там встретиться, как они могли бы выглядеть и т.п.
Поем и импровизируем
Спеть детям песню "Лунный кораблик" (слова Синявского) и предложить представить, какие бы инструменты они взяли, чтобы ее украсить.
Фантазируем и импровизируем
"Лунная дорожка".
Сказать детям, что сейчас каждый из них отправиться по своему лунному лучу к звёздам: пусть они голосом на звук "у" сделают свободное лёгкое глиссандирование голосом вверх до самых высоких звуков своего диапазона и наверху изобразят "мерцание" звёздочек - легкое стаккато голосом на звук "а". Две "звёздочки" таким образом могут поговорить
"Хор Вселенной".
Иногда звёзды собираются на свой праздник, и тогда можно услышать "хор Вселенной" - дети поют кластером каждый свой звук, по руке педагога вступая и завершая совместное пение. Обратить внимание на особую красоту такого звукового "облака".
"Парад планет".
Планеты выстраиваются в одну линию и поют так красиво, что их голоса сливаются в одном звуке (на удобном по высоте звуке поют в унисон, подстраиваясь к голосу педагога). Это упражнение необходимо проводить в сопоставлении с предыдущим: кластер-унисон, тогда оно принесет наибольшую пользу, поможет детям понять, что такое пение в унисон.
"Позывные из космоса".
Послушать на кассете позывные различных спутников и предложить детям игру. Дети с инструментами в руках располагаются в 3-4тгруппах по несколько человек. Одна их них начинает по условному знаку играть на инструментах произвольно, кто как хочет, но не очень громко - так звучит Вселенная. Дирижер может регулировать динамику звучания. Затем один из детей - "инопланетянин" начинает подавать сигналы из "космоса": играет метрично ровно на выбранном им инструменте в любом темпе. Вся группа должна поймать сигнал - подстроиться к заданному метру.
Импровизируем
"Звёздный дождь"
Когда звёздам на небе надоедает просто сиять и быть просто звёздами, чтобы ими все любовались, они устраивают на небе игру в "ловишки", "догонялки", "салочки", скачут через скакалку и прыгают в "классики". И тогда нам с Земли кажется, что на небе начался звёздный дождь, потому что они вспыхивают, гаснут и вспыхивают снова в другом месте.
Предложить детям сыграть "звёздный дождь". Здесь можно использовать как стеклянные фужеры, так и металлофоны. Не торопите детей в момент их импровизации, дайте им насладиться этим замечательным процессом. В дальнейшей работе можно использовать диалоги, например: "Разговор звезды и светлячка", "Разговор звезды небесной и морской"... Для таких импровизаций лучше выбрать разные по высоте инструменты, например: металлофон и большая оркестровая тарелка.
Играем
"Звездочёт".
Игра-считалка на стихи А. Усачева. Дети становятся в круг, выбирают звездочета, который движется внутри круга, декламируя считалку вместе с детьми. На слово "Вон!" звездочет останавливается возле пары детей, "разбивает" их рукой. Двое детей бегут в разные стороны по кругу, как в игре "Кто быстрее возьмет предмет". На пол в это время кладут небольшой мячик или шарик-планету. Кто первый добежит и возьмет мячик, получает бумажный орден на ниточке с названием планеты и становится звездочетом.
На Луне жил звездочет
Он планетам вел подсчет
Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три- Земля, четыре - Марс,
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восьмой Нептун,
Девять - дальше всех Плутон,
Кто не верит - выйди вон!
Озвучиваем стихи
"Звезды" (Бунин)
Звезды на небе зажглись, час полночный недалек
Звезды на небе зажглись - шепчет ручеек
От травы и от цветов ароматы понеслись
Ветер веет меж кустов - звезды на небе зажглись.
"Лунные феи" (Дж. Ривз)
Ах, если бы ландыш звонить бы умел,
Серебряным звоном весь лес бы звенел.
А если бы лютик вызванивал звук,
То золотом теплым гудел бы весь луг.
Вышли бы феи в ночной тишине
Под музыку эту плясать при Луне.
Создание музыки к предложенным стихам не всегда бывает оправдано как прямая импровизация во время звучания текста. Можно посвятить работе над этими стихами 15-20 минут, чтобы попробовать разные варианты и выбрать лучший. В модели "Лунные феи" девочки могут импровизировать фантастический танец под аккомпанемент инструментов. Можно им в руки дать палочки с серебряными дождинками.
В конце занятия
Спеть песню Филиппенко "Звездный вальс". Аккомпанемент к нему дети легко могут украсить звучанием треугольника, колокольчика.
Сюрприз
Каждый ребенок удивителен в своей неповторимости, и педагог всегда может найти, в чем его можно было бы назвать "звездой". Каждому ребенку вручается звездочка на ниточке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новое в оснащении музыкальных уголков «Игры звуками - это музыкальная импровизация»
Новое в оснащении музыкальных уголков«Игры звуками - это музыкальная импровизация» ...
Игры звуками - это музыкальная импровизация
Одной из самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира являются игры звуками. Техническая легкость игры звуками, полная свобода фа...
консультация для педагогов "Игры звуками-это музыкальная импровизация"
консультация для педагогов...
Игры звуками-это музыкальная импровизация
Одной их самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками....
"Игры звуками - это музыкальная импровизация"
консультация для педагогов...
Консультация для воспитателей: «Игры звуками — это музыкальная импровизация»
Одной их самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками....