Выступление на педагогическом совете в ДОУ «Роль воспитателя на музыкальном занятии»
консультация по музыке

Марина Андреевна Старцева

Дошкольное детство – пора наиболее оптимальная для приобщения ребёнка к миру прекрасного.

Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Наиболее значимого результата музыкального воспитания дошкольника можно достичь лишь благодаря слаженной работе воспитателя и музыкального руководителя, решая: основные цели и задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста согласно ФГОС:

  • Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
  • Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
  • Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
  • Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_ped_soveta_rol_vospitatelya_na_muzykalnom_zanyatii.docx31.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Роль воспитателя на музыкальном занятии»

Выполнила: Старцева Марина Андреевна

Музыкальный руководитель

«Музыка способна оказывать известное

 воздействие на этическую сторону души;

и раз музыка обладает такими свойствами, то,

 очевидно, она должна быть включена в

число предметов воспитания молодежи».

 Аристотель

Дошкольное детство – пора наиболее оптимальная для приобщения ребёнка к миру прекрасного.

Огромное значение в связи с этим приобретает личность воспитателя. От его уровня знаний, профессионального мастерства и опыта зависит конечный результат воспитания дошкольника.

Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

Наиболее значимого результата музыкального воспитания дошкольника можно достичь лишь благодаря слаженной работе воспитателя и музыкального руководителя, решая: основные цели и задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста согласно ФГОС:

  • Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
  • Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
  • Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
  • Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей:

  • Умственное: Дети получают знания о различных сторонах  и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный  опыт.
  • Нравственно - волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно  заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности
  • Физическое: В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.
  • Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно  ее  чувствовать, познают прекрасное.
  • Певческие навыки:  Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.

Педагогу – воспитателю важно не только понимать и любить музыку, уметь выразительно петь, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на музыкальных инструментах. Самое существенное – уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.

Воспитывая ребёнка средствами музыки, педагог должен понимать её значение для всестороннего развития личности и быть её активным проводником в жизнь детей. Очень хорошо, когда дети в свободные часы водят хороводы, поют песни. Подбирают мелодии на металлофоне. Музыка должна пронизывать многие стороны жизни ребёнка. Направлять процесс музыкального воспитания в нужное русло может лишь тот, кто неотрывно работает с детьми, а именно – воспитатель. Но для этого воспитатель должен иметь необходимые знания в области музыки. В дошкольных средних и высших учебных заведениях будущие воспитатели получают широкую музыкальную подготовку: учатся играть на инструменте, петь, танцевать, овладевают методикой музыкального воспитания. В детском саду работу по повышению уровня музыкальных знаний, развитию музыкального опыта коллектива педагогов ведёт музыкальный руководитель.

Наличие в детском саду двух педагогов – муз. руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам. Если все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит муз. руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Непонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», муз. руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя. Воспитатель обязан:

  • Развивать самостоятельность, инициативу детей в исполнении знакомых песен, хороводов в различных условиях (на прогулке, утренней гимнастике, занятиях), содействовать тому, чтобы дети выражали свои музыкальные впечатления в творческих играх.
  • Развивать музыкальный слух, чувство ритма детей в процессе проведения музыкально – дидактических игр.
  • Углублять музыкальные впечатления детей путём слушания музыки в аудиозаписи.
  • Знать все программные требования по музыкальному воспитанию, весь репертуар своей группы и быть активным помощником музыкального руководителя на музыкальных занятиях.
  • Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми своей группы в случае отсутствия музыкального руководителя (по причине отпуска или болезни).

Часто воспитатели допускают следующие ошибки на занятиях:

1. Воспитатель сидит с безучастным видом.

2. Воспитатель перебивает исполнение.

3. Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания    быть не может).

4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).

Активность воспитателя зависит от трех факторов:

1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2. От раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании

3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей:

1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.

2. При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)

3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.

4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте

5. Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми

6. Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.

7. Знает приемы кукловождения.

Существует  2  формы работы музыкального руководителя с воспитателем

Индивидуальные  консультации: проводятся 1 раз в 2 недели.

Содержание консультаций:

  • Знакомство с задачами предстоящих занятий;
  • Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские песни, пляски);
  • Продумывание форм индивидуальной работы с детьми;
  • Продумывание внесения музыки в быт;
  • Беседы об активности воспитателя на муз. занятиях.

Групповые консультации:

  • Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество, двигательное творчество, обучение игре на инструментах);
  • Составление сцен праздника;
  • Обдумывание сюрпризных моментов;
  • Обсуждение различных вопросов;
  • Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей);
  • Разучивание песен для слушания  или  для  их исполнения на праздниках (обращая внимание на чистоту интонации и дикцию);
  • Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений, воспитатели делают более  сложные движения, которые способствуют развитию координации  их движений и общему музыкальному развитию);
  • Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение под определенную музыку);
  • Обучение  воспитателей пользоваться проигрывателем, магнитофоном, совершенствовать знания в области музыкальной грамоты, чтобы он мог по нотам исполнить детскую песенку на музыкальных инструментах, спеть ее;
  • Обучение приемам кукловождения.

Наиболее высокое качество работы может быть обеспечено там, где воспитатели, постоянно повышая свою музыкально – педагогическую квалификацию, становятся активными и умелыми помощниками музыкального руководителя, используют музыкальный материал в повседневной работе с детьми, умеют самостоятельно проводить простейшие музыкальные занятия при необходимости – в отсутствии музыкального руководителя.

Когда у воспитателя уже есть некоторый опыт наблюдений и анализа музыкальных занятий, а также опыт их самостоятельного проведения, он будет вносить свои предложения при обсуждении методических приёмов проведения занятий, стимулировать творчество детей, подсказывать тему, распределять роли, намечать развитие сюжета в играх и инсценировках.

Такая квалификация приобретается воспитателем постоянно, в результате систематического анализа работы специалиста с детьми, его инструктивных занятий с персоналом, выполнения воспитателем постоянно усложняющихся заданий музыкального руководителя.

Имея ввиду постоянное и всестороннее повышение музыкально – педагогической квалификации персонала, музыкант должен не только обучать воспитателей пению, движениям, правильной методике преподнесения музыкального материала, но и повышать общую культуру воспитателей, учить разбираться в элементарных особенностях музыки – в характере произведения, в музыкальной форме (запев, припев, фраза.). Желательно информировать коллектив о знаменательных музыкальных датах, новостях в музыкальном воспитании детей и других вопросах музыкальной жизни.

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте».

Подведем итог - педагогу воспитателю необходимо:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

2. Знать музыкальный материал своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

5. Разучивать движения с отстающими детьми.

6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, колокольчиках, бубне, ложках и др.) .

9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

14. Использовать имеющийся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

17. Принимать активное участие в проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

18. Готовить поэтические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным праздникам.

19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. "Роль воспитателя на музыкальном занятии. Роль ведущего на утреннике

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИРОЛЬ ВЕДУЩЕГО НА УТРЕННИКЕ      Музыкального руководителяЕ. Ю. Пономаренко  Большинство воспитателей понимают, как важно приви...

Выступление на педагогическом совете на тему:«Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста».

В статье раскрываются такие понятия- принципы семейного воспитания,методы семейного воспитания,задачи семьи и влияние семьи на ребенка....

Выступление на педагогическом совете на тему «Роль природы в формировании личности ребенка»

Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой...

Выступление на педагогическом совете на тему «Роль природы в формировании личности ребенка»

Природа ― это вся вселенная с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым) миром. Все жизненные процессы протекают в верхней оболочке Земли ― в биосфере, составной частью которой...

Выступление на педагогическом совете в ДОУ "Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Выступление представлено в виде презентации. В презентации содержится теоретичекая и практическая часть. Имеются фотографии и ссылки....

Выступление на педагогическом совете на тему: «Роль и влияние речи педагога на речевое развитие детей в детском саду»

Русский язык - один из самых богатых языков мира. Недаром о нем говорят "великий, могучий". Актуальная для наших дней проблема - низкий уровень общей речевой культуры, б...

Сообщение на педагогическом совете: «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках в детском саду»

Тема сообщения «Роль воспитателя на музыкальных занятиях и праздниках в детском саду» имеет очень важное значение в образовательном процессе, ведь воспитатель для детей абсолютный авторите...