План-конспект музыкального занятия балет "Щелкунчик"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Борисова Ольга Валерьевна

Цель: знакомство с балетом «Щелкунчик» в творчестве П. И. Чайковского;

развитие музыкальной памяти;

воспитание эмоциональной отзывчивости на классическую музыку.

Задачи:

- Учить передавать характер музыки мимикой и движением в импровизациях.

- Пополнить знания детей о балете

- Развивать коммуникативные навыки

- Продолжать знакомить с музыкальными инструментами, различать тембры музыкальных инструментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_balet_shchelkunchik.docx255.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Тазовский район

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

План-конспект музыкального занятия по теме: П.И.Чайковский балет «Щелкунчик»

C:\Users\24\Desktop\щел.jpg

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Борисова О.В.

Тазовский 2021 г.

Группа: подготовительная к школе группа «Лучики» (6-7 лет)

Цель: знакомство с балетом «Щелкунчик» в творчестве П. И. Чайковского;

развитие музыкальной памяти;

воспитание эмоциональной отзывчивости на классическую музыку.

Задачи:

- Учить передавать характер музыки мимикой и движением в импровизациях.

- Пополнить знания детей о балете

- Развивать коммуникативные навыки

- Продолжать знакомить с музыкальными инструментами, различать тембры музыкальных инструментов.

Материал для занятия: Портреты композитора П.И.Чайковоского; Э. Гофмана, иллюстрации к балету Щелкунчик.

Ход занятия:

Под музыку «Вальс цветов» П. Чайковского дети парами входят в зал и рассаживаются на свои места.

Муз.рук: Здравствуйте, ребята! А вы знаете, что в Новогоднюю ночь происходят чудеса? Сказочные герои оживают. Одна из таких ночей описана в сказке Э. Гофмана (показываю портрет писателя) «Щелкунчик», а музыку к этой сказке сочинил великий русский композитор П. И. Чайковский (портрет композитора)

Мы с вами не раз слушали разные произведения Петра Ильича Чайковского. Сегодня я вас познакомлю с музыкой и сюжетом сказки-балета «Щелкунчик». Это прекрасная музыка рассказывает про новогоднюю ночь и события, которые происходят с героями сказки.

Ребята, что такое балет?

Дети«Балет» - это спектакль, в котором соединяются музыка и танец.

Муз.рук:  Да, ребята. В балете никто не разговаривает, не поёт. Там только танцуют под музыку. Но артисты так хорошо танцуют, что всё, о чём рассказывается в сказке, становится понятным.

А кто же такой Щелкунчик? (показываю иллюстрацию) Щелкунчик – это деревянная игрушка, которая умеет щёлкать орехи. Так что же случилось с этим деревянным человечком и другими героями сказки в эту Новогоднюю ночь?

Действие первое

Украшение и зажигание елки

Действие происходит в старинном немецком городке в начале 19 века. Вечер. Накануне рождества на улице оживлённо и празднично. Ярко освещён дом Штальбаума- у него ожидается много гостей. Хозяева дома и гости украшают рождественскую елку. Слуги разносят угощение. Среди приглашённых на ёлку – старый чудак, изобретатель и мастер игрушек, друг детей – Дроссельмейер. Первыми появляются родители и, увидев, что к празднику всё готово, начинают кружиться в танце, словно в детстве. Наконец, в гостиную входят дети. Они останавливаются, с восторгом любуясь украшениями и ярким светом. Хозяин дома велит играть марш и приступает к раздаче подарков.

Представьте себе, нарядная елка, много подарков, дети, весело и радостно марширующие под звуки «детского марша». Вслушайтесь внимательно, и вы услышите легкие, грациозные шаги девочек, и задорные шаги мальчиков. Музыка звучит волшебно, сказочно, как будто обещает что-то необыкновенное.

Звучит «Марш» - слушание

Муз.рук: Какой это марш по характеру?

Дети: Весёлый, шуточный.

Муз.рук: Да, он напоминает игрушечный, шуточный марш – отрывистый, лёгкий, весёлый. Мы слышим, как шагают игрушечные солдатики - смело, бодро, легко.

Давайте с вами немножко отдохнем и пошагаем под «Марш»

Звучит музыка дети шагают, по окончанию марша присаживаются на свои места

После раздачи подарков начинаются танцы.

Выход Дросельмейстера.

Последним приходит Дроссельмейер в маске. Он может оживлять игрушки. Но когда он снимает маску, Мари и Фриц узнают своего любимого крёстного. Он дарит Мари куклу, а её брату – солдатика.

Мари хочет поиграть с подаренными куклами, но их уже убрали. Мари огорчена. Чтобы успокоить девочку, крестный дарит ей Щелкунчика – куклу, которая может раскусывать орехи (щипцы для колки орехов в форме солдатика). Новая игрушка особенно нравится Мари, она чувствует жалость и нежность к неуклюжему Щелкунчику, она хотела бы забрать его и не отдавать никому. Но родители разъясняют, что кукла принадлежит не ей одной. Мари с ужасом смотрит, как Фриц засовывает Щелкунчику в рот большой орех и зубы бедной деревянной куклы с треском ломаются. Фриц со смехом бросает игрушку. Мари поднимает своего любимца и старается утешить его.

Отъезд гостей. Ночь

Детям пора спать. Мари просит позволения взять с собой больного Щелкунчика, но ей отказывают. Она заботливо укутывает любимую куклу и с грустью уходит. В спокойной и ласково - «сонной» музыке звучит тема колыбельной Мари.

Звучит «Колыбельная» - слушание

Опустевшую комнату освещает льющийся из окна лунный свет. В доме уже все улеглись, но Мари хочет еще раз взглянуть на больного Щелкунчика и тихо пробирается в гостиную. Она взяла его на руки и начала с ним разговаривать, утешая его. Вдруг Щелкунчик ожил. Он рассказал Мари, что не всегда был таким смешным и некрасивым, что его заколдовала злая королева мышиного царства Мышильда. Спасти его может только любовь девушки и победа над мышиным королём.

Сражение.

Вдруг под предводительством Мышиного короля появляются мыши. Отважный Щелкунчик ведёт солдатиков в бой с ними, но армия мышей превосходит армию солдатиков.

(Мальчики исполняют «Танец солдатиков» под «Марш» из балета «Щелкунчик» импровизация).

Мари в отчаянии снимает с себя туфельку и бросает её в Мышиного короля. Он убегает вместе со своей армией. Солдатики победили! Они на плечах несут Мари к Щелкунчику. Вдруг лицо Щелкунчика начинает меняться: он перестаёт быть уродливой куклой и превращается в прекрасного Принца. Теперь колдовство было разрушено. Принц взял Мари за руку, и они отправились в его королевство.

Действие второе

Вальс снежных хлопьев

Падают крупные хлопья снега. Поднимается вихрь, и снежинки быстро кружатся.

Муз.рук: Я предлагаю девочкам исполнить «Танец снежинок».

(Импровизация под музыку)

Постепенно метель утихает, свет луны искрится на снегу. В этом эпизоде танцевальный характер соединяется с яркой картинностью: музыка рисует легкое и немного призрачное в рассеянном свете луны кружение снежинок. Вместе с тем это и «картина настроения», где выражены тревога и очарование волшебного сна Мари. Замечательна главная, беспокойно мелькающая тема вальса. Средняя часть вальса ярко контрастна. Сумрак тревожной ночи вдруг рассеивается, и звучит чудесное светлое пение детских голосов (хор за сценой).

Дворец сластей Конфитюренбур

Королевство, куда отправились Мари и принц было не обычное, а сказочное царство сластей, в котором можно увидеть человечков из сахара и шоколада, апельсиновый ручей, лимонадную реку. Началу действия предшествует симфоническое введение. Праздничная музыка переливается радужной игрой красок и воздушными струящимися пассажами арф и челесты. Развитие этой музыки, все более и более светлеющей, и искрящейся, иллюстрирует следующую сцену. В сказочном царстве сластей ожидают возвращения принца Щелкунчика вместе с его избавительницей Мари. Готовится пышный праздник. Фея Драже, сопровождающий ее принц Коклюш и свита выходят из сахарного павильона. Феи и различные сласти кланяются ей, серебряные солдатики отдают ей честь. Повелительница фей просит оказать гостям достойный прием.

Звучит «Танец Феи Драже» - слушание

Муз.рук: Какая эта музыка?

Дети: Волшебная, нежная.

Муз.рук: Она вся переливается, звенит. Таково необычное звучание у музыкального инструмента, который называется челеста. Это французский музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук.

Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.

Прибытие Мари и Щелкунчика. Дивертисмент

По реке из розовой воды в золотой ладье приплывают Мари и принц Щелкунчик. Звучание оркестра создает впечатление сверкающих на солнце водяных струй. Композитор описал эту сцену так: «Река розовой воды начинает заметно вздуваться и на ее бушующей поверхности показывается Мари и благодетельный принц в колеснице из раковины, усеянной каменьями, сверкающей на солнце и ведомой золотыми дельфинами с поднятыми головами. Дельфины выбрасывают вверх столбы сверкающих струй розовой влаги, падающих вниз и переливающихся всеми цветами радуги».

Итак, в сказочном королевстве был устроен замечательный праздник. Танцевали сказочные человечки. Принц танцевал с Мари.

Муз.рук: Ребята, послушайте эту музыку! Какая она?

Звучит «Танец Мари и принца» -слушание

Дети: Музыка радостная, нежная!

Муз.рук: Да, музыка эта счастливая, восторженная, радостная, ликующая и нежная. Зло побеждено. Доброта, преданность, любовь восторжествовали.

Звучат на празднике и несколько других танцев. Такие как:

Шоколад: испанский танец

Испанский танец (шоколад)- быстрый, задорный, заводная, слышны щелкания кастаньет. Бравурный, блестящий танец в испанском стиле. Главная тема у солирующей трубы.

Кофе: арабский танец

Арабский танец (кофе)- медленный, плавный, нежный. На монотонном, едва мерцающем фоне (выдержанные квинты у виолончелей и альтов) вырисовывается нежная мелодия скрипок, слышен слегка играющий бубен.

Чай: китайский танец

Китайский танец (чай)- игривый, прыгающий, шуточный Отрывистые терции у низких фаготов и на этом фоне пронзительно свистящая мелодия флейты пикколо с колким и прыгающим продолжением у струнных pizzicato. Кажется, будто пляшут смешные фарфоровые статуэтки.

Трепак: русский танец

Живой, ярко-темпераментный танец в русском народном стиле. К концу убыстряется и заканчивается настоящим вихрем плясового движения.

Муз.рук: Под воздействием этой волшебной музыки принц и Мари захотели превратиться в маленьких изящных бабочек и кружиться над цветами. Я предлагаю вам превратиться в бабочек и полетать над цветочной поляной в ритме вальса.

Дети танцуют под «Вальс цветов» (импровизация).

Муз.рук: Сегодня мы вспомнили замечательную сказку Э. Гофмана«Щелкунчик» и послушали красивую музыку П. И. Чайковского. Скажите, кто из героев сказки вам понравился больше всего?

Примерные ответы детей:

-Мне понравилась Мари, потому что она добрая и смелая, помогала Щелкунчику победить мышиного короля.

- А мне понравился храбрый Щелкунчик, не испугавшийся злого короля.

- Но если бы у Щелкунчика не было столько верных друзей, он бы не смог победить мышиного короля!

Муз.рук: Правильно, ребята. Дружба помогает нам совершать великие дела и подвиги. Я желаю вам всегда быть добрыми, отзывчивыми и дружными. Я очень рада, что вы получили удовольствие от этого занятия. Спасибо всем, до свидания.

(Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского, дети выходят из зала).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план -конспект интегрированного музыкального занятия "Домик- теремок"

Учить детей петь выразительно в динамическом и ритмическом ансамбле.Развивать речевое дыхание,слух пантомимику, внимание чувства ритма.Воспитывать выразительность  движений,переключаемость с одно...

План-конспект НОД музыкальная деятельность для старшей группы "Музыкальные превращения"

План-конспект музыкальной деятельности  для детей старшей группы...

План-конспект доминантного музыкального занятия по восприятию музыки детьми старшего дошкольного возраста.

Создать условия для развития у детей старшего дошкольного возраста музыкально – эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....

План-конспект тематического музыкального занятия "Мульти-Пульти".

Музыкальное занятие на развитие ладового чувства....

План-конспект тематического музыкального занятия "Мульти-Пульти".

Музыкальное занятие на развитие ладового чувства....

План-конспект открытого музыкального занятия в МАОУ «Путешествие в мир музыкальных инструментов»

углубить представление детей  о происхождении оркестра и музыкальных инструментов, взаимосвязи музыки с природой;создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения  детей во вре...